Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Духовная культура > Обсуждение публикаций

Богослов.ру: "Бедная религия". М. Эпштейн о постатеистической религиозности

<< < (3/3)

Мустафа:

--- Цитата: rimlyanin от 07 ФХЪРСап 2012, 15:50:56 ---А "предтечами "почвы" были Кашпировский и Чумак)))

--- Конец цитаты ---

 :D
эх, наверное, это был "золотой век" народного оккультизма.. , когда все во все верили изо всей дури..  )

Кашпировский напоминал реинкарнацию Иоанна Крестителя, но кто вселился в Чумака - для меня была загадка! Возможно, это выяснится с приходом нового мессии. В "гефсиманском саду".. . )
Чумак запомнился тем, что молча и как-то пугающе сопел в экране телевизора и делал руками пассы из тай цзю. Меня это сопение всегда раздражало, но почему-то убеждало в большей искренности Чумака в сравнении с Кашпировским. Чумак выглядел поэтому, какбэ, скромнее, поэтому я не любил его меньше, чем Кашпировского.   
А не любил их обоих за то, что у меня самого не было ни малейшей возможности залезть в экран телевизора и с наслаждением впечатлять по утрам и вечерам всю огромную страну. )

хотя в воркутинскую пургу я взглядом высекал искры из воздушных электрических проводов освещения.. !

rimlyanin:
А "предтечами "почвы" были Кашпировский и Чумак)))

kopernick:

--- Цитата: wayter от 07 ФХЪРСап 2012, 02:55:49 ---В своей статье Михаил Эпштейн отмечает, что семидесятилетний атеизм в Советском Союзе был, безусловно, новым явлением мировой истории потому, что он затронул не только интеллектуальные верхи общества, но и разлился в массы, сформировав несколько поколений сознательно неверующих людей.


--- Конец цитаты ---

Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения, имхо. Несмотря на масштабность разрушений, религия каким-то образом выжила и в СССР, о чем свидетельствует и наличие верующих людей в советское время, и резкое их увеличение после распада Союза. Атеистическая пропаганда в позднем СССР носила скорее формальный характер. Но интересно другое. Соня Лурман, исследовательница атеизма и постсоветской религиозности в республике Мари-Эл, пишет, что одним из результатов советской атеистической пропаганды стало распространение "дидактических навыков" (создание различных визуальных материалов, обучение навыкам публичных выступлений, подбор фактов и иллюстраций и пр.) среди значительной части населения по всей стране (поскольку эта пропаганда была устроена так, что требовалась инициатива и работа на местах, а из центра рассылались только общие указания). И когда Союз развалился и началось распространение религий, то одними из наиболее активных неофитов оказались как раз активисты, занимавшиеся прежде атеистической пропагандой, которые успешно использовали свои навыки и опыт для социальной мобилизации верующих. То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)

wayter:
В своей статье Михаил Эпштейн отмечает, что семидесятилетний атеизм в Советском Союзе был, безусловно, новым явлением мировой истории потому, что он затронул не только интеллектуальные верхи общества, но и разлился в массы, сформировав несколько поколений сознательно неверующих людей.

Действительно, именно в СССР атеизм «воплотился» и обрел свой пространственно-временной контекст. По аналогии с библейским народом Божьим карикатурно появился «народ-безбожник» – советский народ, имеющий свою «святую землю» – страну победившего социализма и просуществовавший три-четыре поколения. Именно в СССР атеизм явил некую полноту и завершенность.

Атеизм, как новая пустыня, оставил пустое место в религиозной жизни советского общества. Что вырастет на этом месте в постсоветский период?
<...>
Нулевой градус – безбожие – пройден, и начинается то возрастание веры, которое не возвращается к доатеистической стадии, а вбирает её, представляет собой теистическое осмысление и преодоление самого атеизма.

«Бедная религия» начинает с нуля и как бы не имеет традиций. Её «Бог» - грядущий, второго и последнего пришествий. А последнее откровение может быть только одним и общим для всего мира, иначе оно бы не было последним.

Полностью здесь

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии