Духовная традиция и современность

Разное => Наука, техника, Интернет => Тема начата: wayter от 19 бХЭвпСап 2009, 11:53:20

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Абсурд как метод обучения и просветления
Отправлено: wayter от 19 бХЭвпСап 2009, 11:53:20
В рамках своего исследования Пру и его соавтор Стивен Хайн (Steven J. Heine), профессор психологии из Университета Британской Колумбии, тестировали группу добровольцев, которым давали читать сокращенный и слегка отредактированный вариант рассказа Кафки "Сельский врач", включающий в себя бессмысленную - и в некоторой степени тревожную - череду событий. Вторая группа читала иную версию того же самого рассказа, который был переписан таким образом, чтобы "выправить" сюжет, сделать его более осмысленным. Затем испытуемых просили выполнить ряд грамматических заданий, в ходе которых они должны были отыскивать скрытые закономерности в только что прочитанном тексте. Требовалось, например, отметить сходные фрагменты текста и т.д.

"Люди, которые читали "бессмысленную" историю, отмечали большее количество нужных строк. Очевидно, что в ходе чтения они были как-то дополнительно мотивированы в поисках привычных структур, - говорит Пру. - Что еще важнее, в ходе работы они проявили гораздо большую точность, чем те, кто прочитал более "обыденную" версию истории. То есть первая группа действительно лучше прочувствовала всю модель этого рассказа".

В ходе второго исследования сходные результаты были получены в ходе бесед с людьми, которые испытали на себе отчужденность окружающих из-за каких-то своих не совсем адекватных и противоречивых поступков в прошлом. "Вы испытываете при этом примерно те же ощущения, что и как следует начитавшись рассказов Кафки, - объясняет Пру. - Эти люди чувствуют себя ужасно неуютно, не способны свободно общаться, как прежде, и все это создает подспудное бессознательное желание разобраться в причинах подобной ситуации. Подобное чувство дискомфорта может возникнуть как при погружении в какую-либо сюрреалистическую историю, так и при созерцании своих собственных ошибок, - в любом случае люди хотят от этого чувства дискомфорта поскорее избавиться. Так что они весьма и весьма мотивированы в освоении новых логических моделей".

<...>

был еще дзен-буддизм с его "хлопком одной ладонью" и просветлением, вызываемым напряженными размышлениями над внешне абсурдной ситуацией. Вероятно, монахам абсурд также помогал "конвертировать" свои "когнитивные способности" в иную сферу...

Источник (http://grani.ru/Society/Science/m.157386.html)
Название: Re: Абсурд как метод обучения и просветления
Отправлено: genturis от 21 бХЭвпСап 2009, 23:40:24
Хлопок одной ладонью - фигурирует у ОШО. Это довольно интересный постулат :)


Удалена реклама
 - админ

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100