Критика практики "бдительности" со стороны дзен-буддизма.
Истинная осознанность, бдительность - путь к просветлению в буддизме. На английский обычно переводится как mindfulness. Очень похоже на самовспоминание.
Mindfulness is calm awareness of one's body functions, feelings, content of consciousness, or consciousness itself. Mindfulness (Pali: sati; Sanskrit: smṛti स्मृति) plays a central role in the teaching of the Buddha where it is affirmed that "correct" or "right" mindfulness (Pali:sammā-sati; Sanskrit samyak-smṛti) is the critical factor in the path to liberation and subsequent enlightenment.
Источник Перевод:
Истинная осознанность это спокойная осведомленность о функциях тела, чувствах, содержании сознания или самом сознании, которая играет центральную роль в учении Будды. Правильная осознанность - критический фактор на пути освобождения и последующего просветления.(Копирую из темы "Можно ли всегда помнить себя"
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6713.msg57885#msg57885 )
* * *
Критика этой концепции со стороны дзен-буддистов:
Stop being mindfulWe should always try to be active coming out of samadhi. For this, we have to forget things like "I should be mindful of this or that". If you are mindful, you are already creating a separation ("I - am - mindful -of - ...."). Don't be mindful, please! When you walk, just walk. Let the walk walk. Let the talk talk (Dogen Zenji says: "When we open our mouths, it is filled with Dharma"). Let the eating eat, the sitting sit, the work work. Let sleep sleep. Kinhin is nothing special. We do not have to make our everyday life into something special. We try to live in the most natural and ordinary way possible. So my advice is: Ask yourself why you practice zazen? If it is to reach some specific goal, or to create some special state of mind, then you are heading in the opposite direction from zazen. You create a separation from reality. Please, trust zazen as it is, surrender to reality here and now, forget body and mind, and do not DO zazen, do not DO anything, don't be mindful, don't be anything - just let zazen be and follow along.
To drive a car well and savely you need long practice and even then you still have to watch out very well not to cause any accident. Nobody can teach you that except the car itself, the action of driving the car itself.
Take care, and stop being mindful!
Источник Перевод вкратце:
Мы должны забыть о таких вещах, как : "Я должен быть бдителен по отношению к тому или другому". Если вы бдительны, вы уже создаете отделение ( "Я - бдителен - по отношению к - ...."). Пожалуйста, не надо быть бдительным! Когда вы хо'дите, просто ходи'те. Пусть ходьба ходит. Пусть разговор говорит (Dogen Zenji говорит: "Когда мы открываем рот, он наполнен Дхармой"). Пусть поедание пищи ест, сидение сидит, работа работает. Пусть сон спит. ... ничего особенного. Мы не должны превращать нашу повседневную жизнь во что-то особенное. Мы стараемся жить наиболее естественным и обычным способом. Поэтому мой совет: спросите себя, почему вы практикуете дзадзэн? Если для того, чтобы достигать какие-то конкретные цели или создать особое состояние психики, то вы идете в противоположном от дзадзэн направлении. Вы создаете отделенность от реальности. Пожалуйста, доверьтесь дзадзэн как оно есть, смиритесь перед реальностью здесь и сейчас, забудьте тело и разум, и не ДЕЛАЙТЕ дзадзэн, не делайте ничего, не практикуйте бдительность, ничем не будьте - позвольте дзадзэну быть и следуйте за ним.
Чтобы водить машину хорошо и безопасно, нужна долгая практика, и даже в этом случае вы все равно должны остерегаться, чтобы не совершить аварии. Никто не может научить вас, кроме самого автомобиля, кроме процесса вождения автомобиля.
Берегите себя и перестаньте быть бдительными!