Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: kopernick от 11 ШоЫп 2004, 00:08:15

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Благородный человек Данте
Отправлено: kopernick от 11 ШоЫп 2004, 00:08:15
"Утверждая, что благородная душа нисходит в человеческую душу, чтобы направлять всю совокупность ее сил или действия, Данте, таким образом, выходит за все дозволенные границы: благородный человек поистине становится замным заместителем Всеединого. Он не просто вписан в порядок вселенной, но сам этот порядок заложен в благородном человеке. Он является сошедшим на Землю nexus mundi, или, по другой метафоре, горизонтом Неба и Земли. "Влияние" оказывается уже не на него, но в нем и через него...

Сделав из души благородного человека благородную душу, нисшедшую к нему, Данте выступил учеником Альберта Великого: он определил тип космического человека, который своим интеллектом "есть некоторым образом все вещи", который восходит к "образу субстанциональной реальности мира" и сам является "микрокосмом", содержащим в своем мышлении "универсальность бытия". Иными словами, сказанное Данте не было чем-то совершенно новым, но не было и "аверроизмом", как об этом часто пишут. Мы имеем дело с настоящей программой метафизики, с программой "возвращения" (fil-ma'ad), ранее сформулированной Авиценной...

Благородный человек Данте - это суфий. Существует ли такой человек? Ответ положительный, поскольку иначе не было бы философов и философии, а без философии мир не мог бы существовать. Однако не следует забывать об уровнях священства и обожения. Совершенный человек, то есть совершенное зеркало, способное дать совершенный образ "Формы всего", если не реален то, по крайней мере, возможен. Данте очерчивает его профиль, парафразируя (без ссылок) отрывок из трактата Альберта Великого О сне и бодрствовании. Речь идет о гипотезе, придающей, однако, смысл всему существованию. Предположив, что все добродетели участвующие в формировании человека, - комплекция, порождающая сила влияние звезд - соединяются в своем максимальном проявлении, появляется возможность существования совершенно благородного человека или второго Бога, ставшего человеком".

Ален де Либера. Средневековое мышление.

(курсивы автора, выделение мое).
Название: Re: Благородный человек Данте
Отправлено: Вадим от 11 ШоЫп 2004, 16:45:09
Цитата: "kopernick"
"Утверждая, что благородная душа нисходит в человеческую душу, чтобы направлять всю совокупность ее сил или действия, Данте, таким образом, выходит за все дозволенные границы: благородный человек поистине становится замным заместителем Всеединого. Он не просто вписан в порядок вселенной, но сам этот порядок заложен в благородном человеке. Он является сошедшим на Землю nexus mundi, или, по другой метафоре, горизонтом Неба и Земли. "Влияние" оказывается уже не на него, но в нем и через него...

Да, кстати, вам как востоковеду, это ничего не напоминает из Конфуция - "благородный муж, соединивший в себе самом Небо и Землю" ... и всё такое?
Название: Re: Благородный человек Данте
Отправлено: kopernick от 12 ШоЫп 2004, 00:58:49
Цитата: "Вадим"
 Да, кстати, вам как востоковеду, это ничего не напоминает из Конфуция - "благородный муж, соединивший в себе самом Небо и Землю" ... и всё такое?


Я не знаток Конфуция, поэтому не обратил внимания. А приведенная Вами цитата интересна в этом контексте. Спасибо!
Название: в тему
Отправлено: kopernick от 12 ШоЫп 2004, 16:53:19
"Прижизненную славу Санайи принесли несколько небольших поэм («Книга любви», «Книга разума» и др.) и лирические стихотворения, включая четверостишия, написанные под влиянием Омара Хайяма, составившие его поэтический сборник («Диван»). Одна из его малых поэм - «Странствие рабов Божиих к месту возврата» - является как бы прообразом «Божественной комедии» Данте. На это удивительное сходство поэм Санайи и Данте впервые обратил внимание Евгений Бертельс, а затем, почти двадцать лет спустя, знаменитый кембриджский востоковед Р.Николсон. Николсон высказал осторожную мысль о том, что это сходство не случайно и что в нем «есть любопытные детали, указывающие на общий источник и подтверждающие преобладающее теперь мнение, что Данте какими-то средствами и какими-то путями широко воспользовался материалами, сохраненными в мусульманском предании и традициях». Однако тексты Санайи до настоящего времени недоступны европейским популяризаторам, и потрясающее совпадение его «Странствия» с написанной через сто шестьдесят лет после его смерти «Божественной комедией» Данте пока еще не стало популярным литературоведческим детективным сюжетом, оставаясь ученой загадкой лишь для узкого круга специалистов".

http://www.sufism.ru/orden/sufi.htm

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100