Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: О восприятии  (Прочитано 720 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
О восприятии
« Ответ #1 : 27 пЭТРап 2012, 19:51:07 »
Некоторые рассуждения о восприятии.
 
 Восприятие – это первичное понятие, не поддающееся определению. О нём можно сказать только что оно есть.
 
 Воспринимающий – если мы будем искать воспринимающий субъект, т.е. того, КТО воспринимает, то будем видеть только воспринимаемое. В конце концов оказывается, что воспринимающий как таковой не может быть увиден и не может быть отделён от воспринимаемого. То есть, если нет воспринимаемого (даже если это восприятие отсутствия воспринимаемого), то нет и воспринимающего.
 
 Воспринимаемое можно разделить на следующие категории:
 
 1.    Актуально воспринимаемое – т.е. воспринимаемое в данный момент.
      а. Прямо воспринимаемое – т.е. объекты, о которых мы можем сказать: «я это сейчас воспринимаю (вижу, слышу, чувствую и т.д.)». Особая разновидность - восприятие восприятия – это то, что называют осознаванием.
      б. Бессознательно воспринимаемое – т.е. объекты, воспринимаемые в данный момент, но о которых мы не можем сказать, что воспринимаем их. К этому разряду относится всё, воспринимаемое или участвующее в восприятии в автоматическом режиме или в бессознательном состоянии. Отличительной особенностью бессознательно воспринимаемого является то, что она потенциально осознаваема, то есть её можно перевести в разряд прямо воспринимаемой памяти, либо научиться воспринимать прямо непосредственно в процессе.
 
 2. Потенциально воспринимаемое. То есть то, что принципиально может быть воспринято, но не воспринимается в данный момент. Например, если я никогда не видел, скажем, Каспийского моря, то для меня это потенциально воспринимаемый объект. Он принципиально может быть воспринят при определённых усилиях. Также к потенциально воспринимаемым объектам относятся, например, события в прошлом, память о которых в данный момент никак себя не проявляет.
 
 Восприятие может целиком перейти в потенциальную форму, например, под общим наркозом. Также оно может целиком находиться в бессознательном режиме – например, у примитивных животных.
 
 Вторая классификация воспринимаемого может быть представлена следующим образом:
 
 1.    Физически воспринимаемое – воспринимаемое с помощью физических органов чувств.
 
 2.    Умственно воспринимаемое – воспринимаемое как бы «мысленным или умственным взором». Это воображение, эмоции, мысли, память и так далее.
 
 Третья классификация:
 
 1.    Прямое восприятие – непосредственные сигналы, поступающие в нервную систему и ещё не прошедшие обработку. Это – гипотетическое понятие.
 
 2.    Первичная интерпретация –
      а. начальная, бесформенная, интерпретация. Это восприятие «чего-то в чём-то». Характерна для новорождённых и примитивных животных.
      б. интерпретация, происходящая обычно в автоматическом режиме. Таким образом мы различаем форму, вкус, цвет, запах и так далее. В базовом виде свойственна и для новорождённых.
 
 3.    Вторичная интерпретация – различение. Таким образом мы относим объект к какому-либо разряду – отличаем чёрное от белого, хорошее от плохого, приятное от неприятного и т.д.
 
 4.    Абстрактная интерпретация – это многообразные логические и иные операции, производимые с абстрактными объектами, хранящимися в памяти. Интерпретация в данном случае происходит в определённой знаковой системе и может быть переложена из одной системы в другую, а так же допускает существование множества вариантов интерпретации. В результате человек делает те или иные отвлечённые выводы о предмете размышления.
 
 5. Личностно-эмоциональная интерпретация, производимая в соответствии с верой в существование объекта «я».
 
 6.    Акты волеизъявления.
 
 7.    Чистое я-чувство.
 
 Мы можем сказать что-то определённое только о том, что воспринимается прямо. О том, что не воспринимается прямо, мы можем лишь строить гипотезы, основанные на косвенных данных.
 
 Сознание – это понятие, эквивалентное актуальному восприятию. Иными словами, если нет актуального восприятия, то невозможно сказать, что есть какое-либо сознание. Если восприятие полностью потенциально, то можно говорить лишь о потенциальном сознании.
 
 Существование – это понятие, имманентное  сознанию. Вне сознания невозможно говорить о каком-либо существовании. Всё существующее может быть воспринято. Если оно может быть воспринято только косвенно, в своих проявлениях, то существование данного объекта является гипотетическим.
 
 Необходимо различать следующие понятия: осознанность, самосознание, индивидуальное сознание, сознание как таковое.
 
 Осознанность - в буддизме - сати - это способность наблюдать сам процесс восприятия. Воспринимать восприятие. "Отдавать себе отчёт" в воспринимаемом, в том, что имеет место акт восприятия.
 
 Самосознание можно назвать ещё "я-сознанием", то есть сознанием отдельности своего некоего "я" от других. Оно свойственно человеку и видимо высшим животным.
 
 Индивидуальное сознание в той или иной степени свойственно всем живым существам, но оно не обязательно сопровождается я-сознанием. Индивидуализированность восприятия это своего рода ограниченность восприятия, обуславливающая тот факт, что живое существо воспринимает мир под определённым углом, имеет определённые аффектированные предпочтения и приоритеты.
 
 Понятие же сознания как такового - это следствие посыла буддизма, гласящего, что сознание может быть лишено всяких признаков, делающих его индивидуализированным. Оно может быть лишено вышеупомянутых аффектированных ограничений. Замечу, что всякие характеристики типа "моё сознание" - это следствие всё тех же искажений, того, что сознание индивидуализировано и отмечено "яшностью".
 
 Индивидуализированность, самосознание и осознанность - это лишь те или иные модусы восприятия-сознания. Первые два ведут ОТ чистого сознания, третье - К нему.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100