Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Из архива. "Подозрительный человек"  (Прочитано 1232 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

админ

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1064
  • Reputation Power: 3
  • админ has no influence.
    • Просмотр профиля
Из архива. "Подозрительный человек"
« Ответ #1 : 22 ШоЫп 2003, 09:49:00 »
Материал был прислан когда-то давно на конкурс.

Автор:  "doctor L"  

 

Гурджиев - .

Первый раз я услышал и запомнил имя Гурджиева
неизвестно при каких обстоятельствах. Есть такие
знания, источник которых давно нами забыт. Например,
все мы знаем, кто такой Лев Толстой, однако даже те,
кто его читал, вряд ли вспомнят когда, что и при каких
обстоятельствах они впервые услышали об этом человеке.
Может быть в школе, может быть в родительских
разговорах на кухне, а может и еще где-то.

Поскольку я не могу вспомнить момент моей первой
встречи с этим именем, можно смело сказать, что я знал
его всегда, наравне с Толстым, Волгой, впадающей в
Каспийское море и прочими неизвестно каким образом
появляющимися сведениями об окружающей
действительности. Это обстоятельство помогло мне
обратить внимание на фамилию Гурджиева, когда я
встретил ее во второй раз, в одной из книг Ошо. Ошо
привел в качестве примера чего-то какую-то притчу и
сослался при ее изложении на Гурджиева, сопроводив эту
ссылку целым абзацем комплиментов в его адрес.
Поскольку в тот момент я находился под сильным
впечатлением от Ошо, то, обнаружив в книжном магазине
несколько книг Гурджиева, купил одну из них. Ту, что
потоньше, поскольку уверенности в качестве чтива у
меня тогда не было. (Да и сейчас, кстати, тоже нет, но
к этому я вернусь чуть ниже).

Томик включал две работы .Встречи с замечательными
людьми. и  .Взгляды из реального мира. . названия
идеально подходящие для дешевой около оккультной
литературы, адресованной домохозяйкам с претензиями.
Спустя год, а может быть чуть больше, я купил еще одно
произведение, на обложке которого красовалась не
менее .попсовая. фраза .ЖИЗНЬ РЕАЛЬНА только когда Я
ЕСТЬ.. Кроме того, мною был бегло просмотрен, кстати,
очень интересный сайт, посвященный четвертому пути
(http://sufism.ru/4thway/). Перечислив все это в
обратном порядке можно сказать, что о Гурджиеве я знаю
из интернета, из двух гурджиевских книг, от Ошо и
ниоткуда. Вполне достаточно для того, чтобы иметь о
нем какое-то определенное мнение. Во всяком случае,
про Волгу я сегодня знаю примерно столько же, а
отношусь к ней уверенно, причем уверенно положительно .
 великая русская река, впадает в Каспийское море,  
красива (никогда там не был), велика, могуча,
ландшафты, роль в русской культуре и все такое. С
Гурджиевым выходит гораздо сложнее.

Мои впечатления от Гурджиева противоречили и
продолжают противоречить сами себе. Но для того, чтобы
как-то описать эти впечатления и эти противоречия, я  
должен остановиться на,  полагаю, уже понятном
читателю обстоятельстве места, которое я занимаю в
сложной традиции передачи восточной мудрости на Запад.
Про таких как я уже шутили . .очередной раз
запутанные, возомнившие себя, готовящимися вскочить..
Причем вскочить в самом каком-то очень возвышенном
смысле этого слова. Такие как я явно расплодились в
последние десятилетия и составляют огромную массу
покупателей оккультной, философской, психологической и
прочей литературы, участников платных семинаров на
природе по всевозможным техникам, золотое дно для
турагентов, торгующих билетами в юго-восточную Азию.
Мне тоже иногда кажется, что мое просветление наступит
где-то на 117 странице той книги, которую я сейчас в
автобусе читаю на 82. И вообще я постоянно нахожусь на
очень важной, но каждый раз все более высокой стадии
своего развития, после которой наступит. Точнее,
наступит то, о чем сегодня я могу сказать только
троеточием.

Можно долго и с трепетом обсуждать шансы таких как я
прикоснуться к .Истинной Реальности. (ложной, кстати,
вообще быть не может), но это совершенно другая тема.
Я бы хотел сформулировать те ожидания, которые
появляются у нас \"запутанных\" в момент, когда мы
берем
в руки книгу неизвестного нам до этого Гурджиева, Ошо
или кого-то еще. Мы полагаем, что за этой обложкой
вполне может быть находится тот смысл, который мы так
искали. Там все станет на свои места, жизнь станет
понятней, проще и более значимой. Я не удостоился жить
рядом с мудрецом, но могу компенсировать эту свою
ущербность чтением его книги. (Чего кстати далеко не
всегда удостаиваются даже самые близкие ученики.
Первые христиане, например, за исключением четырех
тысяч человек не читали и не слышали нагорной
проповеди, а моя соседка прочла, причем даже в
изложении евангелистов, и тоже стала христианкой. Я не
думаю, что всем ученикам Гурджиева доводилось читать
его книги . многие из них просто не дожили до их
написания) Книга . это некий способ массового общения
с мудрецом. Это как гороскоп. Бывает индивидуальный,
составленный известным вам астрологом, а бывает
массовый в газете, составленный астрологом, .известным
всем.. Тогда всем козерогом на этой неделе советуют
остерегаться простуды, а каждый двенадцатый должен
продолжать оставаться девой.

При этом самым главным делается вопрос о том, кто и
как интерпретирует эту книгу. Совершенно ясно, что от
одной и той же книги все просветлиться не могут. Если
бы такая книга была, я бы о ней уже знал. Но у меня
есть шанс как-то по своему, по особенному понять текст
мудреца и тогда. Тогда я уже буду точно знать, что
будет дальше, а сейчас опять троеточие.

Причем мудрец в книге скажет что-то, и я пойму это с
искажением, свойственным любой передаче смысла
словами. Таким образом, появится вещь, которую я не
придумал, но прочел у мудреца. А мудрец этого тоже не
придумывал, поскольку имел в виду совершенно другое.
Спрашивается, откуда вещь? О! И это в моей голове, что
приятно.

Я отдаю себе отчет в том, что подобная Вещь может
возникнуть и при разговоре с любым человеком.
Искажение смысла происходят сами по себе и вероятность
того, .нужного., искомого искажения существует даже
при просмотре телепередачи. Мистик назовет такой
вариант божественным откровением.

Но суфийский мастер, а Гурджиев в этом смысле
безусловно является суфийским мастером, умеет
использовать это искажение смысла. Истина не
передается словами, но мастер знает какие слова данный
человек в данный момент может понять с этим искомым
искажением и достигнуть заветного троеточия. Поэтому,
кстати, суфийские притчи так волнуют
души .запутавшихся, готовящихся..  

И тут возникает тема искусства манипуляции моим
сознанием, с тем чтобы его изменить в нужную сторону.
Почему слова одного мастера находят во мне отклик, а
другого проходят мимо или сквозь меня? Осмелюсь
утверждать, что главную роль здесь играет красота
текста. Именно она, как это ни странно, является
единственным критерием истинности того или иного
учения или учителя. Мы знаем, что нашему
необразованному разуму можно доказать все что угодно,
поэтому именно эстетическое чувство является основой
для нашего доверия.

Эстетическое чувство приходит к нам еще до появления
разума и доказательств. Младенец тянется к одним
взрослым и ему не нравятся другие, благодаря чувству
красивого. Именно красота является для нас
свидетельством бытия Б-го. Морские закаты и цветение
вишни легко объяснить с точки зрения их устройства и
причин их порождающих. Все понимаю, вращение земли,
пестики, тычинки. Но почему так красиво? Зачем-то же
нужно было, чтобы я это увидел?

Именно красота текста дает нам основание воспринимать
его как Послание. И здесь возникает, наконец,
загадочная фигура самого Гурджиева. Его текст, а
ничего кроме текста я не получил ни от него, ни кстати
от кого-либо другого, лишен этой красоты начисто. По
сути он говорит (с моей точки зрения) абсолютно верные
вещи, однако при поглощении его речи не возникает (у
меня) того восторга, который является критерием
истинности.

Получается так, что Гурджиев умудряется построить
противоречие между тем, что он говорит, и тем как он
это делает. Манера его повествования однозначно
доказывает мне, что он лгун. Да и не одному мне. Его
речь больше всего напоминает речь торгового агента,
который заговаривает клиенту зубы. Все эти длинные
абсолютно пустые нагромождения придаточных
предложений, императивы .вы должны., .вы
обязаны., .вам не будет излишним узнать.. Постоянное
напоминание о важности того, что он намерен вот-вот
нам сообщить. Подчеркивание исключительности его
собственной, гурджиевской, личности и его собственного
опыта. Выделение каждой следующей витиеватой до
невозможности фразы в отдельный абзац. Обещания каких-
то ценных сведений и следующие за этими обещаниями
десятки страниц, заполненных откровенным
самовосхвалением.

Все эти приемы должны по идее ставить учение Гурджиева
в один ряд с Гербалайфом, книжкой .Как заработать
миллион. и новейшей модификацией обычной дворницкой
швабры. Между фразами .Для того, чтобы реализовать,
заложенные в вас потенциальные способности.. и .для
того, чтобы ваши волосы всегда выглядели здоровыми..
нет и не может быть принципиальной разницы.

Мемуары Гурджиева также дают обильную почву для
скептицизма. Истории его афер с целью заработать
деньги для создания его института совершенствования
человека придают ему имидж удачливого шарлатана.
Мессия не может быть торговцем. То есть умом я сам
могу доказать себе обратное, но в чисто эстетическом
плане торговый агент  вызывает во мне желание
держаться от него на расстоянии.

Любая болезнь . это нарушение гармонии. Поэтому
человек, обучающий других Пути и гармонии, не может
скопить в своем организме последствия .курдистанской
цинги, армянской дизентерии, инфлюэнцы, ашхабадской
бединки, бухарской малярии, тибетской водянки и других
деликатесов..  Не говоря уже об трех огнестрельных
ранениях, автомобильной катастрофе и назначенном на 1
января 1928 года, но так и не состоявшемся
самоубийстве. Все это идеально подходит для биографии
одержимого искателя приключений, а не мудреца,
постигшего тайну мировой гармонии.

Однако это касается только того, как говорит и как
действует Гурджиев, т.е. внешней, эстетической стороны
его учения. Его практические советы, рекомендации,  
наставления и инструкции, рассмотренные отдельно от
рассуждений Гурджиева об их значительности и
революционности, приобретают, как это ни удивительно,
самостоятельную значительность, если не
революционность.

Получается так, что, постоянно морщась от вульгарной
манеры подачи Гурджиевым материала, я продолжаю искать
и находить в этом материале именно то, что привлекает
меня в суфизме. А именно, так необходимую .возомнившим
себя, готовящимися. некую вероятность появления той
самой вещи.(после которой троеточие), усиленную
сознательным вмешательством Гурджиева.

Отвращающая меня манера рассказывать заставляет мой
разум подозрительно относиться к идеям Гурджиева.
Подозрительность в данном, а впрочем и в любом,
случае . это повышенная внимательность. А об этом
Гурджиев как раз и говорит. Говорит назидательно, с
присущим ему апломбом и примерами из своей собственной
славной биографии.

В заключение, мне кажется, следует привести здесь
цитату из Гурджиева, которая проиллюстрирует все
вышесказанное. Для этого,  наугад открыв томик
Гурджиева, я старательно перепечатываю следующую фразу:

.Ожидая с несомненной уверенностью, что этот ряд моих
писаний, как я уже сказал, будет на самом
деле .назидательно инструктивным., то есть послужит
пусть хотя бы только автоматическому формированию в
созданиях Нашего Общего Отца, подобных мне, всех видов
данных, которые должны, согласно моему пониманию,
присутствовать в реальном человеке, а не только тех
данных, которые обычно формируются в общем бытии
людей, особенно современных, делая их совершенно
безвольными, проявляющими себя во всех случаях просто
как животные, исключительно через рефлексы
функционирования их организма, я хочу, с самого начала
этой серии, поговорить также о таких внешних фактах,
описание которых для наивного читателя может
показаться на первый взгляд почти бессмысленным,
просто набором слов; тогда как для человека имеющего
привычку думать и искать смысл, содержащийся в так
называемых .аллегорических описаниях., при условии
хотя бы немного усиленного мышления, они будут полны
внутреннего значения, и, если он сделает хотя бы
малейшее усилие .не быть марионеткой своих
автоматических мыслей., он увидит и узнает очень
многое..

. Подозрительный человек.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100