Духовная традиция и современность

Мир человека => Человек и общество => Тема начата: wayter от 03 пЭТРап 2012, 01:07:38

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Банальность добра
Отправлено: wayter от 03 пЭТРап 2012, 01:07:38
Русский человек всегда хотел быть европейцем, оставшись при этом русским. Это — наша основная национальная мечта. Она же и антиномия: как же совместить одно с другим?

Главное отличие русского мышления от традиционного европейского — маргинальность. Мы живем на краю света (точнее, ощущаем себя живущими на рубеже пространств, на фронтире) и поэтому издревле любим крайнее и крайности. Как очень правильно сказал тот же Леонтьев, русский человек может быть святым, но не честным.

Европейская идея, выросшая из античности через христианство и Просвещение: добродетель — это среднее. Чтобы заслужить прощение перед Богом и спасение, не обязательно каждой каплей слезовой течи распять себя на кресте. Достаточно заботиться о своих близких, платить налоги и выбрасывать мусор в нужное время и в нужном месте.

Банальность добра — вот одна из основных идей современной Европы. Которая при определенных обстоятельствах оборачивается банальностью зла, но это уже неизбежная амбивалентность, ибо в человеческой истории нет ничего абсолютного: ни хорошего, ни плохого. Абсолютное — только Там, Где Нас Нет (пока).

Это, конечно, очень скучно. Поэтому и скучали на Западе многочисленные русские эмигранты, феерические и блестящие, которым так не хватало русской маргинальности. Отсюда и рождались завиральные теории типа евразийства.

C.Белковский

Отсюда (http://www.openspace.ru/society/projects/31848/details/33180/page1/)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: kopernick от 03 пЭТРап 2012, 01:54:42
Вспомнилась фраза из статьи про д-ра Нурбахша и Корбена про то, что мастер ищет не хороших людей, а безумцев-)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: Ева от 03 пЭТРап 2012, 03:51:33
Вспомнилась фраза из статьи про д-ра Нурбахша и Корбена про то, что мастер ищет не хороших людей, а безумцев-)
Вряд ли под "безумцами" имелись в виду психически нездоровые люди: в бытность психиатром недостатка в таких людях Джавад Нурбахш уж наверняка не испытывал. Все-таки склонность к крайностям и неприязнь к банальности мелкобуржуазной добродетели более свидетельствуют о нарциссическом расстройстве ("или все, или ничего", "воровать - так миллион, любить - так королеву"), нежели о безумстве, подобном безумству Маджнуна. А ведь это совсем разные вещи, чтобы не сказать - практически диаметрально противоположные :-)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: kopernick от 03 пЭТРап 2012, 12:06:07
Все-таки склонность к крайностям и неприязнь к банальности мелкобуржуазной добродетели более свидетельствуют о нарциссическом расстройстве ("или все, или ничего", "воровать - так миллион, любить - так королеву"), нежели о безумстве, подобном безумству Маджнуна.


Неужели все население России страдает от этого расстройства?-)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: Ева от 03 пЭТРап 2012, 14:09:38
Все-таки склонность к крайностям и неприязнь к банальности мелкобуржуазной добродетели более свидетельствуют о нарциссическом расстройстве ("или все, или ничего", "воровать - так миллион, любить - так королеву"), нежели о безумстве, подобном безумству Маджнуна.

Неужели все население России страдает от этого расстройства?-)

Нет, разумеется, не все. Но когда такой подход уже стал частью местной культуры, то нездоровые идеи незаметно впитываются с первых дней жизни и становятся частью личности.
Тут вспоминается Станислав Ежи Лец: "Все-таки в дерьме что-то есть, миллионы мух не могут ошибаться".
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: kopernick от 03 пЭТРап 2012, 14:51:18
Но когда такой подход уже стал частью местной культуры, то нездоровые идеи незаметно впитываются с первых дней жизни и становятся частью личности.

А он действительно стал частью местной культуры? По-моему, то, что говорит Белковский, это больше из серии "французы повернуты на сексе, итальянцы - на макаронах" и т.п.
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: Ева от 03 пЭТРап 2012, 16:05:12
Но когда такой подход уже стал частью местной культуры, то нездоровые идеи незаметно впитываются с первых дней жизни и становятся частью личности.

А он действительно стал частью местной культуры? По-моему, то, что говорит Белковский, это больше из серии "французы повернуты на сексе, итальянцы - на макаронах" и т.п.

Нет, не совсем. Безусловно, в каких-то моментах он несколько утрирует, обобщает. Российское общество идейно неоднородно; но какие-то черты этого общества весьма характерны и стали, несомненно, частями массовой культуры. Славянофильство, почвенничество, евразийство - популярность этих течений и их примитивных производных в России говорит, как мне кажется, сама за себя. В Европе существовало единственное сопоставимое с ними идеологическое направление - пангерманизм, и после краха нацистской Германии к идеям пангерманизма сами немцы относятся с очень большой настороженностью (а в кальвинистских странах даже сама возможность широкого распространения подобных идей кажется весьма сомнительной).
В России же отсутствует настороженность общества по отношению к таким идеям (как, впрочем, отсутствует она и во многих азиатских странах - Индии, Иране, Китае). То, что Соловьев (а до него за полторы сотни лет - Карл Людвиг Бёрне) назвал "национальным эгоизмом", мало отличается от эгоизма индивидуального и от индивидуального нарциссизма по своей сути, так как базируется на убежденности в собственной исключительности, уникальности; вере в свою великую миссию; отвращении к рутинному труду и ощущении превосходства над другими по факту своего рождения и существования. К этому можно еще добавить наличие исключительно внешнего локуса контроля и вследствие этого - постоянное обвинение других в собственных неудачах.
При этом, кстати, игнорируется и то, что христианство и ислам, в частности, утверждают равенство верующих вне зависимости от расы и национальности.
Так что любовь народная к фильмам типа "Брат", и пословицы в духе "от работы кони дохнут", и евразийство - одного поля ягоды, если поглубже копнуть, имхо :-)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: муму от 03 пЭТРап 2012, 21:33:01

Какая картина: добро - банальное и c кулаками (http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=4ec7308fda7f6c50).
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: tool от 03 пЭТРап 2012, 23:00:59
Российское общество идейно неоднородно ...

Есть какие-то исследования научные по российской идентичности? Данные кто-то собирал? Систематически наблюдал?
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: Ева от 03 пЭТРап 2012, 23:32:09
Российское общество идейно неоднородно ...

Есть какие-то исследования научные по российской идентичности? Данные кто-то собирал? Систематически наблюдал?

Разумеется. ВЦИОМ и Левада-Центр (кроме них, еще несколько институтов и международных организаций) регулярно именно этим занимаются, причем исследуют и динамику процессов. Из опубликованных работ одними из наиболее интересных, с моей точки зрения, являются статьи Льва Гудкова и Бориса Дубина.
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: tool от 03 пЭТРап 2012, 23:36:46
Разумеется. ВЦИОМ и Левада-Центр регулярно именно этим занимаются, причем исследуют и динамику процессов. Из опубликованных работ одними из наиболее интересных, с моей точки зрения, являются статьи Льва Гудкова и Бориса Дубина.

ВЦИОМ и Левада-Центр это соцопросы в смысле?  Исследования идентичности по соцопросам затруднительно проводить.
Гудков и Дубин из Левада-Центр :)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: Ева от 04 пЭТРап 2012, 00:59:12
Разумеется. ВЦИОМ и Левада-Центр регулярно именно этим занимаются, причем исследуют и динамику процессов. Из опубликованных работ одними из наиболее интересных, с моей точки зрения, являются статьи Льва Гудкова и Бориса Дубина.

ВЦИОМ и Левада-Центр это соцопросы в смысле?  Исследования идентичности по соцопросам затруднительно проводить.
Гудков и Дубин из Левада-Центр :)

Гудков до ухода в Левада-Центр руководил отделом во ВЦИОМе, и его исследования идентичности относятся к периоду его работы там.
А как проводятся эмпирические исследования динамики идентичности, если не по опросам? :-) Ведь любая теоретическая база в социологии очень мало чего стоит без эмпирического подтверждения.
Еще, кстати, рекомендую глянуть книгу "Русские: этносоциологические исследования", от института социологии РАН. Там тоже много статистической информации, по опросам. И как раз по вопросу идентичности современных русских. И про неоднородность тоже есть.
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: tool от 04 пЭТРап 2012, 06:49:26
А как проводятся эмпирические исследования динамики идентичности, если не по опросам? :-)
Ведь любая теоретическая база в социологии очень мало чего стоит без эмпирического подтверждения.

Это опросы общественного мнения(!).
По таким опросам 100% населения может оказаться с доходами выше среднего, например :)
Промеры фактические нужны для эмпирического подтверждения, а не только мнение.
Хорошие многочисленные примеры разницы анализов мнений и промеров дает, например, М. Пенн, К. Залесн "Микротенденции".

Еще, кстати, рекомендую глянуть книгу "Русские: этносоциологические исследования", от института социологии РАН. Там тоже много статистической информации, по опросам. И как раз по вопросу идентичности современных русских. И про неоднородность тоже есть.

А почему не Дугина, например? :) 
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: Ева от 04 пЭТРап 2012, 16:19:15
А как проводятся эмпирические исследования динамики идентичности, если не по опросам? :-)
Ведь любая теоретическая база в социологии очень мало чего стоит без эмпирического подтверждения.
Это опросы общественного мнения(!).
По таким опросам 100% населения может оказаться с доходами выше среднего, например :)
Промеры фактические нужны для эмпирического подтверждения, а не только мнение.
Хорошие многочисленные примеры разницы анализов мнений и промеров дает, например, М. Пенн, К. Залесн "Микротенденции".

Во-первых, опросы, по которым дана информация в книге "Русские..." - это не опросы общественного мнения. Опросы общественного мнения отличаются от собственно социологических опросов тем, что первые проводятся для выяснения мнения людей по конкретному событию или ситуации.
А промеры (кстати, вообще это слово мне не встречалось, может, это так переведено слово "измерения"?) разве не на основании опросов проводятся? (Впрочем, дальше мы рискуем уйти в уточнение терминов и их переводов на русский язык, а это мало что добавит к теме топика, имхо).
Ну и теория измерений развивается, при использовании математического анализа (все-таки значимость работ Стивенса еще никто не отменял) эмпирическое исследование считается вполне научным.

Еще, кстати, рекомендую глянуть книгу "Русские: этносоциологические исследования", от института социологии РАН. Там тоже много статистической информации, по опросам. И как раз по вопросу идентичности современных русских. И про неоднородность тоже есть.

А почему не Дугина, например? :)

Я не встречала у Дугина работ, основанных на эмпирическом материале. Его работы в других областях являются не научными, а псевдонаучными, и это легко доказать на фактическом материале - его работа "Эволюция парадигмальных оснований науки" есть в сети, и к научным ее никак отнести нельзя :-). А работ по социологии, кроме теоретических (а как известно, теория в социологии мало что значит без эмпирических исследований), я не встречала. Но если есть такие, я бы ознакомилась. Учитывая содержание его лекций и статей, научности там ожидать трудно, но мало ли вдруг...
Кстати, та самая книга "Русские...", как мне кажется, содержит материалы, которые вполне наглядно показывают, почему идея евразийства, проповедуемая Дугиным, - это химера и даже более того.
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: tool от 04 пЭТРап 2012, 22:32:53
Во-первых, опросы, по которым дана информация в книге "Русские..." - это не опросы общественного мнения.

Ну хорошо, что с ВЦИОМ и Левада-Центр разобрались :)
Книга "Русские...", похоже, о русском этносе, а не о российской идентичности, и проходит по рубрике "Этносоциология".

Я не встречала у Дугина работ, основанных на эмпирическом материале.
Его работы в других областях являются не научными, а псевдонаучными, и это легко доказать ...

Привет:
Цитировать
С сентября 2008 года Александр Дугин становится профессором МГУ им. М. В. Ломоносова и возглавляет Центр консервативных исследований — общероссийскую социологическую организацию, ставящую своей целью развитие и становление консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры. С февраля 2009 года Дугин читает на соцфаке МГУ курс лекций по «структурной социологии».

Это я не потому, что Дугина люблю, если что, а потому что "научный" или "не научный" не сердцем вопрос решается :)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: Меркадор от 04 пЭТРап 2012, 23:51:03
У нас, русских, есть боязнь силы, есть вечное подозрение, что всякая сила от дьявола. Русские - непротивленцы по своему духу. Сила представляется всегда насилием и жестокостью. Быть может, потому русские стали такими, что в истории своей они слишком много страдали от насиловавшей их, над ними стоящей силы. Мы не привыкли на силу смотреть с моральной точки зрения, как на дисциплину духа, как на закал характера. Из инстинкта самосохранения русский народ привык подчиняться внешней силе, чтобы она не раздавила его, но внутренно он считает состояние силы не высшим, а низшим состоянием. Таким создала русский народ история. В нравственных сомнениях, вызываемых силой, есть своя правда. Вопрошения Л. Толстого не могут быть названы недоразумением. В них чувствуются великие вопрошения всего русского народа, его своеобразный моральный склад. Но в русском непротивлении есть опасный, расслабляющий уклон, уклон от христианства к буддизму. Быть сильным духом, не бояться ужасов и испытаний жизни, принимать неизбежное и очистительное страдание, бороться против зла - остается императивом истинно-христианского сознания. Русские всего более нуждаются в закале характера. Русская доброта часто бывает русской бесхарактерностью, слабоволием, пассивностью, боязнью страдания. Эта пассивная доброта, всегда готовая уступить и отдать всякую ценность, не может быть признана таким уж высоким качеством. Есть доброта активная, твердая в отстаивании ценностей. Только к такой доброте нужно призывать. И нужно противиться расслабляющему и размягчающему ужасу перед болью и жестокостью жизни.

Н.Бердяев

http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1918_15_22.html
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: Ева от 05 пЭТРап 2012, 01:24:10
Привет:
Цитировать
С сентября 2008 года Александр Дугин становится профессором МГУ им. М. В. Ломоносова и возглавляет Центр консервативных исследований — общероссийскую социологическую организацию, ставящую своей целью развитие и становление консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры. С февраля 2009 года Дугин читает на соцфаке МГУ курс лекций по «структурной социологии».
Это я не потому, что Дугина люблю, если что, а потому что "научный" или "не научный" не сердцем вопрос решается :)

Не секрет, что в некоторых странах должность совсем не свидетельствует о научности идей: например, Лысенко и Лепешинская - те вообще академиками были, но идеи их от этого более научными не сделались :-) Да и по сей день Амвросии Выбегалло не переводятся.
Повторюсь: то, что я читала из работ Дугина, критериям научности не соответствует ну никак, имхо. У других людей может быть другое мнение и другая информация. Приводите примеры, факты, мнения, материалы - разберем, покритикуем (правда, лучше будет это делать в отдельной ветке форума) :-)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: tool от 05 пЭТРап 2012, 08:16:45
Не секрет, что в некоторых странах ...

Проще никак объяснить нельзя несоответствие твоего мнения о Дугине и фактов его биографии?

должность совсем не свидетельствует о научности идей ...

Извиняюсь, но и наукообразность формы не свидетельствует о качестве или научности идей(и публикации).
Вот и о российской идентичности спекуляции одни, исследований достойных как-то не видно :)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: nisso от 05 пЭТРап 2012, 11:43:21

Какая картина: добро - банальное и c кулаками (http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=4ec7308fda7f6c50).
Какая картина: добро - банальное и вне закона
"банальность" (этимология) - http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Картина такая: добро "забаненное" -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD_(%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82)
 :) :) :)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: Ева от 08 пЭТРап 2012, 00:15:07
Проще никак объяснить нельзя несоответствие твоего мнения о Дугине и фактов его биографии?
Несоответствия я никакого не вижу. Мое мнение - это мое мнение, и оно не обязано соответствовать чьим-то представлениям о чьей-то биографии (особенно если человек мне лично незнаком). Я ориентируюсь не на биографию или должность, а на слова и действия самого человека.
Кроме того, попытки психоанализа собеседников или оппонентов на форуме - дело не только неблагодарное, но и не соответствующее правилам сетевого этикета:
Цитировать
Не пытайтесь угадывать мотивацию участников форума и не прибегайте к аргументам типа: "На самом деле за Вашими словами скрыт тот-то и тот-то смысл", "Вашей истинной мотивацией в этом высказывании было то-то и то-то" - по умолчанию подразумевается, что Ваш собеседник думает именно то, что говорит.
из правил форума (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=106.msg15426#msg15426)

Во-первых, опросы, по которым дана информация в книге "Русские..." - это не опросы общественного мнения.

Книга "Русские...", похоже, о русском этносе, а не о российской идентичности, и проходит по рубрике "Этносоциология".

Я не считаю, что гадание по рубрике дает исчерпывающую информацию о содержании книги и делает критику книги убедительной:-)

Я не встречала у Дугина работ, основанных на эмпирическом материале.
Его работы в других областях являются не научными, а псевдонаучными, и это легко доказать ...

Привет:
Цитировать
С сентября 2008 года Александр Дугин становится профессором МГУ им. М. В. Ломоносова и возглавляет Центр консервативных исследований — общероссийскую социологическую организацию, ставящую своей целью развитие и становление консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры. С февраля 2009 года Дугин читает на соцфаке МГУ курс лекций по «структурной социологии».
Это я не потому, что Дугина люблю, если что, а потому что "научный" или "не научный" не сердцем вопрос решается :)

Однако о наличии у Дугина научных работ, основанных на эмпирических исследованиях, Ваш ответ ничего не говорит.

должность совсем не свидетельствует о научности идей ...
Извиняюсь, но и наукообразность формы не свидетельствует о качестве или научности идей(и публикации).
Вот и о российской идентичности спекуляции одни, исследований достойных как-то не видно :)

Непонятно, какое отношение Ваша фраза имеет к моей? Она ее ни опровергает, ни подтверждает никаким образом.
А вот доказательство Вашего утверждения, что достойных исследований насчет российской идентичности нет и есть только одни спекуляции, неплохо было бы и привести.
Начнем хотя бы с того, что исследования группы социологов из Института социологии РАН базируются на общепринятой в мире теории измерений (то есть на использовании математической статистики).
Если Вы считаете, что использование этого метода дает невалидные результаты, то предоставьте, пожалуйста, доказательства своей точки зрения.
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: tool от 08 пЭТРап 2012, 02:40:17
Кроме того, попытки психоанализа собеседников или оппонентов на форуме -
дело не только неблагодарное...

Попытки психоанализа? Ну, Ок, если так выглядит психоанализ теперь,
то не буду его применять на форуме :)

Я не считаю, что гадание по рубрике дает исчерпывающую информацию о содержании книги и делает критику книги убедительной:-)

Гадание? Книга называется "Русские : этносоциологические исследования".
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: tool от 09 пЭТРап 2012, 02:50:46
Российская идентичность в социологическом измерении, аналитический доклад 2007 года, Институт социологии РАН

Доклад в PDF (http://www.isras.ru/files/File/Doklad/Doclad_Rus_Identity.pdf)
Название: "Новое варварство" как проблема российской цивилизации
Отправлено: wayter от 07 дХТаРЫп 2012, 11:20:39
 А.Кара-Мурза в своей книге "Новое варварство" как проблема российской цивилизации" пишет: "Русская цивилизация структурировалась как "военный лагерь" (об этом писали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, А.А. Кизеветтер), когда непосредственное материальное производство (осуществляемое "тягловым сословием") было подчинено системе распределения жизненных ресурсов среди "служилого сословия" (читай - опричники, жандармы, судьи, офицеры МВД, братки. - А.С.К.), обеспечивающего защиту и руководство, духовную интеграцию социума". Иными словами - наработанное тружеником отнималось и распределялось. Это и называется "корпоративно-дистрибуционный принцип".

 Это означает, что не столь важно, что и как производится, - важно то, как это распределяется. Собственно, такое общество и называется "варварским обществом". Почему этот тип общества философ Соловьев считает варварским?


В статье "Птенцы Петра Великого" (1861) он задается вопросом: "Что такое общество варварское и общество цивилизованное? Какое существенное различие между ними?". И отвечает: "Основной признак варварства есть... стремление самим не делать ничего или делать как можно меньше и пользоваться плодами чужого труда, заставлять другого трудиться на себя...".

В противоположность этому обществу существует более высокая ступень развития общества, - где личность стремится к развитию собственных ценных качеств.


Всех, естественно, мучает вопрос: когда же происходит переход от "варварства" к "цивилизации"? Философ Соловьев отвечает: "Общество выходит из состояния варварства, когда является и усиливается потребность в честном и свободном труде, стремление жить своим трудом, а не на счет других; человек растет нравственно трудом, общество богатеет и крепчает..."

А. Кончаловский

РГ отсюда (http://rg.ru/2012/02/07/konchalovski.html)
Название: Re: "Новое варварство" как проблема российской цивилизации
Отправлено: tool от 07 дХТаРЫп 2012, 14:22:46
Философ Соловьев отвечает: "Общество выходит из состояния варварства, когда является и усиливается потребность в честном и свободном труде, стремление жить своим трудом, а не на счет других; человек растет нравственно трудом, общество богатеет и крепчает..."

Повезло философу Соловьеву! Не дожил до информационного общества и экономики финансовых услуг :)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: plot от 07 дХТаРЫп 2012, 16:08:33
Имхо, интересная книга (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/145202/Kradin_-_Politicheskaya_antropologiya.html) в связи с обсуждаемой темой.
Название: Re: "Новое варварство" как проблема российской цивилизации
Отправлено: San от 12 дХТаРЫп 2012, 02:00:46
В статье "Птенцы Петра Великого" (1861) он задается вопросом: "Что такое общество варварское и общество цивилизованное? Какое существенное различие между ними?". И отвечает: "Основной признак варварства есть... стремление самим не делать ничего или делать как можно меньше и пользоваться плодами чужого труда, заставлять другого трудиться на себя...".

В противоположность этому обществу существует более высокая ступень развития общества, - где личность стремится к развитию собственных ценных качеств.


Всех, естественно, мучает вопрос: когда же происходит переход от "варварства" к "цивилизации"? Философ Соловьев отвечает: "Общество выходит из состояния варварства, когда является и усиливается потребность в честном и свободном труде, стремление жить своим трудом, а не на счет других; человек растет нравственно трудом, общество богатеет и крепчает..."

О, и как же эти рассуждения применяются к сегодняшнему дню?

Создание компаний, во главе которых находится один человек. Передавший все обязанности штату компании, а сам производящий минимальную деятельность: контроль и снятие денег со счетов. Это, очевидно, и есть "стремление самим не делать ничего или делать как можно меньше и пользоваться плодами чужого труда, заставлять другого трудиться на себя".

Идёт же этот подход из колыбели бизнеса - из США. И далее, по всему миру. Хотя нет, ещё раньше - из основ цивилизации. Когда рабы ещё в Древнем Риме и Древней Греции всем обеспечивали своих хозяев. Параллельно с ними существовали и другие слои общества, в которых развивались такие понятия как... демократия, ну и другие. С которых мы и взяли, как по кальке, основы для нашего нынешнего общества. Между тем, в его основе лежит рабство: пока сотни миллионов рабов каждый день трудятся от зари до зари на монотонных работых, десятки миллионов имеют возможность трудиться мысленно, ради единиц миллионов, которые имеют возможность только командовать. Но и те оплачиваются десятками тысяч, которые живут в своё удовольствие.
Поэтому, по принципу "если А=В и В=С, то А=С", следует, что раз варварское общество = труд большинства на меньшинство, а труд большинства на меньшинство = основам западной цивилизации, то...

Далее.
"Общество выходит из состояния варварства, когда является и усиливается потребность в честном и свободном труде, стремление жить своим трудом, а не на счет других; человек растет нравственно трудом, общество богатеет и крепчает"

Именно это качество человека внимательный исследователь мира может найти не где-то далеко, а хотя бы в российской глубинке, среди тех простых работяг, которые с одной стороны пьют от безысходности, с другой - говорят, что они готовы трудиться ради своей семьи, и трудились, пока не развалился их завод, их предприятие, где у них было рабочее место. А это - "обычный люд". Это действительно, если пообщаться с ними, нравственно богатые люди, но только частично: их единственная опора в жизни - это труд и привнесённые извне идеи будущего, которые выбиты из-под них вместе с развалом их окружающего мира (называемым ими, впрочем, более глобально: развалом России). Среди тех же людей можно обнаружить взаимоподдержку ("мне помог Колян, теперь я его должник" - вот они уцелевшие остатки чести и совести, и не у интеллигенции, у простых людей) - а это особенность общинного строя, никак не иерархического или рабовладельческого.

Кроме того.
Описания римскими и византийскими историками "варварской" Скифии, а затем и Руси нередко сообщают нам об общинном образе жизни, в котором так или иначе, каждый по-своему, но трудились все. И своим трудом обеспечивали себя. И даже правители - цари или князья - находились в своей роли только временно, а затем могли быть изгнаны с этого поста на общем собрании.
При этом, в режиме такого всеобщего труда, хватало времени и сил и на празднества, и на пиры, и на торговлю и военные походы.

Между тем, это и сегодняшняя тенденция наиболее творческой прослойки общества: создавать своими руками, творить для себя и друзей, и для мира, для всех желающих. Это и самовыражение, и заработок, и украшение пространства вокруг себя. Та же русская архитектура, с 10-го века по 20-й, неуклонно теряет свою красоту. Достаточно просто проследить. На красоту человек тратит время и силы только тогда, когда внутренне находится в должном состоянии. Есть свободное время. Есть сытость и удовлетворённость жизнью. Упрощение форм означает упрощение жизни духа, т.е., упадок. И ещё: для своих - хочется украсить. На поток - сделать бы хоть как, да побыстрее...

Таким образом, пассаж, процитированный в начале этого сообщения, показывает всю перевёрнутость понимания нами нашей сегодняшней жизни и структуры нашего мира.

Подчинение одними других - варварство? Варварство. Но с этого начинается историческая цивилизация. Рабы построили пирамиды. До того все вместе трудились в "общинно-родовом" строе, и попробуй там не потрудись. Но труд облагораживает, возвышает и т.д. - справедливо? Справедливо. В Европе у многих жителей сегодня есть возможность существовать на дотации государства, и они это делают. Результат - высокий уровень социальной апатии.

Так где же - варварство, а где - цивилизация? Спасибоза цитату Соловьёва. Она позволила сформулировать перевёрнутость нынешних парадигм и показать их максимально остро. А ведь история говорит сама за себя, если только отбросить общепринятые ярлыки и определения. Такие, как понимание отсталости "общинно-родового" строя. Не путать с "первобытно-общинным".

Реплики в стиле "и что теперь, назад к пещерам?", упреждая, назовём передёргиванием. Не всё так просто, конечно же.
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: wayter от 20 ЬРавР 2012, 15:48:15


Европейская идея, выросшая из античности через христианство и Просвещение: добродетель — это среднее. Чтобы заслужить прощение перед Богом и спасение, не обязательно каждой каплей слезовой течи распять себя на кресте. Достаточно заботиться о своих близких, платить налоги и выбрасывать мусор в нужное время и в нужном месте.

Банальность добра — вот одна из основных идей современной Европы.

Это, конечно, очень скучно.


‎...Несчастна страна, которая нуждается в героях.

 Б. Брехт.

Отсюда (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1793/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: wayter от 20 ЬРавР 2012, 16:50:12
Банальность добра означала бы, что Высшее благо проникает повсюду, а не только обитает в сердцах героев и святых.
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: wayter от 26 ЬРавР 2012, 00:29:10
Русская культура, как известно, отмечена дуализмом своих ценностных установок, о чем писали и русские мыслители начала 20-го века (Н. Бердяев, Д. Мережковский, С. Аскольдов), и ученые-гуманитарии конца века (Ю. Лотман, Б. Успенский, С. Аверинцев). В этой культуре заострены все крайности: Бог и дьявол, святость и грех, духовное и плотское, религия и атеизм, рай и ад, христианство и язычество, Богочеловек и Человекобог, Христос и Антихрист... Между этими полюсами нет нейтральной полосы, где размещались бы собственно человеческие ценности, ценность естественного, обычного, не высоко-самоотверженного и не хищно-своекорыстного.  Даже когда русская культура предпринимает попытку соединить свои полюса, это осуществляется путем их прямого сопряжения, взрывного синтеза, как в образах "всечеловека" у Достоевского – Дмитрия Карамазова, Николая Ставрогина, созерцающих одновременно нижнюю и верхнюю бездны, идеал содома и идеал Мадонны.
 
 Суть в том, что русской культуре необходимо освоить среднее, "светское" пространство, между идеалами содома и Мадонны, или, по словам С. С. Аверинцева, «область естественного», которая лежит «между небесной областью сверхъестественного и инфернальной областью противоестественного» и которая имеет свой юридический и нравственный закон. Именно в расширении этой средней полосы – исторический смысл секуляризации, развитие которой в послепетровской России 18-го – первой половины 19 вв. было прервано сначала поляризацией интеллигенции (ее раскол на религиозное  и атеистическое крыло), а затем революционным расколом всей страны. Атеизация общества  в 20 в. означала именно срыв секуляризации, поскольку последняя не враждебна религии, а предполагает широкую промежуточную область между высоким и низким, между святостью и зверством.

М.Эпштейн

из FB (http://www.facebook.com/#!/mikhail.epstein/posts/322147441178900)
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: plot от 26 ЬРавР 2012, 08:20:01
Цитировать
Русская культура, как известно, отмечена дуализмом своих ценностных установок
Слышал интересное переложение этого тезиса на язык буддийской мифологии. Как известно, согласно буддийскому учению каждый человек в прошлой жизни находился в одном из шести миров: мир ада, мир претов, мир животных, мир людей, мир асуров, мир богов. Можно это интерпретировать как просто преобладающее состояние ума, характерное для каждой из этих "областей". Так вот, слышал, что один из буддийских учителей сказал как-то, что на Западе большинство людей "родом" из мира людей, а в России таких намного меньше, зато больше тех, кто либо из нижних миров, либо из верхних. Либо ад, либо рай.
Это действительно бросается в глаза, когда приезжаешь на Запад. Там очень много просто-людей - нормальных, вменяемых, доброжелательных. В России люди часто производят впечатление прошедших какое-то аццкое горнило. Кого-то оно сломало, кого-то закалило.
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: wayter от 28 РТУгбвР 2012, 16:02:35


Европейская идея, выросшая из античности через христианство и Просвещение: добродетель — это среднее. Чтобы заслужить прощение перед Богом и спасение, не обязательно каждой каплей слезовой течи распять себя на кресте. Достаточно заботиться о своих близких, платить налоги и выбрасывать мусор в нужное время и в нужном месте.

Банальность добра — вот одна из основных идей современной Европы.


"Граф Алексей Игнатьев, попав на стажировку во Францию в 1902 году, очень удивился, наблюдая за общением французского коллеги с его денщиком:

"Быт офицера устроен иначе. Денщик Фелина детей в колясочке не возит и обязан только ухаживать за конем и чистить сапоги офицера; но он их только чистит, а не снимает и в морду не получает. После русской армии все это казалось странным, даже непонятным".

"Об употреблении солдат к своим услугам и корысти" // Коммерсантъ. Власть. N 34[988]. 27 августа 2012. С.53
Название: Re: Банальность добра
Отправлено: wayter от 22 РЯаХЫп 2013, 22:23:25
11. Всякого и каждого воспитывают, чтобы он стал героем. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в идеологии ур-фашизма героизм – это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Не случайно девизом фалангистов было: Viva la muerte! Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь.

Умберто Эко. Вечный фашизм
Источник (http://www.nationalism.org/library/science/ideology/eco/eco-ur.htm)

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100