Да, Сивый, спасибо за возвращение спорящих к источнику.
"Холод - это нарушение равновесия между организмом и средой. У человека есть возможность восстановить это равновесие при помощи внешних изменений, преобразуя окружающую среду, зажигая огонь и строя жилище".
Интересно, что при этом человек ещё больше нарушает равновесие (между обогретым пространством и остальной средой). А обогретое пространство становится как бы продолжением человека (как инструмент во время работы является продолжением его руки).
"Духовная культура восстанавливает равновесие, преобразуя внутреннее пространство души".
Интересно, что в первом случае восстанавливается равновесие м_е_ж_д_у чем-то и чем-то, а во втором - просто равновесие. И даже не известно, ч_е_г_о (или кого) равновесие. Не думаю, что тут пропущено (по аналогии) "между личностью и обществом". Потому что такое равновесие (предположительно) было возможно лишь в невероятно первобытном обществе (или в племенах, упоминаемых Вадимом, у которых "одна душа на 12 человек").
Ещё интереснее понять до конца аналогию "сопротивления среды": что сопротивляется человеку до такой степени, что он в ответ начинает вырабатывать "духовную культуру" (т. е. религию, искусство, философию)? Тут может быть два способа: или изучить историю (скорее, археологию!:)), те века (или тысячелетия), в которые началась кристаллизация собственно духовной культуры, или просто вспомнить детство (своё или человека, которого хорошо знаешь). Поскольку историю я со школы терпеть не могу, выбора практически нет.
Итак, когда происходит это разделение в жизни человека? Во время первых рассказов родителей об устройстве мира? Или при обращении внимания на то, что стихи (картины) - это
красиво? И да, и нет. Вернее, для меня в первом случае - да, во втором - нет.
Тут всё определяют мотивы. На красоту искусства внимание моё обращали, как правило, меня не спрашивая. Т.е. мой мотив был "терпеливо выслушать, чтобы не обидеть". Об устройстве мира же я обычно задавал вопросы сам. Какую материальную потребность я хотел этим удовлетворить? Потребность была, ясен перец, не имеющая никакой практической ценности. Обыкновенное удовлетворение любопытства. Реакция, так сказать, привлечения. Всё равно - к "кишкам" телевизора, или к земной магме. Но можно ли назвать эту потребность духовной?
Мы отбрасываем предположение, что, впервые заворожённо уставившись на внутренности телевизора, я в тот же момент решил стать мастером по его ремонту. Ну даже если и так. К какой практической цели могло привести (даже в далёком будущем) внимание к "внутренностям" Земли? Или к звёздным туманностям и квазарам? Нет, даже не так... Конечно, фундаментальная наука рано или поздно всегда приносит конкретные плоды. Но учёным движет не это, не желание изобрести что-то полезное для человечества (хотя такой мотив и приписывался "хорошим", "нашим" учёным в советское время). Думаю, учёный прежде всего стремится раскрыть Тайну, познать Неведомое. Всё по той же детской причине - из чистого любопытства... Ну а поскольку Неведомое есть лишь другое название Реальности или Бога, то чем же принципиально отличается учёный от суфия? И почему уважаемый wayter исключил из духовной культуры науку?
- А по определению. Потому что культура, не только по словам wayter'a, но и по какому-то внутреннему моему ощущению, - это действительно то, что возникает в ответ на сопротивление. А "чистое любопытство" вряд ли возникает от сопротивления, противостояния чего-то человеку. Ну то есть сопротивление, конечно возникает. Но уже потом, логически после любопытства. И тогда, в ответ на это сопротивление, вырабатывается "культура научных изысканий". Является ли она духовной?
Какая потребность движет ребёнком, когда он бегает по улице с друзьями? Потребность в движении на воздухе, скажете вы? В начале, может быть, и так. Но я сказал: "с друзьями" (а не просто бегает). Не с незнакомыми сверстниками и не от враждебно настроенных хулиганов. Наверное, это уже потребность в общении. Тоже совершенно нематериальная. Но порождает ли неудовлетворённость этой потребности предметы духовной культуры? Или наоборот, только в процессе общения возможно производство таких предметов (например, произведений искусства)? Или общение происходит с помощью предметов культуры? Запутаться можно. Потому что это, наверное, самая загадочная потребность человека. Она состоит из каких-то более простых частей, мотивов. То есть не может быть началом, отправной точкой, из которой что-то выводится, а сама должна быть предметом достаточно долгого и нудного исследования. Ну её. Во всяком случае, пока.
Лет в 15-17 мне стало страшно, что я умру (может, не скоро, но всё равно страшно). Тогда впервые возник интерес к философии, религии. Какая тут аналогия? Что-то (внешнее, по отношению к человеку, например, холод) порождает боль. Человек, стремясь избавиться от боли, создаёт культуру. Теперь что-то внутри человека (страх) порождает боль. Ну, не всегда сразу так уж и боль - чаще всего какой-то дискомфорт для начала. Но это, думаю, различие количественное. В ответ человек создаёт уже духовную культуру. Или не создаёт, а использует для защиты что-то созданное для этих целей другими ранее. Можно ли сказать, что вся духовная культура является попыткой избавиться, защититься от страха смерти? Для м_е_н_я ответ очевиден, моя "духовная культура" вырабатывается мной именно для этого. Но, по моим наблюдениям, очень многие люди смерти не боятся. Во всяком случае, они совершенно о ней не думают. По разным причинам: некоторым лень думать (или не умеют), другие озабочены тем, чтобы "задницу уберечь и дело сделать" - но всё равно не боятся. Впрочем, их потребности тоже поддерживают религиозно-мистические институты.
Человеку вообще свойственно прибегать в решении своих проблем к помощи магии (чаще всего гадания) или (чтобы уж охватить и другую немалую часть людей) молитвы, т.е. взывать к неким мистическим силам (самому или через третьих лиц). Что же это за проблемы (цели)? Я думаю, вряд ли буфетчик начнёт молиться о том, чтобы в следующий раз его поставщик привёз ему осетрину посвежее: рынок большой, он может просто сменить поставщика (была бы добрая воля)... А вот вор, перед тем как идти на дело, будет молиться, и ещё как! Пойдёт покупать приворотное зелье несчастный влюблённый. Более грамотный человек, решив, например, сменить работу, начнёт
создавать намерение. Биржевой маклер и свечку в церкви поставит (на всякий случай: а вдруг Он есть? :roll:), и услуги астрологов оплатит...
Все эти человеческие цели направлены на решение материальных проблем. Их отличает лишь непредсказуемость результата, при их достижении многое зависит от удачи, от случайности. Можно сказать, что их достижению сопротивляется Случай. Тогда можно добавить ещё один мотив: духовная культура вырабатывается не только от страха смерти, но и от страха перед неизвестностью. Впрочем, можно считать смерть частным случаем Неизвестности. Тогда так. Человек строит лодку, чтобы доплыть до соседнего острова и купить там спичек. Это материальная потребность. Потом человек медленно начинает соображать, что до соседнего острова на лодке можно и не доплыть ("вот Васька, например, в прошлом году не доплыл"). Возникает потребность в уверенности, в надёжности того, на что материально человек повлиять не может. И она удовлетворяется путём "духовного освящения" попом. Или шаманом. Короче, вся эта культура для утешения придумана. Сплошной самообман, ЧСВ и "сказочки"
.