Суфизм - суть всех религий (И. Шах)
У И.Шаха в начале книги "Суфии" есть следующее утверждение:
"
Несмотря на то, что суфиев ошибочно считают мусульманской сектой, их можно встретить в любой религии, и этим они похожи на "Вольных Каменщиков", которые, в зависимости от конкретной ситуации, могут положить перед собой в Ложе Библию, Коран или Тору. Они называют ислам "оболочкой" суфизма только потому, что считают суфизм тайным учением всех религий".
Эту формулировку трудно признать удачной. С ней в большинстве случаев не были бы согласны ни суфии, ни ученые - исследователи суфизма. Термин суфизм (араб.
тасаввуф) имеет смысл только в определенном контексте, когда он описывает конкретное историческое явление, духовное учение, возникшее в 8-9 вв нашей эры в Хорасане (Иран) и Багдаде и тесно связанное с исламом.
В то же время, некоторые суфийские наставники (и среди них д-р Джавад Нурбахш,
кутб братства Ниматуллахийа) утверждали, что Традиция существовала задолго до появления ислама. То, что называют суфизмом, это форма, которую древнее учение, существовавшее на территории Ирана, приняло в результате взаимодействия с исламом. Это древнее учение, согласно д-ру Нурбахшу, именовалось иногда "мудростью Хосрова" и было связано, видимо, с зороастризмом и традицией рыцарского воспитания молодых людей в Иране (
джаванмарди).
Таким образом, когда словом "суфизм" обозначают древнюю традицию, существующую отвека, это вносит путаницу. Поэтому для древнего учения лучше использовать другое слово - скажем,
Традиция. А термин "суфизм" зарезервировать для конкретного исторического явления, возникшего в 8 - 9 вв. н.э.