Духовная традиция и современность

Духовная культура => Вечные вопросы => Тема начата: Остап от 24 пЭТРап 2009, 20:13:30

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Лог.-фил. трактат: 1.0
Отправлено: Остап от 24 пЭТРап 2009, 20:13:30
1. Мир есть все то, что случается/имеет место. (в англ. переводе - ...what is the case)
Первая теза - полемическая; любимец Людвига-подростка Шопенгауер свой труд начинает так:"Мир есть воля и представление". Но что это за воля?- спросит Витгенштайн, а Ш. ответит - субъекта. Но спросит В.: (5.633) Где в мире можно заметить метафизический субъект (то есть в котором ничего объективного, в смысле положенного, но который чистая деятельность, наблюдатель, но не наблюдаемое)? - нигде, скажет он в предыдущей тезе, поскольку субъект (я) - это граница моего мира, но не что-то внутри него - подобно полю зрения, что вмещает любое, но не глаз.
 Что же касается воли субъекта, согласно Трактату. Мир состоит из фактов, а факты в нем случаются - или не случаются - это случайность. Но есть уровень логики, которая составляет "логические (они же - онтологические) леса мира" Это не трансцендентная управляющая сила, а совокупность всех свойств - как бы трансцендентальная иманентность: поскольку атомарные факты (=кирпичики случая) входят в соединения согласно свойствам; логика же есть возможностью всех возможных комбинаций (возможное: я заболею, невозможное: эта точка в одно и то же время красная и зеленая). И для В., мир, как совокупность всех случайностей, есть строго необходимым - и"созерцать мир как единое и называется мистическим". Но субъект как бы забывает о себе (что он граница мира), считая себя чем-то "вот этим"; посему его действия, действия не от целого, а от "вот этого" имеют случайный характер - результат или достигается, или нет; такое деяние, скажет В., нельзя назвать собственно волевым. Необходимость существует лишь на уровне мира как целого, объемлющего все возможности = на уровне истинного субъекта = но здесь уже нельзя говорить о воли к тому, а не к этому, считает В.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100