Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Против рекламных лозунгов в духовной культуре  (Прочитано 5707 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог

Не могу удержаться, чтобы не заметить - дуккха - это не совсем страдание. Не столько страдание, сколько волнение, бессмысленная суета сует. Страдание как таковое сюда входит лишь как часть. В европейской традиции повелось переводить это слово как "страдание".


Да, я в курсе. Почитал на эту тему прежде, чем постить.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Человек - это машина.
Кто не работает над собой, подохнет, как собака под забором*.

Мир во зле лежит.

Жизнь есть страдание.**


Эти афоризмы похожи на рекламные слоганы. И метод, которые они подразумевают, напоминает о  торговле: сначала напугать, а потом дать надежду на избавление при помощи предлагаемого товара. Делая акцент на негативном, отвергая мирское ради будущего рая, осознанности или нирваны, традиционное учение может исказить и омрачить картину мира. Особенно когда учение сводится к лозунгам и они понимаются слишком буквально.
В каждой религии есть элемент манипулирования, это правда.

Жизнь не только страдание, иногда она вполне прекрасна. Да, с точки зрения буддизма даже самое радостное наше переживание отравлено привязанностью. Но, если подумать, у нас нет уверенности, что небольшое омрачение, которое мы обычно даже не ощущаем, стоит добровольных страданий монашеской жизни. Надо также заметить, что и сама мысль, содержащаяся в таком лозунге, ведет к страданию, если к ней слишком серьезно относиться.


<...>
** Хотя это не слова Будды (в буддизме первая благородная истина - "существует страдание"), но по сути подразумевается что-то близкое:

и рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание,
и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание.
С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание,
и не получать то, чего хочется – страдание.
Короче говоря, пять групп привязанности (упадана кхандха) – страдание
Не могу удержаться, чтобы не заметить - дуккха - это не совсем страдание. Не столько страдание, сколько волнение, бессмысленная суета сует. Страдание как таковое сюда входит лишь как часть. В европейской традиции повелось переводить это слово как "страдание".
...
И смысл скорее в том, что мы не можем увидеть красоту жизни, если вовлечены в эту суету сует, причём прежде всего интеллектуально и эмоционально. Основной посыл Будды был - Срединный Путь, вещь очень здравая по сути.
...
Но это всё понятно. Вы, конечно, имеете в виду, что зачастую изначально здравые идеи, слегка подправляя их смысл, превращают в инструмент манипулирования "прихожанами". Сама мысль о том, чтобы убежать от страданий есть помрачение. Безусловно.
...
Имхо, явственным признаком описанного Вами вырождения традиции является её догматизация. Появление догматиков, буквалистов, тех, кто "понимает как написано" (хотя на самом деле написанное всегда можно толковать несколькими способами) - это очень чёткий критерий. Ещё одним признаком как мне кажется является абсолютизация гуру. В целом, в результате получаем отключение критического ума, заключение мышления в строго определённые рамки. Всё ту же вовлечённость, которая, если уж следовать буддийскому учению, есть матерь всех помрачений.
...
Аффектированно бороться с помрачениями - это любимая фишка помрачённого ума.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Человек - это машина.
Кто не работает над собой, подохнет, как собака под забором*.

Мир во зле лежит.

Жизнь есть страдание.**


Эти афоризмы похожи на рекламные слоганы. И метод, которые они подразумевают, напоминает о  торговле: сначала напугать, а потом дать надежду на избавление при помощи предлагаемого товара. Делая акцент на негативном, отвергая мирское ради будущего рая, осознанности или нирваны, традиционное учение может исказить и омрачить картину мира. Особенно когда учение сводится к лозунгам и они понимаются слишком буквально.

Человек не только машина, и он не может  не быть машиной хотя бы в чем-то  - даже достигнув высот духа.

Жизнь не только страдание, иногда она вполне прекрасна. Да, с точки зрения буддизма даже самое радостное наше переживание отравлено привязанностью. Но, если подумать, у нас нет уверенности, что небольшое омрачение, которое мы обычно даже не ощущаем, стоит добровольных страданий монашеской жизни. Надо также заметить, что и сама мысль, содержащаяся в таком лозунге, ведет к страданию, если к ней слишком серьезно относиться.


---------------------
*  Приблизительное переложение мысли Гюрджиева.
Одна из версий: "Если у тебя нету цели, ты не человек. Это очень простая цель - не подохнуть, как собака".

** Хотя это не слова Будды (в буддизме первая благородная истина - "существует страдание"), но по сути подразумевается что-то близкое:

и рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание,
и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание.
С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание,
и не получать то, чего хочется – страдание.
Короче говоря, пять групп привязанности (упадана кхандха) – страдание
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100