Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Рыцарство - футувва, также фитйан (ед.ч. фата).
Персидский эквивалент - джаванмард.
Суфийская традиция духовного рыцарства.
Футувва - "добродетель", "мужественность". Мистико-социальное движение.
"...между собственно дервишескими орденами и ремесленными союзами, гильдиями и группами футувва существовало множество взаимосвязей".
А.Шиммель. Мир исламского мистицизма. М.2000. Стр.190.
Футувва были связаны с Абд ал-Кадиром ас-Сухраварди (ум.1168), основателем ордена Сухраварди.
"По своей сути идея футувва восходит к раннему суфизму. Фата означает "молодой человек", "доблестный юноша", благородный и верный. Коран называет семерых спящих отроков фитйан (мн.ч. от фата). <...>
Термин джаванмард, персидский эквивалент фата, используется в агиографии для многих суфиев, часто для тех, кто считался искренними маламати.
А.Шиммель. Там же. С.195
Кушайри в своем Рисала пишет о футувва: "Фата - тот, кто не имеет врагов, кому безразлично, с кем он - со святым или с неверным. Мухаммад был совершенным фата, ибо в Судный день всякий скажет "я", а он произнесет: "моя община".
А.Шиммель. Там же. С.195
* * *
В известном труде Г.Э. Грюнебаума "Классический ислам" упоминаются контакты суфиев и рыцарей.
Футувва ("рыцарство") все более расширяла свои контакты с суфизмом, причем до некоторой степени этот процесс был обоюдным: суфии восприняли свои идеи от фитйан.
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20021217044947546
* * *
Рыцарство
(Беседа д-ра Нурбахша с дервишами на одном из суфийских собраний)
До возникновения ислама традиция рыцарства (джаванмарди) на Ближнем Востоке поддерживалась специальным воспитанием, формировавших из мужчин рыцарей, или джаванмардан.
В традицию рыцарства входят предупредительность (моровват), самопожертвование (итхар), преданность (фада-кари), помощь обездоленным и беззащитным, доброта ко всему живому, умение держать слово, и самоотверженность - все те качества, которым предстояло позднее составить комплекс благородных свойств человека, совершенного с суфийской точки зрения.
Стремясь к обретению таких подлинно человеческих качеств, рыцари неукоснительно следовали определенному кодексу и правилам, на основе которых были сформулированы важнейшая цель и принципы рыцарства, или джаванмарди.
С появлением ислама рыцари приняли эту религию, в то же время сохраняя рыцарские традиции, формируя мировоззрение суфизма на основе как ислама, так и рыцарства. Таким образом, этикет рыцарей стал частью суфийской практики как в ханаке, так и вне её.
http://www.nimatullahi.sufism.ru/djnurbahsh.htm
* * *
О влиянии футувва на формирование европейского рыцарства и куртуазного поведения (трубадуры, миннезингеры):
"Суфизм и западная культура".
http://www.nimatullahi.sufism.ru/sufiwest.htm
* * *
Цитаты по теме:
Духовный воин тот, кто не имеет врагов.
Абу Бакр аль-Варрак
Духовное рыцарство означает, что ты одинаково принимаешь и своих, и чужих.
Мухаммад ибн Али аль-Тирмиди
Суфия спросили: "Что такое духовное рыцарство?". Он ответил: "Это означает, что разделяя трапезу со святым или с неверным, ты не проводишь различия между ними".
Абу ль-Касим аль-Кушайри
Сущность футуввы - проявления благородства, щедрости и великодушия - заключается в служении другому, а не себе.
Абу ль-Касим аль-Кушайри
Духовное рыцарсто заключается в том, чтобы воздерживаться от причинения людям беспокойства и не сдерживаться в проявлении щедрости.
Джунайд
http://www.sufistudies.net/world-community/ (англ.)
* * *
Обсудить в Мастерской:
http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=713.0
-
Существует еще один аспект творчества Омара Сухраварди, интересный философу. Это два трактата о футувват. Это арабское слово (персидский перевод - джаванмарди) означает "молодость, юношество". Фата, джаванмард - это молодой человек; однако в техническом значении речь идет о духовной молодости, а не о физическом возрасте. Футувват - это форма связи исламского эзотеризма с социальной реальностью. В той форме, в какой ее описывают суфийские авторы, идея футувват происходит из суфизма и переходит в организации ремесленников. Она соответствует западной идее рыцарства и компаньонажа. Что же до символической истории возникновения этого понятия, мы поговорим о ней позже, в связи с Хуссейном Кашфи. Скажем лишь, что этот концепт, вышедший из суфизма, стремился освятить любую профессиональную деятельность, превратить ремесло в литургический акт. Приобщение к футувват представляет собой церемонию инициации. Ритуал этой инициации может разворачиваться одним из трех способов по выбору кандидата: вступление в братство путем дачи клятвы, путем принятия сабли или меча, путем отпивания из ритуальной Чаши. Деятельность компаньонов, объединенных договором братства, возвышается до уровня рыцарской службы. Каждый компаньон - это джаванмард.
Есть сведения о том, что Омар Сухраварди был теологическим советником аббасидского халифа Насира ли-дина Аллаха (1180-1225 гг.). Халиф, симпатизировавший имамитскому шиизму и исмаилизму, вынашивал замысел сделать из футувват нить, соединящую духовные сообщества в различных ветвях Ислама, осуществив таким образом панисламский проект. Он сформировал аристократический футувват, "придворный футувват". Однако не только аристократический элемент сближал футувват с орденами западного рыцарства. О такой близости говорит и духовная генеалогия футувват, и его этические правила. К сожалению, монгольское завоевание разрушило великий проект Насир ли-дина Аллаха, но эта катастрофа не привела к исчезновению идеи футуввата как духовного рыцарства. Книги о футувват появлялись на протяжении нескольких веков. В качестве примера можно привести Футувват-Намэ Наджмеддина Заркуба Табризи (1313 г.), также принадлежавшего к ордену Сухравардийа. Все эти трактаты несут на себе отпечаток суфизма, но одновременно отмечают проникновение в суфизм идеи духовного рыцарства (похожее явление имело место на Западе в XIV в., в мистике рейнской школы). Сам футувват хранит память о своем суфийском происхождении. В то же время он может проникать в разные страны и к людям различных профессий, предлагая удобную для них форму компаньонажа. Это явление представляет собой вершину духовного идеала, который может предложить исламское общество.
К тому же, нельзя забывать, что идея футувват неотделима от шиитской идеи валайат. Под этим словом надо понимать договор божественной дружбы (персидское дусти), договор между "Друзьями Божьими" (Дустан-э Хакк), основывающий отношения между человеком и Богом по образцу отношений между вассалом и сеньором. К сожалению, чтение этого слова в форме вилайат и его перевод словом "святость" извращают это понятие. Валайат - это не святость, передающаяся по наследству.
Анри Корбен
История исламской философии
Метафизика суфизма Омар Сухраварди
Источник (http://farhang.al-shia.ru/karbin/karbin46.html)
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской