Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Тема недели: Два лика культуры  (Прочитано 21617 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Wais

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 262
  • Reputation Power: 0
  • Wais has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #11 : 18 ЬРп 2004, 01:34:17 »
Пока я позволяю себе не напрягаться при отсутствии достаточных сил, быть слабым, не видеть в целом и просто идти, копаясь... прошу простить мою слепоту.

Цитировать
Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура связана с удовлетворением материальных потребностей человека. Духовная охватывает такие области как религия, искусство, философия.

Из словаря - культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. И из другого словаря - культура - форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты. Т.е. я хочу подчеркнуть два момента - первый - культура - это также область взаимодействия человека с другими людьми и с собой, которая может быть более или менее далека от духовной... второй - нет необходимости с самого начала делить культуру, её можно рассматривать, как "область человека", в целом... как маховик инерции поддержания "человеческого" в человеке и вне его. Эти моменты также далее дадут возможность по-иному выделить два лика культуры...

Цитировать
Мы привычно противопоставляем духовную культуру материальной, причем последняя ассоциируется с бездуховностью мира материальных интересов и испорченностью цивилизации.

Я привычно не противопоставляю духовную и материальную культуры - т.е. привычно не выношу конфликт из человека... не делю его целостность...

Цитировать
Но я хотел бы показать, что культура по сути едина, и что источник этих противоположных по виду явлений, двух культур, лежит в насущных  потребностях человека.

Не культура едина или разъединена, а един или раздроблен каждый конкретный человек. Человек или находится в равновесии гармонии или служит абсолютизации, служит монстру одного из направлений. Так как культура была растождествлена с человеком, отчуждена от него и превратилась в самостоятельного монстра, который подчинил человека и заставляет его служить ему.

Цитировать
Культура это результат столкновения человека с Реальностью. Как иронично заметил Ортега-и-Гассет, "реальность это то, что сопротивляется нашим желаниям".

Мне это определение не нравится, потому что человек выводится из Реальности... человек - это также Реальность... значит надо смотреть и искать определение глубже...

Цитировать
Культура, таким образом, это результат невозможности удовлетворить желание или потребность.

Мне кажется, правильнее определить по-другому - культура - средство удовлетворения желаний и потребностей, а можно и с другим акцентом - "развитие" культуры - результат изменения старых и появления новых желаний и потребностей.

Цитировать
Пока все желания удовлетворялись, у человека древности не было нужды в материальной культуре. Когда стало голодно и холодно, появилась необходимость строить жилища и изготовлять орудия.

Материальная культура человека всегда соответствовала уровню его желаний и их удовлетворению... а её изменение шло вслед за желаниями и их удовлетворением...

Цитировать
Холод - это нарушение равновесия между организмом и средой. У человека есть возможность восстановить это равновесие при помощи внешних изменений, преобразуя окружающую среду, зажигая огонь и строя жилище.
Какую же роль с этой точки зрения может играть духовная культура? Духовная культура восстанавливает равновесие, преобразуя внутреннее пространство души.

Духовная культура, преобразуя внутреннее пространство души, восстанавливает равновесие, преобразуя внешнее пространство вокруг человека... но затем результат - преобразование внешнее - начинает становится главным и сремится наложить на душу своё клише, свою сбрую через возможность удовлетворения желания, через эту силу. Сила, ведущая к прогрессу, затем является также силой, ведущей к застою. В максимуме - чем больше внешний прогресс, тем больше бремя и возможность внутреннего застоя...

Цитировать
Духовная культура потому и проявляет удивительную жизнеспособность на протяжении тысячелетий, что она отвечает на потребности человека.  

Духовная культура потому и проявляет удивительную жизнеспособность, что она просто является проявлением человека... она неотделима от него...

Цитировать
Преображенная, достигшая более высокой степени совершенства психика позволяет не только решать проблемы психологического характера, которые для человека часто не менее (а то и более) важны, чем вопросы материальные. Она также оказывает мобилизующее действие на физиологию, позволяя человеку более успешно приспосабливаться к новым ситуациям.

Достигшая более высокой степени совершенства психика - это с другой стороны очищенная от наслоений простота... т.е. не развитие, а очищение, не приобретение, а проявление скрытого... в максимуме не развитие духовной культуры человека, а приход к изначальной божественности...

Цитировать
Таким образом, материальная и духовная культуры это разные грани одной и той же потребности к выживанию, к гармонии, к равновесию, как внутреннему, так и внешнему.

Т.о. материальная и духовная культуры - это горы барахла, часто ненужного, нарытого и накопленного человеком в процессе его проявления в этом мире и познания его и себя.

Цитировать
(Продолжение следует, надо надеяться).

Надеюсь, и я продолжу...

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #10 : 16 ЬРп 2004, 01:44:39 »
Выше я попробовал дать определение культуры: К. это результат столкновения человека с реальностью. Можно расширить это определение таким образом: столкновение с реальностью и ее постижение.

Для материальной культуры это также истинно, как и для религиозно-духовной. Если не знать законов, которым подчиняется материя, невозможно построить жилище. Мост развалится, еда будет несъедобной, одежда не будет согревать.

Если не знать реальности собственной души, не понимать как устроен мир, не видеть вещи каковы они суть "на самом деле" - то есть если быть слепым по отношению к реальности - человек не сможет обрести  покой, будет ощущать себя потеряным и заброшеным во враждебном мире. Истинный покой только в Боге.

Таким образом, и материальная культура (в том числе и наука о физическом мире *), и духовная заняты, так или иначе, одной темой - Реальностью.

Хотя на протяжении многих веков материальная и духовная культуры были разделены плотными барьерами, это противостояние представляется явлением временным. (И оно, видимо, не существовало в глубокой древности).

С научной точки зрения человек является частью природы.
С точки зрения мистической традиции эгоистическое разделение человека и мира является заблуждением. Особенность мистического подхода и в том, чтобы стереть мнимую неразделимость человек и мира, эту иллюзию, порождаемую самостью. Микрокосм (человек) отражает макрокосм (Вселенную). По известному выражению, "культура это вторая природа".

Наука будущего может поставить вопрос о такой Единой теории, которая будет описывать не только всю материю как проявления некоторого единства, но включит туда также и человека вместе с созданной им материальной и духовной культурой. Можно предположить, что исключив человека из научного рассмотрения, невозможно обнаружить и законы, управляющие миром (к этому мнению склоняется все больше ученых).

Должен существовать некий достаточно простой принцип, который бы позволял объяснить и физические законы, и мир человека. В этом подходе между наукой и духовной Традицией есть общность: с точки зрения Традиции существует только одна реальность.

   
---------------------------------------
* Об этом в теме "Наука сакральная и профанная":
Цитировать
У меня такое видение ситуации: если наука честная, если ее методы эффективны, она открывает Реальность (в своих узких рамках, конечно) - поскольку нет ничего, кроме Реальности.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=8794#8794
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Nil

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 404
  • Reputation Power: 0
  • Nil is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #9 : 14 ЬРп 2004, 16:19:43 »
Цитата: "wayter"
желание - это основа основ, оно входит в первозданные правила Игры. Без этого механизма все остановится.


Вспомнилось изречение китайских мудрецов: "Исполнение желаний есть древо жизни".

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #8 : 14 ЬРп 2004, 10:13:59 »
Цитата: "Вадим"
Буддизм предлагает избавиться от Страдания через полное приятие и осознавание боли.

Конечно, противоречие между суфийским и буддийским подходом здесь большей частью мнимое, я поэтому и расставил смайлики :-). Но вряд ли можно сомневаться, что акценты ставятся в этих традициях по-разному.

Цитата: "Вадим"
P.S. И вопрос остаётся всё тем же: является ли "культура" в целом - средством окончательного решения проблем человечества? А то всё эти "семиосферы" и "ноосферы" - как они-то помогают "намеренному страданию"? Они, скорее, наооброт - способны погружать в "виртуальный" наркоз

Не уверен, что могу удовлетворительно ответить на эти вопросы - они заданы не в том ключе, в котором я веду тему. Наверное, лучше их как-то по-другому сформулировать.

Я не знаю, является ли культура средством окончательного решения проблем. И кто может это знать? И что мы вообще знаем, кроме культуры? И какие у нас еще есть средства, кроме культуры?

И почему семиосферы с ноосферами должны чему-то помогать? Они просто случаются в процессе эволюции культуры. Это наше окружение, к которому мы плохо присособлены пока. Для кого-то это наркоз, для кого-то стимул к развитию. Или для одного и того же человека в чем-то наркоз, а в чем-то стимул.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #7 : 14 ЬРп 2004, 09:53:24 »
Цитата: "wayter"

Вот такая антибуддийская точка зрения :-). Предлагается не избавляться от боли, а стремиться к ней, поскольку без боли нет роста. Ей следовал и Г.Гюрджиев, говоря о добровольных страданиях:
...
Из чего можно сделать вывод: ГИГ в данном вопросе был ближе к суфизму, чем к буддизму (некоторые исследователи усматривают в Системе буддийские влияния). Впишем в тему "Происхождение Системы", графа "суфийские истоки" :-)
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?t=2056

Опять за рыбу деньги. Может, стоит посоветоваться с буддологом коперником?
Буддизм предлагает избавиться от Страдания через полное приятие и осознавание боли.

P.S. И вопрос остаётся всё тем же: является ли "культура" в целом - средством окончательного решения проблем человечества? А то всё эти "семиосферы" и "ноосферы" - как они-то помогают "намеренному страданию"? Они, скорее, наооброт - способны погружать в "виртуальный" наркоз :wink:
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #6 : 14 ЬРп 2004, 09:29:36 »
Цитата: "wayter"

Желания порождают страдания. Но без желаний и, соответственно, страданий нет и развития, нет духовной культуры и нет познания Реальности.


А что думают по этому поводу мистики?

"Боль - обновляющая алхимия --
  кто сможет скучать, когда появляется боль ?
Будь начеку, не зевай равнодушно от скуки -
  ищи боль, ищи боль, боль, боль
!"

(Дж. Руми. Маснави.Книга 6. Стихи 4303-4. Изд.Николсона)

Вот такая антибуддийская точка зрения :-). Предлагается не избавляться от боли, а стремиться к ней, поскольку без боли нет роста. Ей следовал и Г.Гюрджиев, говоря о добровольных страданиях:
Цитировать
Тогда и эти твои любимцы стали относиться друг к другу только как к различающимся по степени проявлениям ЕДИНОГО ОБЩЕГО ТВОРЦА и оказывать друг другу уважение только по достоинствам, лично достигнутым "бытийной-Парткдолг-обязанности", то есть посредством личных сознательных трудов и добровольных страданий
http://www.sufism.ru/4thway/books/all1.htm


Из чего можно сделать вывод: ГИГ в данном вопросе был ближе к суфизму, чем к буддизму (некоторые исследователи усматривают в Системе буддийские влияния). Впишем в тему "Происхождение Системы", графа "суфийские истоки" :-)
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?t=2056
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #5 : 13 ЬРп 2004, 23:37:21 »
Цитата: "wayter"

Можно назвать эту схему порочным кругом: решенная проблема оборачивается новыми.

А можно увидеть в ней чрезвычайно изощренный "замысел", даже руку Провидения. При помощи самых элементарных исходных условий и простеньких правил создается все многообразие культуры.  


Эту схему можно было бы использовать для теодицеи* - "оправдания" Бога.

Желания порождают страдания. Но без желаний и, соответственно, страданий нет и развития, нет духовной культуры и нет познания Реальности.

Большинство духовных учений, надо заметить, предлагает в той или иной форме отказ от желаний. Отказаться от желания - выйти из порочного круга, прекратить вращение колеса Сансары. Но на практике речь идет, скорее, о сублимации (очищении и возвышении) желаний, чем о реальном отказе от них. В большинстве случаев прямолинейная попытка отказаться от желаний никуда не ведет. Отказаться от желания вообще, как от явления внутренней жизни,  невозможно, пока человек остается человеком. Если принять предложенную выше схему, то становится понятно, почему: желание - это основа основ, оно входит в первозданные правила Игры. Без этого механизма все остановится.


------------------------------------------

* ТЕОДИЦЕЯ. Под словом Т. (от греч. — JeТj, Бог и dikaiТw — оправдываю) обычно подразумеваются богосл. концепции, стремящиеся согласовать благость Божью с существованием зла в мире. Термин впервые был введен нем. философом Лейбницем Г.В. (1646-1716), к-рый считал, что проблему Т. решает признание этого мира «лучшим из миров». Однако первые поиски Т. появились еще в древности, у вавилонских мудрецов (см.Клочков И.С., Духовная культура Вавилонии, М., 1983). Для политеизма в целом проблема Т. не имела смысла, т.к. не все боги представлялись существами, благими по природе: они были причиной как добра, так и зла в этом неизменном мире. Развитие идей Т. началось с возникновения религий спасения (см. ст. Сотериология библейская). Индийская философия рассматривала Т. в свете учения о метемпсихозе и отрицания ценности временного бытия. Источником зла считалась материя. В *маздеизме вопрос решался с позиций дуализма. Ответственность за зло возлагалась на темное начало (Ангра-Майнью, или Ариман). Эта трактовка Т. получила дальнейшее развитие в спиритуализме гностич. сект (см. ст. Гностич. писания).
http://www.krotov.org/library/m/menn/bible2/teodiz.html
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

zw

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 215
  • Reputation Power: 0
  • zw has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #4 : 13 ЬРп 2004, 21:46:23 »
де РОПП в книге "Мстергейм" даёт классификацию, концепцию устраняющую проблемы разногласий в описании целей и игр...

думаю, что её можно применить и к определению слова КУЛЬТУРА, измерив уровень, в % отношении, кто в какие игры играет, можно получить, достаточно объективный результат, и , допустим предположить, где можно ожидать появление(рождение) следующего "ДВАЖДЫРОЖДЕННОГО"... :)

Цитировать
Таблица 1
Мета-игры и Объект-игры

Игра Цель
---------------------------------------------------------
Мастер Пробуждение
Религия Спасение
Наука Знание
Искусство Красота
----------------------------------------------------------
Домохозяин Создание семьи
----------------------------------------------------------
Никакой игры Никакой цели
----------------------------------------------------------
Свинья у корыта Богатство
Петух на куче навоза Известность
Молох Слава или победа
--------------------------------------------------------------------



http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=14&i=1713&t=1713
ай воз мэйд фор лавинг ю бэйби...

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #3 : 13 ЬРп 2004, 20:35:29 »
Цитата: "Вадим"
Является ли культура (во всех своих аспектах) средством решения проблем (так и не выясненного :wink:  происхождения) или она всего лишь следствие оных, их признак?


Культура, как я это вижу, является средством решения проблем. Но само решение проблем порождает новые, еще более масштабные.
Об этом тема "Где источник наших проблем".
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?t=1490
То есть культура  - и причина, и следствие.

Решая проблемы, человек усложняет свое окружение и внутренний мир. При этом возникают и новые желания, естественно. Будучи не приспособленным к новым изменениям, он оказывается в дисгармонии с собой и с миром. И тогда виток изменений начинается заново на новом этапе.

Можно назвать эту схему порочным кругом: решенная проблема оборачивается новыми.

А можно увидеть в ней чрезвычайно изощренный "замысел", даже руку Провидения. При помощи самых элементарных исходных условий и простеньких правил создается все многообразие культуры.  

Все, что требуется для такого "эволюционного программирования" :wink: :
создай желающее существо и лиши его возможности удовлетворить желание (то есть создай некоторую преграду между желанием и возможностью) . На каком-то этапе возникнет существо, способное менять себя и окружающую среду. И тогда в этот эволюционный водоворот окажутся втянутыми не только существа, но и сама материя. Совершится переход от неорганической материи к биосфере, к ноосфере и, наконец, к семиосфере (символическому пространству) - чему мы являемся свидетелями и в чем сами активно участвуем.  

* * *

Сама эта схема - создание многообразия при помощи самых элементарных исходных условий и правил интересно описана у Вольфрама http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=8&i=106&t=106

Цитировать
С.Вольфрам - известный ученый, выпускник Оксфорда, создатель наиболее распространенной компьютерной программы для математических вычислений Mathematica.

В своей новой (и огромной - 1200 страниц и более 1000 иллюстраций) книге он предлагает новый подход к самым разным областям знания - от физики до искусствоведения.

Основной метод доказательства, используемый в книге, - компьютерное моделирование процессов, которые начинаются с самых элементарных правил и элементов и вырастают в сверхсложные структуры. Согласно автору, все происходящее во Вселенной может быть описано как вычисление. Любая, даже самая сложная структура, сводима к очень простым алгоритмам. Все, что составляет Вселенную, может быть описано в нескольких строчках программного кода, считает автор.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #2 : 13 ЬРп 2004, 16:23:50 »
Цитата: "wayter"

Культура это результат столкновения человека с Реальностью. Как иронично заметил Ортега-и-Гассет, "реальность это то, что сопротивляется нашим желаниям". Культура, таким образом, это результат невозможности удовлетворить желание или потребность.

(Т)Пока все желания удовлетворялись, у человека древности не было нужды в материальной культуре. Когда стало голодно и холодно, появилась необходимость строить жилища и изготовлять орудия. Холод - это нарушение равновесия между организмом и средой. У человека есть возможность восстановить это равновесие при помощи внешних изменений, преобразуя окружающую среду, зажигая огонь и строя жилище.
...
(Продолжение следует, надо надеяться).

Первое, что приходит на ум, это аналогичное определение понятия "опыт". Опыт - это, что мы получаем, когда мы не получаем того, что мы хотим. И из сопоставленности этих двух понятий можно вывести третье положение.
Величина (мощность, объём) и разнообразие нашей культуры, как материальной так и духовной, есть показатель нашей неудовлетворённости.
И делая небольшой логический скачок (за неимением времени и желания обсасывать подробности) с помощью этого вывода как антитезиса через вывод в сообщении wayter`а, используемый как тезис (Т) можно предположить нижеследующее.
Не столько изменение внешних условий стало причиной развития культуры (в физическом аспекте), сколько более справедливым будет считать, что потеря равновесия между внутренней и внешней средой оказалось следствием нарушения духовного гомеостаза.
Именно таков должен быть порядок приоритетов духовного и физического. И тогда своё законное место в контексте получает предпоследний абзац:
Цитировать
Преображенная, достигшая более высокой степени совершенства психика позволяет не только решать проблемы психологического характера, которые для человека часто не менее (а то и более) важны, чем вопросы материальные. Она также оказывает мобилизующее действие на физиологию, позволяя человеку более успешно приспосабливаться к новым ситуациям.

И любое возможное продолжение этой темы можно легко увидеть уже сейчас, если поднять например тему Где источник наших проблем?

P.S. Является ли культура (во всех своих аспектах) средством решения проблем (так и не выясненного :wink:  происхождения) или она всего лишь следствие оных, их признак?
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #1 : 12 ЬРп 2004, 20:59:22 »
Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура связана с удовлетворением материальных потребностей человека. Духовная охватывает такие области как религия, искусство, философия.

Один из аспектов духовной культуры - религиозно-духовный. Он связан с преображением человека и включает в себя нашу любимую эзотерику. Я буду использовать дальше термин "духовная культура" большей частью в таком понимании.

Мы привычно противопоставляем духовную культуру материальной, причем последняя ассоциируется с бездуховностью мира материальных интересов и испорченностью цивилизации. Но я хотел бы показать, что культура по сути едина, и что источник этих противоположных по виду явлений, двух культур, лежит в насущных  потребностях человека.  

Культура это результат столкновения человека с Реальностью. Как иронично заметил Ортега-и-Гассет, "реальность это то, что сопротивляется нашим желаниям". Культура, таким образом, это результат невозможности удовлетворить желание или потребность.

Пока все желания удовлетворялись, у человека древности не было нужды в материальной культуре. Когда стало голодно и холодно, появилась необходимость строить жилища и изготовлять орудия. Холод - это нарушение равновесия между организмом и средой. У человека есть возможность восстановить это равновесие при помощи внешних изменений, преобразуя окружающую среду, зажигая огонь и строя жилище.

Какую же роль с этой точки зрения может играть духовная культура? Духовная культура восстанавливает равновесие, преобразуя внутреннее пространство души. Духовная культура потому и проявляет удивительную жизнеспособность на протяжении тысячелетий, что она отвечает на потребности человека.  

Преображенная, достигшая более высокой степени совершенства психика позволяет не только решать проблемы психологического характера, которые для человека часто не менее (а то и более) важны, чем вопросы материальные. Она также оказывает мобилизующее действие на физиологию, позволяя человеку более успешно приспосабливаться к новым ситуациям.

Таким образом, материальная и духовная культуры это разные грани одной и той же потребности к выживанию, к гармонии, к равновесию, как внутреннему, так и внешнему.

(Продолжение следует, надо надеяться).
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100