Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Отражение Единого в противоположностях ума  (Прочитано 1049 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Эволюция религиозных представлений может быть понята как переход от обожествления отдельных проявлений природы (язычество) к обожествлению универсального принципа (монотеизм).

Первоначально поклоняются различным силам природы и стихиям - Зевсу-громовержцу или Посейдону. Потом приходит понимание, что множественные явления Природы сводимы к единому принципу (не теряя при этом своей уникальности). Этот универсальный принцип невидим, в отличие от антропоморфных богов языческого пантеона, c которыми можно встречаться лицом к лицу. "Абсолют настолько открыто являет себя взгляду человека, что становится невидимым" (Махмуд Шабистари).

Невидимость связана с тем, что способность узреть единство это качество ума, которое не принадлежит миру феноменов. Понимание, что только уму открывается единство, готовит культуру к откровению: Бог находится внутри человека, а не только во внешней природе - и именно внутри Он являет себя наиболее полно. Это новое понимание прокладывает дорогу мистицизму - попытке личностного, внутреннего контакта с божеством.

 Также, парадоксальным образом, это новое понимание постепенно готовит почву для атеизма, который акцентирует субъективность божества - его придуманность человеком. "Не Бог сотворил человека, а человек - Бога".  Невозможно язычнику отрицать гром или существование океана, а вот Бог внутри невидим, а потому уязвим для критики.
« Последнее редактирование: 19 ШоЫп 2013, 14:11:39 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Видеть мир в противоположностях - базовое свойство ума. Но высший ум видит целое, не теряя из виду противоположности.

В данной теме речь идет о шкалах, или осях координат, на которые ум проецирует единое. В зависимости от положения "ползунка" на шкале мы получаем различные концепции, явления культуры или формы общественного устройства.


Введение
Множественное и единое


Множественное иллюзорно, а единое реально. Множественное открывается прежде всего органам чувств, а единое - преимущественно уму и сверхчувственному восприятияю.

Множественное явлено, а единое скрыто. Между ними существует тонкая и динамичная связь. Единое несравнимо ни с чем в мире множественности. В то же время единое требует множественности, чтобы проявиться.

 Если мы чрезмерно подчеркиваем несравнимость чего-либо в этом мире с Единым, возникает опасность увидеть мир как нечто абсолютно раздробленное и безбожное. Другой экстрим - видеть актуальное единcтво повсюду, в каждом объекте; Единое теряет при этом свою уникальность. Понятия ташбих и танзих исламской теологии описывают эту проблему*.


Примеры

Хронология

Если откровение, проявленность высшей истины, отнесено строго в прошлое, возникает попытка сделать прошлое основным ориентиром, вернуться к базовым ценностям, которые время якобы разрушает - появляется фундаментализм и политизированные формы традиционализма. Настоящее время вызывает презрение, а будущее - ужас.

Если высшая ценность  в будущем, то возникает тенденция к прогрессизму.  "Время - вперед!" Любой ценой надо прорываться в "светлое будущее", ради которого дозволительно пойти на самые страшные жертвы.

Срединный путь требует уважения и внимания к настоящему, прошлому и будущему, поскольку они по сути едины. Цель неотделима от средств ее достижения, как прошлое неотделимо от настоящего и будущего.
 

Эстетика

 Диалектика идола и иконы. Икона может быть символом, окном в иной мир - и только тогда это подлинная икона. Или икона может быть идолом, которому поклоняются, как будто она и есть Бог. Иконоборцы довели страх перед идолопоклонством до предела, не увидев, что в иконе отражено высшее начало. Те, кто полагает, что высшее начало проявляется в иконе непосредственно, а не символически, возвращаются к языческим формама поклонения.

"По удачной формуле Аверинцева символ - это равновесие формы и содержания. Тайна этого паритета - может быть самая сложная в искусстве. Если преобладает смысл, художник остается с аллегорией, если побеждает форма - c абстракцией. Только баланс, трудный, как фуэте на гимнастическом бревне, создает единство видимого и невидимого, красоты и глубины, естественного и сверхъестественного, реальности и лежащей за ней истины"**.


Духовные практики

Духовные практики направлены, прямо или косвенно, на  укрепление или восстановление связи (religare - отсюда слово религия) между частным и всеобщим. Что значит быть осознанным или "помнить себя"? Это значит позволить высшему в себе проявиться на уровне мира множественности, "быть в мире, но не от мира". Такой человек "cмотрит в одном направлении и видит Одно".

Помнящий себя - то есть Себя, высшее и единое начало, становится каналом, по котому Единое являет себя в мире множественности.

Духовность, вообще говоря, - это уравновешенность двух неразрывно связанных миров, слитых "неслиянно и нераздельно", подобно божественной и человеческой природе в Христе.


Политика


В политической жизни акцент на одном облеченном властью человеке ведет к чрезмерной сакрализации этого человека и его властных полномочий. Результат - теократия, абсолютизм и деспотические формы правления. Другая крайность - охлократия, власть толпы, а точнее - черни, где каждый элемент мира множества претендует на полноту знания и право принимать решения. Здесь политическим идолом (по аналогии с иконой, превращающейся в идола) становится отдельный человек, манипулируемый политиками.

--------------------------
* Если Бог проявлен в мире, то мир наполнен духом и потому бессмысленно отрицать тварный мир и его ценности. С другой стороны, попадание духа в мирское может вести к упрощению и вульгаризации идеи Бога. Ташбих * - танзих** исламской теологии: Бог ни с чем несравнимый полностью чужд миру, поэтому такой мир безбожен. Но если Бог погружается в мир, он как бы перестает быть Абсолютом (Отсюда)

* * А.Генис. Сладкая жизнь.Вагриус.2004.С.187.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100