Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: wayter от 25 дХТаРЫп 2010, 14:01:59

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 25 дХТаРЫп 2010, 14:01:59


"В иронии все должно быть шуткой и всерьез, все простодушно откровенным и все глубоко притворным. Нужно считать хорошим знаком, что гармонические пошляки не знают, как отнестись к этому постоянному самопародированию, когда нужно то верить, то не верить, покамест у них не начинается головокружение".

 Фридрих Шлегель (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85)

* * *
Важнейшее свойство юмора – способность производить эмоциональное отстранение. Другим значимым качеством юмора является способность ослаблять напряжение, как в структуре одной личности, так и в процессе межличностного взаимодействия. Еще одним важным праксеологическим качеством юмора является способность личности достигать кратчайшим путем объективного взгляда на бытие и свое место в нем.


Согласно Ф. Шлегелю, ирония – это такое расположение духа, когда на все смотрят сквозь пальцы, бесконечно поднимаются над всем ограниченным, так же, как и над собственным искусством, добродетелью или гениальностью


Отличительные особенности иронии немецких романтиков – расширение понимания иронии до мировоззренческого принципа. Ирония, регистрируя противоречия во всем без остатка, как в сфере реального, так и идеального, помогает возвыситься над ними. Ф. Шлегель проводит весьма смелую параллель, говоря, что «ирония – внешняя форма парадокса».

И. Бабель подчеркивал: «У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрец разрывает смехом завесу бытия».

Отсюда (http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/laughter/laughter6.php)

* * *

От скольких бед нас спасает ирония, и как тяжела судьба людей, прямо взирающих на вещи.

А.Генис. Сладкая жизнь.М.Вагриус.2004.С.295


* * *

Тема "Сакральная роль смеха"  на старом форуме (http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=9&i=1&t=1).
Тема "Забавный разговор о смехе" (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=1601.msg10277#msg10277)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: Helena от 25 дХТаРЫп 2010, 15:04:22
Ирония и юмор сильного человека, свободного от комплексов и слабостей это одно.Это действительно большая сила

Ирония слабого человека, имеющего множество комплексов ( как правило за этой иронией стоят слабости этого человека)это совсем другое.Такая ирония -слабость.

А если человек пытается подражать авторитету.Осмеивать тех, над кем шутит авторитет,то такая ирония-большая глупость. :)

Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: zet от 25 дХТаРЫп 2010, 15:07:09
В самой сложной жизненной ситуации и в жизни вообще, есть вариант, когда все смеются. Поистине, нельзя научиться этому качеству - находить смешное в трагическом или в глубоко упадочном.
Когда смешно - всё меняется странным образом.
Юмор достоин и лучшего рассмотрения учеными, педагогами, родителями и всеми категориями граждан. Юмор - это магия, лучший её вариант!
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 26 дХТаРЫп 2010, 17:42:06
Ирония и символика воды



"В иронии все должно быть шуткой и всерьез, все простодушно откровенным и все глубоко притворным. Нужно считать хорошим знаком, что гармонические пошляки не знают, как отнестись к этому постоянному самопародированию, когда нужно то верить, то не верить, покамест у них не начинается головокружение".

 Фридрих Шлегель (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85)

«ирония – внешняя форма парадокса»


Посредством иронии происходит размывание твердой позиции, окончательности, завершенности - этих свойств грубого, материального мира. В этом плане ирония, как и смех в целом, подобен воде. Вода - древний символ очищения и возвышения*. Вода - чуть ли не единственный доступный нам объект, символически отражающий свойства более тонкого мира.
 

"Как уже отмечалось ранее, искусство может рассматриваться как некоторое пространство, в котором материальные объекты, а вернее, их семиотические "отпечатки", организуются по определенным законам, более свободным и пластичным, чем законы материального мира.

В чем особенность этой среды? В этом пространстве нет четких границ между различными объектами, там все может быть всем. Такая трансформация материального объекта или явления в художественном произведении аналогична превращению льда в воду: тая, он теряет свою неизменную форму, обретая при этом возможность принимать любую. По мнению Вячеслава Иванова, в художественном произведении происходит некое "освобождение материи". Сила искусства, как пишет Б.Л. Губман, проявляется в том, что "оно как бы возвышается над пространственно-временными пределами индивидуального существования в праве совершать свободный полет над любой точкой универсума, сопрягая явления, принадлежащие прошлому, настоящему и будущему в том порядке, который нужен для выражения авторской идеи"

Отсюда (http://www.sufism.ru/barzah/barzah08.htm)

Один из признаков мистического гнозиса - растерянность, смятение. В терминологии Ибн Араби - хира. Это слово также означает "водоворот" - вращение или кружение вокруг неподвижного полюса (Бога).

Хира это "особого рода растерянность суфия, который видит Бога во всем, который видит Единое множественным, а множественное Единым... явное скрытым и скрытое явным и прочие противоречивые вещи, но это не растерянность потерявшегося или непонимающего человека". ** Отсюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=2074.msg13988#msg13988)

Ирония представляется своего рода методом, вызывающим духовное смятение, разрывающим путы привычного восприятия и возвышающего человека до более тонких уровней бытия. Не случайно смеховому началу уделяется важная роль в духовной традиции, особенно в суфизме.

---------------------------------------------
* Живая, ключевая вода нередко представляется образом всеоживляющего благословения Божия (Исайи XII,3).В обрядовых омовениях Ветхого Завета вода служила образом нравственного очищения евреев, подобно тому, как крещение в Новом Завете служит образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения (Ев.от Иоанна III, 5; Ефес. V, 26 и др.)...  Как вода освежает и живит жаждущего путника, так и спасение человеческое есть чистый источник живой воды. Источник (http://www.symbolsworld.narod.ru/Voda.html)

**  А.Афифи. Та'ликат. - Ибн Араби. Фусус аль-Хикам. Ч.2. Бейрут, 1980
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 12 ЬРавР 2010, 13:50:56
По словам. Е. Леца, "в какие-то моменты сатира (пародия, ирония) действенно и оперативно восстанавливает разрушенное пафосом". (Отсюда (http://magazines.russ.ru/voplit/2001/6/aldf.html)) (Непрямая цитата)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: Эльфик от 16 ЬРавР 2010, 23:51:01
Ирония и юмор сильного человека, свободного от комплексов и слабостей это одно.Это действительно большая сила

Ирония слабого человека, имеющего множество комплексов ( как правило за этой иронией стоят слабости этого человека)это совсем другое.Такая ирония -слабость.

А если человек пытается подражать авторитету.Осмеивать тех, над кем шутит авторитет,то такая ирония-большая глупость. :)



Хорошо сказано! ;D
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 21 ЬРавР 2010, 15:26:24
Сократическая ирония

  Тонкое притворство незнающим, чтобы лучше узнать идеи других.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней".

СОКРАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ
          тонкое притворство невежественным глупцом с целью лучше узнать мысль другого, чтобы потом доказать её ложность.

* * *


Призвание Сократа, открытое ему, как сказано в “Апологии”, дельфийским оракулом, т.е. в конечном счете самим богом Аполлоном, состоит, таким образом, в том, чтобы заставлять других осознать свое собственное не-знание, свою не-мудрость. Исполняя эту миссию, Сократ будет выступать в роли человека, который ничего не знает и простодушно расспрашивает других. Это и есть знаменитая сократическая ирония — притворное неведение; желая дознаться, есть ли кто-нибудь мудрее его самого, Сократ всякий раз с искренним видом просит собеседника разъяснить ему какой-либо вопрос, какое-либо понятие. В “Государстве” один из участников диалога говорит:

Вот она, обычная ирония Сократа! Я уж и здесь всем заранее говорил, что ты не пожелаешь отвечать, прикинешься простачком и станешь делать все что угодно, только бы увернуться от ответа, если кто тебя спросит2.

Недаром в своих беседах Сократ всегда предстает вопрошающим: “ибо он признает, что ничего не знает”, отмечает Аристотель3. “Принижая себя, — говорит Цицерон, — Сократ больше, чем следовало, уступал тем, кого собирался опровергнуть: думая одно и говоря другое, он находил удовольствие в подобном двуличии, что зовется у греков "иронией"”4. Но дело тут вовсе не в двуличии, не в умышленном притворстве, а в своеобразном чувстве юмора, не позволяющем неизменно принимать всерьез и других, и самого себя, поскольку все человеческое, включая и философствование, ненадежно и зыбко, так что здесь едва ли есть чем гордиться.

П. Адо. Что такое античная философия. Иcточник (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ado/05.php)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: zaya от 21 ЬРавР 2010, 22:39:52
Спасибо! Намек понял ;)

Поэтому, Сократище прибегая к известному, и введенному им в обучающую практику познания мира через мир своего "я" методу "диалогов", или "диалектического диалогизма", маскировал этот прием (иронии и самоиронии) под приписываемым ему высказыванием :
 - "Я знаю, что - ничего не знаю".

Хотя на самом деле, уж кто-то, а он-то знал!!!!

А кто-нибудь из Вас знает...?

Кстати, требуется найти 1 ответ на один очччень простой и не сложный вопрос.
Всего один короткий и легкий ответ. Либо - "да", либо -"нет". .
Интерпретации, доказательства и обоснования можно и нужно(!) привести в скобках.
Но повторюсь:
- Верный ответ состоит всего из 1 конкретного и определенного слова (максимум фразы из 2-х - 3-х словосочетаний). 
 
Вопросец чисто в сократовском духе:

- Если "я" знаю, что добродетель это - знание (и наоборот), но при этом "я" знаю, что - ничего не знаю, - добродетелен ли "я" в таком случае? 

P.S.
Так что тот, кто даст 1 единственно возможный верный ответ, может (при желании) надеяться быть "зачисленным" в ученики.
А я заверяю, что подумаю над этим.
Во всяком случае, Сократ бы тоже подумал об этом.
Это и будет главным призом.
А поощрительный, - симпатии и аплодисменты зрителей, чувство гордости за себя, школьных учителей и Родину, а также -  причастности к Прекрасному методу Великого Сократа. 
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 24 РЯаХЫп 2010, 20:30:53
«Когда богиня Деметра тонула в скорби по потерянной дочери, то непристойные шутки «многоумной» Ямбы стали единственным средством, которое вернуло Деметру самой себе. Этот юмористический момент оказался настолько важным, что стал обязательной частью Элевсинских мистерий, где торжественные обряды смерти и возрождения сопровождались самыми земными, порою грубыми шутками и жестами».

Семинар Энн Шерер «Юмор в психотерапии»

Отсюда (http://flogiston.ru/news/education/maap_humor)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: Святлана от 25 РЯаХЫп 2010, 00:59:03
Цитировать
Призвание Сократа, открытое ему, как сказано в “Апологии”, дельфийским оракулом, т.е. в конечном счете самим богом Аполлоном, состоит, таким образом, в том, чтобы заставлять других осознать свое собственное не-знание, свою не-мудрость
Цитировать
  Ещё немного ирронии,немного грустной иронии -- из самой древней истории...Дело в том, как известно, первоначально Храм Дельфийский  with pithy words\с крылатыми словами -- призывом к Человеку познать самого себя, и ничего лишнего, был Святилищем Богини Геи -- Матери-Земли.И Пифон (м.р)на самом деле(говорят:) и был той самой главной Змеёй(ж.р) - Пифией-прорицательницей, видящей сквозь время и предсказавшей появление Пифагора, очарованного Музыкой сфер...
Поэтому, если учитывать и народную молву (особенно в гендерных исследованиях насчёт сексизма в языке и культуре),то именно Змею  и убил солнечный:) Аполлон -- "и сел на её место"... (Куда же делась\куда дели "ужасно страшную" супругу "исчадия глубин, земнородного змея" Пифона -- Дельфинию -- вестницу?...) И почему все такие страшные???
 http://godsbay.ru/antique/apollo.html
  На иностранном беларуском языке при смещении ударения слово "гАдина" превращается в "гадзIна" -- единицу времени, по-русски "час"(Час выбрал нас:). А вот "Час" у нас и есть "Время". Как говорится и у вас, "В добрый Час!"
  PS Кастальский ключ — источник на горе Парнас, посвященный Аполлону и музам. В воде К.к. очищались паломники, приходившие в Дельфы. В современном языке К.к. означает источник вдохновения.http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/linc_glossariy/kastalskiy_kluch.htm
  PS2 Будучи "Дыханием Духа", вдохновение распространяется и на искусство юмора (гумара па-нашаму:)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: poslushnic от 13 ЬРп 2010, 14:31:06
Католический философ и писатель  Г.К. Честертон высказал поразительную мысль: что религия будущего будет в значительной степени основана на высокоразвитом тонком юморе. Это, может быть, некоторое преувеличение, но я думаю, позволю себе парадокс, что мы пока что относимся к юмору недостаточно серьезно. Я полагаю, что он является благотворной силой, оказывающей мощную поддержку тяжело перегруженной в наше время ответственной  морали, и что эта сила находится в процессе не только культурного, но и эволюционного развития.

Лоренц  К. Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008 с. 307

Видимо схожим образом думали некоторые средневековые мыслители когда защищали народную смеховую культуру, помогавшей разрядке перегруженности людей «страхом божьем».  Это культура вобрала в себя карнавальные  празднества, около церковные праздники дураков, пасхальный смех, пародийную литературу  (parodia sacra) пародию на священные тексты и обряды и мн. др.

Так в одной  апологии праздника дураков  говорится: 
...что праздник установлен в самые ранние века христианства нашими предками, которые лучше знали, что они делают. Затем подчеркивается не серьезный, а чисто шутливый (шутовской) характер праздника. Это праздничное увеселение необходимо, «чтобы глупость (шутовство), которая является нашей второй природой и кажется прирожденной человеку, могла бы хоть раз в году свободно изжить себя.  Бочки с вином лопнут, если время от времени не открывать отверстия и не пускать в них воздуха. Все мы, люди, – плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха божьего.
....

Смех на празднике дураков вовсе не был, конечно, отвлеченной и чисто отрицательной насмешкой над христианским ритуалом и над церковной иерархией. Отрицающий насмешливый момент был глубоко погружен в ликующий смех материально-телесного возрождения и обновления. Смеялась «вторая природа человека», смеялся материально-телесный низ, не находивший себе выражения в официальном мировоззрении и культе.


М.М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. гл.1
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Baht/01.php
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: poslushnic от 14 ШоЫп 2010, 02:26:03
"Чувство юмора" и "чувство сострадания".

Обычно слово юмор ассоциируется у большинства людей со словом сатира, главным образом благодаря названиям соответствующих разделов в журналах и газетах. Значительно реже слова “чувство юмора” ассоциируются со словом “остроумие”. И совсем никогда не приходилось нам встречать рядом слова “чувство юмора” и “чувство сострадания”. Между тем эти два чувства при всём различии имеют много общего.
...
На определённой ступени развития сознания ребёнок оказывается в состоянии представить себя на месте другого, силой воображения “перенести” чужую боль на себя. Именно в этот период у детей могут формироваться такие чувства, как жалость и сострадание.

Но этого мало. Ребёнок, оказывается, способен выполнить и в известном смысле противоположную операцию, более трудную — представить себя со стороны, как бы чужими глазами увидеть себя и свои поступки. Именно эта способность служит одной из предпосылок формирования чувства юмора, чувства, которое позволяет отыскать смешное в себе самом.

Таким образом, психическая структура чувства юмора и чувства сострадания если не одна и та же, то очень близка и связана с высоким развитием сознания — сложнейшей психологической функции.

Лук Александр Наумович О ЧУВСТВЕ ЮМОРА И ОСТРОУМИИ http://vesvalo.narod.ru/LookAN/LookAN.html

Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: Свидетель от 28 ШоЫп 2010, 10:30:07
     Если вас навек сплотили,
     Озарили и ведут,
     Не пытайтесь уклониться
     От движенья к торжеству.
     Все равно на труд поднимет
     И на подвиг вдохновит
     Вас великий и могучий,
     И надежный наш оплот.


Г. Остёр

Тема юмора в другой ветке, близкая этой :
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=4288.0
Название: Юмор и механичность
Отправлено: wayter от 14 пЭТРап 2011, 13:37:50
Юмор, как армянское радио, любит отвечать на вопросы. Я подозреваю, что он для того и существует, чтобы найти выход из положения, когда выхода нет. В этот тупик, писал Бергсон, великий теоретик юмора, нас заводит инерция жизни: «Смешным является машинальная косность там, где хотелось бы видеть живую гибкость человека». Поступая автоматически, мы садимся не на стул, а на пол. Нам смешон дух, подведенный телом. Хайдеггер, говорят, засмеялся всего однажды: когда на Юнгере лопнули штаны. Подражая машине, особенно такой, как компьютер, мы и мыслим машинально — считая, как она, что все на свете делится на два.

Гений юмора в том, что он возвращает нам парадоксальную человечность и выводит к новому. В этом я вижу ответ на коренной вопрос: смеялся ли Иисус Христос? Нет — если судить по словам евангелистов. Да — если судить по его собственным.

Сам Христос, может, и не смеялся, но он острил, причем в те критические минуты, когда выбор между жизнью и смертью припирал Его к стенке. Завязший в традиции разум не дает нам ее преодолеть, юмор ее сносит, ибо он умеет сменить тему. (Поэтому не смеются фанатики — они никогда не меняют темы.)

В сущности, юмор — это решенный коан. Чтобы найти ответ на вопрос, его не имеющий, надо изменить того, кто спрашивает. Христос ставит его перед вызовом, столь трудным и важным, что с новой высоты прежние вопросы кажутся недостойными решения.

— Проблемы, — говорил Юнг, — не решают, над ними поднимаются.

 Именно так, радикально сменив масштаб, поступил Христос — удачно пошутив, Он спас блудницу от казни: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

А.Генис

Отсюда (http://novayagazeta.ru/data/2011/002/24.html)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: gamayun от 14 пЭТРап 2011, 15:51:46
"Юмор: Божественная вспышка, обнажающая мир в его нравственной двусмысленности и человека в его полной некомпетентности вершить суд над другими; юмор: опьянение относительностью всего присущего человеку; странное удовольствие, проистекающее из уверенности, что уверенности не существует." Милан Кундера "Нарушенные завещания"

http://knigosite.ru/read/37673-narushennye-zaveshhaniya-kundera-milan.html#paged=1
Название: Re: Юмор и механичность
Отправлено: Водород от 15 пЭТРап 2011, 05:30:11

Гений юмора в том, что он возвращает нам парадоксальную человечность и выводит к новому. В этом я вижу ответ на коренной вопрос: смеялся ли Иисус Христос? Нет — если судить по словам евангелистов. Да — если судить по его собственным.

Сам Христос, может, и не смеялся, но он острил, причем в те критические минуты, когда выбор между жизнью и смертью припирал Его к стенке. Завязший в традиции разум не дает нам ее преодолеть, юмор ее сносит, ибо он умеет сменить тему. (Поэтому не смеются фанатики — они никогда не меняют темы.)

В сущности, юмор — это решенный коан. Чтобы найти ответ на вопрос, его не имеющий, надо изменить того, кто спрашивает. Христос ставит его перед вызовом, столь трудным и важным, что с новой высоты прежние вопросы кажутся недостойными решения.

— Проблемы, — говорил Юнг, — не решают, над ними поднимаются.

 Именно так, радикально сменив масштаб, поступил Христос — удачно пошутив, Он спас блудницу от казни: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень».
А.Генис
Отсюда (http://novayagazeta.ru/data/2011/002/24.html)

К сожалению, евангелие было "зачищено", если бы оно было в первоисточнике, думаю мы могли бы насладиться более тонким юмором. Но некоторые моменты при зачистке все же были упущены.
Мне симпатичен ответ Христа, Пилату на вопрос "Ты царь?" это решенный коан, когда человек выходит, поднимается над над обычным, дуальным восприятием мира. Он с иронией замечает, что все эти обвинения придумывают они, а не он. Как бы, тонко намекая - "сам придумал, сам и отвечай,  возвращая ответом их вопрос...

"Ты царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь."
(от Матвея 27гл. 11 ст.)
"И сказали все: Итак ты сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я".
( от Луки 22гл. 70ст.)
"Пилат сказал ему: итак Ты царь? Иисус отвечал: Ты говоришь, что Я Царь..
(от Иоанна 18 гл. 37ст.)

С любовью
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: iv2259 от 17 пЭТРап 2011, 18:23:24
Чувство юмора,нмв,также один из внешних показателей человеческой особи.Как ты встречаешь опасность-у тебя блестят глаза,а не тускнеют,ты не горбишься,а распрямляешься,даже в отчаяньи-шутка-показатель силы,пусть даже это лишь сила отчаянья.Особенно это заметно в тяжёлых сиуациях,в тюрьме,на войне,где каждый боится и молится,но многие и шутят,поддерживая этим себя и товарищей.В сущности,мы ве в тюрьме и все-на войне,даже если не знаем об этом.Но с шуткой рытьё окопов и подкопов,спорится быстрей. :)      Навеяно :То наслаждаясь, то скорбя,
держась пути любого,
будь сам собой, не то тебя
посадят за другого.

Смешно, как люто гонит нас
в толкучку гомона и пира
боязнь остаться лишний раз
в пустыне собственного мира.

http://lib.ru/GUBERMAN/gariki1.txt
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: Остап от 17 пЭТРап 2011, 23:50:36
К слову - шутки узников концлагерей

A lager comme a` lager - шутка российских дворян на Соловках, сообщает Солженицын.

"Arbeit macht frei - durch Krematorium Nummer drei" - Aушвиц, есть в Вики.

"Три ведра воды за калорийностью равны 10гр. масла." - Магаданская шутка за Шаламовым.
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: непосвященный от 11 РЯаХЫп 2011, 01:16:39
О роли юмора в обучении

Эмоция «смешно» и связанный с ней смех появляются только в одном-единственном случае: когда мы наблюдаем или слышим, как кто-то попадает в «нелепую», «неприличную», «глупую» ситуацию.

...

Смысл ощущения «смешно», смеха, обиды на смех – в том, что даже мелкий промах, замеченный соплеменниками и осмеянный, послужит сильным уроком, который позволит избежать повторения этого промаха в дальнейшем.

Очевидно, что такой механизм сильно ускоряет обучение. Человек, допустивший ошибку, может не усвоить урока или даже не заметить его. Но, будучи осмеянным другими, он, скорее всего, навсегда постарается избежать повторения позорной для себя ситуации. Сила неприятного ощущения обиды гарантирует, что условный рефлекс «не повторять эту ошибку» сформируется сразу. Для обучения «нужному» поведению будет достаточно даже единичного опыта. Недаром говорят, что на ошибках – учатся. Вот только действительно быстро обучение происходит, когда ошибка – своя, и за ошибкой последовало «наказание». Причем «наказание», вызвавшее сильную негативную эмоцию, как например, в случае осмеяния.

Но обучение бывает разным, под обучением мы понимаем приобретение любого опыта, который будет влиять на формирование поведения. Так вот смех помогает в быстром обучении в той части опыта, который относится к обучению поведению, принятому в племени, группе или обществе.

Когда эволюция объединила некоторые виды животных в стаи, начали формироваться эмоции, направленные на регулирование стайного поведения. Каждое поколение на базе этих эмоций формировало заново инстинкты стайного поведения. То, что в стае присутствовали особи разных поколений, позволяло наследовать стае некое устоявшееся поведение. Основной инструмент, реализующий передачу опыта, появившейся на первом этапе развития, — это механизм подражания. Принцип «делай как я» сохранился и легко прослеживается и у человека. По мере роста возможностей мозга увеличивалась и возможность формировать более сложное поведение. У предков человека сложность поведения достигла той критической массы, когда возможность иметь механизмы эффективной передачи опыта стаи новому поколению стало очень выгодным эволюционным приобретением. Тогда и сформировался «смех», как инструмент «быстрого» обучения законов и традиций, принятых в стае.

Мы смеемся над теми, кто попадает в «нелепую, неприличную» ситуацию. Какие же ситуации мы относим к «нелепым» или «неприличным»?.. Эти ситуации не предопределены генетически, а есть текущее представление социума о «правильном поведении», о морали и нравах.

Диапазон того, что вызывает эмоцию смешно, достаточно широк, но это всегда ситуации выхода человеком за пределы «правильного поведения», принятого в обществе.

«Разгадка юмора» или зачем шутить компьютеру (http://habrahabr.ru/blogs/artificial_intelligence/106028/)

= = =

Юмор – это все, что вызывает у нас одновременно эмоции «смешно» и «красиво» ...

Во многих случаях, красота в юморе, в частности, в юмористических фразах проявляется так же, как и в литературном тексте. За счет богатства ассоциативной картины. Ощущение «красиво» возникает, когда в коротком «послании» удается за счет использования ассоциаций передать значительный объем информации ...

Квинтэссенция юмора – это анекдоты. Как они устроены?

Сначала рисуется картина, задача которой заинтриговать, но ни в коем случае не выдать «смысл» происходящего. Более того в нарисованной картине пока нет места смешному, ситуация до поры до времени не должна вызывать понимания, что кто-то уже «попал» или скоро «попадет». И вот финальная фраза. В этот момент происходит «кристаллизация». Картина, ранее видимая только частично, открывается полностью. В этой открывшейся картине кто-то обязательно оказывается в «нелепом» положении. Переданная «штрихами» финальной фразы открывшаяся масштабная картина вызывает ощущение «красиво», а возникшая «нелепость» ощущение смешно. Этот «коктейль» мы и называем юмором. Впечатление от анекдота тем мощнее, чем сильнее итоговая картина отличается от предполагаемой слушателем, до финальной фразы, и чем глубже «обделался» персонаж.

(оттуда же)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: iv2259 от 11 РЯаХЫп 2011, 12:44:07
Интересный,нмв,отрывок на эту(и не только) тему - http://ec-dejavu.ru/i/Irony.html         :                                                                
Ироническое странничество
Осиновская И.А. Ирония и Эрос. Поэтика образного поля. - М., 2007, с. 84-104                             изложенное в предыдущих параграфах в той или иной степени иллюстрирует тему странничества в связи с иронией. Здесь интересно отметить, что Ю.Кристева в своем труде «Странники в нас самих». (Kristeva J. Etrangers à nous-mêmes. Р., 1988.), описывая понятие «странник», использует те же образы и характеристики, что выявляются и в нашей работе при исследовании поэтики иронии. Странник, как и ироник, лишен своего языка (его родной язык остается непонятым в чуждом ему мире). Странник, как и ироник, предельно свободен (ему ничего не принадлежит, и он не принадлежит ничему). Он опьянен своей свободой. Он примеряет маски. Он — вне добра и зла (так как моральные законы придуманы не им и не для него). В своей типологии «странников» Кристева выявляет две основные разновидности: «странники-ироники» и «странники-паломники». Примечательно, что основной характеристикой странников-ироников выступает у нее их стремление к пустоте, к «ничто». Этот параллелизм образов и характеристик является наглядной демонстрацией существования и функционирования образного поля, размывающего семантические различия предметов. Странничество и ирония не просто описываются друг через друга, но и оказываются образными «синонимами». ........                                                                                                   Иронический субъект Рорти не может оставаться на месте не потому, что любит путешествовать, и не потому, что не приемлет данной действительности. Им движет сомнение в том, что данная действительность принадлежит ему. Она может и нравиться ему, но он будет чувствовать себя чужим в ней, понимая случайность своего положения: «Ироник всегда озабочен вероятностью того, что он был принят в члены не того племени, что был научен играть не в ту языковую игру»171........                                                                                                                        Ироник как чужой предстает наделенным некой колдовской, демонической силой. Янкелевич восклицает: «Сократ, патрон ироников, ну не колдун ли он..»179.
 
         Греческое слово «δαιμόνιος», помимо значения «демонический», имеет еще и значение «странный», чудной». Таким образом, демоничность оказывается уже на лингвистическом уровне связанной с мотивом странничества.

         В текстах мотив демоничности проявлен через представление ироника демоном, силеном, Дионисом, сатиром. Мотив демоничности в западной философии связан, в первую очередь, с образом Сократа. Сократ «выглядит словно вылепленный силен» и «сравнивать его можно... не с людьми, а с силенами и сатирами...»180. О сходстве ироника с силеном говорит и Аристотель, опять же подразумевая фигуру Сократа 181.
 
          Однако демонизм Сократа проявляется не только в его внешнем сходстве с силеном, но и, как известно, в наличии у него внутреннего голоса — его демона (о демоне Сократа находим не только у Платона, но и у Плутарха 182).
 
        Ж.Делёз, называвший иронию «Дионисом, затаившимся под Сократом»183, усматривал в демоне Сократа трагическое, разрушительное начало. Демон - это враг, губящий личность. В зеркале демоничности расплываются черты любой индивидуальности. Ироник, поглощенный демонизмом, таит в себе бездонность «недифференцированного основания», хаос и безликость.[/
             P.S. - Если есть у кого полностью в.ук. книга Осиновской  чит или кач,прошу помочь ссылкой,пожалуйста.                                                                      
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: a6puc от 09 ЬРп 2011, 00:11:23
<Сотрудника ГИБДД я не толкал, а просто дунул в предложенную им трубку,
которую он держал в руке. После чего он улетел>

<Улицу я перешел не на красный сигнал светофора, а просто перешел и все. Я
даже не смотрел на этот ваш светофор!>

<Молоко я не разбавляла... Просто случайно уронила во флягу чайник с
водой...

<Кота я не мучил, а топил. Просто он долго тонул и орал из кастрюли до двух
часов ночи. Там же еще эхо, но тут уж я поделать ничего не мог.>
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 04 ШоЭп 2012, 00:31:25

Дух дышит, где хочет.
                                       Иоанн 3:8.


Дух дышит, где хохочут.

( См. также тему "Сакральная роль смеха" (http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=9&i=1&t=1) ) в старом форуме.

Интересно обратить внимание на таинственное связующее звено между реальностями земнойинобытийной художественной. Это юмор — в широком значении.

    У Гессе главный закон бытия бессмертных — это «вечный, божественный смех» (Г.;244), «рожденный неведомым человеку потусторонним миром выстраданного ... юмора» (Г.;318-319), холодный, ужасный, нестерпимый для человеческого слуха смех потустороннего мира (Г.;335). Герою Гессе в его земной жизни доступен лишь отблеск этого волшебного напиткаюмор человеческий, слабый и прекрасный отблеск смеха божественного, инобытийного. «Божество бесстрастно» — оттого и холоден смех бессмертных. Человеку этого не дано, но он может достичь некоего подобия равнодушной вознесенности над несовершенством мира — благодаря юмору. Юмор — связующая нить между человеком и Богом, а мотив смеха один из доминантных в «Степном волке». Постижение смысла бытия свершится тогда, когда человек научится настоящему юмору — юмору висельника, ибо истинный «юмор всегда есть юмор висельника» (Г.;334). Парадокс в том, что восхождение к смеху бессмертных совершается по мере проникновения в сокровенные глубины подсознания героя.



    Если Гессе унаследовал концепцию юмора от романтиков, то генезис набоковского юмора восходит к романтической иронии опосредственно — через русский трагикомический юмор. И для Набокова, хотя смех не относится к экзистенциальным ценностям его мира, нозаключает в себе нечто инобытийное: «разница между комической стороной вещей и их космической стороной, — утверждал он, — зависит от одной свистящей согласной» (Н1.;1. 505). А в «Истреблении тиранов» писатель предложит фантастический способ уничтожение диктатуры — смехом.



    По этому пути шел и Булгаков. В известном Письме Правительству СССР он не без гордости заявил о себе как о наследнике Салтыкова-Ще­дрина: я «СТАЛ САТИРИКОМ и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима» (Б.;5.447). Булгаковская сатира, как известно, в Советской России ко двору не пришлась.



    Но творец «Мастера и Маргариты» реализовал мистический потенциал сатиры. Гротесково-сати­ри­че­ское видение мира истинного художника всеобъемлюще, ибо оно проникает в духовно-ми­с­тиче­ский подтекст бытия. Сатирика отличает особый угол зрения: он видит уродливые сбои, искажения духовного идеала, которые и определяют нарушения нравственной нормы в «жизни действительной». Не случайно великие сатирики, такие как Рабле, Свифт или Мольер, были и великими мыслителями-философами. В произведениях Гессе, Набокова, Булгакова сатирический гротеск органично сплавлен с напряженным лиризмом, а порой и высокой патетикой.

Источник (http://www.bogoslov.ru/text/352754.html)

См. также

Забавный разговор о смехе (из чата)  (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=1601.msg10277#msg10277)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: N N от 04 ШоЭп 2012, 01:08:59
Забавный разговор о смехе (из чата) (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=1601.msg10277#msg10277)

Спасибо.   :)

(Из чата).

[мухомор] Вот интересно, в христианстве "смехотворство" - один из грехов наряду с пустословием.
 

Нашла "забавный разговор" клириков о грехе "смехотворства" (http://www.predanieneo.com/t2199-topic). И это наряду с тем, что одним из главных грехов в христианстве является уныние. А разве (святые) юродивые не были "смехотворцами"?!

Человек, когда счастлив, смеётся. По моей ссылке есть видеоролик смеющегося младенца. Как объяснить ему и его отцу-"смехотворцу", что смеяться - это грешно?! Если Бог создал человека смеющимся, то это от Бога. 

Улыбайтесь Смейтесь, господа! (http://youtu.be/moAK_fBoWcw)  :D


Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 17 ЮЪвпСап 2012, 06:04:24
Далай Лама: я профессиональный весельчак

На протяжении всей жизни я сталкивался со многими трудностями , а моя страна и сейчас переживает критический период. Но я смеялся часто, и мой смех заразителен. Когда люди спрашивают меня, как я нахожу в себе силы смеяться, я отвечаю, что я профессиональный весельчак.
<...>
Если же вы смотрите на проблемы шире, вы просто понимаете, что плохого в ситуации, и вы принимаете ее. Такое отношение пришло ко мне из моей практики и из буддийской философии, которые помогают мне чрезвычайно.

Далай Лама «Мой духовный путь» («My Spiritual Journey»)

Отсюда (http://blog.curanderos.ru/2012/10/17/dalaj-lama-ya-professionalnyj-veselchak/)

Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: Caterpillar от 18 ЮЪвпСап 2012, 00:45:53
Отношение к смеху - одна из самых важных тем романа “Имя Розы” (мне эта тема в романе всегда казалась ключевой). Серьезнейший (и кровавый) спор о «греховности» смеха контрапунктом проходит через весь роман Умберто Эко. "Главным врагом" противников смеха и свободного доступа к знаниям оказывается книга -  второй том  «Поэтики» Аристотеля, так как именно в ней безупречно доказана необходимость смеха.


Вот небольшой отрывок (из спора брата Вильгельма Баскервильского со слепцом-библиотекарем, Хорхе из Бургоса):

“- Это относится к маргиналиям, о которых сегодня мы говорили! — не удержался Хорхе. — И Иоанном Златоустом сказано, что Христос никогда не смеялся!

- Ничто в его человечьей натуре ему не мешало, — возразил Вильгельм. — Ибо смех, как учат богословы, присущ человечеству.

- Хоть и мог, однако не писано, чтоб смеялся, — решительно прервал его Хорхе цитатой из Петра Певца.

- Ешь, жаркое готово, — прошептал Вильгельм.

- Какое? — спросил Хорхе, видимо, думая, что принесли новое блюдо.

- Эти слова, по Амвросию, произнес Св. Лаврентий, когда его мучили на раскаленной решетке, и убеждал палачей перевернуть его на другой бок, о чем упоминает и Пруденций в “Книге о мученических венцах”, — сказал Вильгельм с самым святым видом. — Следовательно, Св. Лаврентий любил шутку и сам умел шутить — хотя бы чтоб торжествовать над врагами.

- И тем доказывается, что смех — вещь близящая к смерти и к телесному разложению», — прорычал в ярости Хорхе.      Должен заметить, это был ответ безупречного логика.”

*   *   *   *   *

Текст романа: http://www.modernlib.ru/books/eko_umberto/imya_rozi/read_1/ (http://www.modernlib.ru/books/eko_umberto/imya_rozi/read_1/)

Wiki (о романе) : http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%FF_%F0%EE%E7%FB (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%FF_%F0%EE%E7%FB)

Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 03 РЯаХЫп 2013, 00:11:05
Мировой процесс, мыслимый как круговращение и вечный возврат, есть для богов Прокла (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BB_%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%85) предмет их смеха.

"Мифы говорят, – поясняет он, – что плачут боги не вечно, смеются же непрестанно, ибо слезы их относятся к попечению о вещах смертных и бренных, и порой они есть, порой их нет, смех же их знаменует целокупную и вечно пребывающую полноту мирообъемлющего действования... Смех мы отнесем к роду богов, а слезы – к состоянию людей и животных".

Источник (http://psylib.org.ua/books/avers01/)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 04 ШоЭп 2013, 20:08:35
Камень из храма Дайхо-джи (Япония).

На нем написано: "Настоящий искренний смех раздается из глубины вашего существа, из самого центра - хара. Настоящий смех звучит громко и раскатисто. И когда вы смеетесь искренне и глубоко, то громоподобные раскаты смеха, вырываясь из центра, прогоняют прочь всю тьму и зло из вашего сердца, просветляя вашу природу и природу вокруг вас. И когда вокруг не остается ни тьмы, ни зла, то ваша жизненная сила увеличивается".

(Via Н.Ч.)

(https://sphotos-b.xx.fbcdn.net/hphotos-ash4/p480x480/292537_10200647481262511_255933015_n.jpg)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: Виталий. от 05 ШоЭп 2013, 08:00:53
Камень из храма Дайхо-джи (Япония).

На нем написано: "Настоящий искренний смех раздается из глубины вашего существа, из самого центра - хара. Настоящий смех звучит громко и раскатисто. И когда вы смеетесь искренне и глубоко, то громоподобные раскаты смеха, вырываясь из центра, прогоняют прочь всю тьму и зло из вашего сердца, просветляя вашу природу и природу вокруг вас. И когда вокруг не остается ни тьмы, ни зла, то ваша жизненная сила увеличивается".

(Via Н.Ч.)


Там написано:
 
呵々大笑
思いっきり笑え
腹の底から笑え
本気で笑え
笑って笑って笑いぬけ
笑えば無心になる
笑えばすべてが明るくなる
笑えば生きる力が湧いてくる
 
Что можно перевести примерно так:
 
Хохот
Смех до предела
Смех со дна живота
Смех по-настоящему
Смех до изнеможения
Когда смеёшься становишься наивным
Когда смеёшься все просветляется
Когда смеёшься бьют жизненные силы
 
長野県小県郡 大宝寺

Рядом с камнем изображен бодхисаттва-покровитель детей и путников Дзидзо. По его лицу трудно понять, смеется он или плачет.
 
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 05 ШоЭп 2013, 09:17:00
Спасибо за перевод.
Название: Юмор и множественность "я". Юмор и логика недвойственности
Отправлено: wayter от 05 ШоЭп 2013, 20:20:01
— Какой аспект человеческой природы лучше всего коррелируется с юмором?

— Я думаю, такое уникальное качество, как амбивалентность, а также то, что мы имеем разные «я» и разные намерения.

<...>

— Как чувство юмора работает?

— Оно не только рассказывает нам о том, как понимать окружающий нас мир. Оно также говорит кое-что о границах понимания. Чувство юмора не может быть абсолютно нормальным. Оно должно отличаться от нормы и использовать прием несочетаемого. Несочетаемым, однако, не может быть что угодно. Оно должно быть уместным. Интересная особенность юмора состоит в том, что если в логике что-то может быть A или не A, то в юморе это что-то может быть и A, и не A.


Материал здесь (http://theoryandpractice.ru/posts/7075-shutki-konstruiruyut-mir-robert-mankoff-o-prirode-smeshnogo)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 12 ШоЭп 2013, 23:50:18
 Юмор тесно связан с одним из наиболее фундаментальных типов человеческого поведения - влюбленностью...

Вообще говоря, женщины склонны оказывать предпочтение тем мужчинам, которые могут их рассмешить, тогда как мужчины предпочитают женщин, которые смеются над их шутками. Уровень женского смеха при мужской шутке может точно предсказать уровень привлечения для обоих партнеров.

Мужской смех, напротив, не предсказывает интереса в будущих взаимоотношениях ни для женщины, ни для мужчины.

* * *

(Автор статьи - психиатр, он использует юмор для тестирования пациентов. У людей с психическими проблемами часто нарушено и чувство юмора. С точки зрения эволюционного отбора кажется понятным, почему важно чувство юмора при выборе партнера - это один из признаков психического здоровья и определенного уровня интеллекта, что тоже немаловажно для выживания).




 humor has much to do with that most fundamental of human behaviors—falling in love.

...in general, women tend to favor men who make them laugh, while men favor women who laugh at their jokes. Indeed, the amount of female laughter at a man’s jokes can accurately predict the level of attraction experienced by both partners. Presumably the interest expressed when a woman laughs at a man’s jokes spurs the man to additional interest. Bressler found that men’s laughter, in contrast, did not predict interest in future interaction on the part of either the woman or the man.

Источник (http://theamericanscholar.org/laughter-and-the-brain/#.UbjMLpzJIk1)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: nisso от 13 ШоЭп 2013, 08:09:20
Для мужчины не важно рассмешит ли его женщина, важно... как она его накормит. Классика )

Изысканный вкус Персии:

http://sajjadi.livejournal.com/20816.html
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 18 РТУгбвР 2013, 19:05:37
Юмор тесно связан с одним из наиболее фундаментальных типов человеческого поведения - влюбленностью...

Вообще говоря, женщины склонны оказывать предпочтение тем мужчинам, которые могут их рассмешить, тогда как мужчины предпочитают женщин, которые смеются над их шутками.

Статья об исследовании на эту тему здесь (http://www.dailymail.co.uk/news/article-2378721/Must-GSOH-Scientists-discover-women-attracted-men-make-laugh-genetic-level.html#ixzz2a8QjAafI) (англ.)

Women like to date men who make them chuckle due to evolutionary differences, claim scientists.

They found that women's brains show greater activity than men's in reward-related regions in response to humour.
The finding is consistent with the idea that women have evolved to appreciate humour, whereas men have evolved to produce hilarity.
According to this view, women use a man's ability to make them laugh as a way to judge his genetic fitness as a suitable partner and potential father.
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 09 ЬРп 2014, 00:15:23
Смех обладает для Батая мистической притягательностью, позволяющей выходить за пределы любой определенности, любого сковывающего нас проекта.

Отсюда (http://anthropology.rchgi.spb.ru/batay/bataiy_dorofeev2.htm)
Название: Re: Роль юмора и иронии
Отправлено: wayter от 01 РЯаХЫп 2015, 14:23:41




Русский юмор лучше всего там, где он сталкивает маленького человека с его Старшим братом.
– "Знали они, что бунтуют, – писал Щедрин, – но не стоять на коленях не могли".

Понятно, почему мы выучили наизусть Швейка с его издевательской сверхлояльностью.

Юмор Германии витает в плотных облаках. Томас Манн считал комическим романом не только свою "Волшебную гору", но и "Замок". С последним соглашались современники, покатывавшиеся от хохота, когда Кафка читал им вслух первые главы этого беспримерного опыта трагикомического богословия.

* * *

Во время погрома Хаима прибили к дверям собственного дома.
– Тебе больно? – спрашивает сосед.
– Только когда смеюсь, – отвечает распятый Хаим.



http://www.svoboda.org/content/article/26930855.html

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100