Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Буддизм => Тема начата: plot от 04 РТУгбвР 2013, 22:36:40

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 04 РТУгбвР 2013, 22:36:40
Здесь буду собирать моменты, которые кажутся мне аналогичными в Дхарме и Тасаввуф. При этом я не собираюсь делать каких-либо выводов.

Сначала то, что бросается в глаза:

1. Суфий "полирует зеркало сердца до тех пор, пока в нём не проявится истинная природа Реальности"*  - эти слова вполне подходят для описания прохождения дхъян - стадий созерцания - т.е. шаматхи.

2. Фана' и Нирвана - это фактически слова-кальки, обозначают (чисто формально, по крайней мере) одно и то же. То есть при переводе буддийского текста некий гипотетический суфий мог бы без ущерба для смысла использовать слово "фана", и наоборот. О параллели между стоянками и ступенями в буддизме скажу чуть позже.

3. Барзах и бардо. Абсолютные аналоги.

4. Вахдат аль-вуджуд - единобытие - это совершенно буддийское понятие. Сразу приходит на ум слово "Interbeing" (https://en.wikipedia.org/wiki/Order_of_Interbeing), обозначающее взаимосвязанность всех явлений. Для буддизма восприятие мира как единого явления, в котором отдельные феномены лишь кажутся отдельными - очень характерно.
---
*Слова из книги Дж.Нурбахша "Путь. Духовная практика суфизма"
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 04 РТУгбвР 2013, 22:51:40
3. Барзах и бардо. Абсолютные аналоги.
Хотя буддисты, чувствуя себя свободнее в трактовках, нежели суфии, зачастую трактуют бардо гораздо шире чем "мост". Некоторые из них говорят что в определённом смысле и "повседневный мир" есть бардо. Не знаю, есть ли у суфиев подобный градус интерпретации - что весь мир можно трактовать как барзах. Не встречал.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: Dasein от 05 РТУгбвР 2013, 12:39:51
Могу вам предложить еще рассмотреть параллели между буддистским понятием помраченности и суфийским понятием обусловленности, правда я не знаю как оно там в терминах.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 05 РТУгбвР 2013, 14:57:38
Могу вам предложить еще рассмотреть параллели между буддистским понятием помраченности и суфийским понятием обусловленности, правда я не знаю как оно там в терминах.
Подобные понятия распространены так или иначе практически во всех мистических традициях. Здесь я имею в виду именно специфические параллели, которые трудно найти в других традициях.
В плане антропологии и психологии, кстати, между буддизмом и суфизмом имеются заметные (хоть и не фатальные) различия. А вот в плане теологии, как ни странно, есть параллели с некоторыми школами буддизма (хотя казалось бы, какая там теология, если Бога нет). Попробую чуть позже сказать об этом подробнее.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 05 РТУгбвР 2013, 21:50:26
Отделена ветка Взаимное влияние между буддизмом и суфизмом (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=11205.0).
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: kopernick от 06 РТУгбвР 2013, 03:23:01

ДИАЛОГ БУДДИСТА И СУФИЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА (http://psylib.org.ua/books/_nakor01.htm) - несмотря на то, что это, скорее, диалог двух ученых, считающих, что они знают, что такое буддизм и суфизм, в контексте темы может быть интересно.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 06 РТУгбвР 2013, 07:49:35
5. Имам 'Али Рида: "Каким бы ни было ваше представление [о Боге], знайте, что Бог превыше его."
Дж.Нурбахш, "Путь. Духовная практика суфизма":
Цитировать
Размышление о Сущности Бога невозможно, поскольку временное не может размышлять о Вечном, а иллюзорное не в состоянии постичь Реальное.

Апофатика характерна для многих традиций - и для христианства и для брахманизма и позднее - индуизма и конечно же для буддизма. Однако именно в буддизме и в суфизме она до конца последовательна. Примерно похожа по степени последовательности в этом вопросе адвайта-веданта, но она, судя по всему, явилась результатом взаимодействия индуизма с буддистом.
...
Существенным различием в "богословии", на мой взгляд, является вот что: трактовка отношения "мира" и "Истины" и соответственно - человека и "Истины". Различие тонкое, но очень далеко идущее. Попробую об этом сказать позже. А пока ещё сходства:
...
6. Отношение к логике. Оба течения базируются в рассуждениях на логике, причём весьма строгой. Это очень нехарактерно для религиозных и мистических школ, которые либо иррациональны, либо ставят во главу угла нерассуждающую веру. Хотя, безусловно, среди суфийских орденов имеется целый спектр - от очень "религиозных" до "рафинированных".
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 06 РТУгбвР 2013, 07:53:29
Вот эта ветка (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10944.0) тоже о встрече буддистов и суфиев, в этот раз реальных.
...
Приверженность логике, кстати, в буддизме и суфизме проистекает из разных источников, что довольно явно: буддизм в этом аспекте - наследник индийской шраманской традиции, а суфизм - греческой.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 06 РТУгбвР 2013, 10:55:44
Существенным различием в "богословии", на мой взгляд, является вот что: трактовка отношения "мира" и "Истины" и соответственно - человека и "Истины". Различие тонкое, но очень далеко идущее. Попробую об этом сказать позже.
Так вот, главное различие между буддизмом и суфизмом, как мне видится, состоит в том, что мир, вот эта самая "сансара", согласно суфиям, является проявлением Абсолюта и Абсолют некоторым образом не индифферентен к человеку.

Буддизм же считает сансару имманентным аспектом помрачённого сознания. Да, реальность одна, но для помрачённого существа она предстаёт в виде сансары, а для непомрачённого - как нирвана. На абсолютном уровне и в буддизме и в суфизме нет смысла говорить об индифферентности/неиндифферентности, поскольку упраздняется сама дихотомия "человек-мир", а на относительном уровне, как уже говорилось, дихотомия эта трактуется совершенно по-разному.

В результате буддист в начале своего пути отталкивается от здравого рассуждения и от веры. Больше ему опереться не на что. Он размышляет над четырьмя благородными истинами и приходит к выводу, что они актуальны. В этом случае он возможно начинает двигаться по восьмеричному пути Дхармы в меру своих сил.

В суфизме же утверждается, что Высшая Реальность "призывает" человека и всё живое к себе. Это утверждение буддизму совершенно не знакомо. Единственное упоминание о чём-то подобном я встретил у Бидии Дандарона, но это уже человек нового времени и в этом плане вполне неортодоксальный для буддизма.

Итак, суфизм утверждает наличие этого "призыва", экзистенциальной тяги всего живого к Абсолюту. В чём она проявляется у человека? В экзистенциальной же тоске, томлении, любви. Все наши желания и томления - лишь осколки и искажения этой первородной тоски. И вот, в результате, путь суфия основывается не на рассуждении и даже не на вере - а на чувстве. Путь суфия - это очищение связи с Абсолютом и следование этой связи, этой любви, этому чувству. Рискну сказать что в этом состоит вообще главное открытие суфизма.

Для меня лично удивительно, что Абхидхарма, с её скрупулёзным составлением подробнейших списков дхарм, а значит - с ювелирно-точным наблюдением за каждым движением сознания, не заметила этой дхармы - дхармы устремления к Абсолюту.

Возможно здесь причина в изначальной установке буддизма на негативную трактовку страдания. Страдание, согласно буддизму, это однозначно следствие помрачений. Соответственно в тоске и тяге к Абсолюту буддист, судя по всему, видел два аспекта:
1. Аффект неудовлетворённости
2. Вера-убеждённость.
Отсюда (http://mk-site.spb.ru/buddhism/buddhology-history/152/):
Цитировать
Согласно тексту Асанги «Абхидхармасамуччая», с комментариями Еше Гьелцэна[6] говорится: «Что такое вера? Это глубокая убежденность, ясность-прозрачность (ума) и устремленность к тем вещам, которые подлины, имеют ценность и которые возможны. Она функционирует как базис для устойчивого интереса. Ясная, прозрачная вера – это ясный, прозрачный ум. Это такой подход, который появляется, когда человек прозревает значение таких ценностей как Три Драгоценности (Будда, Учение, Община). Когда человек кладет очищающий воду драгоценный камень в мутную воду, она тотчас становится ясной. И так же, когда зарождается вера этого вида, тогда замутнения ума становятся прозрачными, и в человеке могут возрасти все ценности реального понимания. Устремленная вера – это такое мышление как то, которое при обдумывании четырех истин – страдания, источника, прекращения и пути пришло к тому, что они определенно должны быть постигнуты. Когда мы знаем, что посредством наших усилий эти истины могут быть постигнуты, мы определенно сделаем это. Вера убежденности – это убежденность, которая возникает из размышления о связи, которая существует между действием и его результатом, как учил Будда». Согласно этим базовым определениям, в индо-тибетской традиции сделалось принятым говорить о трех качествах веры: это «чистая вера», выражающаяся в благоговении[7]; «жаждущая вера», состоящая в устремлении[8]; и «вера доверия», иначе – убежденность[9].

Эта вера является необходимым условием движения по пути, но никак не соотносится с причиной Пути и более того - является разновидностью помрачения (ведущей к непомрачённому состоянию).

Но дело в том, что такая трактовка и вообще буддийский способ анализа дхарм - не единственно возможный. Суфийский способ трактовки не менее правомерен и, как можно видеть, даёт интересные результаты.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: картина от 06 РТУгбвР 2013, 11:58:50
..
Буддизм же считает сансару имманентным аспектом помрачённого сознания.
......
В суфизме же утверждается, что Высшая Реальность "призывает" человека и всё живое к себе.
..
Ой! :)
По-моему, эту мысль просто выразил Раджниш, в какой-то книжке, сравнивая методы суфизма и дзен-буддизма:
Суфизм всему говорит - ДА, а дзен всему говорит - НЕТ.
Что в пределе, одно и то же. :)
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 06 РТУгбвР 2013, 12:08:12
Мне напомнили, что до суфиев об эросе как источнике духовного стремления говорили ещё платоники. Суфии же по сути являются наследниками и продолжателями традиции платоников и неоплатоников, выведя эти идеи из эллинского ареала и значительно их развив.

Эта тяга, о которой говорят суфии - вне методик. Она может привести человека и к методам, условно говоря, "карма-йоги", и к методам "джняны", "бхакты" или "тантры". Именно поэтому, как мне кажется, суфии так разнообразны. Благодаря этому акценту на "эросе" они оказываются необычайно гибки в своих методах: они подыскивают метод под чувство.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 06 РТУгбвР 2013, 12:19:18
В Махаяне, и в Дзен в том числе, говорят о присутствии в сознании каждого существа неомрачённых дхарм, и именно их "голос" является побудителем к духовному поиску. "Всё имеет природу Будды". Но речь о том, что этот "голос" в буддизме никогда не рассматривался "как таковой", как опора пути.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: nisso от 06 РТУгбвР 2013, 13:24:21
Мне напомнили, что до суфиев об эросе как источнике духовного стремления говорили ещё платоники. Суфии же по сути являются наследниками и продолжателями традиции платоников и неоплатоников, выведя эти идеи из эллинского ареала и значительно их развив.

Эта тяга, о которой говорят суфии - вне методик. Она может привести человека и к методам, условно говоря, "карма-йоги", и к методам "джняны", "бхакты" или "тантры". Именно поэтому, как мне кажется, суфии так разнообразны. Благодаря этому акценту на "эросе" они оказываются необычайно гибки в своих методах: они подыскивают метод под чувство.
Глаза, которыми я вижу Бога, те же самые, которыми меня видит Бог (Мейстер Экхарт)

Возлюбленная и влюбленный...

Ну что добавить?..
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: Dasein от 07 РТУгбвР 2013, 00:48:36
Думаю ваши сравнения не очень корректны так как и буддизм и суфизм довольно разноплановые, Плот ваши построения больше похожи на манипуляции различными кусками как суфийской так и буддисткой теории. Видимо надо бы все таки сузить область сравнения как кто? Может возьмем например какое то течение или школу буддизма и суфизма а не так что сразу все сравнивать? Так будет наверное более профессионально? Ну конечно сами там смотрите ваше дело...
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 07 РТУгбвР 2013, 06:57:25
Есть элементы, общие так или иначе для всех школ одной традиции. О них и шла речь.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: Dasein от 07 РТУгбвР 2013, 11:52:34
Цитировать
для всех школ одной традиции.


Вы уверены что для всех? Ну например про Бардо только в тибетской там какой то школе говорят...Или в говорите про слово Фана, у меня лично сложилось впечатление что в суфизме нет единой терминологии для всех школ...там этих терминов обозначающих нечто подобное миллион...Буддизм и суфизм это просто абстракции, нет суфизма и буддизма в чистом виде, а вы исходя из этого заблуждения начинаете все это строить...
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 07 РТУгбвР 2013, 12:06:56
Цитировать
для всех школ одной традиции.


Вы уверены что для всех? Ну например про Бардо только в тибетской там какой то школе говорят...Или в говорите про слово Фана, у меня лично сложилось впечатление что в суфизме нет единой терминологии для всех школ...там этих терминов обозначающих нечто подобное миллион...Буддизм и суфизм это просто абстракции, нет суфизма и буддизма в чистом виде, а вы исходя из этого заблуждения начинаете все это строить...
Слово "бардо" это тибетский вариант санскритского термина "Антарабхава". Это понятие характерно для всего буддизма (для всего буддизма характерна идея цепи рождений и соответственно - есть понятие и о промежуточном состоянии), просто в тибетской традиции эту тему разработали особенно подробно.
По поводу термина "фана" - назовите, пожалуйста, такрикат, в котором этот термин не используется.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 07 РТУгбвР 2013, 12:20:18
Правда (http://az-pantarei.livejournal.com/174473.html) -
Цитировать
В ортодоксальной Тхераваде считается, что промежуточного состояния между рождениями не бывает, а существо мгновенно перерождается.Творение Васубандху не является трактатом, входящим в Палийский Канон и оно не расматривается учителями Тхеравады как авторитетный источник. В Тхераваде есть своя Абхидхамма, которая делится на 7 книг.
Но последователей Тхеравады в мире где-то процентов 10-15 от всего числа буддистов. Из них ортодоксов не так уж много. По большей части, насколько я понимаю, в Тхераваде просто на этот вопрос пристального внимания не обращают.
В любом случае, вполне правомерно будет сказать, что понятие об Антарабхаве характерно для большинства (80-90%) буддистов.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 07 РТУгбвР 2013, 12:54:33
Кстати, в ответ на цитату можно возразить, что антарабхава - это не только время после смерти (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE_%28%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC%29). Поэтому правильнее будет сказать, что в ортодоксальной Тхераваде отрицаются лишь некоторые виды антарабхавы.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 07 РТУгбвР 2013, 13:03:47
7. Концепция гайб (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B1) сильно напоминает буддийскую татхату. Соответственно хакикат (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BA%D0%B0) - просветление. Аль-инсан аль-камиль (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BD_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C) - будда или архат.
Единственная неувязочка здесь - понятие куфр (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%84%D1%80), аналогом которому должно было быть буддийское понятие "помрачение", но эту параллель, строго говоря, провести можно только если куфром считать нафс. Если в суфизме бытует именно такая трактовка понятия куфр, то параллель получается вполне напрашивающейся.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 07 РТУгбвР 2013, 13:11:38
8. Шах Ни'матулла­:
Цитировать
Поскольку­ всё то, что не есть Бог, пусто и нереально,­
Как может такое ничтожеств­о достичь Вечного?
Если заменить слово "Бог" на слово, скажем, "Татхата",­ то цитата получается­ вполне буддийской­, подходящей­ для большинств­а буддийских­ школ, кроме, разве что Прасангики­ Мадхъямики­. Большинств­о школ буддизма считают "реальным"­ только то, что вечно, необусловл­ено, не имеет начала, неизменно. Такова Высшая Реальность­ (Татхата),­ согласно буддизму. Нирвану можно трактовать­ как состояние,­ в котором Высшая Реальность­ актуализир­ована данным человеком. (Прасангик­а Мадхъямика­ же просто выходит за пределы дуальности­ "реальное-нереальное­".)
 
Всё, что не есть Высшая Реальность­, Татхата (асанскрит­а-дхармы, т.е. необусловл­енные дхармы), то есть - обусловлен­ное бытие, санскрита дхармы, т.е. по сути - "всё", данное человеку в опыте, - имеет характерис­тики анитья - мимолётнос­ть вплоть до полной нереальнос­ти, анатма - то, что Шах Ни'матулла­ обозначил словом "пусто", т.е. не имеет
 никакого собственно­го независимо­го бытия, и духкха - отмеченнос­ть бессмыслен­ной суетой и маетой.
 
Вторая часть изречения тоже весьма интересна:­ согласно буддийском­у учению человек нирваны... не достигает. Дело в том, что человеку познать Высшую Реальность­ невозможно­, поскольку сам "человек" и является для этого познания главной завесой.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 07 РТУгбвР 2013, 13:18:39
9. Дж.Нурбахш:
Цитировать
Стадии очищения следующие:
1. Самость опустошается
2. Самость становится просветлённой
3. Самость трансформируется
4. Самость исчезает (фана')
Ученик проходит через эти стадии в процессе самозабвенного памятования о Боге (зикр).
Первая стадия, опустошение, включает избавление от негативных качеств, желаний, приходящих от самости.
Вторая стадия, просветление, состоит в полировке сердца и души чтобы очистить их от веры в "я" и привязанности к ней. На третьей стадии внутренняя сущность ученика наслаждается божественными атрибутами. В конец концов сущность ученика наполняется атрибутами Истины до такой степени что не остаётся ни следа от его ограниченного существования. Эта четвёртая стадия зовётся "исчезновением себя" (фана').
Описанные стадии вполне могли бы быть буддийским текстом, если сделать скидку на характерную для суфийской традиции терминологию. Скажем, суфийские термины "сердце" и "душа" требуют отдельного перевода на буддийский дискурс.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 07 РТУгбвР 2013, 13:47:14
Оффтоп отделён сюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=11209.0).
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: Dasein от 07 РТУгбвР 2013, 14:52:02
Еще подумал что может с буддизмом лучше сравнивать философские околосуфийские учения ближнего востока типа ишракизма? Вот это наверное ближе к буддизму чем суфийские учения.


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8,_%D0%A8%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%AF%D1%85%D1%8A%D1%8F (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8,_%D0%A8%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%AF%D1%85%D1%8A%D1%8F)
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: Dasein от 07 РТУгбвР 2013, 14:55:50
Я вижу в суфизме возрождение язычества в исламе ближнего востока таким вот окольным путем, нечто подобное было и в буддизме когда начала формироваться Махаяна. Т.е. мы видим похожую картину, некто приносит новую философию или учение которое якобы призвано покончить с язычеством, а оно это языческое начало находит пути приспособление и возрождения в новом облике...
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 13 РТУгбвР 2013, 17:21:44
Другой взгляд.
Цитировать
"Если бы мы придерживались рациональных доводов, которые по утверждению учёных рационалистов, дают знание о его сущности: что он не таков, не таков , и не таков, никто из тварей не смог бы полюбить Аллаха! Однако Божественное известие устами носителей Заветов  собщило (нам), что Всевышний такой-то и такой-то, при чём внешне это сообщение вступило впротиворечие с доводами разума,и мы благодаря этим (свыше) определённым качествам полюбили Его. После того как он установил соотношения, утвердил причину и связь, вызывающие любовь, Он сказал "Нет ничего подобного ему"
 Так он установил причины вызывающие любовь, отвергнутые разумом и его доказательствами. Здесь кроется смысл (слов Аллаха ): "Я создал тварей. представился им, и они узнали Меня". Итак , Аллах может быть познан лишь благодаря тому, что он сообщил о Себе Сам, в частности о Своей любви к нам, Своей милости к нам, Своём сострадании к нам, своей жалости к нам, Своём сочуствии, т.е. - нисходя к нам, будучи ограниченным определениями, дабы мы могли представить Его - да возвысится Он - себе и водрузить Его пред взорами наших сердец в том направлении, в котором совершается молитва, а также в нашем воображении"
Цитата из Ибн Араби, мекканские откровения. А вот, собственно, сам взгляд:
Цитировать
Это Ибн аль- Араби, тот самый базовый текст Мекканских откровений , где излагается учение о любви и устремлении всего сущего к Аллаху.
 Можно сказать введение.
 В котором непосредственно и первым делом утверждается, что любовь и устремление к Аллаху основано на Откровении (Завете), вне- и контррациональны и образны ((основаны на образах) .
 
 Учение буддизма (первая проповедь Будды) изначально основаны на его личном опыте , рационально и над-рационально и не образно. Тоже относится и к философии адвайты.
 
 Т.о. причины различий уже в самой постановке вопроса. Первая истина буддизма, истина о страдании (базирующаяся на непосредственном опыте каждого человека), первая истина ислама - откровение о единственном и благом (милостивом, милосердном) Господе.
 Производная от него истина суфизма - о любви и всеобщем устремлении к Творцу.
 От этих исходных пунктов выстраивается и философия.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 18 РТУгбвР 2013, 22:26:24
Если рассматривать вопрос в координатах четырёх методологических столпов, система которых была сформулирована в индуистской традиции, но достаточно универсальна, - речь идёт о джнана, бхакта, карма и тантра-йоге, - то различие между буддизмом и суфизмом в этой плоскости оказываются довольно очевидны:

буддизм это прежде всего джнана, и потом - карма и тантра. Бхакта представлена в очень сжатом виде в амидаизме и культах разного рода бодхисаттв и будд и играет роль скорее уступки народным заявкам, роль уловки-упаи.

суфизм это прежде всего бхакта, затем - джнана и карма. Тантра представлена опять же лишь в виде отдельных элементов. В качестве примера можно привести учение о духовных центрах лата'ыф, и связанные с ним практики, очень похожие на тантрические.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: wayter от 19 РТУгбвР 2013, 01:06:29
Зикр (памятование; ср. практику памятования в буддизме и трезвение в исихазме) – очень важный суфийский метод...

Суфийские ордена в значительной степени напоминают по своему типу и происхождению школы китайского и тибетского буддизма (в первом к ним ближе всего чань, во втором – кагью-па).

Е.А.Торчинов

Источник (http://www.torchinov.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-4-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC/)
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 19 РТУгбвР 2013, 01:37:53
Зикр (памятование; ср. практику памятования в буддизме и трезвение в исихазме) – очень важный суфийский метод...

Суфийские ордена в значительной степени напоминают по своему типу и происхождению школы китайского и тибетского буддизма (в первом к ним ближе всего чань, во втором – кагью-па).

Е.А.Торчинов

Источник (http://www.torchinov.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-4-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC/)
Зикр больше всего похож на нэмбуцу (яп.; няньфо - кит.) - практику повторения мантры Амитабха будды в амидаизме. Вообще, повторение формул-мантр распространено в буддизме, но далеко не только. Поэтому всё же рассматривать это в качестве параллели именно с буддизмом я бы не стал.

Орденская полностью горизонтальная организация действительно относительная редкость. Она характерна для буддизма в силу его изначальной плюралистичности, и для суфизма. В других традициях я такого вот так сразу не припомню. Обычно либо имеет место централизация, либо напротив - "атомизация" до уровней ашрамов или храмов, как в индуизме или даосизме. Поэтому этот признак запишем.

10. Очень интересная параллель - три мира. У суфиев (Ибн Араби) это три мира проявления Бога - Абсолют, атрибуты, мир. У буддистов - мир без формы (Арупалока), мир формы (Рупалока) и мир желания (Камалока).
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 19 РТУгбвР 2013, 01:50:39
11. Очень интересная параллель - три мира. У суфиев (Ибн Араби) это три мира проявления Бога - Абсолют, атрибуты, мир. У буддистов - мир без формы (Арупалока), мир формы (Рупалока) и мир желания (Камалока).
Однако, судя по всему, эта параллель не полностью совпадает. У Ибн Араби промежуточный мир, мир архетипов - барзах - судя по всему "нижним" своим краем (сновидения и проч.) затрагивает те области, которые буддисты бы отнесли скорее к некоторым слоям Камалоки.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: wayter от 19 РТУгбвР 2013, 10:55:48

10. Орденская полностью горизонтальная организация действительно относительная редкость.

Можно уточнить, что подразумевается под полностью горизонтальной организацией?
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 19 РТУгбвР 2013, 11:18:26

10. Орденская полностью горизонтальная организация действительно относительная редкость.

Можно уточнить, что подразумевается под полностью горизонтальной организацией?
Имеется в виду, что наибольшей организационной единицей является именно орден (или школа в случае буддизма). Подчинение происходит только внутри ордена/школы и только по принципу духовной иерархии, в буддизме - мирянин-послушник-монах-старший монах-наставник-патриарх, в суфизме - соответствующая структура от сочувствующего мирянина до кутба. Выше ордена или школы организационно нет никого. Орденов/школ множество и они организуют сетевую горизонтальную структуру. Это характерно для всего буддизма, даже для тибетского: отдельные школы вполне независимы в духовном и даже административном плане. Далай Лама раньше осуществлял функции скорее политического управления государством, но никакого давления на отдельные школы оказывать как правило не мог.
В противоположность, мы можем видеть скажем католические ордена, полностью и во всех отношениях подчинённые Риму, либо православные общины и монастыри, опять же подчинённые центральному церковному руководству. К сетевой структуре приближаются больше "протестантские" школы. Очень напоминают суфийскую организацию например квакеры.
Цитировать
Религиозное общество Друзей представляет собой не единую организацию, с жёстко определенной вертикальной иерархией (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F) и набором установленных догматов и обрядов, а объединение независимых религиозных организаций, как вера, так и практика которых могут существенно отличаться друг от друга. На сегодняшний день богословские взгляды собраний и отдельных членов могут колебаться в широком диапазоне от евангелизма (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC) и либерального протестантизма (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC) до различных форм универсализма (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC).
Но "протестантские" организации всё же как правило несколько более атомизированы, насколько я знаю, либо менее заточены под "эзотеризм", либо более заточены под харизму отдельных руководителей.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 19 РТУгбвР 2013, 11:21:49
Так вот для буддизма это характерно потому, что в нём никогда не было понятия ереси и ортодоксии и потому каждая отдельная школа считалась вполне буддийской, если она себя таковой считала сама и разделяла основные философские воззрения (хотя полемика на чисто философском уровне, конечно, происходила, как правило на уровне учёных монахов). Это тоже роднит буддизм с суфизмом.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: wayter от 19 РТУгбвР 2013, 12:52:15
Надо заметить, что для ислама в целом не характерна вертикаль власти, как, например, в христианстве. Существуют авторитетные религиозные фигуры, но нет никакого аналога папы римского (или Папы Римского).

Аналогичным образом, суфийские ордены складывались вокруг авторитетных наставников. Не было давления встраивать их в единую общеисламскаую иерархию по причине отсутствия последней.

Я хочу сказать, что "горизонтальная организация" в данном случае, скорее, результат существующего общественно-религиозного устройства, чем какой-то характерной черты самого суфизма.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 19 РТУгбвР 2013, 13:25:04
Пожалуй. Ну, буддизм тоже развился в неиерархичной древнеиндийской среде и в некотором роде является её продуктом. Однако разница вот в чём. Буддизм свою неортодоксальность обозначил через Гаутаму с самого начала и с полной определённостью.
Феномен же не-иерархичности ислама в целом сам по себе интересен и даже странен, поскольку ислам это религия откровения, да ещё и с центральной фигурой, а значит должна быть ортодоксия и соответственно держатели ортодоксии со всей вытекающей иерархией.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: wayter от 19 РТУгбвР 2013, 14:02:11

Феномен же не-иерархичности ислама в целом сам по себе интересен и даже странен, поскольку ислам это религия откровения, да ещё и с центральной фигурой, а значит должна быть ортодоксия и соответственно держатели ортодоксии со всей вытекающей иерархией.

Иудаизм - религия откровения, центральная фигура (Моисей) имеется, но иерархии, сравнимой с христианской, тоже нет. Каббалисты или хасиды в иерархию религиозной власти не встраиваются. О периоде после 11 века (когда начали формироваться и суфийские ордены) говорится:

"Иерархическая структура религиозной власти не выходит теперь за пределы одной общины, одного города. Раввины разных городов, конечно, спорят между собой, обмениваются вопросами и ответами (литература респонсов бурно развивается), но остаются практически независимыми друг от друга". Источник (http://lvov.judaica.spb.ru/judaism.shtml#c52)
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 19 РТУгбвР 2013, 14:12:32
Убрал №№10 и 12 из списка ). Действительно, строгая иерархичность христианства это скорее исключение.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 19 РТУгбвР 2013, 21:18:41
Другой взгляд.
Цитировать
"Если бы мы придерживались рациональных доводов, которые по утверждению учёных рационалистов, дают знание о его сущности: что он не таков, не таков , и не таков, никто из тварей не смог бы полюбить Аллаха! Однако Божественное известие устами носителей Заветов  собщило (нам), что Всевышний такой-то и такой-то, при чём внешне это сообщение вступило впротиворечие с доводами разума,и мы благодаря этим (свыше) определённым качествам полюбили Его. После того как он установил соотношения, утвердил причину и связь, вызывающие любовь, Он сказал "Нет ничего подобного ему"
 Так он установил причины вызывающие любовь, отвергнутые разумом и его доказательствами. Здесь кроется смысл (слов Аллаха ): "Я создал тварей. представился им, и они узнали Меня". Итак , Аллах может быть познан лишь благодаря тому, что он сообщил о Себе Сам, в частности о Своей любви к нам, Своей милости к нам, Своём сострадании к нам, своей жалости к нам, Своём сочуствии, т.е. - нисходя к нам, будучи ограниченным определениями, дабы мы могли представить Его - да возвысится Он - себе и водрузить Его пред взорами наших сердец в том направлении, в котором совершается молитва, а также в нашем воображении"
Цитата из Ибн Араби, мекканские откровения. А вот, собственно, сам взгляд:
Цитировать
Это Ибн аль- Араби, тот самый базовый текст Мекканских откровений , где излагается учение о любви и устремлении всего сущего к Аллаху.
 Можно сказать введение.
 В котором непосредственно и первым делом утверждается, что любовь и устремление к Аллаху основано на Откровении (Завете), вне- и контррациональны и образны ((основаны на образах) .
 
 Учение буддизма (первая проповедь Будды) изначально основаны на его личном опыте , рационально и над-рационально и не образно. Тоже относится и к философии адвайты.
 
 Т.о. причины различий уже в самой постановке вопроса. Первая истина буддизма, истина о страдании (базирующаяся на непосредственном опыте каждого человека), первая истина ислама - откровение о единственном и благом (милостивом, милосердном) Господе.
 Производная от него истина суфизма - о любви и всеобщем устремлении к Творцу.
 От этих исходных пунктов выстраивается и философия.
Насколько я понимаю, Ибн Араби просто говорил о том, что в опыте единения с Богом, в непосредственном опытном богопознании рассудочное знание неприменимо. Разум с помощью своих доводов не может вывести бытие Бога из бытия мира, иными словами нет никаких доказательств существования Бога и богопознание это вопрос лишь мистического опыта.
Слова о том, что "Бог такой-то и такой-то" - это о богопроявлении, которые, согласно философии Ибн Араби, есть тоже Бог.
Что касается языка, которым Ибн Араби выражал свои идеи - так ведь дискурс был такой (после Пелевина хочется добавить - и гламур). Исламская среда, что же тут попишешь. То, что этот дискурс и эта среда не являются сколько-нибудь определяющими, подтверждается тем, насколько легко и гибко суфии в большинстве своём к нему и к ней относятся.
 ...
 Повторюсь, что из того, с чем я столкнулся, следует что суфизм ближе всего к адвайте, имея при этом несколько более выраженный бхакти- и карма-уклон.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 19 РТУгбвР 2013, 21:31:06
Ветка об иерархичности христианства отделена сюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=11238.0).
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели (и различия в акцентах)
Отправлено: wayter от 18 ЮЪвпСап 2013, 12:20:57

Как мне представляется. между буддизмом и суфизмом существует явственное различие в акцентах, когда речь идет о страдании. Учение о страдании и метод избавления от него в основе буддизма ("Четыре благородные истины о страдании")

В суфизме же тема страдания и, что особенно важно,  его прекращения не играла такую большую роль. Частый мотив в суфизме - "принимать одинаково и милости и гнев возлюбленной", "искать боль", добровольно идти страданию навстречу.

Мне не приходит на ум ни одно определение суфизма, которое включало бы слово "страдание". Суфизм - это путь любви, преданности, постижения.

Еще раз хочу подчеркнуть, что речь идет о разнице акцентов, а не о сущностном различии между двумя учениями.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 18 ЮЪвпСап 2013, 13:00:45
Дело усугубляется тем, что в случае буддизма на феномене страдания строится вообще всё здание учения и сама Дхарма трактуется как путь избавления от корней страдания.

У меня возникает впечатление, что суфизм и буддизм - это два взгляда на одно и то же с разных сторон. И это ценно, поскольку картинка обретает объём.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: balda от 24 ЮЪвпСап 2013, 01:18:44
Дело усугубляется тем, что в случае буддизма на феномене страдания строится вообще всё здание учения и сама Дхарма трактуется как путь избавления от корней страдания.

У меня возникает впечатление, что суфизм и буддизм - это два взгляда на одно и то же с разных сторон. И это ценно, поскольку картинка обретает объём.


Простите, что встреваю в разговор (надеюсь, правила форума позволяют это сделать).
Не могли бы Вы объяснить начинающему, в чем по вашему "ценность" того, что Ваша "картинка обретает объём"?
Что это даёт?
Благодарю за ответ.

Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 24 ЮЪвпСап 2013, 06:25:38
Дело усугубляется тем, что в случае буддизма на феномене страдания строится вообще всё здание учения и сама Дхарма трактуется как путь избавления от корней страдания.

У меня возникает впечатление, что суфизм и буддизм - это два взгляда на одно и то же с разных сторон. И это ценно, поскольку картинка обретает объём.


Простите, что встреваю в разговор (надеюсь, правила форума позволяют это сделать).
Не могли бы Вы объяснить начинающему, в чем по вашему "ценность" того, что Ваша "картинка обретает объём"?
Что это даёт?
Благодарю за ответ.
Это как если долгую дорогу тебе объясняет либо один человек, либо сразу два совершенно разных (но одинаково толковых) человека.
Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: balda от 26 ЮЪвпСап 2013, 01:06:22

    Какой толк от того, что тебе объясняют дорогу, если ты стоишь на месте? один человек объяснил, два человека... дальше что? третий человек? один говорит: "иди туда, потом поверни", другой говорит: "тебе не правильно объяснили, я знаю лучше", а ты стоишь с картой в руках и спрашиваешь дорогу? по-моему, можно сколько угодно сидеть на диване и рассуждать о "долгой дороге", об объеме, о взглядах, о философии, но когда выходишь в Путь, то тебе приходится и пешком идти, и на лошади, и на лыжах, и прыгать вниз, и карабкаться вверх и это только то, что можно хоть как то описать словами ... а то, что происходит, совершенно на описание не похоже... и здесь нет объема, нет расстояния, нет причин и следствий, рассуждения здесь – как ручник, который ты забыл отпустить. Ты думаешь, что едешь на машине и жмешь на газ логических объяснений, а тебя все время несет куда-то на парусах и нет никаких координат, нет вокруг нет ни одного ориентира и все, что ты можешь сделать - это открыть глаза пошире и удивляться до слез, радоваться тому, что этот подарок достался тебе и смотреть вокруг в поисках глаз, отвечающих тебе...
 



Дело усугубляется тем, что в случае буддизма на феномене страдания строится вообще всё здание учения и сама Дхарма трактуется как путь избавления от корней страдания.

У меня возникает впечатление, что суфизм и буддизм - это два взгляда на одно и то же с разных сторон. И это ценно, поскольку картинка обретает объём.


Простите, что встреваю в разговор (надеюсь, правила форума позволяют это сделать).
Не могли бы Вы объяснить начинающему, в чем по вашему "ценность" того, что Ваша "картинка обретает объём"?
Что это даёт?
Благодарю за ответ.
Это как если долгую дорогу тебе объясняет либо один человек, либо сразу два совершенно разных (но одинаково толковых) человека.

Название: Re: Буддизм и суфизм. Параллели
Отправлено: plot от 26 ЮЪвпСап 2013, 07:36:59
Если стоишь на месте, то никакой, конечно. ) 
Название: Зикр и Махамудра
Отправлено: plot от 01 ЭЮпСап 2013, 01:00:53
Возможно, я излишне смел в выводах, но всё же дерзну утверждать, что в определённых своих аспектах практика суфийского зикра вплотную подходит к буддийской Махамудре, высшей буддийской практике. То, что это пересечение имеет место в моём личном опыте - не является, пожалуй, аргументом, поэтому прибегну к следующим доводам:

Вот описание практики Махамудры от Первого Панчен Ламы Лобсанга Чокьи Гьялцена (коренной текст Махамудры - "Основной путь Победоносных"):

Цитировать
Итак, согласно сказанному, расслабься, не допуская при этом блуждания [ума]. При появлении мыслей вглядись в их изначальную природу; они исчезают сами по себе, и возникает чистая пустотность. [Или] исследуй [ум] во время [его] пребывания [в покое; тогда] отчётливо увидишь неомрачённую лучезарную пустотность.

Практика Махамудры состоит в созерцании этой неомрачённой лучезарной пустотности.

Подготовительной практикой в Махамудре является гуру-йога, когда образ будды с его атрибутами - т.е. атрибутами неомрачённого сознания и т.д. - помещается в центр груди (например; есть небольшие нюансы в разных методах) и затем растворяется в теле, и человек как бы интегрирует, принимает в себя эти неомрачённые аспекты, соединяется с ними.

Теперь обратимся к зикру. Зикр есть, в одной из трактовок, растворение в Божественных Атрибутах (которые, учитывая исламский Таухид и безОбразность, по сути оказываются идентичны атрибутам неомрачённого сознания Будды). Образ, соответствующий атрибуту, помещается в сердце или в другую точку (зависит от ордена) и происходит сосредоточение и соединение с этим атрибутом. Это можно уподобить подготовительной стадии гуру-йоги в Махамудре.

Постепенно сам этот атрибут приобретает невоображаемые черты той самой неомрачённой лучезарной пустотности*, о которой идёт речь в Махамудре. В Махамудре практикующий, раз ощутив эту неомрачённую лучезарную пустотность, приступает к удерживанию внимания на ней, к удерживанию внимания на неомрачённой единой основе сознания, до полного исчезновения всех корней помрачений.

Суфий, практикуя зикр, постоянно памятует сначала о вышеупомянутом атрибуте, а потом - об источнике атрибута, когда получает соответствующий опыт. И так до полного угасания "яшности", куфра, что есть собственно хакикат, а именно - фана, угасание, а на санскрите - нирвана.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100