Несколько мыслей относительно исходного поста:
Попытка находиться в "здесь и теперь" (близкие, хотя и не идентичные, идеи - самовспоминание, алертность, памятование и др.), а не витать в сожалениях о прошлом или в страхах о будущем - важная и правильная идея, о которой говорят многие духовные традиции.
Но, как и любая плодотворная идея, они имеет смысл в каких-то рамках. Когда идею пытаются абсолютизировать и считать панацеей от всех бед, она теряет смысл и рискует превратиться в заблуждение.
Находиться "здесь и теперь" важно, но у разума, сформированного эволюционными процессами, есть свои задачи, и порой состояние "здесь и теперь" этим задачам не вполне соответствует.
Согласно некоторым современным теориям, "...сущностью разума является составление прогнозов"*. Прогнозы осуществляются на основании памяти - предыдущего опыта: "...восприятие действительности является комбинацией наших ощущений и прогнозов, составляемых на основе воспоминаний". **
Таким образом, сканирование прошлого и создание прогнозов (обычно эмоционально насыщенных) о будущем - то есть пребывание не здесь и не сейчас - является важной функцией мозга. И никакие ухищрения духовных практик не могут и не должны эту функцию отменять.
Противопоставление (идеи?) "здесь и сейчас" работе разума, для которого " пребывание
не здесь и не сейчас" является важным, наталкивает меня на мысль, что "здесь и сейчас" рассматривается как место фокуса внимания человека. В такой интерпретации, такое противопоставление имеет определенный смысл. Но здесь упускается несколько важным моментов ИМХО.
"Здесь и сейчас" (или самовоспоминание) возможно характеризовать несколькими фокусами внимания одновременно (двунаправленная стрелка по Успенскому). В противоположность этому, отождествление (или состояние отождествления) характеризуется одно-направленным вниманием. Можно предположить, что говоря о разуме, или скорее, о его использовании, постулат о том, что ему нужно быть "не здесь-не сейчас" требуется для того, что бы сохранить внимание на разуме, для его функционирования и получения результатов его функционирования, так как это следует из предполагаемого по умолчанию факта важности разума, его работы, результатаов его работ, и следовательно, необходимости сохранения фокуса внимания на этом разуме (мыслях, планах и т.п.). (прочитайте еще раз, если абзац непонятен, используйте разум
).
Возможно, однако, другое отношение. Работа разума тождественна по важности работе других функций машины (тела), т.е. эмоциональной, двигательной, инстинктивной, и не должна быть объектом отождествления, т.е. внимание не должно быть направлено
только на работу разума. Необходимо одновременно удерживать внимание и на других объектах внимания, внешних или внутренних, и факт поддержания разделенного внимания важнее, чем любая прибыль от полного сосредоточения на работе разума.
Есть и более "продвинутая" точка зрения. В ней любая работа машины (любых центров, в любой комбинации, по любым поводам) противопоставляется "
состоянию" "здесь и сейчас". Т.е. "здесь и сейчас" - это не просто месторасположение фокуса, или фокусов внимания, но интегральное состояние, в котором
сознание, независимо от центров машины, осознает себя присутствующим, прямо здесь, прямо в этом теле (в котором в данным момент происходит процесс размышления), прямо сейчас, прямо во момент этих размышлений. При этом, собственно, не важно о чем происходит размышление и происходит ли вообще , как и не важно то, какая другая форма деятельности в машине происходит. Важно только как удержать это состояния присутствия сознания, и как это сознание не утерять.
Таким образом, необходимо понять, в каких рамках концепция "здесь и теперь" является важной и ценной, а не абсолютизировать ее в качестве средства от любых психологических и духовных проблем.
Важность и ценность той или иной идеи или состояния определяется не самой этой идеей или состоянием, но той целью или результатом, к которому стремится человек. Если он хочет пробуждения, то рассматривает все происходящее в нем именно с этой т.з. И с этой т.з. разум - наиболее медленная, весьма хаотичная, имеющая много неправильной работы функция. Она, правда, наиболее управляема из остальных, по крайней мере в начале.
Но никакая мысль, никакой план на будущее, не может сравниться по важности с моментом сознания, с моментом полного погружения в "здесь и сейчас". Поэтому, как говорится в Библии (примерно) "если глаз твой соблазняет тебя, вырви его, ибо лучше быть без глаза, чем впасть в сооблазнение" - если ты отождествлен с размышлениями и планами на будущее, оставь свой разум, ибо лучше помнить себя без работы разума, чем отождествляться с прекрасными мыслями и планами.