Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: wayter от 21 РТУгбвР 2002, 05:00:03

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Принцип единобытия. (Ключевые темы. 1)
Отправлено: wayter от 21 РТУгбвР 2002, 05:00:03
Принцип единобытия говорит о том, что существует только одна подлинная Реальность.

 Монотеизм, вера в единого Бога, является одним из приложений этого принципа.

<Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня> (Коран, 21:25). Нет сущего, кроме Единого. Одно из ключевых понятий ислама - таухид  . Это и единобожие, и единение с Богом, и принцип единства бытия. В суфизме эту концепцию наиболее плодотворно  разрабатывал <великий шейх> Мухиаддин аль-Араби, и она известна под названием вахдат аль-вуджуд (единство и единственность бытия).

На принципиальное единство мира указывали уже первые греческие философы Фалес и Анаксимандр. Одним из самых ярких представителей мистики Единства было Плотин, для которого "Единое, принцип всех вещей, совершенно просто".

В России наиболее известным представителем философии "всеединства" был В.С.Соловьев.

* * *

В мистической традиции Единобытие сравнивается с океаном, а индивидуальное существование человека - с каплей. Хотя с точки  зрения капли она существует отдельно, но по сути все кругом - и капля, и океан - состоит из единой и неделимой субстанции, воды.  Цель духовного постижения - смотреть на себя и мир не глазамами капли, а глазами океана, и видеть во всем - Одно.
Название: Принцип единобытия. (Ключевые темы. 1)
Отправлено: Голос от 22 РТУгбвР 2002, 11:24:17
На мой взгляд, здесь требуется уточнение.
* * *
Если речь об объективной реальности как единственной, включая психические процессы в человеке - то я безусловно согласен.
* * *
Если же речь о том, что все вокруг "суета сует", а истина "где-то рядом" (в том, чтобы эту суету и тлен игнорировать как "неподлинную") - то это вызывает возражения...
Название: Единобытие и сознание человека. Ключевые темы. 1.2
Отправлено: wayter от 25 РТУгбвР 2002, 22:14:49
1.2


"Единобытие" означает, что мир по своей сути един, хотя это единство не всегда очевидно.

"Символ веры" ислама "нет божества, кроме Бога" (иными словами, нет ничего реального, кроме Реальности, которая едина и неделима) можно истолковать как выражение принципа Единобытия.

Единобытие - единственный постулат, на котором базируется все наше мировоззрение. Хотя доказать научно существование Единобытия представляется затруднительным, многие факты говорят в пользу этой концепции. Например, универсальность физических законов это косвенное подтверждение Единобытия. (Об этом есть в "Золотом веке").

Наиболее простым и доступным человеку образом Единобытие открывает Себя в самом сознании человека. Сознание едино и неделимо, а все воспринимаемые нами объекты находятся в сознании и вторичны по отношению к нему. То есть речь идет о множественном мире объектов, содержащихся в единстве сознания.

Итак, наиболее полной метафорой Единобытия (или Абсолюта) является человеческое сознание.

Согласно учению вахдат ал-вуджуд, самым полным выражением Абсолюта (в котором Абсолют познает самого себя) является совершенный человек (ал инсан ал-камил).


http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=3017&t=2991
Название: Макромир и микромир (Ключевые темы. 1.2.1)
Отправлено: wayter от 25 РТУгбвР 2002, 22:35:56
В Библии говорится, что человек сотворен по образу и подобию Божию.

Св. Василий Великий* пишет: "Вообще же точное наблюдение себя самого дает тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя".

Агриппа Неттесгеймский** в "Сокровенной философии" пишет, что "человек, как совершенное подобие божие, является прекраснейшим из всех Божиих творений, поэтому он есть микрокосм и заключает в себе все числа, меры, весы, движения и элементы. На этом основании древние обозначали числа пальцами, а во всех частях тела человека находили все числа, меры, пропорции и гармонии. Руководясь пропорциями человеческого тела, они строили все храмы, дома, театры, даже корабли, машины и другие всякого рода искусственые сооружения, а также и все их части. Так, Ной был научен Богом построить ковчег согласно мере человеческого тела. По этой причине мир называется "великим миром", "макрокосмом", а человек - "малым миром", "микрокосмом".

------
*св. Василий Великий (ок.329-379) - один из Учителей церкви.
**Агриппа Неттесгеймский (1486-1535) - немецкий философ и мистик.


* * *

Третий Адам


В каббалистической традиции есть понятие "первочеловек", Адам Кадмон, это первозданный человеческий архетип, возникший в процессе сотворения космоса.

Адам, первый человек, был сотворен из глины, с земными устремлениями, но по образу и подобию этого первочеловека.

Христиане считают Иисуса Вторым Адамом, в противоположность ветхому Адаму, - хотя он в человеческом теле, но есть Образ Божий, проявленность Духа в материальной сфере. В каком-то смысле любой совершенный человек (инсан-и камил) - это Второй Адам, то есть относительно полное и совершенное выражение вечного архетипа (Адама Кадмона), но ограниченное пребыванием в материальном мире.

Возможно, что появится еще и Третий Адам. Это будет виртуальное коллективное, или соборное, сознание, наиболее полно отражающее первозданный архетип, Реальность, но не ограниченное ни косностью материального мира, ни рамками отдельного сознания.
Название: Бог и Абсолют (Ключевые темы 1.3)
Отправлено: wayter от 25 РТУгбвР 2002, 23:00:24
"Нет божества, кроме Бога". Нет ничего реального, кроме Реальности. Речь идет об абсолютном бытии, являющемся основой всего сущего. (Замечу, что Единобытие - эмпирический факт, не фантазии темных средневековых людей).

Что касается Бога как личности - то здесь начинаются сложности. В Коране Бог часто предстает как личность - он гневается, приказывает, обещает. С другой стороны, утверждается, что Он несравним, сущность Бога нельзя познать, "нельзя придавать Ему сотоварищей" - то есть приписывать какие-то качества, поскольку Он превыше любых наших описаний.

Для суфизма характерен поиск Бога, или Реальности, внутри.

Вы, взыскующие Бога средь небесной синевы,
Поиски оставьте эти. Вы есть Он, а Он есть Вы.
(Руми)

Поскольку в этом поиске участвует наша личность, то и Бог обретает личностный характер. То есть Бог - Абсолют, являющий себя в личности человека. Когда великий суфийский наставник Мансур ал-Халладж провозгласил "Я есть Истина" - то есть Бог - это утверждение носило, в определенном смысле, практический характер. Халладж просто отмечает, что в конце поиска от его личности ничего не осталось, есть только Реальность, Абсолютное бытие. (Увы, ортодоксы-фанатики истолковали это как кощунство и казнили его).

Как говорят суфии, "вода принимает окраску сосуда". Абсолют становится Богом в личности человека, и каждая личность ограничивает и искажает Реальность по-своему. Непосредственно воспринимает Бога лишь тот, кто ушел из под власти нафса (приказывающего Я в суфийской терминологии).


http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=285&t=40
Название: Принцип единобытия. (Ключевые темы. 1)
Отправлено: Алим от 26 РТУгбвР 2002, 18:19:15
Биссимиллахи Рахмани Рахим
От имени Всевышнего Господа , дачтобы каждый удостоилься Его милости Начинаю. . .
Нет ничего из того , что свершиться и не свершиться или могло бы свершиться  , что не было бы познано  человеком , коково оно ЕСТЬ. , КРОМЕ ж того , ПРЕСЛАВНОГО ТВОРЦА , К ПОЗНАНИЮ КОТОРОГО ПУТИ НЕТ!!!!
Кроме него все познано , ибо познающим всевышнего ты станеш тогда , когда ПЕРЕСТАНЕШ ПОЗНАВАТЬ.

Позноваемое словно выгравированное , а познающий , как ГРАВЕР , и если на данном материале нельзя себе представить граверевки , никакой гравер не станет на нем ГРАВИРОВАТЬ._______то есть познавать. Разве нам не ясно что из воска легче сделать различные формы согласно нашему воображению , а из камня трудно то же самое проделать чем из воска.     Из воска можно сделать печати а из камня совершенно нет. . .
Все познанное как воск доступно нашему воображению , а дела Творца то же могут поддаться нашему воображению но не сам Творец!!!
Взирай на себя на Творца не взирай . СМОТРИ НА СОЗДАННОЕ И ПОЗНАЙ СОЗДАЮЩЕГО,.
Помышляй о свойствах и дарах Творца , а о самом Творце не размышляй , ибо сильнее с пути сбиваеться  тот ,  кто ишет ПУТИ ТАМ , ГДЕ ЕГО НЕТ!!!
Пророк сказал __размышляйте о свойствах АЛЛАХА , НО НЕ ПОМЫШЛЯЙТЕ О сущности его!
И если бы наш создатель не дал своим рабам устами господина шариата дерзновение познать путь к себе ,
ни у кого не хватило бы смелости сказать хоть слово о познании пути ко Всевышнему , ибо каким бы именем ты ни назвал Господа, какое бы свойство к нему ни приложил , знай , что это имя и свойства проистекает от твоей слабости и беспомошности , не от божественности и господства , ибо Аллаха ты никогда не сможещь восхвалить то есть придать свойства , достойным образом , как же ты СМОЖЕШЬ ПОЗНАТЬ ЕГО ТОГДА!?
Если ты хочеш истинного ЕДИНОБОЖЬЯ , знай что все что для тебя невозможно , в Господе Истинно!Как например Единство! Ибо кто понял единое __по сушеству,.  ОСВОБОДИЛЬСЯ ОТ САМОГО МНОГОБОЖИЯ.

 Продольжение следует
Название: Принцип единобытия. (Ключевые темы. 1)
Отправлено: Дарума от 28 РТУгбвР 2002, 16:32:06
Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
           Притчи 3,6.
Название: Единство
Отправлено: Тучка от 30 РТУгбвР 2002, 04:29:04
Я много думала о Единстве и Единственности. Мне очень близка тема сокрытия Бога в узорах, как это принято в украшениях различных исламских построек, неявственности, непознаваемости и единства Бога. Мне нравится, что не нужно ничего придумывать, верить  картинкам или словсным описаниям, и что нужно не оставлять никакого простора для воображения и измышлений на этот счет.
    Если подумать, то ничего кроме Бога вокруг нет, даже когда о Нем ничто как бы не говорит явно, о Его любви и расположении: Он все равно только любит и дает, и Его природа - дарить.
    Мне тяжелы поэтому рассуждения о  его формах или типа там аватарах и прочем. Или картинки, изображающие Его во всеможеноных видах, потому что это уже ограничения, потому что нельзя изображать такое Существо, потому что и слов-то о Нем правильных нет, а вдруг нарисовать или там слепить. Словам верить не хочется. А ощутить Божественное присутствие как реальность, мне кажется, что это так возвышенно, что это такой дар, что не будет этого иногда.
     А иногда мне кажется, что в любом тихом веянии Его дыхание, и в хрупкой и дымной красоте начала осени - его сожаление об ушедшем лете, и что ничего нет, кроме безграничной любви и нежности, и что источником этой красоты, и нежности, и сожаления может быть только Бог.
     А потом я снова слышу только свою бесконечную внутреннюю говорильню, и Бог и единство и любовь - все вдруг пропадает.
    Мне понравилось молчать.
Название: Принцип единобытия. (Ключевые темы. 1)
Отправлено: Дарума от 30 РТУгбвР 2002, 16:10:35
Тучке грустно, а потому хорошо.
Помнишь анекдот про Лао-Цзы? Это когда он со своим другом любил смотреть на заход солнца. И вот однажды этот друг привел еще одного корешка.
- Хочет, - говорит. - С нами на солнышко смотреть.
Пошли втроем. Сели на высоком обрыве. Красиво - жуть. Красный шарик закатывается. Ну новый корешок и говорит:
- Как восхитительно!
Остались потом Лао-Цзы с другом вдвоем, старый и говорит:
- Ты, брат, не приводи сюда больше этого типа. Болтает слишком много.

***

А я вот наоборот сильно любил играть в компьютерные игры. А мне говорят: "Вернись в реальность!" А как им обьяснить, что я никуда из нее и не уходил :) А ведь вроде бы с Лао-Цзом не ссорился никогда.
Название: tawhyd
Отправлено: murd от 10 бХЭвпСап 2002, 08:02:33
:D

Привожу отрывок из статьи Гейдара Джемаля "Ислам и Правая ". Кажется ,это тоже в тему(:

в чем нон-конформизм Ислама? Проще всего было бы ответить - "в солидарности с Богом!" Но что для современного западного воспри- ятия в этом слове? Абсолютизированная проэкция той же адамической соборности, коллективного соллипсиз- ма. Для правого европейца, вставшего на дистанцию от Христианства, Бог - это почти синоним гиперкон- формизма, общий знаменатель "ценностей", установ- ленных консенсусом. Между тем, Ислам есть именно безграничный протест против редукции "Бога" к кон- сенсусу! Ислам как никакая другая традиция, настаивает на чистой ноуменальности Аллаха, пребывающего в фокусе очень своеобразного духовного внимания. Мы определим этот род внимания как метафизический эксклюзивизм, путь, зеркально противолежащий богословской апофатике, т.е. отрицательному "определению" Бога. Апофатика указывает на обусловленность Абсолюта, говорит о нем - "не это, не это". Тем самым речь идет о положительном преодоленый, из которого уст- раняются все мыслимые ограничения. Метафизический эксклюзивизм, напротив, видит Самого Бога, как аkтивного устранителя всего, что не есть Он. "Не придавайте Богу сотоварищей", "нет бога кроме Бога" - это отрицания, направленные не против ограничиваю- щих качеств, ложно приписываемых Абсолюту, это - отрицание Богом не-бога, других вещей, при том, что его последняя истинная тайна имеет своим содержани- ем именно эту реализацию активного одиночества, ди- намику исключения и нетожества, с м е р т ь всего, что не Он... Предшествующие традиции рассматривали Бога как Принцип всего возможного, как то, за счет чего существуют конечные вещи. Исламский экзотеризм
также стоит на позициях креационизма, однако подчеркивая, что Аллах - единственный подлинный дея- тель без опосредующих инстанций, без causa secunda .. Внутренне же исламская метафизика ставит акцент не на том, что Бог создал вещи, а на том, что Он их завершает, упраздняет, отменяет. "В него возвращение" - формула последнего эсхотологического откровения, с точки зрения которого Абсолют - не начало, а прежде всего К о н е ц.Таким образом аб- солютный Конец, абсолютное Отрицание и есть подлин- ный деятель, трансцендентное измерение чистой ак- тивности. Иначе говоря, в метафизическом супра-персонализме Ислама смерть и истинная лич- ность совершенно тождественны. Это, к стати, и есть единственно возможный аутентичный супра-персона- лизм, поскольку любой другой сводится на самом деле к культу непреодоленного объекта. Так вот в чем, оказывается, нон-конформизм Ислама: свобода от вся- кого "величия", которое упраздняемо, свобода от всего, что можно повергнуть и разбить, свобода, на- конец, от богов, для которых возможны сумерки. Если солнце в принципе, по энтропической обреченности всякого излучения, способно погаснуть, мусульманин будет молиться Ночи. Это определяется безграничной волей к лучшему,б е з г р а н и ч н о й жаждой же- личия, которая может выразить себя только нена- вистью к идолам. Ненавистью в первую очередь к главному из них - к собственному архетипу, спроэци- рованному во множественность, претендующему на то, чтобы быть мерой вещей. Ибо "т а г у т" - идол идо- лов, абсолютное зло интеллектуальной этики Ислама - есть ничто иное, как самообожествленное человечест- во, матрица, возомнившая себя способной к партено- генезу!
Название: Принцип единобытия
Отправлено: Valentinas от 05 ФХЪРСап 2002, 12:19:57
Господа,

 откуда столь велико желание поддержать свое видение авторитетными цитатами а не собственным опытом.

Указаний на "единобытие" действительно достаточно.
Если это признаем, значит обязаны действовать, а не играть словами доказывающими только интеллектуальную готовность.

Высше упомянутые указания на единобытие современным языком можем выразить: одна точка есть все точки. Это суть парадоксальных заявлений всех учений, конечно с точки зрения интеллектуального знания.

Успенский пытался решить этот парадокс привлекая "четвертое измерение". Похоже он избрал правитьный ход, но сильно опередил время. О процессе осознания наука в те времена не могла сказать почти ничего.

Сегодня знания о сложных системах обнаруживает закон: подсистема не может полностью познать систему, частью которой она является. Причина в недостаточной структурной сложности подсистемы для адекватного отражения системы.

Если допустить, что сознание развивается (развитие его алгоритмической компоненты - очевидно), можем говорить о личной эволюции осознания и с ним связанном росте "отражательной способности". Отражениее, реконструкция Реальности происходит в том, что названо пространством.

От сюда возникает неожиданный ракурс взгляда на пространство. Пространство оказывается тем в чем отражаем чувственную и иную поступающую информацию. И не как попало, не хаотично, а по определенным законам: это доказывает наша способность ей пользоваться. Напрашивается вывод, что простанство, по сути, является законом или методом развертки и фиксации поступающего потока информации.

Те, кто имеют опыт восприятия и "иных" пространствах, подтвердят, что развертка информации в этих случаях происходит по другим алгоритмам. А перевод между алгоритмами опирается только на ассоциативных связях. От сюда и охание после переживания иного осознания. Но иное - не обязательно более сложное, а за одно более адекватное.

Получается, что пространство ни объективно, ни субъективно, оно всего общепринятая, или намеренно выученная модель развертки информации. От сюда и уровень адекватности отражения Реальности. Видимость мира - всегда упрощенная модель реальности.

Интересно то, что принципиальное усложнение модели дает только то, что мы называем увеличением размерности пространства.
Таким образом решается основной парадокс заявляемый всеми учениями: одна точка есть все точки. И это цель Путей к Знанию.

Люди пережившие скачет сложности осознания (великая пустота, диалог с Богом....), если отбросить эмоциональную компоненту, подтверждают такую точку зрения.

Так приходим к всеобщности без единого неопределенного слова, без веры, без бородатого старика и без романтики.  

С уважением
Валентинас

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100