Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Атеизм на службе религии  (Прочитано 11684 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Атеизм на службе религии
« Ответ #8 : 25 ЬРавР 2009, 10:24:09 »

Мейстер Экхарт

Теперь напрягите все ваше внимание! Я часто говорил, и великие учителя также говорят: "Человек должен быть настолько свободным от всяких дел и вещей, как внешних, так и внутренних, чтобы быть приютом Божьим, где мог бы действовать Бог". Сегодня мы скажем иначе. Если даже человек и свободен от всяких вещей и тварей, и себя самого, и Бога, и кроме того Бог нашел в нем приют для дела Своего, тем не менее мы говорим: покуда еще в человеке остается "что-либо", до тех пор он не нищ "последней нищетой". Ибо Бог не ставит целью дел Своих, чтоб человек сохранял в себе приют, где бы Он мог являть Себя. В том истинная нищета духа, чтобы человек оставался настолько свободен от Бога и всех дел Его, что если бы Бог захотел проявиться в душе, то должен был бы Сам стать обителью, где будет Он действовать. И как охотно сделал бы Он это! Ибо если бы нашел Бог человека, в той полной нищете, то ведь это был бы Он Сам тогда, что подвергся бы Своему же действию. Так как тут Он Сам Себе обитель для Своих свершений! Тут Он одно в Себе Самом совершаемое дело. Тут в этой нищете достигает вновь человек вечного бытия, бытия, в котором он был, есть и будет жить вовеки.

Тут можно сделать возражение на слова святого Павла: "Все, что я есмь, то получил я благодатию Божиею". А наша речь парит выше всякой благодати, как выше всякого познания, всякой воли и всякого желания. Ответ на это таков: слова святого Павла суть только слова святого Павла; он не сказал их осененный благодатью, ибо благодать действовала в нем так, что только сущность его достигла совершенства самого единства. Этим исчерпывается ея действие. Когда же действие благодати прерывалось, тогда несомненно становился Павел вновь тем, чем был.

Поэтому мы говорим: человек должен быть настолько нищ, чтобы он не был "обителью, где мог бы действовать Бог". До тех пор, покуда в человеке есть обитель - есть в нем и многообразие. Поэтому и молю я Бога, чтобы Он сделал меня свободным от Бога! Ибо не-сущее бытие - по ту сторону Бога, по ту сторону различности. Там был я только самим собою, там хотел я себя самого и видел себя самомго, как того, кто создал вот этого человека. Там я первопричина себя самого, моего вечнаго и временнаго существа. Только в этом я родился. По вечной сущности моего рождения не могу я никогда и умереть. По вечной сущности моего рождения, я был от века, есмь и в вечности пребуду! Лишь то, что составляет мое временное существо, умрет и превратится в ничто, ибо это принадлежит дню и должно исчезнуть, как время. В моем рождении рождены были все вещи; я был сам своей первопричиной и первопричиной всех вещей. И желал бы, чтобы не было ни меня, ни их. Но не было бы меня, не было бы и Бога. Нельзя требовать, чтобы это было понято.


Тема "Духовная нищета" в Архиве форума
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Шамал Фатхуддин

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 56
  • Reputation Power: 0
  • Шамал Фатхуддин has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Атеизм на службе религии
« Ответ #7 : 14 ЬРавР 2009, 22:25:48 »
Бедные мусульмане, верно исповедующие свою религию, мр. Доукинз совершенно лишил вас жилплощади. Можно бы попытаться найти приют в апартаментах метафорического или пантеистического бога  физиков, уважаемого мр. Доукинзом, но к сожалению туда не пускают бога, вездесущего, чудотворного, читающего мысли, наказывающего за грехи и внимающего молитвам. Или может попросить потесниться в своем подвале бога Библии, священников, мул, рабби и простых прихожан, обладающего перечисленными качествами, неуважаемого мр. Доукинзом, но там нет места неантроморфному и неперсонифицированому богу. Но не отчаивайтесь, это всего лишь первая глава шедевра мр. Доукинза, может в дальнейшем он проявит милосердие (в чем я, конечно, сомневаюсь) и предоставит уголок хотя бы на чердаке? Но не стоит обижаться на мр. Доукинза, ну не вписываетесь вы со своим Вездесущим, Чудотворным, Читающим мысли, Наказывающим за грехи, Внимающим молитвам, Неантроморфным, Неперсонифицированным Богом ни в категорию атеистов ни в категорию теистов. Разве что в категорию предателей? - мр. Доукинз: По моему смещение этих двух категорий (пантеисты и антроморфисты, относимые соответственно к атеистам и теистам) аналогично интеллектуальной измене.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Атеизм на службе религии
« Ответ #6 : 10 ЬРавР 2009, 13:17:24 »
Как мне видится, критика Доукинза совершенно не затрагивает ту область эзотерики, которая занимается исправлением человеческих недостатков. Вряд ли он имеет что-то против идеи совершенствования. (Но я еще не дочитал книжку).
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Атеизм на службе религии
« Ответ #5 : 09 ЬРавР 2009, 22:16:44 »
Одна из наиболее серьезных и в то же время популярных книг, проповедующих атеизм:
Р. Доукинз. The God Delusion
...Интересно было бы исследовать вопрос, представляют ли его размышления угрозу только для внешних, застывших форм религии или же идеи внутренней Традиции тоже требуют какого-то пересмотра.

Мы можем попробовать применить подход, близкий к описанному К. Поппером в его работе "Объективное знание. Эволюционный подход" (вкратце идея сформулирована в Приложении 1: "Бадья и прожектор: две теории познания") и посмотреть, что будет нуждаться в пересмотре.
Можно не применять эволюционного подхода к идеям Традиции и спокойно подождать суда истории :-)
Как мне кажется, не стоит игнорировать тот факт, что наука постепенно подбирается к тем областям, которые прежде стояли особняком и считались исключительно гуманитарными - например, искусство, философия и психология.
« Последнее редактирование: 14 ЬРавР 2009, 10:27:15 от wayter »
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Атеизм на службе религии
« Ответ #4 : 09 ЬРавР 2009, 17:12:27 »
Поскольку совершенство - это процесс, то и идеи внутренней Традиции постоянно совершенствуются. В совершенном виде идея должна перестать существовать, стать Ничем. Это означает, что все идеи должны подвергаться постоянному пересмотру в согласии с Любовью. Потому что: "А нелюбовь..., что есть нелюбовь? Любовь - Ничто, и это - Тайна!". :) Пусть в меня бросят камнем застывшей формы. :) Это подсказывают ответственные товарищи, личность которых установить не представляется возможным. :)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Атеизм на службе религии
« Ответ #3 : 09 ЬРавР 2009, 14:44:52 »
"Буква мертва, только Дух животворит" - сказал апостол Павел. Буквой он назвал святой закон, который Христос обещал исполнить до последнего слова... История повторяется.

Эта история описывается Паулем Тиллихом как постоянная борьба Бога с застывшими идеями о Боге. Атеизм занимает здесь свое законное место как момент движения, как плодотворный нуль.

Одна из наиболее серьезных и в то же время популярных книг, проповедующих атеизм:
Р. Доукинз. The God Delusion
http://ulenspiegel.od.ua/?ID=4528

Если Бог действительно борется с застывшими идеями о Боге, то в лице Р.Доукинза мы имеем дело с настоящим пророком )

Интересно было бы исследовать вопрос, представляют ли его размышления угрозу только для внешних, застывших форм религии или же идеи внутренней Традиции тоже требуют какого-то пересмотра.


« Последнее редактирование: 14 ЬРавР 2009, 10:26:44 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

SWAN

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 191
  • Reputation Power: 0
  • SWAN has no influence.
    • Просмотр профиля
Атеизм на службе религии
« Ответ #2 : 25 ЬРп 2004, 16:07:58 »
Черт отправился на прогулку со своим другом. Они увидели человека, который наклонился и что-то поднял с земли.

- Что нашел этот человек? - спросил друг.

- Кусочек Истины, - ответил черт.

- Разве это тебя не тревожит? - спросил друг.

- Нет, - ответил черт, - он сделает из него верование.
Пока

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Атеизм на службе религии
« Ответ #1 : 06 ЬРп 2004, 03:26:45 »
Сегодня публике нравится язык дзэнского старца: "Если ты идешь к освобождению и по дороге встретишь Будду - убей Будду..." (убей - мертвое слово во имя живого опыта). "Буква мертва, только Дух животворит" - сказал апостол Павел. Буквой он назвал святой закон, который Христос обещал исполнить до последнего слова... История повторяется.

Эта история описывается Паулем Тиллихом как постоянная борьба Бога с застывшими идеями о Боге. Атеизм занимает здесь свое законное место как момент движения, как плодотворный нуль. По Тиллиху, религия в широком смысле слова - это все предельно глубокое в человеческой культуре (этической, эстетической, научной), и если религия в узком смысле слова отвергается во имя истины, то она отвергается во имя религии. А собственно религия, религия в узком смысле слова - всего только противовес силам цивилизации, которые уводят нас от нашей собственной глубины, противовес, ценность которого относительна и резко падает, если ревнители религии выдают его за абсолютную высоту.

Г.С.Померанц. Из статьи "Между бедностью и богатством".
«Октябрь», № 5 за 1997 г.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100