Духовная традиция и современность

Разное => Юмор => Тема начата: годидзе от 11 ЭЮпСап 2014, 20:13:36

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: годидзе от 11 ЭЮпСап 2014, 20:13:36
(http://yameee.files.wordpress.com/2014/11/cr.png)

Ангелы завязывают пасти четырем подземным крокодилам,
чтобы те не мешали спать Иоанну Богослову на острове Патмос.
Сер. XV в. Национальный музей каталонского искусства в Барселоне
Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: Dima2 от 11 ЭЮпСап 2014, 21:38:32

   Есть мнение, что такие иконы - это один из немногих способов передать тайные знания последователям, так как состояние Единства невозможно описать существующими языками. Думаю, что бы понимать эту работу необходимо иметь большой опыт духовной практики (полагаю, у меня этой практики нет))).


Вот небольшая статья, мне кажется по теме.


Практически все отцы-исихасты раннего христианства писали о том, что уподобление Богу – это стяжание Божественных энергий, проявляющихся в образе человека как нетварное сияние, свет. Эти знания являлись следствием их личного духовного опыта. И все они, как и великие христианские мистики последующих веков, утверждали, что «видение Божественного света носит познавательный характер». Следовательно, уже первые монахи-исихасты обладали мистически полученными знаниями об энергиях Божественных и о глубинной сущности процесса их воздействия на тварную природу человека, благодаря чему он и уподоблялся Христу.
   Известное сегодня духовное наследие исихастов свидетельствует, что они были не только смиренными молитвенниками и созерцателями внутреннего нетварного света, но и исследователями, так как пытались не просто рассказать о Божественных энергиях, но и проанализировать их законы. Однако, чтобы увиденное духовными очами адекватно выразить словами, исихастам явно не доставало существующих в то время словесных образов и понятий. Такое случается, когда человек сталкивается с новым, абсолютно непознанным явлением. Нечто подобное произошло с создателями квантовой физики. Приблизившись в своих поисках к границам трансцендентального, они не понимали, как описать открывшееся им с помощью известных понятий, более того, не понимали, как это познанное вообще можно адекватно выразить словами.
   Современная наука пришла к выводу, что наиболее полно (то есть без существенных потерь и искажений) информацию можно передать не аналитическими умозаключениями, а художественными средствами (через форму, цвет, материал объекта). Каждый, кто знаком с живописью, знает, что сюжет картины воспринимается практически сразу, без всяких логических построений, а вот описывать тот же сюжет словами нужно долго, да и не каждому дана такая способность. Поэтому исихасты, владеющие живописным мастерством (а по свидетельству специалистов, среди этих монахов всегда было много живописцев), пришли к выводу: адекватно передать преображённое состояние человека можно лишь художественными средствами – цветом, формами, линиями.
   В отличие от античного искусства, стремящегося к достоверному воспроизведению образа, то есть по сути дела блестяще «копировавшего» его «внешнюю оболочку», исихасты создавали искусство, которое изображало не красоту и не реальность образа, а его глубинную невидимую сущность – внешняя форма образа творилась ради невидимой.
   Исихастскому искусству, стремившемуся передать неведомую духовную реальность, стандартные художественные приёмы не подходили – ведь с их помощью невозможно было адекватно её изобразить. Поэтому, изу­чая в процессе мистической практики «прославленное» (пронизанное Божественными энергиями) состояние собственного тела, исихасты, подобно исследователям других наук, выработали символический язык.
   Сегодня символы – необходимая составляющая практически всех научных областей. Математику невозможно представить без математических символов; физические явления не понять без физических символов, чтобы описать химические взаимосвязи, требуются формулы и т. д. Символы – средство понимания той или иной науки, через них мы устанавливаем с ней связь. Недаром греческое συμβολη (συμβαλλω) буквально означает «связь», «соединение».
   Живопись исихазма – тоже наука, сравнимая с физикой или математикой, а живописцы-исихасты – те же исследователи, эту науку создавшие. Только в отличие от светских наук, помогающих нам адаптироваться в этом мире, живопись исихазма – это наука о мире горнем, где царствуют законы Святого Духа.


http://www.n-i-r.su/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=524 (http://www.n-i-r.su/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=524)


P.S. Крокодил - не очень шумное животное))
Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: Пророк от 11 ЭЮпСап 2014, 21:51:08
Икона вроде католическая, а исихазм это православная мистическая доктрина...
Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: Dima2 от 11 ЭЮпСап 2014, 22:24:41
Учитывая название темы, юмор очевиден)))
Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: годидзе от 11 ЭЮпСап 2014, 22:26:44
Икона вроде католическая, а исихазм это православная мистическая доктрина...

Раздел вроде "Юмор", а икона - это вам не шутки.

Кстати, когда первые отшельники на Бл. Востоке начали исихазм практиковать, до появления православных еще лет пятьсот оставалось.
Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: Liliya от 11 ЭЮпСап 2014, 22:38:00

Апостол Павел призывал верных: "Непрестанно молитесь..." (1Фес. 5:17;ср.Еф.6:18;Кол.1:3,9). Этот апостольский призыв лег в основу практики непрестанной молитвы. В православной аскетической литературе обычно выделяют три вида молитвы: словесную, мысленную и сердечную (иногда ее называют умно-сердечной). Словесная молитва творится языком, ум же не вникает в слова молитвы, а сердце остается холодным; мысленная — творится в уме, который вникает в слова молитвы, сочувствует им. Описание третьего вида или "образа" молитвы — собственно исихастской молитвы — приведем по Добротолюбию: "Третий образ (молитвы) воистину дивен есть и неудобоизъясним, и для тех, которые не знают его опытно, не только неудобопонятен, но кажется даже невероятным... Ум (быть в сердце — отличительная черта сего третьего образа молитвы) да хранит сердце в то время, когда молится, и внутрь его да вращается неотходно, и оттуда, из глубины сердца да воссылает молитвы к Богу".
Постоянная, чистая умно-сердечная молитва приводит к тому, что молитва становится "самодвижной". Монах-подвижник может выполнять свои повседневные дела, заниматься ручным трудом, читать духовные книги, ходить на богослужения, но при этом молитва его не прерывается: "...Сидишь ли, или ходишь, ешь или пьешь, или другое что делаешь, даже в глубоком сне молитвенные благоухания будут восходить из сердца без труда; если и умолкнет она во сне, но внутрь тайно всегда священно-действоваться будет, не прерываясь".http://www.portal-slovo.ru/art/35904.php


Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: Gennady74 от 11 ЭЮпСап 2014, 23:04:44
На иконе скорее всего изображено следующее - ангелы завязывают пасти крокодилам, чтобы те, не съели Иоанна, пока он находится в "самадхи"
Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: Пророк от 11 ЭЮпСап 2014, 23:33:03
Цитировать
Кстати, когда первые отшельники на Бл. Востоке начали исихазм практиковать, до появления православных еще лет пятьсот оставалось.


Что значит до появления православных? Православное христианство это изначальное христианство непосредственных учеников Христа. Только не надо путать с православным христианством на Руси и РПЦ...они если так сказать немного отклонились от основной линии.))
Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: Пророк от 11 ЭЮпСап 2014, 23:37:07
Кстати остров Патмос он же в Греции...а что в Греции водятся крокодилы?
Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: L'Étranger от 12 ЭЮпСап 2014, 02:14:09
"Если у человека нет чувства юмора, то у него по крайней мере должно быть чувство, что у него нет чувства юмора."

Станислав Ежи Лец

Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: Тихон от 12 ЭЮпСап 2014, 11:12:03
Раздел вроде "Юмор", а икона - это вам не шутки.


Значит, эта картина - не икона. И потому над ней пошутить можно. И даже более - пошутить полезно.

(но некоторые комментарии к теме вместо шуток почему-то начинают цитировать патетические тексты, или такое цитирование - это тоже форма шутки?)

Вот интересно - а кто такие эти четыре крокодила? Сдаётся мне, что один из них - это как раз тот, который обожает зубоскалить.
Название: Re: Об истоках священнобезмолвствования в исихазме
Отправлено: Dima2 от 14 ЭЮпСап 2014, 01:21:09
Юмор
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%DE%EC%EE%F0

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100