«…И вот, наверное, впервые в жизни (хотя считается, что медитировать надо ежедневно!) я взял лампу и, покинув зону повседневных занятий и отношений, где всё казалось мне ясным, спустился в своё сокровенное «я», в ту глубокую пропасть, откуда, как я смутно чувствовал, исходит моя сила действия. Но чем дальше я уходил из безопасного мира условностей, коими одарена поверхность общественной жизни, тем яснее я сознавал, что теряю контакт с самим собой. На каждой ступеньке, ведущей вниз, внутри меня появлялся новый человек, который меня уже не слушался и имени которого я уже не знал. И когда я прерывал исследования, – ибо тропинка исчезала с каждым моим шагом, – я обнаружил у себя под ногами бездонную пропасть, из которой, возникая неведомо откуда, исходил поток, который я дерзну назвать моей жизнью…
В этот момент я почувствовал (как почувствовал бы любой взявший на себя труд провести такой же духовный эксперимент) тоску, свойственную частичке, носимой во Вселенной, тоску, из-за которой воля многих людей ежедневно ломается под сокрушительным напором множества живых существ и звёзд. Если что и спасло меня, так это голос Евангелия, безошибочно узнаваемый по своему чудотворному действию, который говорил мне из глубины ночи: «Eqo sum, noli timere» («Это Я, не бойся»).
Да, о Боже, я верую в это; и верую по своей доброй воле, ибо это не только вопрос утешения, но и вопрос совершенства. Ты стоишь в начале толчка и в конце вечного влечения, я же всю свою жизнь только и могу, что следовать этому влечению или благосклонно принять этот первый толчок и всё, что за ним последует. Присутствуя во всём, Ты оживляешь для меня (в гораздо большей степени, чем мой дух оживляет одушевлённую им плоть) мириады сил, постоянно воздействующих на меня. В жизни, ключ которой бьётся во мне, и в материи, которая поддерживает меня, я нахожу не просто Твои дары, я нахожу Тебя самого, и вижу, что Ты заставляешь меня стать участником Твоего бытия, творящего меня…» (
Пьер Тейяр де Шарден)
(
Отсюда.)