Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Тема недели: Два лика культуры  (Прочитано 21649 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

zv

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • zv has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #56 : 13 ШоЭп 2004, 20:59:40 »
1. теории А.Н.Леонтьева

http://azps.ru/hrest/59/index.html
http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt

2. Мазель & C :

http://www.people.nnov.ru/syrov/Rus/Art_Style.htm
http://yanko.lib.ru/books/music/livanova_history_of_euro-music_till_1789-2.htm
http://yuri317.narod.ru/sr/2r.htm
http://libelli.narod.ru/sonnet66/Russian/sokolovskaya.html
http://midiclassic.narod.ru/termin/melod.htm
http://www.lebed.com/2001/art2763.htm




п1. после таких заявлений ИНТЕРЕС интерес к ознакомлению сразу пропал...

Цитировать
Эта небольшая теоретическая книга готовилась очень долго, но и сейчас я не  могу  считать  ее  законченной  -  слишком  многое  осталось  в  ней  не эксплицированным,  только   намеченным.


п2. Мазель...хм...? наверно хороший малый... :) , но его деятельность УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ,  и  имеет только косвенное отношение к ПСИХОЛОГИИ, как науке изучающий внутренний мир...
продаю рецепт "пилюли Гюрджиева" -
(любовь с первого взгляда на "медовый месяц")
     - Шурочка Балаганова, "Рога и Копыта"

Стоп-кран

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 35
  • Reputation Power: 0
  • Стоп-кран has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #55 : 13 ШоЭп 2004, 10:11:39 »
Уважаемая ket!

Прошу прощения за легкомысленный тон моего предыдущего сообщения, который вероятно, ввёл Вас в заблуждение. На самом деле я готов ответить за каждое сказанное мной здесь слово.

Разговор о том, может ли шестилетний ребёнок воспринимать классическую музыку (и как именно он её воспринимает) я готов продолжить в другой теме или в личной переписке, после того как Вы ознакомитесь с работой Л.А.Мазеля "Проблемы классической гармонии". Ну, или если Вы с ней знакомы, то мне будет очень интересно узнать, с чем Вы там не согласны.

О том, как воспринимает действительность (в т.ч. произведения искусства) "неподготовленный для его восприятия человек" лучше рассуждать в терминах теории А.Н.Леонтьева, изложенной в книге " Деятельность. Сознание. Личность". Это не отговорка: Леонтьев действительно является для меня эталоном в данной области… ну, то есть я не против, если кто-то аргументированно начнёт опровергать его теорию, но игнорировать её при более-менее серьёзном разговоре о психологии считаю невозможным.

Простите моё занудство, но я человек сухой, кабинетный, и очень смутно представляю себе, что такое "целостность и гармония". С удовольствием прочту в рамках данной темы Ваши мысли о том, что же всё-таки объединяет, например, Лао Цзы и Ван Гога. Ведь мой тезис как раз в том, что они для теории культуры "противоположны". Я, правда, не очень развил этот тезис. Ну Вы покритикуйте его (с помощью понятных мне слов!:)) – тогда, может быть, разовью… :)
А небо - лучше не смотреть! Я небу здесь не рад...

ket

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 707
  • Reputation Power: 1
  • ket has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #54 : 12 ШоЭп 2004, 17:43:37 »
Цитата: "Определитель"

Вот, например, Аристотель думал головой и своей правой рукой написал много книг, которые долгое время очень много людей с увлечением читают. Или Моцарт. Достаточно долго (несколько веков) очень много людей вспоминают Моцарта, слушая его фугу фа-минор, которую даже двумя руками исполнить нельзя. В общепринятом понимании эти люди являются выдающимися. Гениальными. Внёсшими ба-альшой вклад в культуру. Однако, если вдуматься, последствия их деятельности совершенно противоположны. Идеи, записанные на бумагу (или тогда ещё был папирус?) Аристотелем, до сих пор формируют отношение людей к себе и к миру. Вдобавок, эти идеи изложены очень доступным языком. Их может понять любой шестиклассник с IQ > 100 dpi. Ну, или начать понимать. "Идеи" Моцарта же совершенно ничему не учат. Более того, чтобы наслаждаться музыкой Моцарта, нужно очень долго учиться. И плюс к тому иметь очень большой IQ. Т.е. музыка Моцарта - развлечение не для "бедных духом". А для богатых. Но всё-таки развлечение. А не материал для формирования мировоззрения. Поэтому (невербальные) искусства и музыку лучше не включать в разработку единой теории культуры.

Не могу с Вами согласиться, моя шестилетняя дочь, которая (в силу своей юности) пока умеет только читать и писать, с удовольствием слушает Моцарта, Вивальди иногда даже Бетховена. Ей не понадобилось для этого много учиться, достаточно было несколько раз послушать их музыку.Для нее, слушание музыки конечно развлечение, но на мой взгляд, лучше развлекаться Моцартом, чем чем- либо более примитивным ...Слушание хорошей музыки, возможность читать хорошие стихи, и хорошую художественную литературу, смотреть на хорошие картины, или просто интерьер, сделанный со вкусом, дает человеку возможность развить в себе те качества, которые в нем есть (на мой взгляд, они есть у всех в той или иной мере)в виде таланта, вкуса... и т.д.
Чем отличаются хорошие произведения искусства от не очень хороших? Как искусствовед, могу сказать- уровнем гармонии соблюденной в этих призведениях, уровнем целостности произведения.Искусство, ( конечно если взять пример истинного искусства) не подвластно понятиям, которым вообще подвластна материя, времени, расстоянию, предсталениям... и т.д. оно гармонично, целостно в том месте и времени, в котором создестся и таким оно остается независимо от перемены места, времени и представлений.
Воспринять целостность произведения искусства, даже в шестилетнем возрасте, может совершенно неподготовленный для его восприятия человек, это конечно не значит, что органы восприятия не нужно подгатавливать и совершенствовать с помощю тогоже искусства, культуры, ведь  если человек не совершенствует свои таланты посредством неустанной работы в течении всей жизни, то талант, дар может остаться нераскрытым, или раскрытым неполностью.
Аристотель, тоже прекрасное "развлечение" :) также как и Лао Цзы, Плотин...также как и Моцарт, Матисс или Ван Гог и многие другие великие мыслители, музыканты, художники, все те, которые создают гармоничные произведения необычно отличающиеся друг от драга, у всех есть одна общая черта-  целостность и гармония.
'I usually make up my mind about a man in ten seconds, and I very rarely change it.' Margaret Thatcher

Определитель

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 42
  • Reputation Power: 0
  • Определитель has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #53 : 09 ШоЭп 2004, 11:29:24 »
Цитата: "kopernick"
Думаю можно найти немало примеров, когда у творцов, не отличавшихся высоким уровнем бытия, получались выдающиеся произведения.

Скорее, всё наоборот: почти не существует святых, создавших более-менее заметные предметы культуры (если и существуют, то, думаю, лишь в виде редких исключений).

Цитата: "zw"
1.с моей субъективной точки зрения, уровень ДУХОВНОЙ культуры народа и народности, определяется СТЕПЕНЬЮ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА (1, 2, 3-7) ЭЛИТЫ, отсюда можно сделать вывод:
элитой культурного слоя являются, по таблице де Роппа, игроки в мастергейм (суфии в исламе), и чем больше % этих людей тем соответственно мощнее культура, они выполняют роль катализатора(3й силы) при котором, проявляются таланты, как в области искусства, так и в области науки и религии.....

Слова, которые выделены, уже замылились, очень трудно собрать в кучу их смысл и понять, что же в результате получается. Мне гораздо ближе выражение: "чем больше % этих людей, тем, соответственно, мощнее культура". Но и его я вижу несколько по-другому: "мощнее культура" = "вещи, сделанные руками человека и головой, занимают больше пространства и времени"; "этих" = "людей, создающих что-то значительное своими руками и головой"; "значительное" = "о котором много людей часто вспоминают (например, вошедшее в школьную/университетскую программу)".

Вот, например, Аристотель думал головой и своей правой рукой написал много книг, которые долгое время очень много людей с увлечением читают. Или Моцарт. Достаточно долго (несколько веков) очень много людей вспоминают Моцарта, слушая его фугу фа-минор, которую даже двумя руками исполнить нельзя. В общепринятом понимании эти люди являются выдающимися. Гениальными. Внёсшими ба-альшой вклад в культуру. Однако, если вдуматься, последствия их деятельности совершенно противоположны. Идеи, записанные на бумагу (или тогда ещё был папирус?) Аристотелем, до сих пор формируют отношение людей к себе и к миру. Вдобавок, эти идеи изложены очень доступным языком. Их может понять любой шестиклассник с IQ > 100 dpi. Ну, или начать понимать. "Идеи" Моцарта же совершенно ничему не учат. Более того, чтобы наслаждаться музыкой Моцарта, нужно очень долго учиться. И плюс к тому иметь очень большой IQ. Т.е. музыка Моцарта - развлечение не для "бедных духом". А для богатых. Но всё-таки развлечение. А не материал для формирования мировоззрения. Поэтому (невербальные) искусства и музыку лучше не включать в разработку единой теории культуры.

В развитие теории ключа на основе "правильных" - "неправильных" творений: более "правильным", "духовным" является то творение, которое автор, подобно Аристотелю, создавал "для читателя" (а не абстрактно фантазировал, как Моцарт). Хм. Можно, конечно, возразить, что "для читателя" сейчас создаётся очень много газет. Ну, если кто-то захочет привести это возражение, я его обдумаю (не буду ломать голову над проблемами, которых пока ещё нет)! :)

zw

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 215
  • Reputation Power: 0
  • zw has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #52 : 09 ШоЭп 2004, 05:42:12 »
Цитата: "zw"
де РОПП в книге "Мастергейм" даёт классификацию, концепцию устраняющую проблемы разногласий в описании целей и игр...

думаю, что её можно применить и к определению слова КУЛЬТУРА, измерив уровень, в % отношении, кто в какие игры играет, можно получить, достаточно объективный результат, и , допустим предположить, где можно ожидать появление(рождение) следующего "ДВАЖДЫРОЖДЕННОГО"... :)

Цитировать
Таблица 1
Мета-игры и Объект-игры

Игра Цель
---------------------------------------------------------
Мастер Пробуждение
---------------------------------------------------------
Религия Спасение
Наука Знание
Искусство Красота
----------------------------------------------------------
Домохозяин Создание семьи
----------------------------------------------------------
Аутсайдер Никакой игры Никакой цели
----------------------------------------------------------
Свинья у корыта Богатство
Петух на куче навоза Известность
Молох Слава или победа
--------------------------------------------------------------------



http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=14&i=1713&t=1713



интересно, что никто никак не прореагировал, и вместо того, что бы закрыть тему и начать какую-нибудь новую, народ продолжает дискуссию  :)(ШУТКА) , вывод, наверное я  дал не достаточно понятный комментарий... попробуем ещё раз...

1.с моей субъективной точки зрения, уровень ДУХОВНОЙ культуры народа и народности, определяется СТЕПЕНЬЮ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА(1,2,3-7) ЭЛИТЫ, отсюда можно сделать вывод:
элитой культурного слоя являются, по таблице де Роппа, игроки в мастергейм(суфии в исламе), и чем больше % этих людей тем соответственно мощнее культура, они выполняют роль катализатора(3й силы) при котором, проявляются таланты, как в области исскуства, так и в области науки и религии.....

2.  а вот МАТЕРИАЛЬНАЯ культура...???во-первых термин нуждается в более точной формулировке, предлагаю использовать опять же таблицу де Роппа, тогда получается, что там где % МОЛОХОВ (хаснамасов), выше, там и маткультура мощнее(пример, попытки контроля со стороны США и СССР(когда-то) или ГОЛЛИВУД,как классический вариант игры в ПЕТУХА, или Ходорковский, чемпион в игре СВИНЬЯ У КОРЫТА)....

3. интересно, а какая взаимосвязь, и есть ли она между двумя жэтими противоположностями, "ДВУМЯ ЛИКАМИ"?
ай воз мэйд фор лавинг ю бэйби...

Sem

  • Вопрошающий
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 358
  • Reputation Power: 2
  • Sem has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sky-art.com/
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #51 : 08 ШоЭп 2004, 22:01:12 »
Цитата: "wayter"
Гюрджиев полагает, что культура (в обычном смысле этого слова) является носителем влияний Б - эзотерических влияний духовной Школы. Если влияния С представляют собой непосредственное воздействие живых представителей Школы, то Б - это книги, музыка, религиозные ритуалы, архитектура и тому подобное. Речь идет, важно отметить, отнюдь не только об объективном искусстве (объекты ОИ весьма малочисленны).

Культура содержит эзотерические влияния, хотя бы и в ослабленной форме. Магнитный центр искателя формируется именно под воздействием влияния Б - то есть той самой культуры, ценность которой ставится под сомнение.

Культура, таким образом, отнюдь не является исключительно продуктом деятельности спящего человека. В культуре смешаны влияния самых разных уровней. Поэтому исследование культуры представляется делом полезным и перспективным в плане духовного развития при условии, что это не просто еще одно интеллектуальное упражнение.

Уважаемый wayter, я, вероятно, несколько увлекся односторонним подходом.
Однако и здесь мне кажется, что "исследование культуры представляется делом полезным и перспективным в плане духовного развития" возможно только с точки зрения идей сознания, человека как машины, сна и пробуждения.
Если это направление дискуссии не является тем, которым вы планировали, то я готов здесь и закончить.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #50 : 08 ШоЭп 2004, 14:57:29 »
Сообщение, после которого мы перешли на обсуждение "правомочности"  самой культуры. Подверглась сомнению сама постановка вопроса в начатой мной теме, то есть попытка  исследовать культуру:

Цитата: "Sem"
Не является ли изучение и классификация культуры (культур) разновидностью того, о чем говорил Гурджиев - для изучения машин нужно изучить механику, а не психологию?
По аналогии с "пещерой" Платона - в пещере, тот считался знатоком, кто мог по привычным теням высчитать какие звуки раздадуться и какие тени появяться потом - тоже ведь культура, нет?


Цитировать
Ну и сотое, юбилейное сообщение:
В предыдущем посте я забыл уточнить, что имею ввиду изучение форм сна человека - культура - это культура человека 1, 2, 3 - а они, как известно, спят.


Можно привести множество аргументов против этого мнения с позиций религии, духовной Традиции или науки. Я стараюсь, для простоты обсуждения, оставаться в рамках идей Системы, поскольку Ваша критика основывается на ней.

Гюрджиев полагает, что культура (в обычном смысле этого слова) является носителем влияний Б - эзотерических влияний духовной Школы. Если влияния С представляют собой непосредственное воздействие живых представителей Школы, то Б - это книги, музыка, религиозные ритуалы, архитектура и тому подобное. Речь идет, важно отметить, отнюдь не только об объективном искусстве (объекты ОИ весьма малочисленны).

Культура содержит эзотерические влияния, хотя бы и в ослабленной форме. Магнитный центр искателя формируется именно под воздействием влияния Б - то есть той самой культуры, ценность которой ставится под сомнение.

Культура, таким образом, отнюдь не является исключительно продуктом деятельности спящего человека. В культуре смешаны влияния самых разных уровней. Поэтому исследование культуры представляется делом полезным и перспективным в плане духовного развития при условии, что это не просто еще одно интеллектуальное упражнение.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Sem

  • Вопрошающий
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 358
  • Reputation Power: 2
  • Sem has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sky-art.com/
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #49 : 08 ШоЭп 2004, 13:27:35 »
Цитата: "wayter"
Цитата: "Sem"
Относительно математики или физики: могут ли они быть 1,2,3. По моему, конечно!


Если я не ошибаюсь, Гюрджиев не применяет деление на 1, 2, 3 - 7 к "точным наукам".  Интересно, почему?

В Системе существует деление на Знание и Бытие. Понимание есть результирующая знания и бытия. Наука не занимается пониманием в гюрджиевском смысле, это царство Знания. Не исключено, что научное знание мало или совсем не связано с уровнем бытия ученых.


Одна из основных (по моему) идей системы - это та, что сознание не есть функции (четыре низших центра машины). С этой точки зрения не важно как работают функции, насколько они развиты, какие ассоциативные связи есть между ними, насколько эти центры наполнены - это все есть машина, действующая в темноте сна.
С точки зрения машины очень соблазнительно привязать определенные проявления механики, такие, например, как экстаз интенсивных эмоций для эмоционального центра; ясновидение, телепатия, предсказание будущего и проч. для инстинктивного центра, всевозможные мат. теории и модели вселенной для интеллектуального центра, сложнейшие машины, программы или процессы для двигательного центра; как нечто имеющее более высокий уровень бытия, но если рассматривать это с точки зрения сознания - практически нет разницы между Эйнштейном и бушменом, между Шопеном и слесарем Васей - все они живут во сне, просто машины разные.
Поэтому мне кажется, что математика - как результат проявление работы центров машины, какой бы сложной ни была, не может быть объективным инструментом ни для анализа, ни для познания мира.

Цитата: "kopernick"
Цитата: "wayter"
 Не исключено, что научное знание мало или совсем не связано с уровнем бытия ученых.


Я не очень знаком с Системой, возможно, там есть уже ответ на мой вопрос, но, тем не менее: можно ли то же сказать и про художников (в широком смысле)? Думаю можно найти немало примеров, когда у творцов, не отличавшихся высоким уровнем бытия, получались выдающиеся произведения.


Тоже самое и относительно художников (поэтов, артистов, музыкантов, художников): если в момент творения они не имели более высокого сознания,, то их творения остаются результатом работы центров, работы машины и изначально ограничены в своем уровне.
В качестве контр-примера могу привести ряд автопортретов Рембрандта, начиная примерно с 35-45 летнего возраста - на них он изображает не себя, но свою машину, на которую смотрит со стороны, ею больше не являясь.

Цитата: "wayter"
С точки зрения Гюрджиева поэт, не обладающий высоким уровнем бытия, не способен создать произведение "объективного искусства".
В этой позиции, когда она абсолютизируется, есть что-то сальерианское - Сальери у Пушкина тоже все удивляется, как это "ничтожный" Моцарт ухитряется создавать великую музыку, тогда как "правильный"  и усердно "работающий над собой" Сальери ничего выдающегося написать не может.

Ответ, я думаю, в том, что субъективное и объективное искусство тесно переплетены, а вовсе не разделены непроницаемой перегородкой, наподобие отсеков подводной лодки. Сам талант может быть прорывом в более высокие уровни бытия, это прорыв, дарованый свыше, и не обязательно результат усилий самого человека.


По моему, талант - как мера развитости и уровня согласованной работы центров, может сопутствовать прорыву на более высокие уровни бытия, как это иногда случается. Но также может и не сопутствовать. Сам по себе талант по прежнему относиться к машине, по моему. Прорыв же, может быть, и может быть дарованным свыше - но об этом я ничего не могу знать.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #48 : 07 ШоЭп 2004, 21:30:49 »
Цитата: "kopernick"
Цитата: "wayter"
 Не исключено, что научное знание мало или совсем не связано с уровнем бытия ученых.


Я не очень знаком с Системой, возможно там есть уже ответ на мой вопрос, но, тем не менее: можно ли то же сказать и про художников (в широком смысле)? Думаю можно найти немало примеров, когда у творцов, не отличавшихся высоким уровнем бытия, получались выдающиеся произведения.



Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

(Из стихотворения А.С.Пушкина "Поэт")

С точки зрения Гюрджиева поэт, не обладающий высоким уровнем бытия, не способен создать произведение "объективного искусства".
В этой позиции, когда она абсолютизируется, есть что-то сальерианское - Сальери у Пушкина тоже все удивляется, как это "ничтожный" Моцарт ухитряется создавать великую музыку, тогда как "правильный"  и усердно "работающий над собой" Сальери ничего выдающегося написать не может.

Ответ, я думаю, в том, что субъективное и объективное искусство тесно переплетены, а вовсе не разделены непроницаемой перегородкой, наподобие отсеков подводной лодки. Сам талант может быть прорывом в более высокие уровни бытия, это прорыв, дарованый свыше, и не обязательно результат усилий самого человека.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #47 : 07 ШоЭп 2004, 16:28:51 »
Цитата: "wayter"
 Не исключено, что научное знание мало или совсем не связано с уровнем бытия ученых.


Я не очень знаком с Системой, возможно там есть уже ответ на мой вопрос, но, тем не менее: можно ли то же сказать и про художников (в широком смысле)? Думаю можно найти немало примеров, когда у творцов, не отличавшихся высоким уровнем бытия, получались выдающиеся произведения.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #46 : 07 ШоЭп 2004, 11:30:26 »
Цитата: "Sem"
Относительно математики или физики: могут ли они быть 1,2,3. По моему, конечно!


Если я не ошибаюсь, Гюрджиев не применяет деление на 1, 2, 3 - 7 к "точным наукам".  Интересно, почему?

В Системе существует деление на Знание и Бытие. Понимание есть результирующая знания и бытия. Наука не занимается пониманием в гюрджиевском смысле, это царство Знания. Не исключено, что научное знание мало или совсем не связано с уровнем бытия ученых.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Определитель

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 42
  • Reputation Power: 0
  • Определитель has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #45 : 07 ШоЭп 2004, 09:08:54 »
Действительно интересное развитие темы. Очевидно, "человек 1-5" и есть те самые специальные знания, которые требуются для её дальнейшего обсуждения. Ну, пошутил, пошутил...

Просто я думал, что замолчал, повинуясь намёку wayter'a "тема закрыта". А на самом деле я замолчал потому, что слова "Пример: построение готического собора, являющегося одновременно объектом материальной и духовной культуры" были для меня пустым звуком. Пока вчера не увидел в нашем городе современный кирпичный Дом, к которому вполне можно отнести то, что сказал wayter о готическом соборе.

Кажется, есть простое решение: некоторые люди, что бы они ни делали (строили дома или снимали кино), всегда создают объекты духовной культуры. Звучит, конечно, несколько напыщенно. Ну, некоторые люди создают такие вещи, которые потом приятно держать в руках. Или на которые хочется смотреть. Независимо от их утилитарного, "земного" назначения. Это, наверное, и может быть "Розеттским камнем" культуры: точка отсчёта - "духовная" часть. Все объекты как материальной, так и духовной культуры (включая поступки людей) делятся на две части: правильные и неправильные. Правильные - те, которые выражают внутреннюю гармонию человека. Или на которых есть отблеск "высшей" гармонии.

Я бы ни за что, конечно, до этого сам не додумался. Просто кое-что вспомнил. Книгу А.Уотса "Путь Дзен". Которая как раз является достаточно полным и непротиворечивым исследованием единой "духовно-материальной" традиции Дальнего Востока. Интересно, существует ли настолько же полное и понятное (написанное европейским языком, доступными для меня реалиями) исследование о Суфизме?

Sem

  • Вопрошающий
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 358
  • Reputation Power: 2
  • Sem has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sky-art.com/
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #44 : 06 ШоЭп 2004, 23:48:58 »
Цитата: "wayter"
Гюрджиев говорит о религии человека 1, 2, 3 и искусстве человека 1, 2, 3. Возникает вопрос: покрывает ли такое деление все области культуры? Можно ли, например, утверждать, что существует математика человека 1, 2, 3? Как насчет мостостроения или квантовой физики?


Уважаемый wayter, можно рассматривать проблему по горизонтали :т.е. покрывает ли деление на религию 1,2,3 и искусство 1,2,3 все области культуры человека 1,2,3? Я думаю, что нет: все мы хорошо знаем этот мир и можно добавить: психологию, историю, общественные отношения, науку, философию, все, что относиться к культуре/искусству той или иной страны. Однако все это относиться к человеку 1,2,3 - спящему человеку.
Рассматривая ту же проблему по вертикали: понятно, что кроме религии 1,2,3 и искусства 1,2,3 есть тоже религия 4,5,6,7, искусство 4,5,6,7, а также все остальные области культуры 4,5,6,7, как-то: психология, история, общественные отношения, наука, философия и, вероятно, другие вещи, которые не приходят на ум сейчас.

Разница же между, например, религией 1,2,3 или искусством 1,2,3 и более высокими уровнями религии или искусства теоретически может быть описаны с учетом разницы в уровне сознания людей создающих или участвующих в этой религии или искусстве, или других областях.

Одна из характеристик людей более высокого сознания - то что они менее подвержены закону случая. они более управляют событиями, чем событиями ими, они управляют их машинами, они намеренны в своих действиях и т.д. и т.д Все это отражается в религии, искусстве, науке и т.д. чел. 5,6,7. И поскольку я не человек 5,6,7, то могу говорить обо всех этих вещах только теоретически.

Человек 4 - это промежуточный этап между 1,2,3 и 5,6,7 и он несет многие характеристики 1,2,3 и некоторые 5,6,7.

Относительно математики или физики: могут ли они быть 1,2,3. По моему, конечно! Они не только могут, но и являются науками человека 1,2,3. Например, практически физика совершенно упускает из виду закон 3 и закон 7 - объективные законы, без которых не возможна объективная наука. Кроме того, требование повторяемости результата в науке не принимает в расчет разницу в состояниях сознания, возможных для человека. Все эти науки, не изучают человека, поскольку не дают и не могут дать ответ на вопрос: кто мы? зачем мы здесь? можно ли развиваться и как?  Что значит эволюция?
Гурджиев упоминал разницу между астрологией и астрономией, алхимией и химией, сюда можно добавить метафизику и физику.
Относительно мостостроения и квантовой физики: не правда ли, что относительная прочность паутины или костей скелета превосходит почти все, созданное человеком?
Критерием принадлежит тот или иной феномен тому или иному миру есть уровень сознания - мост - это изделие, построенное спящим человеком для спящего человека - ответ очевиден. Тот же критерий относится и к квантовой физике: объясняет ли она принципы построения мира? Существования разных уровней сознания? Я не говорю уже о природе Бога. Чем эта наука принципиально отличается от теории что Солнце вращается вокруг земли? По моему это также наука человека 1,2,3.

Цитата: "wayter"
Другой вопрос в этой связи: возможно ли в принципе анализировать искусство более высокого порядка, чем искусство человека 1, 2, 3?
Допустим, что нам представили на исследование художественный текст, стихотворение, написанное человеком номер 5 для людей номер 5. (Кстати, неплохо было бы привести хоть какие-то примеры, раз уж зашла речь о культуре более высокого уровня). Не кажется ли весьма вероятным, что многие методы искусства будут использоваться независимо от уровня автора? Я имею в виду метафоры, символы, ритмику, образы и т.п.. В этом случае по крайней мере некоторые аспекты культуры любого уровня могут быть предметом анализа.


Опять таки, поскольку я не чел 5,6.7, а только в лучшем случае 4, я не могу говорить о примерах искусства чел 5,6,7, а могу только ссылаться на на мнение людей, которым доверяю. Успенский указывал как примеры такого мскусства: Сфинкс, готические собры. Могу предположить что это также музыка Баха, Одиссея, некоторые картины Леонардо, Веды?, части Библии. Список вероятно можно продолжить.

Я совершенно не согласен с "что многие методы искусства будут использоваться независимо от уровня автора? Я имею в виду метафоры, символы, ритмику, образы и т.п.." Как раз сути - более высокого сознания все эти инструменты лишены и без него остается только профанация внешней формы. Как, например, происходит с эннеаграммой - сейчас это инструмент картографирования типов личностей!!! Насколько же далеко это от сути этого инструмента!!!

Относительно же того, что "некоторые аспекты культуры любого уровня могут быть предметом анализа", а о каком анализе, собственно, идет речь? Ведь не иначе, как анализе чел 1,2,3 и в лучшем случае чел 4. Какой результат такого анализа может быть? Не иначе как мудрствование, или волнение функций - не важно в какой форме или по какому поводу, в состоянии отсутствия сознания.


Цитата: "wayter"
Если ответ на поставленный выше вопрос, существует ли математика человека 1, 2, 3, отрицателен - нет, математика универсальна - то, возможно, математический подход или его аналоги позволил бы анализировать художественные произведения любого уровня?


Поскольку мой ответ, что математика - наука чел 1,2,3 то, по моему и математический, подход не даст ничего в "анализировании художественные произведения любого уровня". Поскольку эта математика, опять таки, не учитывает законов 3 и 7 и разницу уровней сознания.
Для примера: 1+1=2, не так ли? Но можно ли сложить две идеи? или гору и песчинку? и т.д. и.д. А уж про то, что все относительно, я давно говорю со слов Лукавого друга. ))))


Возвращаясь к начальной теме дискуссии еще мысль: материальная культура это влияние-А, т.н. духовная культура - влияние-В, и этим все эти феномены описаны. А вот влияние-С не учтено.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #43 : 06 ШоЭп 2004, 02:54:15 »
Цитата: "Sem"
Ну и сотое, юбилейное сообщение:
В предыдущем посте я забыл уточнить, что имею ввиду изучение форм сна человека - культура - это культура человека 1, 2, 3 - а они, как известно, спят.


Интересное развитие темы, уважаемый Sem.

Гюрджиев говорит о религии человека 1, 2, 3 и искусстве человека 1, 2, 3. Возникает вопрос: покрывает ли такое деление все области культуры? Можно ли, например, утверждать, что существует математика человека 1, 2, 3? Как насчет мостостроения или квантовой физики?

Другой вопрос в этой связи: возможно ли в принципе анализировать искусство более высокого порядка, чем искусство человека 1, 2, 3?
Допустим, что нам представили на исследование художественный текст, стихотворение, написанное человеком номер 5 для людей номер 5. (Кстати, неплохо было бы привести хоть какие-то примеры, раз уж зашла речь о культуре более высокого уровня). Не кажется ли весьма вероятным, что многие методы искусства будут использоваться независимо от уровня автора? Я имею в виду метафоры, символы, ритмику, образы и т.п.. В этом случае по крайней мере некоторые аспекты культуры любого уровня могут быть предметом анализа.

Если ответ на поставленый выше вопрос, существует ли математика человека 1, 2, 3, отрицателен - нет, математика универсальна - то, возможно, математический подход или его аналоги позволил бы анализировать художественные произведения любого уровня?
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Sem

  • Вопрошающий
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 358
  • Reputation Power: 2
  • Sem has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sky-art.com/
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #42 : 06 ШоЭп 2004, 00:51:58 »
Ну и сотое, юбилейное сообщение:
В предыдущем посте я забыл уточнить, что имею ввиду изучение форм сна человека - культура - это культура человека 1, 2, 3 - а они, как известно, спят.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100