Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Духовная культура > Искусство и литература

Русский авангард и эзотерика

<< < (2/4) > >>

wayter:
«шаманские корни» русских авангардистов...

...в отношении Кандинского «шаманские корни» не метафора. Согласно одной из версий, в роду Кандинских шаманы имелись. В.Бараев, в своей книги о Кандинском пишет, что "генная память взыграла в Кандинском в экстазе вдохновения, которое можно сравнить с шаманским вознесением в верхний мир во время камлания».

А известная американская исследовательница Пег Вейсс в книге "Кандинский и Старая Россия. Художник как этнограф и шаман" высказалась, что «в процессе творческого акта художник, как и шаман, оживлял полотно, вызывая вибрацию души сначала у самого себя, потом у зрителя".

Вейсс сравнивает картины Кандинского с искусством "примитивных народов". Так, в частности, зарисовках 1924 года варьируются темы всадника-шамана, змеи, круга; для овальных работ 1925-1928 годов характерным является четырехчастное членение композиции, соответствующее языческим представлениям о Верхнем и Нижнем мирах.

Отсюда

wayter:
Супрематизм Малевича поставил перед собой задачу - освобождение от наследия предметного мира, т.е. беспредметность, которая художником воспринималась как пустота, полное отсутствие объектов в сознании постигшего бытие. В данной статье мы попытаемся указать на философские источники супрематического обоснования беспредметного мира (буддизм, даосизм, феноменология Гуссерля и Хайдеггера).



Пустота пустынь, о которой говорит Малевич, представяется полным отсутствием объектов в сознании художника, постигшего бытие. В этом смысле его понимание пустоты можно связать с техникой медитации в буддизме, которая используется в целях постепенного отстранения возникающих образов в мире, в целях очищения внутреннего восприятия от всех видов ощущений.

<...>

Размышления Малевича о пустоте и недеянии, о превращении предметного в беспредметное, по-видимому, следует связать с даоcизмом, который эти противоположности рассматривает как часть Одного, в силу чего и «бытие и небытие порождают друг друга», и «совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние», ибо «осуществление недеяния всегда приносит спокойствие».

<...>

...своей гносеологической составляющей идея супрематизма взаимосвязана с феноменологической концепцией Гуссерля, высказанной в его основополагающей работе 1913 г. «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии». Основная философская проблема феноменологии - выделить то, что не подлежит сомнению...

Источник

wayter:
Немецкий идеализм, особенно учения Шеллинга и Гегеля, оказали сильное влияние на русскую философскую мысль XIX-XX вв., в том числе и на В.С.Соловьева, одного из самых выдающихся мыслителей XIX в. Именно через немецкий идеализм – хотя, конечно, не только через него – были восприняты русскими философами некоторые идеи гностицизма, в значительной мере определившие не только философию, но и культуру Серебряного века, особенно поэзию символистов и религиозные искания русской интеллигенции, так называемое «новое религиозное сознание» (Д.Мережковский, В.Розанов, Н.Бердяев и др.).
 
 П.П.Гайденко. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Вл.Соловьева

wayter:
И.И. Силантьева

Эзотерическая философия Г.И. Гурджиева и биомеханика В.Э. Мейерхольда


Пусть никогда история не подарит ни строчки, ни слова, свидетельствующих о том, что мыслитель Гурджиев и режиссер Мейерхольд, чьи концепции человека-машины столь близки, были знакомы или заинтересованы творчеством друг друга, — эти личности по ладу и тональности мышления некоторое время, в 20-е годы, стояли рядом, как обычно и стоят философия и искусство, особенно — театр, который сам по себе — философия. Всякий раз, когда идея, упав камнем в стоячие воды, вызывает концентрические круги, захватывающие все области человеческого самовыражения, — будто всеведающий Архетип организует творчество мыслителей и художников одного или нескольких поколений, — открывается новая эпоха.

 Идея человека-машины, «человеческого механизма», оформившись к концу прошлого века в психофизиологии как научная точка зрения, обусловленная экспериментально, в новом столетии продолжала развиваться в прикладных науках. Но утончаясь, в рафинированном виде овладев ментальной сферой, она оплодотворила философию и искусство эпохи перемен, избравшее конструктивно-технический способ воплощения мечты о безукоризненно отлаженной жизни. Возможно, прямо или опосредованно творчество художников-конструктивистов повлияло на траекторию движения по театральному небосклону «беззаконной кометы» — Мейерхольда.

Источник

N N:

--- Цитата: rimlyanin от 19 ФХЪРСап 2012, 20:51:10 ---П.Волкова говорит,что Малевич в своих картинах сделал ЦВЕТ "непредметным".
--- Конец цитаты ---


"Бугага Бумага всё стерпит." (с)   8)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии