Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Задали вопрос: почему в суфизме (и в других традициях) для обучения используются притчи.
1) Одна из причин наверняка связана с тем, что нам легче воспринимать образы, чем сухие рассуждения. Истории более иллюстративны и наглядны.
2) Намек часто лучший способ проникнуть сквозь защитные барьеры психики, чем "лобовой удар". Тот же принцип применяется и вообще при обучении в суфизме: если есть возможность намекнуть, это предпочтительный метод по сравнению с нравоучением.
3) Притча дает возможность изложить универсальные идеи на том языке, который знаком слушателю. Иисус говорит простым языком, который понятен его соотечественникам. Прорастающее зерно из его притчи - знакомый предмет, который они все видели.
4) Притчи и истории - хороший фон для метафор и символов, их, так сказать, "естественная среда обитания". Метафоры и символы обладают способностью перебрасывать мостики между вещами, обычно не связанными и дают возможность нового видения и понимания. Символ возвышает предмет, выводит из конкретного восприятия в возвышенное, из этого мира в иной.
5) В некоторых случаях истории и притчи это вынужденная мера, часть "эзопова языка", необходимость в котором связана с местными политическими ограничениями или моральными условностями.
-
Грегори Бэйтсон (известный америк. ученый) имел обыкновение во время своих лекций не давать прямых ответов на задаваемые вопросы, а рассказывать истории.
Когда слушатели высказывали недоумение или даже недовольство по этому поводу, Бейтсон отвечал:
"Что же касается причины, почему я рассказываю так много историй, насчет этого есть анекдот.
Жил-был человек, и был у человека компьютер. Человек спросил у компьютера:
"Рассчитываешь ли ты, что когда-нибудь будешь мыслить, как человек?"
После пощелкиваний и потрескиваний из компьютера вышел листочек, на котором было написано: "Это напоминает мне случай...".
-
по поводу других традиций и не совсем притчи..))
например у иеговистов всё обучение сводится к чтению Святого Писания, разъяснительным беседам и разбору "случаев из жизни" (полётов))
при чем разбор случав занимает бОльшую часть..и чем пример примитивней,..прошу прощения - проще, тем лучше, тем бОльший отклик он получает у собравшихся..
особенно это хорошо чувствуется при многотысячном стадионе..
многие примеры надлежащего поведения не просто рассказываются, а проигрываются как сценки..и некоторые впечатляют))
-
..и чем пример примитивней,..прошу прощения - проще, тем лучше, тем бОльший отклик он получает у собравшихся..
особенно это хорошо чувствуется при многотысячном стадионе..
Да, уж! :)
Помнится читал где-то в советах американским конгресменам:
Предвыборная речь должна быть расчитана на интелект 5-6 летнего ребенка. В противном случае она просто не будет понята.... :)
-
6) Притчи оказывают эстетическое воздействие.
Эмоциональное воздействие историй позволяет переживать описываемые события и получать новый, "виртуальный", опыт, который не всегда доступен в обычной жизни.
Некоторые истории действуют подобно коанам, как своего рода "загадки", которые заставляют фокусироваться на предложенной теме и подталкивают в определенном направлении, когда мы ищем ответ. Когда решение найдено, возникает "озарение", меняющее наше видение.
(к п. 4 - о метафорах и символах)
-
Попробуйте описать листок - вы обнаружите, что "структура" и "описание" никогда не покрывают полностью реальность. "Вещь в себе" - сама вещь - всегда содержит бесконечное количество деталей.
А еще вы обнаружите кое-что об отношениях между структурой (или описанием) и действительностью. Станут очевидными пропуски (промежутки), которые всегда и обязательно остаются непокрытыми описанием: пропуски детали между деталями.
Какой бы мелкоячеистой ни была бы наша сеть описания, мелкие детали всегда ускользают от него. И это не потому, что мы ленивы или небрежны, а потому, что в принципе механизм описания знаковый и прерывный, в то время как переменные, внутренне присущие подлежащему описанию предмету, являются моделируемыми и непрерывными.
Всегда, в любом случае любое измерение или описание - приблизительно.
Притчи, насколько это возможно, сохраняют "непрерывность" сообщения (описания). По сравнению с "плоским", прерывистым структурным сообщением, притчи являются многомерными - "голографическими".
-
опробуйте описать листок - вы обнаружите, что "структура" и "описание" никогда не покрывают полностью реальность. "Вещь в себе" - сама вещь - всегда содержит бесконечное количество деталей.
А еще вы обнаружите кое-что об отношениях между структурой (или описанием) и действительностью. Станут очевидными пропуски (промежутки), которые всегда и обязательно остаются непокрытыми описанием: пропуски детали между деталями.
Уважаемый Sergey,
Цитирование без ссылки на источник нарушает правила нашего форума.
Если цитата приводится, просьба соблюдать правила цитирования. Укажите имя автора и источник. Если цитата из Интернета, дайте ссылку. Если из книги, укажите автора, название книги, а также, по позможности, год и место издания, номер страницы.
Цитаты без указания источника, сделанные под ником участника форума, являются плагиатом.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=15426#15426
-
Спасибо за справедливое замечание.
Приношу свои извинения.
Цитата (вольная) приводилась по работе Грегори Бейтсона "Куда страшатся ступать ангелы".
Может быть, мой поступок несколько оправдает тот факт, что использовав рассуждения Бейтсона, я построил на этом свой вывод, которого не содержится у автора, и в первую очередь хотел поделиться этим соображением, сформулировать которое подтолкнула тема этой ветки:
"Притчи, насколько это возможно, сохраняют "непрерывность" сообщения (описания). По сравнению с "плоским", прерывистым структурным сообщением, притчи являются многомерными - "голографическими".
Так же интересно (в этой же работе), что автор указывает на принципиальное свойство любого описания - его прерывистость, дискретность. Однако, не проводит параллели с двоичным кодом вычислительных машин.
Основываясь на суждениях Бейтсона можно предположить, что "придуманное" человеком двоичное исчисление имеет сущностную основу в "естесственном мире", является базовым в процессах мышления.
... Конечно, очень стыдно для меня быть пойманным на плагиате (пусть и совершенно ненамеренном).
И , поверьте, я очень болезненно это переживаю. Надеюсь, Вы довольны.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской