Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Deus ex machina. Форумы сайта Mindweb > Проект "Карта идей"

Связь между маламатийа и юродством

(1/5) > >>

pilgrim:

--- Цитировать ---А. М. ПАНЧЕНКО СМЕХ КАК ЗРЕЛИЩЕ
В книге: Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72-153

http://ec-dejavu.ru/j/Jurod_Panchenko.html
--- Конец цитаты ---



Интересно, спасибо.

Наткнулся на неплохую статью - "Malamiyyah Psycho-Spiritual Therapy" by Patrick Laude в журнале "SUFI" (на английском), выпуск 54, Лето 2002.

Постараюсь выложить на форуме в английском варианте, но потребуется какое то время.

wayter:
В чем сущность юродства, этого «самоизвольного мученичества»? Пассивная часть его, обращенная на себя, — это аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти, подкрепляемое буквальным толкованием некоторых мест Нового завета: «Аще кто хощет ко мне ити, даотвержется себе» (Евангелие от Матфея, XIV, 24, 25; Евангелиеот Марка, VIII, 34); «Мы юроди Христа ради» (1-е послание апостола Павла к коринфянам, IV, 10). Юродство — добровольно принимаемый христианский подвиг из разряда так называемых«сверхзаконных», не предусмотренных иноческими уставами.

      Активная сторона юродства заключается в обязанности «ругаться миру», т. е. жить в миру, среди людей, обличая порокии грехи сильных и слабых и не обращая внимания на общественные приличия. Более того: презрение к общественным приличиямсоставляет нечто вроде привилегии и непременного условия юродства, причем юродивый не считается с условиями места и времени, «ругаясь миру» даже в божьем храме, во время церковной службы. «Благодать почиет на худшем», — вот что имеетв виду юродивый. Две стороны юродства, активная и пассивная, как бы уравновешивают и обусловливают одна другую: добровольное подвижничество, полная тягот и поношений жизнь дает юродивому право «ругаться горделивому и суетному миру» .

<...>

Итак, среди юродивых были не только душевно здоровые, но и интеллигентные люди. Парадоксальное на первый взгляд сочетание этих слов — «юродство» и «интеллигентность» — не должно нас смущать. Юродство действительно могло быть одной из форм интеллигентного и интеллектуального критицизма.
      В данном случае юродство опиралось на старинную традицию античного кинизма. Конечно, нет смысла утверждать, что юродство генетически восходит к кинизму (для положительного илиотрицательного решения этой проблемы нужны специальные разыскания) . Сближение юродства и кинизма — это, так сказать, типологическая параллель (можно припомнить еще мусульманских дервишей) , но общие культурно-бытовые моменты здесьи там налицо.

А. М. ПАНЧЕНКО      СМЕХ  КАК ЗРЕЛИЩЕ
В книге:    Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72-153

http://ec-dejavu.ru/j/Jurod_Panchenko.html

Странница я:
Вдруг получилась такая неожиданная, глубокая ветка.
  В общем-то я никогда не видела юродивых как таковых,  но с громадным почтением относилась к некоторым святым, достигшим небывалых своих высот именно на этой дороге. Меня когда-то потрясло повествование о жизни Ксении Петербуржской. Ее канонизировали двести что ли лет спустя после ее  ухода, после тысяч и тысяч чудес, которые происходили после молебнов в часовне на ее могиле.
  Брала от людей только однокопеечные монеты, набрав достаточно, раздавала нищим. Ходила только в легкой одежде, юбочка-кофточка, не имела пристанища, и зимой и летом ночевала в поле, коленопреклоненно молясь.  Однажды вылечила кого-то из царской семьи, почиталась еще при жизни.
   Но разделять одну линию как бы от другой в православии я бы не стала. Были люди, которые сочетали в своей жизни некоторые приемы, скорее уместные в юродстве. Не так, что связи никакой нет: или поп, толоконный лоб, или юродивый в лохмотьях. Иногда поневоле приходилось сочетать.
   Ну, например, Серафим Саровский часто забавлялся в совершенно юродском духе. Спал - в гробу. Кормил всех сухарями(некоторым не давал). Отказался от всяких церковных должностей, ему завидовал тогдашний глава монастыря, в котором он совершал свое служение. Преподобный отец Серафим иногда премило развлекался по поводу этой зависти( Была история с дарами, которые о. Серафим отдавал женскому монастырю и которые по пути перехватыл завистливый духовный пастырь. Напихав в мешок одной монахине всякой дряни, о. Серафим несколько раз обманывал бдительность жадных начальников своих, чтобы они оставили монахинь, небогатых совсем, в покое, и дали ему возможность помогать им).
   Абдалы, тайные столпы и свидетели, в статье про маламатийю, похожи на авадхут, святых, которые в обличии нищих и безумных странников смотрят на нас глазами Бога, стараясь хоть чему-то научить.В индуизме полагается относиться к таковым с большой предупредительностью, хорошо понимая, что они могут таить в себе зерно истинной чистоты и преданности Богу.
   Что же до всякого рода имитаций, иногда вполне артистичных, - можно обманывать долго кого-нибудь, или всех, но недолго, но вечно обманывать всех нельзя. Что же тут скажешь, если есть люди, которые паразитируют на юродстве, есть и легковерные, которым это нравится. Типа дал денег юродивому - вот и попаду теперь в рай.Есть спрос на псевдодуховность - есть предложение в виде имитации, как с Распутиным при дворе Николая.
   Ой-ой-ой, куда меня понесло.
   Ладно, социально-политический аспект оставим в покое.
   Я тут выступаю в том духе, что при всем разделении есть как бы и примеры того, что одно сливалось с другим: человек мог использовать на своем духовном пути как канонические , проверенные, традиционные средства, так и несколько неформальные.
   В общем не мы видим итог, но иногда итог бывает виден при жизни сотням и тысячам людей.
  Мне все же кажется, что невозможно скрыть свой свет от всех, прожить как бы в тени, в тайне и безвестности, если ты весь состоишь из любви и света, и этот свет изнутри переполняет тебя.
   Останется какое-то повествования, свидетельства хотя бы одного человека. Иначе какой смысл быть тайным столпом?
  Пожалуйста, расскажите об абдалах.

училка:
Люди всегда преклонялись перед таким светлым идеалом духовной чистоты, и юродивые были популярны и любимы в России. Их кормили, поили, не отказывали в приюте, делились деньгами.
Но из-за особой сложности этого духовного пути не все могли по-настоящему выдержать его. Как и любому другому духовному явлению юродству не удавалось избегать копирования и имитации.


"Царю Петру виделась в юродстве смесь бродяжничества и мошенничества. И, надо сказать, были на то основания. В московской купеческой среде юродивые пользовались вниманием и благотворительностью. Некоторые "Божие люди" сколачивали себе приличное состояние, но после неизбежно спивались. Воистину, можно обмануть человека, но нельзя обмануть Бога."

***

В одно время пришел к старцу Павлу один Христа ради юродивый по имени Яков. А нужно заметить, что старец очень не любил тех, которые много о себе думали, по пословице: высоко летали, низко падали. Придут, бывало, к нему странники в рубищах, босые и без шапки, старец выйдет к ним с палкою, очень сердитый, и начнет своим строгим громким голосом обличать их лицемерие; голос его при этом дрожал, и он, стуча палкою о землю, говорил: "Обуйся, та одинься, та шапку надинь, Богу можно угодыть и без цего юродства, потому что юродство мудрое дело и подвиг этот редко кто исполнит истинно."

 
http://www.vernost.ru/jurodivye/Opinions/opinion4.htm
http://www.vernost.ru/jurodivye/Opinions/opinion10.htm

училка:
"В исламе существует секта "маламатья", которая основана на той же самой духовной предпосылке: бездна между человеческим и Божественным столь велика, что мудрость благочестивого богопознания и нормативы морали никак не приближают человека к Творцу. От глубочайшего отчаяния, сращенного с глубочайшим восторгом, торжественно и нервно движутся представители секты "маламатья" в миры безумия. Они не только очерняют себя в глаза умных и набожных, но и среди грешников, остолопов и распутников считаются изгоями. Они покидают почву сознания, архитектору изысканной исламской диалектики, отправляясь в никуда.
Одни считают их "святыми", почитают их могилы как "мазары". Другие видят в этом извращение религиозного инстинкта.
Самим "маламатья" наплевать и на тех, и на других. Они делают ставку на минимум и пытаются ускользнуть через узкие врата.
Они не ведают, что творят, но творят это настойчиво и рьяно. Они гасят себя, как свечи, и пытаются развеять оставшийся дымок.
Сквозь них зажигается тогда иное пламя. Безумное пламя невозможной близости. Дыхание "мира ближних", от которого дрожат горные хребты."

***

"Аналогом "маламатья" являются православные юродивые. И снова они противопоставляют свой выбор не светскому миру, но миру православному, христианскому. Они напоминают: похвально встать на путь христианского благочестия, праведно совершенствовать свою личность, но нельзя низводить логику Божества до человеческой рационально-моральной планки; дистанция столь огромна, что великое и малое перед очами Господними сливаются, и то, чем человек гордится, Богу противно.
Юродивые нарушают иногда православные заповеди (или делают вид, что нарушают), специально ищут повода быть посрамленными, заушенными, побитыми, оскорбленными, униженными. Если благочестивый христианин копит добродетели, то юродивый, скитаясь по базарам, копит затрещины и подзатыльники, насмешки и ругательства. Это его дурацкое богатство, его лествица, его служение.
Иногда юродивые помогают людям. На царском пиру знаменитый русский юродивый вылил в окно предложенную царскую чашу, чем заслужил тумаки. Но вспыхнувший в это время огромный пожар в Пскове, как по волшебству, погас сам собой. Дурак своим дурацким и невежливым, бесстыдным, в отношении батюшки-Царя, поведением спас тысячи жизней.
И не сам юрод это делал. Десница Господня двигала его косыми, неуклюжими жилистыми мышцами, обтянутыми нездоровой серой кожей."

***

"Первые хасидские цадики принадлежат к сходной категории, их авторитет был принципиально не законническим, не начетническим, не формалистичным. Источник их сил и способностей основывался на прямом опыте контакта с иным миром, в котором они были как у себя дома. Если раввинистические формалисты подробно описывали маршрут, хасиды шли, куда глаза глядят, и тупики и омуты оказывались для их мутных от скорби глаз мостами в неведомый рай.
Первые цадики очень похожи на русских юродивых. Чем им хуже, тем им лучше. Чем больше пинают их казаки-антисемиты, чем больше ругают ученые "митнагеды" из своих, тем спокойнее на их воспаленной, утопленной в мирах небесной колесницы душе."

***

" Эти примеры свидетельствуют: есть не одна духовная иерархия, а две. Если первая утверждает духовную традицию, четко очерчивает границы добродетели и греха, самосовершенствования и упадка личности, показывает путь образования и созидания, то вторая, тяготясь этими границами, как бременем, наложенным на свободное всевластие Божества, силится их превозмочь, - ценой отказа от индивидуальности и рассудка. Не считая свою истину лучшей, не пытаясь навязать ее остальным, как норму (ведь любая норма быстро остывает и дает место фарисейству, отчуждению), люди второй духовной иерархии смиренно избирают своим уделом безумие, невежество, скромное игнорирование высот и низин нашего мира. "Дуракам закон не писан", им писана трагическая, надрывная, болезненная, иссушающая душу благодать.
Человек - это звучит глупо, утверждают люди параллельной иерархии, носители нищей духовности. Утверждают и показывают на самих себя.
Люди первой иерархии, если они внимательны, не спешат отрицать дурацкую тайну, вызов блаженных идиотов. Не будучи способными броситься в сладкий черный омут, они пристально вглядываются в него, и если упорствуют в своем, то мало-помалу распознают его послание, учатся (они все время учатся, в отличие от дураков-неучей) уважать таинство нищеты ума. В определенных случаях - когда неземная логика в юродивых становитсясовсем очевидной - их канонизируют наряду со святыми.
Но самые последовательные дураки стремятся избежать и такого положительного внимания со стороны первой иерархии. Тайна и нетранслируемость, заведомая нерасшифровываемость их послания гонит их в запретные норы. Тайные святые° Тайные праведники° Тайные безумцы° На них держится мир, и он будет стоять только до тех пор, пока вторая иерархия будет сохраняться в тайне.
Тай-река°"

http://www.vernost.ru/jurodivye/Opinions/opinion12.htm

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии