Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Буддизм => Тема начата: plot от 07 јРЩ 2013, 09:43:05

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 07 јРЩ 2013, 09:43:05
Поскольку планируется открытие ветки с наиболее часто задаваемыми вопросами по буддизму, хотелось бы сначала сформировать список этих вопросов. Я прошу помещать в данной ветке свои вопросы, касающиеся буддизма (во всех его ипостасях). В дальнейшем в ветке с ЧаВо будут приведены возможные ответы на эти вопросы. Так что добро пожаловать.
На данный момент список вопросов, с которыми я сталкивался и которые, на мой взгляд, нужно включить в ЧаВо, следующий (пока не рассортированный):

Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: kopernick от 07 јРЩ 2013, 12:18:56
Один из популярных вопросов: что перерождается, если нет никакого "я"/души? 
Вариация на тему: Кто достигает просветления, если нет "я"/души/сущности?



Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 07 јРЩ 2013, 12:21:26
Вопрос засчитан :)
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 07 јРЩ 2013, 12:23:22
Буду, кстати, рад, если ты меня подстрахуешь на предмет неточностей.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 07 јРЩ 2013, 12:25:21
Еще мой вопрос почему буддизм считается логичным если концепция сансары откровенный абсурд?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 07 јРЩ 2013, 12:26:03
Еще мой вопрос почему буддизм считается логичным если концепция сансары откровенный абсурд?
Вопрос НЕ засчитан :)
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 07 јРЩ 2013, 14:15:40
Почему в Индии буддистами являются лишь 0,8% населения?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 07 јРЩ 2013, 14:32:45
Засчитано.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 07 јРЩ 2013, 18:17:14
Пожалуйста учтите в ответе и мое мнение:
 
На тот момент, подозреваю, не было ничего совершеннее буддийской логики. И это не удивительно, поскольку буддизм завоевал себе место на древне-индийской арене именно через полемику (которая велась по всем правилам кстати).

Не сократилось ли потом число буддистов до 0,8% от населения потому, что индусы быстро очнулись от забалтывания?
 
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 07 јРЩ 2013, 20:29:16
Пожалуйста учтите в ответе и мое мнение:
 
На тот момент, подозреваю, не было ничего совершеннее буддийской логики. И это не удивительно, поскольку буддизм завоевал себе место на древне-индийской арене именно через полемику (которая велась по всем правилам кстати).

Не сократилось ли потом число буддистов до 0,8% от населения потому, что индусы быстро очнулись от забалтывания?
Учту :).
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: iv2259 от 07 јРЩ 2013, 22:22:23
Наконец,дожил.Хоть кто то объяснит -  В чём суть буддизма?
И -  Что такое Дзэн?
Далай Лама звонит уж пятый раз - "Ванька,неуш,правда!?
А я ему так,скупо - "ДА - !!!!!"
 :) :-* :) 
Пра Хуй-Нэна не пишу,забанят,хоть он и Патриарх,но Шестой всего.Тож смс-ит.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: ds от 08 јРЩ 2013, 00:44:01
заинтересовало почему-то:


- один ли существует буддизм, или есть несколько разных ветвей, которые радикально отличаются между собой? В смысле действительно радикально.. хотя бы как христианские.

Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 08 јРЩ 2013, 06:12:13
заинтересовало почему-то:


- один ли существует буддизм, или есть несколько разных ветвей, которые радикально отличаются между собой? В смысле действительно радикально.. хотя бы как христианские.
Хороший вопрос.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 24 јРЩ 2013, 07:51:55
Сегодня в FAQ Что такое Дхарма, дхармы и скандхи, а также дуккха? (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10942.msg114410#msg114410) увидел определение:
 
Цитировать
Дхарма (с большой буквы) - это Путь.

Такое определение по некоторым причинам вызывает сомнение.

1. Само слово "путь" многозначно и требует толкования.

2. Если заглянуть, например в определение "дхармы" в Википедии, то увидим, что слово "путь"  при описании "дхармы" там не используется.

3. Если обратить внимание как "дхарма" записывается по-китайски (а Китай, в отличие, например, от Индии является страной-носителем буддизма и многие классические тексты буддизма известны лишь на китайском языке), то слово "дхарма" записывается иероглифом "法" (fǎ) (закон, принцип, правило). Слово "путь" записывается другим популярным иероглифом "道" (dào), но оно имеет другой смысл: в религиозном контексте ассоциируется с Дао и даосизмом, а в японском языке - с занятиями, как, например, в выражении "путь воина".
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 08:47:23
Согласен, был не точен. Поправлюсь.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 08:58:45
Поправил. Спасибо за уточнение.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: wayter от 24 јРЩ 2013, 09:02:57
Почему в Индии буддистами являются лишь 0,8% населения?

Статья Г.Померанца
О ПРИЧИНАХ УПАДКА БУДДИЗМА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
здесь (http://www.pomeranz.ru/p/pub_buddizm.htm)

"Успех религии всегда связан с удовлетворением каких-то реальных потребностей. Индуизм лучше буддизма удовлетворял потребность среднего человека в праздничной разрядке".

И т.д.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 24 јРЩ 2013, 09:36:12
Еще замечания к FAQ "Дхарма" .
1. Откуда цитата? Имхо, желательно быть более педантичными, вы же претендуете на то, чтобы дать базовые определения.
2. Почему "с большой буквы"? Ни в санскрите, ни в китайском, насколько я знаю, нет больших/маленьких букв.
3. Почему бы не взять определение из Вики "Дхарма в буддизме (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0)":
 
Цитировать
1. универсальный закон бытия, открытый Буддой;

2. буддийское учение;

3. ...

P.S. Постараюсь меньше утомлять своими придирками
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 09:42:37
Если кратко, к моменту появления буддизма ведизм (предок современного индуизма) переживал упадок. Народ в нём был сильно разочарован, поскольку жречество пользовалось огромными привилегиями, а сама религия выродилась в голый ритуализм, а кастовая система окаменела. Кшатрии - цари, воины, к тому времени окрепли как класс, а брамины властью делиться не хотели и находились как бы над кшатриями. Будда в этом планепопал в струю. Однако за те века что прошли с момента появления буддизма до его упадка в Индии традиционная вера, индуизм, сильно видоизменилась. Появилась бхакта, тантра, появился Шанкара, который по своим идеям, оставаясь в рамках индуистской мифологии, весьма приблизился к буддизму. И наконец в Индию пришёл ислам, который к буддизму относился весьма нетерпимо. Везде, куда пришёл ислам, буддизм в итоге не выжил. И сложилась такая ситуация, что в народе буддизм был всё менее популярен, поскольку ислам и индуизм оказался ближе индийскому сердцу. Одновременно буддийские монастыри в Индии ещё очень долго процветали и именно из них монахи расходились в другие страны, неся там Дхарму.
Надо сказать, в Тибете буддизм учёл свои ошибки, сделанные в Индии, и весьма приблизил учение к чаяниям народа. С другой стороны, в Тибете ситуация была несколько иной: там не было настолько интегрированной в общество и организованной силы как брахманство. Кроме того, в полемике с брахманизмом буддизм в Индии, по моим ощущениям, непроизвольно свыкся с крайними философскими воззрениями, с этаким буддийским пуризмом. Вводить там пантеон божеств, например, было бы для буддистов странновато, после всех полемик с индуизмом.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 09:55:04
Еще замечания к FAQ "Дхарма" .
1. Откуда цитата? Имхо, желательно быть более педантичными, вы же претендуете на то, чтобы дать базовые определения.
Поправил.
2. Почему "с большой буквы"? Ни в санскрите, ни в китайском, насколько я знаю, нет больших/маленьких букв.
Речь идёт о том, в каком виде это слово встречается в западных и русских переводах. На санскрите, китайском или пали мало кто из присутствующих читает.
3. Почему бы не взять определение из Вики "Дхарма в буддизме (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0)":
 
Цитировать
1. универсальный закон бытия, открытый Буддой;

2. буддийское учение;

3. ...
Мне показалось что список Розенберга более полный. Но всё же привёл цитаты и из Википедий - русскоязычной и англоязычной. Я стараюсь не перегружать текст ссылками, а по возможности давать выжимки. Это же всё же не научный труд по буддизму а нечто вроде ликбеза.
P.S. Постараюсь меньше утомлять своими придирками
Да нет, отчего же, замечания по делу.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 10:34:16
Почему в Индии буддистами являются лишь 0,8% населения?

Статья Г.Померанца
О ПРИЧИНАХ УПАДКА БУДДИЗМА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
здесь (http://www.pomeranz.ru/p/pub_buddizm.htm)

"Успех религии всегда связан с удовлетворением каких-то реальных потребностей. Индуизм лучше буддизма удовлетворял потребность среднего человека в праздничной разрядке".

И т.д.
Очень качественная и доступная статья, кстати. Ссылку на неё можно поместить в качестве ответа.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 24 јРЩ 2013, 10:59:02
Почему в Индии буддистами являются лишь 0,8% населения?

Статья Г.Померанца
О ПРИЧИНАХ УПАДКА БУДДИЗМА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
здесь (http://www.pomeranz.ru/p/pub_buddizm.htm)

"Успех религии всегда связан с удовлетворением каких-то реальных потребностей. Индуизм лучше буддизма удовлетворял потребность среднего человека в праздничной разрядке".

И т.д.
Очень качественная и доступная статья...

В этой статье: "Джаммапада", "аристофатия", "нато" - это опечатки?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 24 јРЩ 2013, 11:52:26
Предлагаю вам бросить затею с написанием FAQ по буддизму. Работа большая, неблагодарная, требующая специальных навыков. У меня претензий не будет :)
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 11:57:06
Почему в Индии буддистами являются лишь 0,8% населения?

Статья Г.Померанца
О ПРИЧИНАХ УПАДКА БУДДИЗМА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
здесь (http://www.pomeranz.ru/p/pub_buddizm.htm)

"Успех религии всегда связан с удовлетворением каких-то реальных потребностей. Индуизм лучше буддизма удовлетворял потребность среднего человека в праздничной разрядке".

И т.д.
Очень качественная и доступная статья...

В этой статье: "Джаммапада", "аристофатия", "нато" - это опечатки?
Было бы странно если нет. :)
Джаммапада = Дхаммапада,
аристофатия = аристократия,
нато = на то.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 11:58:24
Предлагаю вам бросить затею с написанием FAQ по буддизму. Работа большая, неблагодарная, требующая специальных навыков. У меня претензий не будет :)
Это шантаж? :) Нет уж, претензируйте. И тогда эта работа получится более качественной.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 24 јРЩ 2013, 15:10:19
FAQ это катехизис. На слуху, например, "Катехизис Филарета". Представьте себе, если бы Филарет в своем катехизисе писал: "интересный ответ я нашел у А.С.Пушкина, см. собр.соч., т., стр." или даже: "ответ я нашел у И.Брянчанинова". Возник бы вопрос: а сам то он, что?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 15:16:14
FAQ это катехизис. На слуху, например, "Катехизис Филарета". Представьте себе, если бы Филарет в своем катехизисе писал: "интересный ответ я нашел у А.С.Пушкина, см. собр.соч., т., стр." или даже: "ответ я нашел у И.Брянчанинова". Возник бы вопрос: а сам то он, что?
FAQ это FAQ. Сам-то я не являюсь учителем Дхармы (никто мне таких полномочий не давал) и потому не могу (просто не имею права) писать о буддизме от себя. Либо могу, но с соответствующей оговоркой. Но в этом случае моё мнение остаётся частным. Которое было бы странно помещать в FAQ. И то время от времени сбиваюсь на отсебятину.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 24 јРЩ 2013, 15:20:10
... не могу (просто не имею права) писать о буддизме от себя.

Тогда я не понимаю, что происходит.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 15:22:18
Что именно не понятно? :)
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 24 јРЩ 2013, 15:32:38
Дайте, пожалуйста список лиц, которые имеют право писать о буддизме от себя.

Входит ли в этот список Г.Померанц и безымянный автор статьи "Вера и рациональность в буддизме" на которую Вы ссылаетесь?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 15:40:24
Дайте, пожалуйста список лиц, которые имеют право писать о буддизме от себя.

Входит ли в этот список Г.Померанц и безымянный автор статьи "Вера и рациональность в буддизме" на которую Вы ссылаетесь?
Тема, в которой я ссылаюсь на статью Григория Соломоновича, не входит в круг вопросов, освещаемых собственно буддийским учением. Григорий Померанц - культуролог и весьма компетентный человек в плане истории религий. Поэтому в вопросах, связанные с историей религии, на мой взгляд, вполне допустимо обратиться к нему.

Что касается "безымянного автора", то он совсем не безымянный. На том ресурсе, где опубликована эта статья, есть его (точнее её) данные (http://mk-site.spb.ru/). Тоже, на мой взгляд, вполне компетентный человек в данном вопросе. И статья эта - вполне добротное буддологическое исследование, сделанное профессионалом в этой области.

Вообще, я лишь инициатор этой темы - ЧаВо. Если к этой работе присоединятся другие люди, особенно более компетентные чем я, буду только рад.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 24 јРЩ 2013, 15:46:00
Вот я и говорю: бросьте эту тему и не тратьте на нее силы и время. Я не буду Вас упрекать за то, что вы собирались написать этот FAQ и не написали.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 15:52:38
Вот я и говорю: бросьте эту тему и не тратьте на нее силы и время. Я не буду Вас упрекать за то, что вы собирались написать этот FAQ и не написали.
Мне очень приятно, что Вы не будете меня упрекать :). И спасибо за совет. Но я им не воспользуюсь, пожалуй. Мне эта работа кажется достойной сил и времени.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 јРЩ 2013, 15:54:36
Добавил к ответу на вопрос "Что значит быть буддистом?" (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10942.msg114236#msg114236) цитату из нынешнего Далай Ламы.
Далай Лама XIV, "Гарвардские лекции":
Цитировать
Чем отличаются буддисты от небуддистов? С точки зрения прибежища буддистом является тот, кто принимает Будду, его учение (Дхарму) и духовную общину (Сангху) как свое конечное Прибежище. С философской точки зрения буддистом является тот, кто признает четыре принципа (о них позже), подтверждающих, что учение является буддийским.
Здесь под четырьмя принципами имеются в виду четыре печати буддизма (http://savetibet.ru/2010/05/06/dalai_lama.html).
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 25 јРЩ 2013, 15:12:21
Вот я и говорю: бросьте эту тему и не тратьте на нее силы и время. Я не буду Вас упрекать за то, что вы собирались написать этот FAQ и не написали.
Мне очень приятно, что Вы не будете меня упрекать :) . И спасибо за совет. Но я им не воспользуюсь, пожалуй. Мне эта работа кажется достойной сил и времени.

Дык, напомню, когда возникла идея с FAQ'ом:
 
Что-то я не слышал, чтобы буддийская логика использовалась, например, в системах искусственного интеллекта, хотя математическая логика, основанная на аристотелевой, в ИИ широко используется.
Да и вообще, как можно "опережать время".
Используется логика, которая ничуть не продвинутее буддийской. А опережать время можно так, что буддийская логика появилась тогда когда в Европе Аристотелева логика считалась чем-то ацки продвинутым. На тот момент, подозреваю, не было ничего совершеннее буддийской логики. И это не удивительно, поскольку буддизм завоевал себе место на древне-индийской арене именно через полемику (которая велась по всем правилам кстати). Ребята, я это уже всё рассказывал. Может создать уже ФАК по буддизму и покончить с этим? :)
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 25 јРЩ 2013, 15:18:57
Нет, эта идея возникла раньше. В беседе с Вами она была просто оформлена в виде текста. В любом случае, наш разговор был не причиной, а поводом.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Виталий. от 09 ёоЭм 2013, 10:44:38
Цитировать
Историк М.М.Александров:

А кто он? Что написал? Чем известен? Где работает?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 09 ёоЭм 2013, 12:40:51
Цитировать
Историк М.М.Александров:

А кто он? Что написал? Чем известен? Где работает?
Из трудов его я читал монографию "Русские земли-княжества IX-XV веков: компаративистский анализ культурно-политических альтернатив".
Представленный материал не входит в какую-то монографию, а был приведён им в ходе общения на форуме. Мы общаемся уже давно и как историк он кажется мне весьма компетентным специалистом. Не было повода усомниться, во всяком случае. Представил этот материал только постольку, поскольку он описывает достаточно однозначно интерпретируемые факты, которые при желании можно проверить, полазив по источникам.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 19 ёоЭм 2013, 22:19:55
Буддизм сравнивают с философией Гераклита, что думаете об этом?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 19 ёоЭм 2013, 22:21:47
Думаю, что с чем только его не сравнивают.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 19 ёоЭм 2013, 22:26:24
Ну согласитесь что в "одну и ту же реку не войдешь дважды" есть что то от кшаниковады?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 19 ёоЭм 2013, 22:32:48
Вот еще цитата:


"Чувственный опыт свидетельствует, что огонь живет благодаря питанию, потреблению и трансформации в себя разнородного вещества. Порождаясь множеством объектов, он превращает их всех в себя; без этой подпитки материалом он вскоре затухает и прекращает существовать. Само существование огня зависит от этой «борьбы» и «напряжения». Это конечно же чисто символическое выражение философского понятия, но оно очень хорошо его иллюстрирует, чего не скажешь о воде или воздухе. То, что Гераклит выбрал огонь как основу реальности, объясняется не простым капризом, не стремлением быть оригинальным, как–то выделиться среди других философов, а следствием его основной философской идеи. «Огонь, – говорит Гераклит, – это жажда и утоление жажды» – иными словами, это все объекты, существующие на свете, объекты, находящиеся в постоянном состоянии напряжения, борьбы, потребления, воспламенения и угасания." Коплстон "История философии"


Напоминает идеи кармы и сансары.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 20 ёоЭм 2013, 13:44:11
Интересно еще то что Гераклит как и Гаутама были из высшего общества и оба отвергли это. Вот цитата:


"Гераклит был именитейшим эфесским гражданином и, как старший в роде эфесских кодридов, имел право на сан "царя" (басилевса), с которым связывались некоторые уцелевшие почетные отличия и богослужебные функции, — он видал таинства Элевсинской Деметры (Ctrabo XIV, 632-633). По-видимому, философ мало дорожил "царством" такого рода; он уступил царскую порфиру своему младшему брату и вовсе удалился от общественных дел отчасти из отвращения к демо-кратии родного города, отчасти следуя своему философскому призванию. По преданию, он жил отшельником, изредка появляясь среди сограждан, возбуждая внимание своими странностями и желчными выходками." (с) Трубецкой
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: N N от 20 ёоЭм 2013, 14:58:55
Интересно еще то что Гераклит как и Гаутама были из высшего общества и оба отвергли это.

А вот ещё совпадение: они жили в одно и то же время!

Будда (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0): 563 до н. э. - 483 гг. до н. э.
Геракли (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%82)т: 544 - 483 гг. до н. э.

Но одного мудреца, на Востоке, почти что обожествили, а о другом, на Западе, - почти что забыли.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 20 ёоЭм 2013, 15:16:36
Также понятие Логоса Гераклита мне напоминает немного понятие Дхармы.


"Космический логос (слово), говорит греческая философия, «обращается» к людям, которые, даже «услышав», неспособны его понять. В свете космического Логоса мир есть гармоничное целое. Однако обыденное человеческое сознание считает свой частный произвол выше «общего» законопорядка. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос остается равным себе."

"Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня [/size]дхар[/size] — «поддерживать»). В другом аспекте, под «дхармой» подразумевает неделимые единицы бытия (например, в буддизме). Также, в зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» " Из Википедии
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 20 ёоЭм 2013, 16:54:43
Главную разницу я вижу в том что в индийских школах в том числе и буддизме хорошо была разработана практическая сторона пути просветления, ну и вообщем все это вышло на более серьезный групповой уровень.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 20 ёоЭм 2013, 17:52:51
Цитировать
Далее сознание человека испытывает притяжение к той или иной форме существования, проходя через ряд "картинок", зачастую пугающих или наоборот соблазнительных. Окончательно "выбрав" какую-либо форму существования (опять же, в соответствии с кармой), сознание вовлекается в неё и происходит рождение в одной из шести форм:


Мне кажется эти описания противоречат буддисткой теории потока дхарм. Тут описание такое что есть одно и тоже сознание и оно же перевоплощается.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 ёоЭм 2013, 16:49:36
Добавил в пост по карме (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10942.msg114840#msg114840) важное, как мне кажется, уточнение:

Буддизм отрицает сам постулат, гласящий, что всё в нашей жизни определяется нашими прошлыми жизнями. Это можно видеть, в частности, в диалоге Будды с Шивакой в Самьюта никая, II.214. Иными словами, на происходящее в нашей жизни, помимо наших прошлых действий влияет ещё множество факторов. Поэтому совершенно невозможно утверждать, что несчастливая участь, которую переживает человек в данный момент, обусловлена его прошлыми действиями. Впрочем, учит буддизм, то, КАК мы воспринимаем происходящее (т.е. остаёмся ли мы счастливы в данной ситуации или нет), зависит от нашего к нему отношения.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: N N от 25 ёоЭм 2013, 00:58:20
Олег, не знаю, куда по буддизму запостить этот интересный отрывок (тему "Нирвана" не нашла). Сам перекинь, если что.
Как ты его прокомментируешь? Спасибо.



Когда духовная Сущность освобождается навсегда от всех частиц материи, только тогда она вступает в вечную и неизменную Нирвану. Она существует в Духе, в ничто; как форма, как образ, как подобие она полностью уничтожена и поэтому больше не умрет, ибо только один Дух не есть Майа, но единственная Реальность в иллюзорной Вселенной вечнопреходящих форм.

Именно на этой буддийской доктрине пифагорейцы обосновали главные положения своей философии. «Может ли Дух, который дает жизнь и движение, и разделяет природу света, быть сведен к небытию?» – они спрашивают. «Может ли умереть и стать ничем тот чувствующий Дух в животных, который пользуется памятью, одним из разумных свойств?» И Уайтлок Балстрод в своей талантливой защите Пифагора поясняет эту доктрину добавляя:

«Если вы скажете, что они (животные) выдыхают свои Духи в воздух, и там пропадают, то это все, что я хотел. Воздух, действительно, является надлежащим местом, чтобы их принять, будучи, по словам Лаэртия, полон душ и, согласно Эпикуру, полон атомов, начал всех вещей; ибо даже то место, где мы ходим, и летают птицы, настолько обладает духовным естеством, что оно невидимо и поэтому вполне может быть приемником форм, так как формы всех тел таковы; мы можем только видеть и слышать их проявления; воздух сам по себе слишком тонок и превышает способности нашего века. Каков же тогда эфир в верхнем регионе и каковы влияния форм, которые оттуда снисходят?»

Пифагорейцы считали, что Духи тварей, которые являются эманациями наиболее возвышенных частей эфира, – суть эманации, дыхания, но не формы. Эфир тленен – все философы с этим соглашаются; – а то, что нетленно, настолько далеко от уничтожения, когда оно избавляется от формы, что вполне может претендовать на бессмертие.

«Но что это такое, что не имеет ни тела, ни формы; что неосязаемо, незримо и неделимо, – то, что существует, и чего все же нет?» – спрашивают буддисты. Ответ: «Это – Нирвана». Это есть ничто – не сфера, а скорее, состояние.
 
Источник: ЕПБ - Тайная Доктрина, т. 3, ч. 3, отд. 46.


(Отсюда (http://www.epwr.ru/quotauthor/379/).)


Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 25 ёоЭм 2013, 05:52:42
Приведённый отрывок имеет отношение больше к Тайной Доктрине чем к буддизму.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 25 ёоЭм 2013, 14:09:38
Плот, не знаю в курсе ли вы но вещество канабис вызывает ощущения разделенности воспринимаемого опыта как бы на части, пучки, как вы думаете какая вероятность что теорию потока дхарм в буддизме придумали под воздействием этого вещества?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: N N от 25 ёоЭм 2013, 15:46:29
Приведённый отрывок имеет отношение больше к Тайной Доктрине чем к буддизму.

То есть, как я поняла, в данном отрывке нет ничего даже отдалённо напоминающего буддизм. Спасибо за ответ.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 21 БХЭвпСам 2013, 11:18:27
Плот, такой вопрос у меня, как в буддизме соотносятся нирвана и бодхи-просветление? Это одно и тоже или нет?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 21 БХЭвпСам 2013, 11:44:28
Плот, такой вопрос у меня, как в буддизме соотносятся нирвана и бодхи-просветление? Это одно и тоже или нет?
Начать с того, что "просветление" - это сугубо западный термин. "Бодхи" происходит от слова "будх" - пробудиться, осознать [истину], испытать озарение.

В Википедии пишут:
Цитировать
В раннем буддизме бодхи было понятием, близким к понятию нирвана, они отличались только словесными описаниями. Под понятием бодхи подразумевалось угасание жадности (рага), ненависти (доса) и заблуждений (моха). Позднее, в традиции буддизма Махаяны (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0) под Нирваной подразумевалось угасание лишь жадности и ненависти, и только после преодоления заблуждений достигалось состояние бодхи. Следовательно, в буддизме Махаяны, архат, достигший лишь нирваны, все еще подвержен заблуждениям, в то время как бодхисаттва не только достиг нирваны, но и полностью освободился от всяких иллюзий. Таким образом, тот, кто достиг бодхи, становился Буддой.
В буддизме Тхеравады (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%85%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B0), бодхи и нирвана имеют сходные значения, как освобождение от жадности, ненависти и заблуждений.
В сутре Махапаринирваны (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0) (традиция Махаяны), состояние паринирваны также тождественно состоянию бодхи и является главной целью буддистской практики.
Таким образом, насколько я понимаю, бодхи и нирвана - это в буддизме почти идентичные понятия, может быть разве что обозначающие чуть разные стороны одного процесса.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 21 БХЭвпСам 2013, 13:33:27
А такой еще вопрос, кто последний из буддистов достигал конечной его цели?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 21 БХЭвпСам 2013, 13:43:36
А такой еще вопрос, кто последний из буддистов достигал конечной его цели?
Если я скажу, что знаю такого человека лично (на всякий случай подчеркну - говорю НЕ о себе), что Вам это даст?  )
Дело в том, что тут мы опять упираемся в проблему верификации: как человек не достигший может опознать достигшего? Видимо, лишь по неким косвенным данным. Есть люди, которые в традиции считаются достигшими. Есть люди, относительно которых мы, после некоторого общения с ними и анализа, можем сказать, что судя по всему у них нет не-признаков.
Есть люди, которые определённо как минимум достигли определённой высокой ступени в практике. Например то, что буддист может спокойно принять такую смерть - https://www.youtube.com/watch?v=5mgkphS24aA (https://www.youtube.com/watch?v=5mgkphS24aA) - определённо является следствием глубокого постижения Дхармы.
Что ещё тут можно сказать?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 21 БХЭвпСам 2013, 14:02:15
Видимо он был в глубоком трансе и не чувствовал боли. Кашпировский может такое сделать с любым человеком, потом можно его хоть поджигать или я не знаю..
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 21 БХЭвпСам 2013, 14:04:44
Цитировать
Дело в том, что тут мы опять упираемся в проблему верификации: как человек не достигший может опознать достигшего?


Я имею в виду официально такие признавались? Кто последний?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 21 БХЭвпСам 2013, 14:12:31
Цитировать
Дело в том, что тут мы опять упираемся в проблему верификации: как человек не достигший может опознать достигшего?


Я имею в виду официально такие признавались? Кто последний?
Официально - это кем например?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 21 БХЭвпСам 2013, 14:14:34
Ну Далай Ламой например...сам он кстати на каком уровне постижения Дхармы находится?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Dasein от 21 БХЭвпСам 2013, 14:17:05
Знаете как в православной и католической церкви причисляют к святым тех или иных людей...в буддизме такого нет?
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 21 БХЭвпСам 2013, 14:25:10
Ну Далай Ламой например...сам он кстати на каком уровне постижения Дхармы находится?
Далай Лама - да, считается достигшим. Официально. И не он себя назначает в эту степень, у него самого учитель есть.
Знаете как в православной и католической церкви причисляют к святым тех или иных людей...в буддизме такого нет?
В Тибетской традиции нечто подобное есть, но не настолько централизовано. Не углублялся в вопрос как там это всё происходит, если честно. В Чань (Дзэн, Тхиен, Сон) буддизме это вопрос передачи от учителя к ученику. То есть учитель признаёт или не признаёт состояние ученика.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 21 БХЭвпСам 2013, 14:28:49
В Тхераваде, насколько я знаю, считается что прямо-таки Буддой стать человек не может, но может достичь освобождения, стать архатом. Такие терминологические тонкости.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Тихон от 22 БХЭвпСам 2013, 12:48:21
Вот я и говорю: бросьте эту тему и не тратьте на нее силы и время. Я не буду Вас упрекать за то, что вы собирались написать этот FAQ и не написали.
Мне очень приятно, что Вы не будете меня упрекать :) . И спасибо за совет. Но я им не воспользуюсь, пожалуй. Мне эта работа кажется достойной сил и времени.

Дык, напомню, когда возникла идея с FAQ'ом:
 
Что-то я не слышал, чтобы буддийская логика использовалась, например, в системах искусственного интеллекта, хотя математическая логика, основанная на аристотелевой, в ИИ широко используется.
Да и вообще, как можно "опережать время".
Используется логика, которая ничуть не продвинутее буддийской. А опережать время можно так, что буддийская логика появилась тогда когда в Европе Аристотелева логика считалась чем-то ацки продвинутым. На тот момент, подозреваю, не было ничего совершеннее буддийской логики. И это не удивительно, поскольку буддизм завоевал себе место на древне-индийской арене именно через полемику (которая велась по всем правилам кстати). Ребята, я это уже всё рассказывал. Может создать уже ФАК по буддизму и покончить с этим? :)

Уважаемый Плот.
Выходит, вы выступаете в роли некой энциклопедии?
Вообще-то энциклопедии уже есть.
Мне бы (извините за акцент на себе) - была б куда интереснее ваша "отсебятина", поелику она живая. Слово же про- и сто раз пере-цитированное, да еще и организованное списком в виде ФАКа, становится мертво.
Нмв, конечно.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 22 БХЭвпСам 2013, 12:58:14
Поиск ответов на приведённые вопросы у человека обычно занимает определённую сумму времени и сил. Здесь предпринята попытка уменьшить эту сумму для интересующихся. Если бы кто-то из присутствующих выразил желание и способность выступить в роли подобной "энциклопедии" - я был бы только за.

Что касается отсебятины, то с этим проблем тоже нет, но она просто не всегда уместна, как мне кажется.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: Тихон от 22 БХЭвпСам 2013, 13:03:26
Да с "энциклопедией" же тоже проблем нет. Тем более теперь, когда вы так ясно подтвердили свои "энциклопедические" намерения.
 
Спасибо. Я, со своей стороны, буду продолжать интересоваться отсебятиной.
Название: Re: ЧаВо по буддизму. Формирование темы
Отправлено: plot от 24 БХЭвпСам 2013, 12:58:02
Да с "энциклопедией" же тоже проблем нет. Тем более теперь, когда вы так ясно подтвердили свои "энциклопедические" намерения.
 
Спасибо. Я, со своей стороны, буду продолжать интересоваться отсебятиной.
Хотелось бы уточнить, что "энциклопедические намерения" мои касаются сугубо освещения вопросов буддийского учения на данном форуме и то только потому, что так сложились обстоятельства. И если мне доводится освещать эти самые вопросы, то отсебятина с моей стороны, как мне кажется, становится неуместна, поскольку я не являюсь учителем Дхармы. Поэтому приходится прибегать к авторитетным источникам. Своё частное мнение относительно тех или иных аспектов того или иного учения я, конечно, тоже могу позволить себе высказать в ответ на прямую просьбу собеседника и если это вообще возможно, но определённо - с соответствующими оговорками и не в ветке "ЧаВо".

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100