Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Духовная культура > Обсуждение публикаций

Богослов.ру: "Бедная религия". М. Эпштейн о постатеистической религиозности

<< < (2/3) > >>

wayter:
То, что в начале  1980-х  выразилось в эссе "Бедная религия"  как ожидание и  надежда,  в 1990-е гг. стало подтверждаться массовыми явлениями. Из  атеизма уходило гораздо  больше людей, чем приходило в храмы.   Они уходили - и не доходили, остаются где-то на распутье. Но это распутье, в  сущности, и есть главная точка, где сходятся все пути, - точка единоверия, равного приятия всех вер  как ведущих к единству веры.  Таких верующих в  1990-е гг. оказалось едва ли не больше, чем  исповедующих какую-либо определенную веру. <...>

Чаще всего бедный верующий присоединяется рано или поздно к какой-нибудь исторической традиции, становится православным или иудеем, но гулкое пространство пустыни, раз пережитое, остается в нем навсегда.  Ведь именно  там, посреди мира, безо всяких приготовлений и оглашений, Бог схватил его  за сердце. Почти во всем мире люди  приходят к Богу через храм, куда   вступают еще детьми. В нынешней России люди приходят в храм через Бога. Отсюда  и ощущение тесноты этих каменных стен, стремление их раздвинуть.

М.Эпштейн

Источник

wayter:

--- Цитата: kopernick от 08 ФХЪРСап 2012, 13:30:27 ---Не является ли советский атеизм одной из разновидностей процесса секуляризации, просто более радикальной?


--- Конец цитаты ---

В общем-то, похоже на правду. Не является ли гильотина одним из средств борьбы с перхотью, просто более радикальным, чем шампунь?

kopernick:
Вот отрывок из обзора материалов конференции по религиозной жизни в СССР:



"Конференция предоставила огромный материал о более или менее организованной, более или менее рассеянной lived religion.
В православии церковный «фасад» можно противопоставить и «катакомбной» субкультуре (М. Шкаровский) и множеству более рассеянных форм, таких как сети отношений вокруг исповедников и тайных монахов (Н. Киценко); «бродячие священники» (О. Морозов); старцы и старицы (О. Сибирева); секретные домашние крещения и браки (Н. Шлихта на украинском материале); паломничества к «так называемым святым местам» (как они официально именовались на бюрократическом языке) (С. Такахаси, У. Хун). В исламе мы можем найти очень сходные неформальные практики (А. Ярлыкапов, Р. Мусина, И. Бабич, М. Сафаров). Сходные явления можно зафиксировать и для других религий".


"притом что «форсированная секуляризация» радикально подорвала традиционные устои религий, она же стимулировала религиозное творчество, высвободила активную спонтанную религиозность: так, уже в 1920-е гг. антицерковная политика большевиков привела к обратному эффекту — резкому росту приходской самоорганизации (Г.  Фриз)".

И далее: "Если это так, то советская история в большей степени вписывается в европейский поток секуляризации" (это к вопросу о новизне и уникальности).

Там же упоминается перепись 1937 г., когда 56,7 % назвали себя верующими.

То есть реальная картина была намного сложнее, многообразнее и интереснее, чем представляет Эпштейн. Поэтому его статья мне показалась поверхностной и умозрительной.

kopernick:

--- Цитата: wayter от 07 ФХЪРСап 2012, 23:53:25 ---
Я обнаружил в цитируемом выше отрывке следующие тезисы, приписываемые М.Эпштейну:

1.70-летний атеизм как новое явление мировой истории
2. Атеизм затронул не только интеллектуалов, но и массы.
3. Сформировалось несколько поколений неверующих людей.

Вы пишете: "Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения". Какая именно точка зрения и в чем ее поверхностность?
--- Конец цитаты ---


Эти тезисы не вызывают у меня принципиальных возражений, но вызывают вопросы.


1. 70-летний период атеизма очевидно не был однородным. В 20-30-е гг. были много верующих людей, выросших еще при старой власти, и, видимо, поэтому велась яростная борьба с религией. Но в послевоенное время атеистическая пропаганда была направлена уже не столько против религии, сколько стремилась распространять научное мировоззрение среди населения, задевая религию косвенно.


2. и 3. Атеизм затронул массы. Антирелигиозные идеи овладевали массами и во время Великой французской революции, но, допустим, не в течение такого продолжительного периода времени. Но насколько корректно такое обобщение про поколения сознательно неверующих людей? Атеизм как сознательная позиция вообще не слишком распространенное явление. Обычно у людей равнодушное отношение к религии или верят во что-то, но не считают себя последователями какой-то религии и т.п.  Опять же в 70-80-е возникает увлечение экстрасенсорикой, биоэнергетикой, интерес к восточным учениям и пр. Хотя они не носили массовый характер, тем не менее.



--- Цитировать ---"Наш семидесятилетний атеизм, как его ни называй: массовый, научный, государственный,- был, безусловно, новым явлением в мировой истории.
--- Конец цитаты ---


Да. Но как быть с процессом секуляризации в западных странах и упадком интереса к религии (или изменения религиозных предпочтений) в западных обществах в середине 20 века? Для него также характерно равнодушие или формальное отношение к религии. Не является ли советский атеизм одной из разновидностей процесса секуляризации, просто более радикальной?


Для меня в этой статье слишком много обобщений и суждений, не основанных на фактах (по крайней мере он их не приводит), но, наверное, для публицистической статьи 1996 года это нормально.

wayter:

--- Цитата: kopernick от 07 ФХЪРСап 2012, 12:45:04 ---
--- Цитата: wayter от 07 ФХЪРСап 2012, 02:55:49 ---В своей статье Михаил Эпштейн отмечает, что семидесятилетний атеизм в Советском Союзе был, безусловно, новым явлением мировой истории потому, что он затронул не только интеллектуальные верхи общества, но и разлился в массы, сформировав несколько поколений сознательно неверующих людей.


--- Конец цитаты ---

Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения, имхо. Несмотря на масштабность разрушений, религия каким-то образом выжила и в СССР, о чем свидетельствует и наличие верующих людей в советское время, и резкое их увеличение после распада Союза. Атеистическая пропаганда в позднем СССР носила скорее формальный характер. Но интересно другое. Соня Лурман, исследовательница атеизма и постсоветской религиозности в республике Мари-Эл, пишет, что одним из результатов советской атеистической пропаганды стало распространение "дидактических навыков" (создание различных визуальных материалов, обучение навыкам публичных выступлений, подбор фактов и иллюстраций и пр.) среди значительной части населения по всей стране (поскольку эта пропаганда была устроена так, что требовалась инициатива и работа на местах, а из центра рассылались только общие указания). И когда Союз развалился и началось распространение религий, то одними из наиболее активных неофитов оказались как раз активисты, занимавшиеся прежде атеистической пропагандой, которые успешно использовали свои навыки и опыт для социальной мобилизации верующих. То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)

--- Конец цитаты ---

Я обнаружил в цитируемом выше отрывке следующие тезисы, приписываемые М.Эпштейну:

1.70-летний атеизм как новое явление мировой истории
2. Атеизм затронул не только интеллектуалов, но и массы.
3. Сформировалось несколько поколений неверующих людей.

Вы пишете: "Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения". Какая именно точка зрения и в чем ее поверхностность?

М.Эпштейн не утверждает, что религию удалось полностью искоренить и в стране не осталось верующих.  Очевидно, что в стране оставались храмы и при советской власти, а некоторые люди имели смелость ходить в церковь. Речь идет о том, что выросло поколение людей, которые были преимущественно неверующими.

В обсуждаемой статье М.Эпштейн пишет:

"Наш семидесятилетний атеизм, как его ни называй: массовый, научный, государственный,- был, безусловно, новым явлением в мировой истории. И раньше случались массовые ереси, но они не меняли религиозного ядра мировоззрения, не отменяли веры в Бога, в Священное Писание, в бессмертие души (например, немецкие анабаптисты). И раньше случались периоды вольнодумства, но они затрагивали только интеллектуальные верхи общества, не меняли общего религиозного настроения масс (например, французские просветители).

И только в Советском Союзе воинствующий атеизм разлился в массы, сформировав несколько поколений неверующих людей если и не враждебных религии, то глубоко к ней равнодушных. Если они сами не сносили храмов и не сжигали икон, то никогда и не молились, не призывали имени Бога, забыли о самом его существовании".

* * *

Вы пишете: "То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)". О чем-то сходном говорит и Эпштейн:

"В 1921 году Мандельштам написал, что в советское время все становятся христианами: скудость материальной жизни такова, что остается жить духом святым, и простая домашняя трапеза превращается во вкушение святых даров. "Культура стала церковью... Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда, а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние... ". Далее М.Э. пишет: "Просто жить - уже означает "верить. Такую веру нельзя искоренить, ибо ее храм в каждом доме...".

Сама статья М.Эпштейна, котороя обсуждается в Богослов.ру, здесь

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии