Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Буддизм => Тема начата: plot от 01 РЯаХЫп 2012, 23:37:25

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Буддизм в Иране
Отправлено: plot от 01 РЯаХЫп 2012, 23:37:25
Не так давно состоялся разговор (http://forum.arimoya.info/threads/pax-mongolica.984/page-2) с одним моим знакомым историком, Максимом Александровым, выяснились интересные моменты:
В 13 веке в Иран вместе с монголами проник буддизм. Основатель улуса (с 1256 г.) - Хулагу - был покровителем буддийской школы Дригунгпа. Устойчивое существование буддизма в Иране продлилось примерно лет 40. Но ещё в начале 14 в. Рашид-ад-дин имел консультантов - буддийских монахов из Китая и Кашмира.
Главным центром буддизма в Иране был Ала-даг (область Гарни в Армении, севернее озера Ван), монастырь там был построен в 1261-65 гг. и разрушен видимо в самом конце 13 в. До Газан-хана (хан с 1295) сторонниками буддизма были почти все Хулагиды.( Хулагу, Абага, Аргун, Гейхату, Байду).
Цитировать
Трогательная история ) :  "7 числа месяца раби'-ал-авваль [11 IV] от улуса Нокая приехали гонцы на берег Джуй-и нов и доставили шариль. У идолопоклонников такое [поверье] есть: когда сжигали Шакьямуни-бурхана, его пишдиль, кость прозрачная, подобно стеклянному шарику, не сгорел. Мнение у них такое: если кого-либо, кто достиг высокого положения, подобно Шакьямуни-бурхану, будут сжигать, шариль его не сгорит. Короче говоря, когда его [шариль] везли, Аргун-хан вышел навстречу, его осыпали деньгами, ликовали и несколько дней предавались пиршествам и увеселениям" [Рашид ад-Дин, 1946, с.117-118].
 Дело было в 1288 г. Аргун-хан - правитель Ирана, столица Нокая - Искача в Румынии, сам  Нокай - мусульманин, женатый на дочери византийского императора.
Ещё интересный нюанс, уже не касающийся Ирана, но - суфизма:
Цитировать
Но вот в Улусе Джучи (Золотой Орде) хан Туда-Менгу (1280-87) был ревностным суфием, а хан Тохта (1291-1312) покровительствовал буддизму. (интересно, что сподвижником и (очевидно) зятем первого был святой благоверный князь Фёдор Ростиславич Чёрный
Название: Re: Буддизм в Иране
Отправлено: Ева от 02 РЯаХЫп 2012, 00:03:51
А разве буддизм не существовал в Иране раньше? В Парфии, Бактрии и сопредельных областях, еще две тысячи лет назад? Правда, там был индийский буддизм вроде бы, а не китайский :-)
Название: Re: Буддизм в Иране
Отправлено: plot от 02 РЯаХЫп 2012, 08:16:42
В данном случае речь шла скорее о мусульманском Иране. А изначально разговор был вообще о pax mongolica.
Название: Re: Буддизм в Иране
Отправлено: plot от 02 РЯаХЫп 2012, 08:40:34
Меня главным образом заинтересовало в данном случае то, насколько разнообразной в религиозном смысле была среда в Иране того времени, а ведь это были времена Руми, Саади, Аттара.
Название: Re: Буддизм в Иране
Отправлено: kopernick от 02 РЯаХЫп 2012, 10:54:21
Вообще буддизм к тому времени еще не укоренился среди монголов, даже официальное принятие буддизма Хубилаем случилось чуть позже. Т.е. сами монголы вряд ли могли привнести что-то ценное в смысле буддизма, но способствовать появлению там монахов буддийских могли. Вот нашел любопытный пассаж в книге Леонарда Льюисона про Иран в 13 в.:



AlÇ al-Dawla al-Semnani (1261–1336) was born into a powerful, land-owning family with obvious parallels to the Juwayn¥s.1302
However, where the Juwayn¥s served in the central Diwan, the SimnÇn¥s remained initially in Khorasan serving the governors there and were well placed in Arghun’s court when he eventually came to the west, reigning from 1284–91. The young SemnÇn¥ entered the court in 1275–6, when he was fifteen years old, at the encouragement of his paternal uncle and it was his wont to engage in religious disputes with the Buddhists who were favoured by Arghun. What is interesting in SemnÇn¥’s case is his relationship with his master, the supposed scourge of the Muslims,1303 Arghun Khan. In 1284 during a battle between the forces of Arghun and Sultan Aªmad’s son-in-law Al¥nÇq, SemnÇn¥ had a vision which was to redirect his life. Much against the wishes of Arghun he eventually determined to leave the D¥wÇn and to devote himself to asceticism and the Sufi path.
Название: Re: Буддизм в Иране
Отправлено: plot от 02 РЯаХЫп 2012, 21:11:52
Привожу ответ М.Александрова (к сожалению, он вряд ли придёт сюда, поэтому приходится работать телефонным проводом, а диалог между вами интересен) на Ваш пост:
Цитировать
Вообще буддизм к тому времени еще не укоренился среди монголов
в монгольской администрации было много образованных уйгуров. именно они и были компетентны в буддизме. (интересно, что уйгурский писец и буддийский монах в западных улусах назывались одинаково - бахши).
Название: Re: Буддизм в Иране
Отправлено: kopernick от 03 РЯаХЫп 2012, 10:28:40
Привожу ответ М.Александрова (к сожалению, он вряд ли придёт сюда, поэтому приходится работать телефонным проводом, а диалог между вами интересен) на Ваш пост:
Цитировать
Вообще буддизм к тому времени еще не укоренился среди монголов
в монгольской администрации было много образованных уйгуров. именно они и были компетентны в буддизме. (интересно, что уйгурский писец и буддийский монах в западных улусах назывались одинаково - бахши).


Если говорить не конкретно о монголах, а других народах, привлеченных монголами на службу Империи, то да, безусловно.
Название: Re: Буддизм в Иране
Отправлено: plot от 06 РЯаХЫп 2012, 15:58:31
Ещё от М.Александрова:
Цитировать
К примеру, наместником Хорасана и Мазендарана ок. 1236-42 гг. был буддист Куркуз.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100