Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Духовная культура > Обсуждение публикаций

Насколько фатальна судьба человека

<< < (2/2)

tabula rasa:
 Статья, приведенная ниже, прояснила для меня вопрос о предопределении в исламе, котором долго «плавала». Может, и вам пригодится?Публикуется с разрешения администрации.
Мир Вам.
Насколько фатальна судьба человека?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо определиться с тем, какой смысл мы вкладываем в термин «судьба». Дело в том, что смысл этого понятия во многом зависит от того культурного контекста, в котором оно употребляется. Более подробно об этом можно прочитать в статье «Концепты судьбы в различных цивилизациях».

При этом, в любом случае, независимо от конкретного этнокультурного контекста, судьба каждого человека представляет собой программу индивидуального развития, т.е. его личное предназначение. Каким образом человек будет реализовывать свое предназначение, это отдельный вопрос, однако, как бы то ни было, но у каждого человека есть судьба-программа, данная ему свыше, которой он может распоряжаться по своему усмотрению, однако он не может ее изменить!  Вот в чем состоит предопределенность судьбы каждого человека.

Рождаясь в определенное время и в определенном месте, с определенным набором талантов и способностей, человек имеет строго определенные возможности для своей будущей жизни. Причем предопределено не только количество и качество этих талантов, но и время их реализации (созревания), когда человек должен реализовать заложенный в него потенциал. На этом моменте необходимо остановиться более подробно.

В историческом смысле судьба человека представляет собой набор неких «сценариев», совокупность которых и составляет, условно говоря, «тело судьбы». Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг назвал эти сценарии «архетипами». При этом общее число этих сценариев-архетипов конечно, и они едины для всего человечества. Однако, каждый из этих архетипов реализуется в судьбе отдельно взятого человека исключительно индивидуальным образом. И в этом проявляется индивидуальная особенность каждой судьбы.

Таким образом, с одной стороны, все человеческие судьбы подобны, поскольку строятся на одних и тех же сценариях-архетипах; с другой, они все разнятся между собой, поскольку в каждой отдельно взятой судьбе эти архетипы проявляются различным образом.

Реализация этих архетипов в жизни, согласно представлениям Карла Юнга, происходит за счет его собственной психической энергии, которая, наполняя собой архетипы, подобно тому, как вода наполняет сосуды различной формы, «оживляет» их. «Ожившие» архетипы-сценарии мы будем называть ситуациям , в которых оказывается человек, проживая свою судьбу. Поскольку наполнение сценариев психической энергией происходит бессознательно, то мы вправе говорить о том, что все ситуации в жизни человека строго предопределены его судьбой, и что он не в силах изменить ни их характер, ни время их реализации в своей жизни.

Однако, поскольку человек при этом наделен свободой воли, то мы должны найти ту область, в которой эта свобода воли реализуется. Поскольку ситуации в жизни человека фатальны, то, очевидно, что единственной сферой проявления свободы воли человека является область его поступков. Т.е. человек, не имея возможности влиять на ситуации, которые складываются в его жизни, тем не менее, обладает правом по своему усмотрению действовать в этих ситуациях.  Именно в этом и проявляется свобода индивидуальной воли.

Таким образом, каждый человек имеет право в любой ситуации поступать так, как считает нужным. Иными словами, каждый может произвольным образом реагировать на любую ситуацию в своей жизни. Эти реакции в дальнейшем мы будет называть событиями.

Подводя итог, необходимо сказать, что жизнь человека, с одной стороны, предопределена на уровне ситуаций, а, с другой, свободна на уровне событий. Вот как может быть разрешен конфликт между предопределенностью судьбы и свободой воли.

При этом подобное решение древней дилеммы о свободе и предопределении, совершенно четко определяет область, которую должна изучать астрология, как наука. Это сфера сценариев-архетипов, предопределяющих жизненные ситуации. Поскольку человек не может изменить ни сами сценарии, ни характер их реализации, то он может, по крайней мере, понять, что его ожидает. Таким образом, знание своей судьбы необходимо каждому человеку для того, чтобы максимально осмысленно действовать в ситуациях, которые неизбежно возникнут в его жизни.

 [size=0pt]В этом смысле астрология является единственной наукой, имеющей в своем распоряжении инструментарий для изучения судеб, и человек нуждается в помощи астролога, в первую очередь, в том случае, если по каким либо причинам, не в состоянии самостоятельно разобраться в своей судьбе.[/size] 
Сергей Евтушенко
 8 сентября 2005 года

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии