Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Некоторое время назад на нашем форуме появилось сообщение - реакция на стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака "Быть знаменитым некрасиво", которое целиком приводится ниже".
Пастернак конечно был умным человеком, но это стихотворение, как мне кажется, он написал уже будучи признанным поэтом. Поэтому, говоря о том, что для художника признание ничего не значит, он мог немного слукавить. На самом деле, невостребованность для многих настоящих художников является тяжким бременем (конечно-же не для всех, но для большинства). Вспомните например Ван Гога. Создавая свои произведения, автор как правило надеется на понимание. Призведение искусства, лежащее под сукном и не признанное, это тяжелый груз для автора, а так-же укор его современникам. (Сдесь я, естественно, говорю о настоящих художниках, а не о графоманах)
"Лукавил" ли Борис Леонидович Пастернак в своем стихотворении
"Быть знаменитым некрасиво"? А может, быть знаменитым не так уж и "некрасиво"?
Проблема отношений Художника и его творчества, самоценности творчества и прижизненной его оценки современниками показалась мне интересной для дальнейшего обсуждения и достойной выделения в отдельную тему.
-
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
-
Я думаю, некрасиво и не нужно стремиться к знаменитости и творить что-то исключительно в целях стать знаменитым, о чем собственно и пишет Пастернак.
А для хорошего художника, писателя, музыканта... знаменитость - своего рода критерий оценки его творчества. Если человек знаменит, значит кому-то нужно то, что он делает. Это побочный продукт творчества, в этом смысле к нему бесполезно применять критерии красоты и пр. Просто так есть.
-
Как простая обезьяна может узнать о том, что быть знаменитым некрасиво? Только благодаря знаменитому поэту Пастернаку.
Пастернак - нака банан...
:twisted:
-
Если человек знаменит, значит кому-то нужно то, что он делает. Это побочный продукт творчества, в этом смысле к нему бесполезно применять критерии красоты и пр. Просто так есть.
В творчестве и жизни Бориса Леонидовича Пастернака элементы эстетики и этики переплетены очень тесно. Порою между ними нет или почти нет зазора. Пастернак жил, как писал и писал, как жил. Известно выражение Бориса Леонидовича: "Как он (поэт- современник Пастернака) может быть хорошим поэтом, если он - плохой человек."
Само русское слово "некрасиво" необыкновенно удачно и чудесно сочетает в себе оба элемента и этики, и эстетики. Так в оценке поведения себя или другого мы говорим - некрасивый или красивый поступок, например.
Можно ли известность назвать "побочным продуктом творчества"? Вопрос этот спорный.
В пределе "известность" это и наше с вами знакомство в этом форуме. Я Вас до этого не знал, а теперь Вы мне стали известны. Очень бы не хотелось думать, что Вы и эта Ваша известность всего лишь "побочный продукт" Вашего творчества, а моя - собственного. Или наоборот.
-
"Лукавил" ли Борис Леонидович Пастернак в своем стихотворении "Быть знаменитым некрасиво"? А может, быть знаменитым не так уж и "некрасиво"?
У меня не вызывает сомнений честность Бориса Леонидовича. Просто сама фраза - "Быть знаменитым некрасиво" - может быть прочитана по-разному. Ее можно прочесть так: "Известность - это некрасиво". Но можно и иначе: "Чувствовать свою значимость из-за того, что знаменит, думать, что ты "звезда" - некрасиво". Кажется, что "быть" здесь использовано в именно в бытийном смысле, а не как глагол, выражающий результат стремления стать знаменитым.
Более того, я не только не вижу ничего зазорного в таком стремлении, но и считаю, что люди, ответившие в опросе, что не хотят быть знаменитыми (а таких, увы, большинство), обманывают сами себя, ведь даже Бог захотел быть узнанным!!!
-
Можно ли известность назвать "побочным продуктом творчества"? Вопрос этот спорный.
В пределе "известность" это и наше с вами знакомство в этом форуме. Я Вас до этого не знал, а теперь Вы мне стали известны. Очень бы не хотелось думать, что Вы и эта Ваша известность всего лишь "побочный продукт" Вашего творчества, а моя - собственного. Или наоборот.
Все-таки известность и знаменитость разные вещи. Можно сказать, что в форуме мы с Вами познакомились, стали известны друг другу, а не стали знаменитыми.
-
Все-таки известность и знаменитость разные вещи. Можно сказать, что в форуме мы с Вами познакомились, стали известны друг другу, а не стали знаменитыми.
Знаменитый и известный - синонимы. Но для творчества Пастернака слово "знаменитый" - чужое. Тогда как слова "известный","неизвестный", "неизвестность" "известно", "неизвестно" - родные.
Мне рассказывала Елизавета Моисеевна Метельская-Абдулова, вдова замечательного актера Осипа Наумовича Абдулова и мама недавно скончавшегося моего близкого товарища Севы Абдулова о том, как она случайно присутствовала при создании Борисом Леонидовичем стихотворения "Быть знаменитым некрасиво".
Происходило это в доме актера МХАТ Бориса Николаевича Ливанова, с которым Пастернаки дружили семьями. Ливанов славился не только своим талантом, остроумием, и широтой натуры, но и тартареновским хваставством о собственных достижениях в искусстве и особенно театральной карьере.
Во время одной из ливановских очередных рулад жена Бориса Николаевича произнесла: "Боря! Перестань хвастаться. Быть знаменитым некрасиво!" Борис Леонидович Пастернак, услышав эту фразу, попросил разрешения выйти в другую комнату. Через 10-15 минут он вернулся держа в руках известное теперь стихотворением.
В контексте этого стихотоврения слово "знаменитый" является синонимом столь часто употребляемого поэтом слова "известный" и его противоположности - "неизвестный".
Строчка "И окунаться в неизвестность, и прятать в ней свои шаги" - в этом же стихоторении - прямая оппозиция "известности". "Неизвестность" Пастернак пртивопоставляет заимствованному им из чужого лексикона слову "знаменитый".
И еще несколько примеров употребления столь родного Пастернаку слова.
"В том, что известно - пользы нет.
Одно неведомое нужно."
"Где нелья ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно..."
"Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим -
Известно у нас подхалимам
Влиятельным только одним".
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской