Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: wayter от 25 ЬРавР 2012, 23:28:31

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Океаническое сознание, или чувство, как основа религии и не только
Отправлено: wayter от 25 ЬРавР 2012, 23:28:31
["Океаническое" чувство как основа религиозности]

Роллан согласен с Фрейдом в вопросе об иллюзорности религии, но утверждает, что людям присуще общее чувство врожденной религиозности. Роллан называет это «океаническим» чувством, в котором человек чувствует себя связанным со всем миром и всем родом человеческим. Это чувство единства, безграничности, беспредельности. Фрейд признает существование этого «океанического» чувства, но отрицает, что оно является врожденной религиозностью. Вместо этого, он объясняет это чувство, обратившись к психоаналитическому опыту.

 Беспредельность, единство, чувство единения со всем миром Фрейд отождествляет с инфантильным нарциссизмом (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC). Это этап, который, согласно Фрейду, все младенцы проходят сразу же после рождения, до второго или третьего года жизни. На этом этапе ребенок чистое «Эго (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%BE)» и пока ещё не различает между субъективным «эго» и объективным внешним миром. Это состояние абсолютного нарциссизма, не нарушается, пока ребенок не понимает, что он не может удовлетворить все свои требования, и таким образом понимает и признает свою зависимость от других и объективного мира. Мир выступает как «нечто чуждое», другими словами — только лишь как негативный опыт для ребенка: как невозможность удовлетворения требований, нарушение желания удовольствия, как угроза и как нечто мучительное. Объективный мир для Фрейда всегда не что иное, как объект желания, и объективный мир даёт знать о своём присутствии тем, что эго не может удовлетворить свои желания, и это удовлетворение должно исходить от других, которых эго не в состоянии контролировать.*


Источник (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B9)


Океаническое чувство как двигатель цивилизации:

(http://www.sufism.spb.ru/gallery/albums/userpics/10001/MaterSpirit.jpg)

Материальная культура воздействует на окружающую среду, а духовная на внутренний мир человека и социальное устройство. Но цель у них, по сути, одна - восстановить состояние гармонии, равновесия, "океанического сознания".



---------------------------------------
*  перевод из книги "Недовольство культурой":

...первоначально ego включает все, позднее оно абстрагируется от внешнего мира. Наше существующее ego-чувство является, таким образом, лишь слабым подобием более емкого всеобъемлющего чувства, которое соответствует более тесной связи между ego и окружающим миром. Соглашаясь с тем, что в психической жизни многих людей преобладает первичное ego-чувство в большей или меньшей степени, мы принимаем и то, что оно будет существовать наряду с более узким и четко обозначенным ego-чувством зрелости, как бы дублируя его. В этом случае идейное содержание, соответствующее ему, будет как раз безграничностью и связью со Вселенной, т.е. теми понятиями, которые мой друг вкладывал в "океаническое" чувство. 
 
 З.Фрейд
Название: Re: Океаническое сознание, или чувство, как основа религиии и не только
Отправлено: wayter от 25 ЬРавР 2012, 23:55:07
Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.

Океаническое чувство  (http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/okeanicheskoe-chuvstvo)
Название: Re: Океаническое сознание, или чувство, как основа религии и не только
Отправлено: N N от 13 РЯаХЫп 2012, 10:56:07
На этом этапе ребенок чистое «Эго (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%BE)» и пока ещё не различает между субъективным «эго» и объективным внешним миром.


1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…
(Мф. 18:1-3 (http://bibleonline.ru/bible/rus/40/18/#1-3))
Название: Re: Океаническое сознание, или чувство, как основа религии и не только
Отправлено: plot от 13 РЯаХЫп 2012, 22:26:40
Цитировать
Пре-/транс-заблуждение Как считает Кен Уилбер, во многих утверждениях относительно нерациональных состояний сознания (http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1) совершается ошибка в определении разницы между дорациональным и надрациональными состояниями. Согласно Уилберу, их можно легко принять одно за другое — явление, названное им «пре-/транс-заблуждением (http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%B5-/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81-%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1)» (pre/trans fallacy (http://en.wikipedia.org/wiki/pre/trans_fallacy)). Можно либо редуцировать восприятие надрациональной духовной реализации до уровня дорациональной регрессии, либо возвысить дорациональные состояния до уровня надрациональных. Фрейд (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4,_%D0%97%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4) и Юнг (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BD%D0%B3,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2), по мнению Уилбера, совершали ошибку пре/трансзаблуждения: Фрейд считал, что мистический (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0) опыт представляет собой регрессию к инфантильным океаническим состояниям, в то время как Юнг рассматривал дорациональные мифы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84) в качестве духовных откровений. По мнению Уилбера, и сам он совершил подобную ошибку в ранний "романтический" период своего развития (см., например, книгу "Никаких границ").
Из Википедии, статья "Кен Уилбер".

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100