Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Суфизм => Тема начата: wayter от 04 бХЭвпСап 2004, 22:57:08

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: wayter от 04 бХЭвпСап 2004, 22:57:08
Отрывки из статьи, которая будет опубликована в следующем номере печатного журнала "Суфий". Материал в процессе редактирования.

* * * * * * * * *

Вопрос о зле является философской и религиозной проблемой, ставящей людей в тупик еще с древнейших времен. Суть проблемы заключается в том, что существование зла в этом мире противоречит религиозным представлениям человечества о Всемогущем, Всеведущем и Совершенном Боге. Факт существования зла кажется несовместимым с верой в существование Бога, исполненного свойствами Всемогущества, Всеведения и Доброты.

Атеисты всегда требовали от теистов дать объяснение, как вера во Всезнающего, Всемогущего и Совершенного в Доброте Бога согласуется с наличием в мире зла. Иначе пришлось бы либо заключить, что сами религиозные верования являются ошибочными, либо пересмотреть понимание божественных атрибутов Всемогущества, Всеведения и Доброты. Другими словами, факт наличия зла в этом мире рассматривается или как свидетельство отсутствия самого Бога, или как показатель несовершенства Его Знания, Власти и Доброты.
Греческий философ Эпикур в третьем веке до нашей эры так сформулировал суть проблемы:


Бог желает не допустить зло,
Но не способен на это?
Значит, Он немощен?
Или Он может, но не хочет?
Значит, Он недоброжелателен?
А если Он и может, и хочет,
Тогда откуда есть зло?

* * *

В этой статье сделана попытка представить видение зла известным суфийским мастером и поэтом Джалалуддином Руми (604–672/1207–1273). Точка зрения Руми примиряет очевидные логические противоречия, упомянутые выше. Следуя исламской идее о том, что все вещи исходят из Бога и все вещи к нему вернутся (Коран 21:93), Руми утверждает, что зло есть творение Бога, которому Он позволяет с определенной целью присутствовать в этом мире и в человеке. Вразрез с мнением, что существование зла является показателем изъяна в совершенности Бога, Руми говорит, что наличие зла показывает полноту безграничной Божественной Власти, Знания и Доброты. В данной статье приведены выборки из двух основных работ Руми, Маснави и Фихи ма фихи призванные помочь обозначить его видение зла.

* * *

На основании хадиса ‘Моя Милость превышает мой Гнев’, Руми утверждает, что Добрые Имена имеют онтологическое превосходство над Суровыми Именами. Для Руми это значит: первое, что Суровые Имена противодействуют Добрым Именам, чтобы возвысить Божественную Милость, и второе – Божественная Милость, в конечном счете, гасит Божественный Гнев.

* * *

В Маснави Руми пишет: «Гнев и Милость были соединены браком; из этих двух двойственным был рожден этот мир добра и зла» (там же, II 2680).



Как любое явление, добро не может быть распознано, если не существует его противоположности – зла.



Ты не узнаешь зло, пока ты не узнал добро:
(Только) из противного можно распознать (другое) противное, о(зпт) юноша!
(там же, IV 1345)



Таким образом, зло, как контрастное проявление добра, помогает человеку узнать само добро и, следовательно, более полно понять его внутреннюю природу. В этом смысле, зло неявно служит делу постижения добра.



В отличие от атеистического суждения, что зло демонстрирует недостаток в совершенности Бога, Руми считает существование зла подтверждением истинного Божьего величия. В Маснави Руми уподобляет Бога искусному художнику, который являет Свою безграничную творческую силу как в прекрасных, так и в безобразных картинах:



И если вы говорите, что зло также идет от Него (и это правда),
То как тогда это может быть изъяном в Его Великолепии?
Он дарует это зло, и здесь тоже Его совершенство…
Оба вида картин (красивые картины и картины, лишенные красоты),
Являются свидетельством Его мастерства.
Те, что безобразны, не есть свидетельства Его уродства,
Они – свидетельства его щедрости,
Имеющей целью показать все совершенство Его умения,
(чтобы) отвергающий Его мастерство мог устыдиться.
(там же, II 2535–43)

* * *

В понимании Руми, в сотворенном Богом мире не существует абсолютного добра или зла. Все в мироздании – и добро, и зло – принимает участие в божественном Желании проявить Спрятанное Сокровище. Однако, в абсолюте и в беспредельности Бытия Бога, вся напряженность и вся борьба, связанная с противостоянием между явлениями, трансцендентно переходит в неподвижность. Бог есть Абсолютное Единство, полное совпадение противоположностей (jam’-i addad) (А. Шиммель 1978, стр. 231). Не имеющий своей противоположности или контраста, чтобы проявить Себя, Он единственный стоит над всеми противоположностями.

* * *

Тем не менее, противостоящие друг другу аспекты мироздания, которые возникают из поразительного взаимодействия между контрастирующими Божественными атрибутами Милости и Гнева, Красоты (jamal) и Величия (jalal), естественно, запутывают и ставят человека в тупик. У Руми примирение противоборствующих аспектов Божественного не может быть достигнуто через рассудок или путем умозаключений. Ибо, не важно, как долго Разум «постоянно, день и ночь, неутомим в своих метаниях, он не может разрешить проблему.

Бог непостижим: «Если бы человек смог познать Бога, это был бы в действительности не Бог» (там же, стр. 48). Надежду на более высокое и чистое видение, которое (помогло бы) примирить противоположные аспекты божественных Атрибутов Действия, можно искать только тогда, когда человек приближается к Богу.

Только когда человек «ускользнет из этого мира явлений» и найдет прибежище в Боге, в полном повиновении (islam) и в любовной преданности (mahabba) Ему, он получит способность быть свидетелем (shahid) божественного Единства, скрытого за всей множественностью созданных форм.



Автор - Зайлан Морис.

Опубликовано в журнале Sufi (c)
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: real от 05 бХЭвпСап 2004, 00:05:27
Конечно, это так.

Когда нет зла(проблем) человек останавливается в своем развитии, это может его увести на ту дорогу, которая ведет в пропасть .Порой люди из благополучной среды, ищут острых ощущений искуственным путем - наркотики и прочее, не хочется даже перечислять, что ведет ко злу. Человек, который имеет естесвенные "острые ощущения" от проблем ищет выход, развивается в каком то смысле, не имеет возможности расслабиться и жиреть, в конечном счете, находит решение, успокаивается и радуется спокойствию, он может радоваться спокойствию. А человека, который не знал проблем спокойствие не радует, он ищет искуственные раздражители, порой не может найти применение своим возможностям.
имхо.
Название: Все едино - это не для всех...
Отправлено: моська от 05 бХЭвпСап 2004, 01:43:48
Цитировать
Все хорошо для Бога, но не для нас. Блуд и целомудрие, молитва и ее забвение, неверие и ислам, идолопоклонство и единобожие - все это, соотнесенное с Богом,- добро. Однако в соотнесенности с нами блуд, воровство, неверие и идолопоклонство - зло, утверждение Единства, молитва и благодеяния - добро. Соотнесенное с Богом, все это - добро.
К примеру, царя окружают узилища, виселицы, почетные мантии, богатства, поместья, свита, банкеты, радость, барабанный бой и развевающиеся знамена. Для царя все это - благо. Как почетные одеяния, так и виселицы, казни и тюрьмы составляют совершенство его царства. Для него все совершенство. Однако его подданные сочтут ли виселицы тем же, что и почетную одежду? (Ф, 31/42-43).


Часто человек забывается и ставит себя на место бога, а потом начинает утверждать, что между добром и злом нет принципиальной разницы. Для бога - нет, для нас - есть.
Название: Re: Все едино - это не для всех...
Отправлено: мухомор от 05 бХЭвпСап 2004, 07:57:39
Цитата: "моська"

К примеру, царя окружают узилища, виселицы, почетные мантии, богатства, поместья, свита, банкеты, радость, барабанный бой и развевающиеся знамена. Для царя все это - благо. Как почетные одеяния, так и виселицы, казни и тюрьмы составляют совершенство его царства. Для него все совершенство.


Даже не знаю, какую рожицу в ответ на это нарисовать, то ли  :shock:, то ли :lol:
Я думаю, что этот царь не должен считать себя находящимся в безопасности. Он дождется, что его укокошат.
Все эти объяснения (в начале темы) крайне неубедительны. На мой взгляд, стройное и непротиворечивое объяснение проблемы зла нашли только гностики. Они же искали способ поквитаться с творцом.
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: Луна от 06 бХЭвпСап 2004, 09:09:21
А мне хотелось бы высказать свое мнение...
Как-то я задумалась, что первичней в человеке Добро или Зло... Человек сам есть зло и добро.
Мы сами формируем в своем уме эти понятия. Согласна нет абсолютного зла и абсолютного добра. Каждое понятие можно перейти в другое. Середина...вот, что важно. Все взаимосвязанно.  Внутренний мир человека=внешнему миру. И от самоно индивида зависит, что вокруг себя он видит. Мы сами создаем формы. Как бы правильно сказать...мы все сами...
Название: Айкидо
Отправлено: Дарума от 07 бХЭвпСап 2004, 15:09:56
Насколько ты открыт для Бога? Насколько Бог открыт для тебя? Сможешь ли выдержать то, что называешь правдой или истиной?
Есть ли цель у всего что происходило, происходит и будет происходить? Смог бы ты с ней согласиться, если она есть?
Здесь и "Зло" и "Добро"...
Название: Re: Айкидо
Отправлено: real от 07 бХЭвпСап 2004, 16:40:49
Цитата: "Дарума"
Сможешь ли выдержать то, что называешь правдой или истиной?"

Однажды в сильный дождь, в избушку, стоявшей по среди леса, кто-то постучал. Старуха открыла дверь. На пороге стоял озябший и промокший юноша. Старуха пустила его, дала сухую одежду, посадила к огню, напоила чаем. Через несколько часов юноша чувтвовал себя уже очень хорошо, и старуха решила с ним поговорить , подошла к нему. Юноша взглянул на старуху, поморщился и говорит:"Фу, старуха, какая же ты старая и уродливая!"
Старуха возмутилась:"Да как ты смеешь так говорит! Кто ты такой?"
Юноша гордо ответил: "Я - Правда". Тогда старуха взяла и выгнала его из избы. Правда правде рознь .
Название: правда и ложь
Отправлено: мотылек от 11 бХЭвпСап 2004, 22:59:24
Цитировать
Юноша взглянул на старуху, поморщился и говорит:"Фу, старуха, какая же ты старая и уродливая!"
Старуха возмутилась:"Да как ты смеешь так говорит! Кто ты такой?"
Юноша гордо ответил: "Я - Правда". Тогда старуха взяла и выгнала его из избы. Правда правде рознь .

Правда не может быть рознью правде... Она одна.
А старуха правильно погнала юношу, ибо он не есть Правда. А если и правда, то такая поверхностная, что граничит с ложью...
Старухи не менее прекрасны, нежели юные девушки, а не видят этого большиство людей лишь в силу ограничения восприятия, нанесенного культурой в котором они росли... Чтобы быть объективнее, посмотрите не на человеческое существо, а на что-нибудь другое, например на листья. Осенние листья сморщены и желты, но они не менее прекрасны, чем весенние росточки!
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: Алишер от 06 ЮЪвпСап 2004, 13:24:08
Что позволено быку, не позволено Юпитеру....и наоборот! :lol:
Так и с добром, злом. Ступени восхождения,.. куда они ведут?
Т что все в нас, это понятно, отсюда и отношение и картинка мира.
А бояться нужно только себя....если в тебе все в порядке, то и отношение ко всему будет правильным.
С уважением
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: real от 06 ЮЪвпСап 2004, 19:51:59
"все в порядке", "правильно"... очень субъктивные понятия...
одни говорят "что дозволено юпитеру..." другие - "свобода, равенство и братство", где юпитер, где бык?   8)
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: SWAN от 07 ЮЪвпСап 2004, 16:11:07
Все бы ничего, только неужели у Руми была одна "точка зрения"?
Взглянуть на зло глазами Руми? Хм...
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: Вадим от 08 ЮЪвпСап 2004, 13:44:04
Цитата: "SWAN"
Все бы ничего, только неужели у Руми была одна "точка зрения"?
Взглянуть на зло глазами Руми? Хм...

Ну, судя по отрывку, можно предположить, что Руми рекомендует отказаться от всех человеческих "точек зрения" и взглянуть "глазами" Бога:
Цитировать
Только когда человек «ускользнет из этого мира явлений» и найдет прибежище в Боге, в полном повиновении (islam) и в любовной преданности (mahabba) Ему, он получит способность быть свидетелем (shahid) божественного Единства, скрытого за всей множественностью созданных форм.

Можно даже добавить, что во всей Вселенной только ОДНА Точка Зрения имеет ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ значение. И Руми - один из тех, кто стремился "приобщиться" к этой Точке. А может, и приобщился, как знать  8) .
Название: Re: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: GEBER от 10 ЮЪвпСап 2004, 13:14:26
Цитата: "wayter"
Отрывки из статьи, которая будет опубликована в следующем номере печатного журнала "Суфий". Материал в процессе редактирования.

* * * * * * * * *


Бог желает не допустить зло,
Но не способен на это?
Значит, Он немощен?
Или Он может, но не хочет?
Значит, Он недоброжелателен?
А если Он и может, и хочет,
Тогда откуда есть зло?

* * *

Автор - Зайлан Морис.

Опубликовано в журнале Sufi (c)


А если ОН и может , и хочет ,
Тогда откуда есть зло?

Оно в том что ты есть
И он и она и все мы
если все мы будем согласны
Зла так такового Не будеть
Но в этом не все согласны ??
Так как у каждого Абрама
Всегда есть своя Программа
В этом и есть прелесть и доля
Такова не Бога а наша
Воля
Бог нас волею снабдил
Оно и есть не свобода
 а Злая Волья.
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: ЛоЛа от 10 ЮЪвпСап 2004, 19:41:54
сила Ночи, сила Дня -
Одинакова фигня!

Злая волья, Добра воля -
одинакова Неволя )

___________________________
Свобода  это...   третье:
когда тебя посылают нА фиг -
а ты идёшь куда ОН хочет   ( 8)"" " '  ))
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: GEBER от 10 ЮЪвпСап 2004, 21:45:55
Злая волья, Добра воля -
одинакова Неволя )

НО есть и третье тоже воля
Значить все это воля и с куска
того же воли
что же тогда есть Я
Это и есть Зло
только без воли
и поэтому
ее ногу и  свело
в форум привело
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: хаким от 04 ЭЮпСап 2004, 00:33:58
ЛоЛа , бесконечно радуюсь за тебя, за твое понимание проблемы Зла-Добра.
Бог раскалывает Луну , а некоторым – головы.
Для «треснувших горшков» :
Что «является» Добром , а что Злом – зависит только от того, по какую
сторону забора ты находишься по отношению к Добру-Злу. Понимание
этого «ребуса» недоступно душам младым, злобным и обидчивым, хе-хе.
сила Ночи, сила Дня -
Одинакова фигня
!
Добро-Зло суть фикция, существующая только в мозгах homo sapiens vulgaris,
Поэтому нечего на Бога пенять, коли…
Злая волья, Добра воля -
одинакова Неволя

В самую точку!

Пришло время наживать друзей среди модераторов…

Атеисты всегда требовали от теистов дать объяснение, как вера во Всезнающего, Всемогущего и Совершенного в Доброте Бога согласуется с наличием в мире зла. Иначе пришлось бы либо заключить, что сами религиозные верования являются ошибочными, либо пересмотреть понимание божественных атрибутов Всемогущества, Всеведения и Доброты. Другими словами, факт наличия зла в этом мире рассматривается или как свидетельство отсутствия самого Бога, или как показатель несовершенства Его Знания, Власти и Доброты.
Если бы Книга писалась в наше время, то вряд ли эти вопросы в Ней были бы рассмотрены в связи с ускоряющимся скудоумием типичного представителя человеческого рода.
Скорее всего, не всем читателям данного форума известен факт появления Ислама
 (для неофитов – Суфизм существовал и до Ислама, хотя, по утверждению некоторых суфиев, Суфизм – как некое учение – не существует),
как упрощенной альтернативы Христианства, в связи со сложностью концепций, в нем , Христианстве, заложенных  .
 «Форумы» раннехристианской эпохи , дошедшие до нашего времени в виде апокрифических текстов гностиков , постановлений Вселенских Соборов и т.п. – кусочек от растаявшего айсберга Древнего Знания.
Понимание того факта, что внедрение в  незрелые умы концепции Добро – Зло вместо ожидаемого о-человечивания  «обезьяны Господа Бога»  практически привело к краху
человеческую цивилизацию  - это камень, на котором стоит Христианство. «Возлюби врага своего» - кто услышал сей призыв? Во что превратили Ислам ваххабитствующие недо-человеки?

Правда не может быть рознью правде... Она одна. – пишет Мотылек.
К сожалению, Мотылек, у каждого своя правда. У тебя – своя (она одна), у меня своя (сколько людей- столько и правд)…
У людоедов – своя…
 И дело еще в том , что я вижу границы применимости своей правды –она ограничена людскими головами,
в Реальности не существует дилеммы Правда – Ложь, …
Кстати, Добра – Зла тоже…

Поэтому у меня вопрос к уважаемому wayter –у : стоит ли возобновлять дискуссии прошлых веков?

Если со времен Руми и по сию пору не потеряло актуальности : «существование зла в этом мире противоречит религиозным представлениям человечества о Всемогущем, Всеведущем и Совершенном Боге» - то что на это ответить?
Сколько еще будем искать ночами черную кошку в комнате без окон?
Зная, что кошки – то
 в комнате нет?

факт наличия зла в этом мире рассматривается или как свидетельство отсутствия самого Бога, или как показатель несовершенства Его Знания, Власти и Доброты

В каком мире, уважаемый wayter?
Приведите пример хотя -бы одного «зла в этом мире» , существующего ВНЕ человеческих голов или , даже, в головах, но чтобы абсолютность этого Зла была понятна не только атеистам ,«Васе Пупкину» , но и мыслящим существам.

В понимании Руми, в сотворенном Богом мире не существует абсолютного добра или зла. Все в мироздании – и добро, и зло – принимает участие в божественном Желании проявить Спрятанное Сокровище.

Опять тот же вопрос – о реальном существовании в мироздании Добра и Зла…
Уважаемый  wayter , не будьте голословными.

Однако, в абсолюте и в беспредельности Бытия Бога, вся напряженность и вся борьба, связанная с противостоянием между явлениями, трансцендентно переходит в неподвижность.

Бог непостижим: «Если бы человек смог познать Бога, это был бы в действительности не Бог» (там же, стр. 48).

Если присваивать Богу атрибуты, существующие только в человеческом воображении, тогда конечно Он будет непостижим! И ничего от Него не останется , кроме «трнсцендентной неподвижности» .
Привет Зайлану Морису.
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: GEBER от 04 ЭЮпСап 2004, 06:28:18
Эх жалко что все стерлось , такое написал про Зло и Добро !!!кажись не время .Видать Зло Богу помогает и кто ее делает  не знает об этом
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: ПАВ от 12 ЭЮпСап 2004, 16:03:50
Привет, искатели!
Что есть добро? Всего лишь чье-то зло
Они питают страсть моей души
Беспечно восхваляю я одно,
Другому, просто, позволяю быть

Творение мечты - добро и зло
Питают нашу страсть и суждено
Во веки восхищаться и желать
То, что запретно и нельзя понять
 
Но, красота, елей души
Название: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: nekto от 26 ЭЮпСап 2004, 00:38:08
Думаю, что зло - это просто отсутствие сознания..
Вспомните Христа "Господи, прости этим людям, ибо не знают они что творят".
Думаю, что чем осознаннее человек живёт, тем добрее он. Тем снисходительнее он к чужим ошибкам. Тем терпимее к недостаткам других. Тем меньше он совершает "злых" дел. Ибо видит ясно, к чему это всё приведёт...
Название: Re: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: wayter от 08 ЮЪвпСап 2013, 14:49:00
Бог сказал: "Я был Потаенным Сокровищем и захотел быть познанным". Другими словами: "Я сотворил весь мир с целью проявить Себя, порой через мягкость, порой через суровость". Бог не из тех царей, которому хватит одного глашатая. Если даже каждая пылинка мира станет Его глашатаем, они все вместе все равно не сумеют провозгласить все знание о Боге.

Руми. Fihi ma fihi
Название: Re: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: Aннa от 09 ЮЪвпСап 2013, 18:38:07
 В самой основе Добра и Зла лежит Любовь


как это ни странно,


в основе добра любовь стремящаяся наружу к миру


а в основе зла причина та же Любовь , но только направленная внутрь, огромная любовь к себе, оправдывающая все, ради себя любимого...


разница только в векторе
Название: Re: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: ЛоЛа от 23 РТУгбвР 2016, 08:29:08

* * *
Как любое явление, добро не может быть распознано, если не существует его противоположности – зла.


В Маснави Руми пишет: «Гнев и Милость были соединены браком; из этих двух двойственным был рожден этот мир добра и зла» (там же, II 2680).
* * *На основании хадиса ‘Моя Милость превышает мой Гнев’, Руми утверждает, что Добрые Имена имеют онтологическое превосходство над Суровыми Именами.
(c)



Исходя из этого, символ двойственности материального мира ИНЬ-ЯН не может быть симметричным: одна из "рыбок", символизирующая Добро, должна бы быть несколько толще Злой?
:)
Название: Re: Зло с точки зрения Руми
Отправлено: caramba от 27 РТУгбвР 2016, 19:34:37

* * *
Как любое явление, добро не может быть распознано, если не существует его противоположности – зла.


В Маснави Руми пишет: «Гнев и Милость были соединены браком; из этих двух двойственным был рожден этот мир добра и зла» (там же, II 2680).
* * *На основании хадиса ‘Моя Милость превышает мой Гнев’, Руми утверждает, что Добрые Имена имеют онтологическое превосходство над Суровыми Именами.
(c)



Исходя из этого, символ двойственности материального мира ИНЬ-ЯН не может быть симметричным: одна из "рыбок", символизирующая Добро, должна бы быть несколько толще Злой?
:)



ЛоЛа!?.. сколько лет? Как говорится a lot of water under the bridge. Хочу тебя обнять эфирно, деликатно.


Если одна рыбка толще, то она неуклюже пассивна,а другая над ней может доминировать. Гипотетически. А добро против доминирования вообще.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100