[Это сообщение - повтор из форума
отсюда, тема "Отождествление"]
wayter:
Успенский высказывает мысль, что СВ доступно детям (по-настоящему запоминаются только моменты СВ. Причем эта мысль вступает в противоречие с другой идеей - что СВ это всегда результат сознательной работы, которой дети, само собой, не занимаются.
Можно высказать предположение, что некая форма СВ может быть у детей, поскольку их восприятие непосредственно, то есть не опосредуется личностью - по крайней мере, в меньшей степени, чем у взрослого. То есть дети как бы обладают естественной способностью помнить себя, но не как личность, а более "реально", как неотъемлемую часть своего окружения.
plot:
Видимо, у ребёнка спонтанно в большей степени проявляются моменты когда сознание в значительной степени необусловлено, невовлечёно. Это просто потому, что обуславливающие механизмы ("личность") ещё недостаточно развиты. Это роднит состояние ребёнка с состоянием животного, видимо. Однако это состояние неустойчиво из-за того, что по-настоящему устойчивым и глубоким, фундаментальным что ли, оно может стать лишь при сознательной культивации, посредством развития сати, памятования.
Шаматха, т.е. истинно невовлечённое состояние, может быть достигнуто лишь через развитие сати, т.е. это не просто невовлечённое сознание, но сознание, если можно так выразиться, сознательно бодрствующее и через это - невовлечённое.
Невовлечённость без сати это состояние животного (в моменты, когда отсутствуют причины вовлечения). Это, в терминах Гурджиева, видимо не есть истинное СВ, однако в будущем, во взрослом состоянии оно может дать хороший задел в практике.
Состояние ребёнка или животного не невовлечённое, оно просто не застревает в вовлечённости, не имеет развитую систему или машину вовлечения. Однако в моменты вовлечённости сознание ребёнка поглощается полностью, именно из-за неразвитости сати.
Таковы же, кстати, некоторые умственно отсталые люди. Их неразвитый разум не имеет достаточной мощности чтобы создать ту самую систему-машину. Поэтому их сознание в определённые моменты оказывается минимально обусловленным. Когда нет стимулов к вовлечению, обуславливающие факторы перестают на время воспроизводиться.
Кроме того, разные дети склонны к состоянию этой "псевдо"-невовлечённости в разной степени и с разной глубиной.