Вопрос: "Суфизм - суть всех религий" (И. Шах). Что вы думаете по поводу такого формулировки?
Ответ: У И.Шаха в начале книги "Суфии" есть следующее утверждение:
"
Несмотря на то, что суфиев ошибочно считают мусульманской сектой, их можно встретить в любой религии, и этим они похожи на "Вольных Каменщиков", которые, в зависимости от конкретной ситуации, могут положить перед собой в Ложе Библию, Коран или Тору. Они называют ислам "оболочкой" суфизма только потому, что считают суфизм тайным учением всех религий".
Хотя мысль
по сути не вызывает возражений, но все-таки формулировку трудно признать удачной. С ней не согласятся ни ученые - исследователи суфизма, ни, в большинстве случаев, сами суфии. Термин суфизм (араб.
тасаввуф) имеет смысл только в определенном контексте, когда он описывает конкретное историческое явление, духовное учение, возникшее в 8-9 вв. нашей эры в Хорасане (Иран) и Багдаде и тесно связанное с исламом.
В то же время, некоторые суфийские наставники (и среди них д-р Джавад Нурбахш,
кутб братства ниматуллахийа) утверждали, что традиция духовного совершенствования существовала задолго до появления ислама. То, что называют суфизмом, это форма, которую древнее учение, существовавшее на территории Ирана, приняло в результате взаимодействия с исламом. Это древнее учение, согласно д-ру Нурбахшу, именовалось иногда "мудростью Хосрова" и было связано, видимо, с зороастризмом и традицией рыцарского воспитания молодых людей в Иране (
джаванмарди).
Таким образом, когда словом "суфизм" обозначают древнюю духовную традицию, существующую отвека, возникает путаница. Поэтому для древнего учения лучше использовать другое слово - скажем,
Традиция. А термин "суфизм" зарезервировать для конкретного исторического явления, возникшего в 8 - 9 вв. н.э.
(Перенос с незначительными изменениями отсюда)
То есть не "суфизм - суть всех религий", а "суфизм - одна из форм, которую принимает суть всех религий".