Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Духовная культура > Вечные вопросы

Понятие "Мир" и его значение

<< < (3/3)

no-name:
Понятие «мир» и его значение

Понятие «мир», объективное содержание которого выступает предметом мировоззрения, всегда органически связывалось со всем комплексом фундаментальных проблем философии. Уже в античной философии мир рассматривался как то, что не нуждается ни в чем, кроме себя самого, т.е. как нечто самодостаточное и самодовлеющее. Вообще вплоть до XVII века никому даже в голову не приходило утверждать относительно мира, что «нельзя объять необъятное». Мир считался созданным для человека, человекоразмерным и в этом смысле соответствующим человеческим возможностям охвата всего круга природных явлений в макроскопических представлениях. Такое понимание мира соответствовало представлению об ойкумене как обитаемом мире, как мире человека.

Начиная с XVII века мир как космос уже представлялся бесконечным как в пространстве, так и во времени Универсумом. Нет иерархии стихий и сфер, а есть однородная вселенная и единое вещество, из которого она состоит. И все это связано бесконечной механической причинной цепью.

Мир – это форма тотальности явлений в границах определенного типа реальности, комплекса материальных условий бытия, раскрывающего предельную сферу функционирования фундаментальных закономерностей, самодостаточных для детерминации всего многоразличия этого бытия и выявления его самодеятельности. Понятие «мир» дает представление о такой форме единства объектов (миропорядке), которая характеризует самодеятельность материи.

Высшим проявлением этой самодеятельности выступает деятельность человека, как универсального, общественного существа. Вот почему понятие «мир» центрировалось относительно возможности появления социальной формы движения материи. Это значит, что мир определяется как относительно условий, ведущих к социогенезу, так и относительно отрицательных условий его реализации. В последнем случае речь идет о мирах, не ведущих к возникновению человека, но служащих источником разнообразия Универсума. Через это разнообразие Универсум и выступает как сфера полного раскрытия всех возможностей развития материи. В том числе и тех, которые ведут к появлению жизни и разума.

Сказанное, разумеется, определяет мир в самой общей форме. Для конкретизации этого понятия целесообразно рассмотреть также его атрибутивные характеристики, совокупность которых и будем рассматривать как содержательную дефиницию категории «мир».

Во-первых, мир выступает как материальное единство многоразличного в сфере явлений, как форма целостности определенной системы природы. Как сфера бытия движущейся материи. Другими словами, мир – это целостность тотального комплекса определенных событий, явлений и процессов. Мир держится взаимным соответствием частей, ибо любой его компонент относится к одному и тому же целому. Так, спектры астрономических объектов свидетельствуют о том, что атомные часы идут независимо от того, откуда мы фиксировали излучение соответствующих частот (из области Солнца, сверхновой звезды или галактики, отстоящей от нас на несколько миллиардов световых лет). Это связано с тем, что часы, в какой бы части вселенной они ни находились, относятся к одному и тому же миру, включены в один и тот же естественный порядок.

Во-вторых, мир выступает как качественная определенность пределов, в результате которой он выступает границей каждого своего объекта. Определенность понятия «мир» не исчерпывается его пространственно- временными масштабами. Так, в отличие от понятия «царство природы», «мир» не имеет пространственных границ в метрическом смысле. Его граница везде. Это внутренняя специфика, граница качественной специфики присуща всем явлениям, принадлежащим к данному миру. В этом смысле она проходит через каждую точку мировой совокупности, выражается в каждом ее объекте.

В-третьих, мир демонстрирует наличие определенного миропорядка как предельной сферы непрерывного и стационарного функционирования неких фундаментальных закономерностей. Речь идет о реализации мира как типа закономерностей, раскрывающих некий миропорядок. Миропорядок единообразен, т.е. един для всех частей мирового целого и сохраняется при всех реальных и возможных сменах состояний объектов, принадлежащих к миру. Миропорядок имеет пространственно-временные характеристики, но не сводится к ним. Важнейшей чертой фундаментальных закономерностей, характеризующих миропорядок, является стационарность и непрерывность их действия. Мир не допускает никаких «пробелов», никаких пропусков в функционировании своих закономерностей. Всякий такой «пробел» «выводит» объект в другой мир.

В-четвертых, мир характеризуется самодостаточностью всех детерминирующих многообразие явлений мира причин (полнота причин). Эта самодостаточность проявляется как полнота причин, необходимых для порождения известного мира явлений и их объяснения. В свою очередь, полнота причин означает, что в данном мире нет никакого внешнего, дополнительного стимула к существующей причинной структуре явлений. Нет ничего такого, что могло бы опосредовать его извне.

В-пятых, мир демонстрирует определенный уровень реализации тех возможностей, которые делают этот мир наблюдаемым для человека. Таким образом, мир центрируется относительно человека. Иными словами, естественноисторические условия появления человека (субстанциальная связь человека с миром) коррелируют с познаваемостью мира, его освоением человеком, с его наблюдаемостью.

В-шестых, мир задается определенным типом физической реальности. Тип физической реальности характеризуется:

а) специфическим сочетанием форм движения материи и

б) особой системой объектов (в качестве которых могут выступать столь различные предметные области, как корпускулярные, дискретно-прерывные, монадные и другие феномены вплоть до систем типа «мир»), а также

в) специфической геометрией (топологией) и

г) физической динамикой.

Перечисленным условиям отвечают определенные типы физической реальности: мир вещей, мир событий, вакуум. Рассмотренные физические реальности (мир вещей, мир событий и вакуум) характеризуют соответственно макро- и мега-мир, а также своего рода «мировой фон» физических процессов – вакуум, или т.н. меон («бездну»).

В-седьмых, мир выступает как определенный тип существования. Речь идет о возможном, действительном, эмпирическом, умопостигаемом и т.д.

Рассмотренные атрибутивные характеристики раскрывают специфический категориальный строй представлений о мире.

Поскольку категориальное строение мира раскрывает содержание, направление и характер феноменов природы, мир в свете современной науки уже не характеризуется предикатами вещи. Мир не задается как пространственно-локализованная вещь. Он определяется в пространственно-временном континууме, «точками» которого выступают события.

«Мир» не имеет какого-либо одного лица или ипостаси. Он содержит всевозможные ипостаси, ибо они меняются во времени и в различных системах отсчета. Каждое его изображение будет лишь проекцией, или усеченным миром, миром, отсеченным от своей истории, и, следовательно, лишенным возможности проявить свою самодостаточность и полноту причин. Поэтому наблюдаемая астрономическая Вселенная не может быть тождественна миру. Это лишь тот его «срез», который характеризуется средствами наблюдения и определенным временным интервалом его существования на шкале расширяющейся вселенной.

Мир также не имеет никакого определенного «места» в пространственном смысле. Он сам является вместилищем всех возможных мест и тем самым выступает как всеобщее место. Образно говоря, каждая точка пространства служит действительным пунктом «встречи» по крайней мере, микромира и мегамира и возможным пунктом «встречи» этих миров с макромиром.

Мир не имеет также какой-либо внешней причины, поскольку содержит все многообразие причинных цепей и выступает, в конечном счете, как причина самого себя.

Мир не исчерпывается какой-либо одной сущностью. Его явления раскрываются во всем многообразии проявлений бесконечной многоуровневости субстанциальных основ. Категория «мир» не совпадает с категорией «материя» и с понятием «природа», поскольку характеризуется особым «срезом» Универсума.


Источник: https://studopedia.org/12-18844.html
(выделение в тексте - авторское)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии