Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: У истоков мистического переживания  (Прочитано 807 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: У истоков мистического переживания
« Ответ #3 : 21 РЯаХЫп 2016, 22:15:17 »

К пп. 2 и 3: "Ребенок управляет миром, прямо, действенностью своего крика, эффективно как никто. Заметьте: он не делает ни малейшей попытки разобраться в устройстве мира и своего тела, он сразу управляет им. <...> Он не отделяет души от тела и тела от мира".

(В.В.Бибихин, курсы о Л.Витгенштейне. LW-9, 94)



Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: У истоков мистического переживания
« Ответ #2 : 25 ЬРавР 2016, 13:44:35 »
"Воистину говорю вам, если вы не обратитесь и не станете как дети, не войдете вы в Царствие Небесное. (Мф.18:3) Мистический опыт у взрослых требует своего рода регрессии, возврата к детскому поведению. Ученик на духовном пути должен быть подобен послушному ребенку, безоговорочно принимая указания наставника и отказываясь от самостоятельных решений. Экстатические ритуалы (например, cуфийское сэма) сопровождают различные формы "детского” поведения - хлопки в ладоши, непроизвольные и странные телодвижения, выкрики. Естественно, интеллект как особенность более поздней стадии развития оказывается под подозрением.

Можно поставить вопрос о регрессивной форме мистицизма - попытке “впасть в детство” в буквальном смысле слова; эта попытка потенциально может носить деструктивный характер. Более утонченная и зрелая форма мистицизма также подразумевает возврат к первоначальной “детской” гармонии, но уже на новом этапе, когда гармония становится возможной в новом качестве - во взрослом мире, в социальной среде. И здесь для восстановления гармонии требуется участие интеллекта.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
У истоков мистического переживания
« Ответ #1 : 25 ЬРавР 2016, 02:16:54 »
Источники мистического чувства и опыта.


Самые развитые и утонченные качества человека опираются на какие-то базовые навыки или инстинкты. Мистические переживания, видимо, тоже имеют такого рода основу, присущую нам с детства.


1) Ощущение благодетельного, даже если порой невидимого, Присутствия. Это одно из самых ранних переживаний ребенка, который чувствует, что родители где-то рядом. В религиозной и мистической литературе этому ощущению соответствуют образы любящего небесного Отца (или Матери-заступницы, в христианстве Богоматери). "Он любит их, а они любят Его (Коран, 58:22); "... знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду" (Мф. 6:7) Также это может быть Друг или Возлюбленная (персидская суфийская поэзия).


2) Отсутствие четкой границы между психикой ребенка и средой, поскольку его “я” еще не сформировалось. Это так называемое океаническое чувство, продолженность человека в мир. В духовной традиции на этом переживании строится столь важная тема отказа от своего “я" и слияния с Всеобщим. В качестве метафоры здесь часто выступает волна и океан; волна перестает чувствовать свою отдельность и воспринимает мир глазами Океана.


3) Связанное с предыдущим пунктом ощущение всесилия. Между желаниями и их реализацией нет зазора или он незначителен - хотя бы потому, что желаний не так много и они относительно легко выполнимы.
Это богоподобное чувство всемогущества: "Он говорит будь - и оно бывает”(Коран, 6:73). Тот аспект духовной традиции, который связан с аскезой, можно истолковать как попытку вернуться в это состояние посредством уменьшения и упрощения желаний.


4) Характерное для чуть более поздней стадии развития ребенка удивление и восхищение от обнаружения новых объектов и связей между ними порождает мистическое изумление, предстояние перед Тайной. Как об этом пишет Э.Ионеску: "Когда изумление переполняет меня, я ни в чем уже больше не сомневаюсь. Я уверен что рожден для вечности, что смерти не существует и что всё чудо. Сияющее присутствие. Я благодарный свидетель и участник этого Богоявления".
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100