Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Буддизм => Тема начата: wayter от 05 ѕЪвпСам 2009, 18:16:31

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 05 ѕЪвпСам 2009, 18:16:31
Критика практики "бдительности" со стороны дзен-буддизма.


Истинная осознанность, бдительность - путь к просветлению в буддизме. На английский обычно переводится как mindfulness. Очень похоже на самовспоминание.

Mindfulness is calm awareness of one's body functions, feelings, content of consciousness, or consciousness itself. Mindfulness (Pali: sati; Sanskrit: smṛti स्मृति) plays a central role in the teaching of the Buddha where it is affirmed that "correct" or "right" mindfulness (Pali:sammā-sati; Sanskrit samyak-smṛti) is the critical factor in the path to liberation and subsequent enlightenment.

Источник  (http://en.wikipedia.org/wiki/Mindfulness)

Перевод:

Истинная осознанность это спокойная осведомленность о функциях тела, чувствах, содержании сознания или самом сознании, которая играет центральную роль в учении Будды. Правильная осознанность - критический фактор на пути освобождения и последующего просветления.

(Копирую из темы "Можно ли всегда помнить себя" http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6713.msg57885#msg57885 )


* * *

Критика этой концепции со стороны дзен-буддистов:

Stop being mindful

We should always try to be active coming out of samadhi. For this, we have to forget things like "I should be mindful of this or that". If you are mindful, you are already creating a separation ("I - am - mindful -of - ...."). Don't be mindful, please! When you walk, just walk. Let the walk walk. Let the talk talk (Dogen Zenji says: "When we open our mouths, it is filled with Dharma"). Let the eating eat, the sitting sit, the work work. Let sleep sleep. Kinhin is nothing special. We do not have to make our everyday life into something special. We try to live in the most natural and ordinary way possible. So my advice is: Ask yourself why you practice zazen? If it is to reach some specific goal, or to create some special state of mind, then you are heading in the opposite direction from zazen. You create a separation from reality. Please, trust zazen as it is, surrender to reality here and now, forget body and mind, and do not DO zazen, do not DO anything, don't be mindful, don't be anything - just let zazen be and follow along.

To drive a car well and savely you need long practice and even then you still have to watch out very well not to cause any accident. Nobody can teach you that except the car itself, the action of driving the car itself.

Take care, and stop being mindful!

 Источник  (http://antaiji.dogen-zen.de/eng/adult18.shtml)

Перевод вкратце:

Мы должны забыть о таких вещах, как : "Я должен быть бдителен по отношению к тому или другому". Если вы бдительны, вы уже создаете отделение ( "Я - бдителен - по отношению к - ...."). Пожалуйста, не надо быть бдительным! Когда вы хо'дите, просто ходи'те. Пусть ходьба ходит. Пусть разговор говорит  (Dogen Zenji говорит: "Когда мы открываем рот, он наполнен Дхармой"). Пусть поедание пищи ест, сидение сидит, работа работает. Пусть сон спит. ... ничего особенного. Мы не должны превращать нашу повседневную жизнь во что-то особенное. Мы стараемся жить наиболее естественным и обычным способом. Поэтому мой совет: спросите себя, почему вы практикуете дзадзэн? Если для того, чтобы достигать какие-то конкретные цели или создать особое состояние психики, то вы идете в противоположном от дзадзэн направлении. Вы создаете отделенность от реальности. Пожалуйста, доверьтесь дзадзэн как оно есть, смиритесь перед реальностью здесь и сейчас, забудьте тело и разум, и не ДЕЛАЙТЕ дзадзэн, не делайте ничего, не практикуйте бдительность, ничем не будьте - позвольте дзадзэну быть и следуйте за ним.

Чтобы водить машину хорошо и безопасно, нужна долгая практика, и даже в этом случае вы все равно должны остерегаться, чтобы не совершить аварии. Никто не может научить вас, кроме самого автомобиля, кроме процесса вождения автомобиля.

Берегите себя и перестаньте быть бдительными!
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Остап от 05 ѕЪвпСам 2009, 23:16:38
Цитировать
Очень похоже на самовспоминание.
слово स्मृति даже ближе к слову "самовспоминание" чем к "майндфулнэс" - это пасивный партицип прошедшего времени: ка бы то, что было припомнуто.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Вадим от 07 ѕЪвпСам 2009, 14:58:32
Критика практики "бдительности" со стороны дзен-буддизма.

Истинная осознанность, бдительность - путь к просветлению в буддизме. На английский обычно переводится как mindfulness. Очень похоже на самовспоминание....
Вот еще один пример, к чему приводит неправильное применение терминов.
Длинно рассуждать на предмет прояснения понятий - как выясняется - не есть полезно.

Остается ограничиться короткой фразой, в стиле дзенских афоризмов.
Кому нужно - тот пусть голову ломает  :)

"Тот, кто помнит себя, не нуждается в осознании себя."
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 07 ѕЪвпСам 2009, 17:53:06
Еще одна тема, связанная, как мне кажется, c "истинной осознанностью" и критикой этой концепции: присутствие и отсутствие.

По словам д-ра Джавада Нурбахша:

В суфийской терминологии “отсутствие” означает отсутствие для человека и самого себя, и мира. “Присутствие” означает присутствие человека в Боге. Некоторые наставники Пути счита­ли отсутствие и присутствие двумя различными стадиями духовного пути. Мы же полагаем, что отсутствие есть результат присутствия. Пока не достигнуто одно, не будет возможным и другое.

Отсутствие без присутствия бессмысленно. Ведь и многие психи­чески больные люди могут отсутствовать по отношению к себе и миру, но не пребывать в Боге.


Как говорит Саади:

    Слышал ли ты о том,
    кто отсутствует и присутствует в одно и то же время?
    Таков я, хотя и нахожусь среди толпы,
    но сердце мое далеко.

Иными словами, присутствие, бдительность или "истинная осознанность" должны сочетаться с отсутствием. Дзенская естественность и безыскусность по отношению к миру, неразделенность на сознающего и объект осознанности соответствует идее отсутствия: "пусть работа работает", нам не нужно для этого совершать специальное усилие.  "Мы не должны превращать нашу повседневную жизнь во что-то особенное".

Самовспоминание требует самозабывания (самозабвенности)?
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Дальвадар Сали от 07 ѕЪвпСам 2009, 22:09:16
В суфийской терминологии “отсутствие” означает отсутствие для человека и самого себя, и мира. “Присутствие” означает присутствие человека в Боге. Некоторые наставники Пути счита­ли отсутствие и присутствие двумя различными стадиями духовного пути. Мы же полагаем, что отсутствие есть результат присутствия. Пока не достигнуто одно, не будет возможным и другое.

Отсутствие без присутствия бессмысленно. Ведь и многие психи­чески больные люди могут отсутствовать по отношению к себе и миру, но не пребывать в Боге.

Не знаю можно ли приравнять "присутствие" в данном контексте к "самовспоминанию" из родственной темы (про то, что нет насущной необходимости помнить себя при решении сложных интеллектуальных задач). Если можно, то получается, что в таких сложных ситуациях мы отдаем себя во власть "отсутствия", что без "присутствия" бессмысленно )
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 08 ѕЪвпСам 2009, 14:47:10
В суфийской терминологии “отсутствие” означает отсутствие для человека и самого себя, и мира. “Присутствие” означает присутствие человека в Боге. Некоторые наставники Пути счита­ли отсутствие и присутствие двумя различными стадиями духовного пути. Мы же полагаем, что отсутствие есть результат присутствия. Пока не достигнуто одно, не будет возможным и другое.

Отсутствие без присутствия бессмысленно. Ведь и многие психи­чески больные люди могут отсутствовать по отношению к себе и миру, но не пребывать в Боге.

Не знаю можно ли приравнять "присутствие" в данном контексте к "самовспоминанию" из родственной темы (про то, что нет насущной необходимости помнить себя при решении сложных интеллектуальных задач). Если можно, то получается, что в таких сложных ситуациях мы отдаем себя во власть "отсутствия", что без "присутствия" бессмысленно )

Некоторые задачи не требуют присутствия, то есть активной осознанности, включенности в ситуацию, видения себя и окружающего как бы со стороны, понимания соотнесенности данной ситуации с целым, неотождествления и т.п. Их можно решать "на автопилоте".  Мечтания безумца, например, это пребывание в собственном мире, такой человек не присутствует и не помнит себя. Физиология и большая часть двигательных проявлений (когда они хорошо освоены) не требуют активного присутствия. По знакомой дороге можно вести машину и думать при этом о своем, в таких случаях говорят: "сам не заметил, как приехал". Некоторые интеллектуальные задачи также не требуют активного присутствия - особенно когда они идут по накатанному руслу. Взять хотя бы таблицу умножения...

Отличие программирования (мой пример сложной задачи, не требующей активного присутствия) от безумия состоит в том, что сама задача ставится осознанно и является адекватной. Если же попытаться продолжать решать ту же задачу и выйти при этом на улицу, то станешь подобным безумцу и не сможешь адекватно реагировать на происходящее. Так мы обычно и представляем сумасшедших: они погружены в решение каких-то, с их точки зрения, важных, но абсурдных и не имеющих отношение к данной ситуации задач. Психический больной человек, о котором пишет д-р Нурбахш, пребывает в фантазиях, он не присутствует в своей ситуации, не соотносит свои представления и поведение с реальностью. Он где-то не здесь и не теперь. Такой человек отсутствует для себя - не помнит себя - но не присутствует в Реальности.

Для того, чтобы присутствовать в Боге, нужно для начала присутствовать для мира и для себя - "быть в себе", так сказать. Следующий этап - "отсутствие для себя и мира" - в контексте присутствия в Боге следует понимать таким образом: это не отсутствие нормальности и адекватности, а "сверхнормальность", когда человек поднимается над обычным здравомыслием. Он растворяет свою личность и человеческую мудрость в сверхчеловеческой, божественной реальности. Он понимает, что "мудрость мира сего есть безумие перед Богом", что она лишь часть мудрости.

Подлинное самовспоминание это вспоминание Реальности, и оно требует самозабвения.

Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 09 ѕЪвпСам 2009, 12:40:49
Неоплатоническая интерпретация сходных вопросов:

Итак, в плотиновском аскетизме нет борьбы с самим собой, нет духовного "конфликта". Для преображения всего человеческого существа вкупе с его низшими проявлениями достаточно, чтобы душа сосредоточилась на созерцании, чтобы она обратилась к Богу.

Может возникнуть мысль, что это созерцание поглощает душу и мешает обращать внимание на события внешнего мира. Но - тому свидетельство жизнь Плотина - при достижении определенного уровня внутренней чистоты, когда созерцание стало постоянным, а взгляд чистым и как бы излучающим свет, устремленность к Духу не исключает внимания к ближнему, к окружающему миру, к собственному телу. Одновременная открытость для Духа и для других людей порождается все той же свободой, все тем же любовным ожиданием. Внимание, о котором говорилось, - это и есть доброта. Преображенный взгляд, озаряя своим сиянием все окружающее, впивает благодать, идущую от Бога. Утвердившись в Благе, взгляд Плотина прникает в то, что вещи как бы порождаются Благом. Итак, нет больше понятий "извне" и "вовне", есть единый свет, и душа проникнута к нему благим чувством...


Пьер Адо. Плотин или простота взгляда.М.1991.Стр.108, 109.


Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 10 ѕЪвпСам 2009, 13:39:33
Из той же книги о Плотине:

В этом весь парадокс человеческого "я": мы только то, что мы сознаем, и однако мы чувствуем, что больше проявляем свое "я" в определенные моменты, когда, поднимаясь на более высокий уровень внутренней простоты, перестаем сознавать себя.

... Плотин говорит, что в минуту, когда, возвращаясь к действительности после пережитого экстаза, он опускается от интуиции до рефлексии, он всякий раз спрашивает себя, как он мог опуститься так низко, как мог вновь вернуться к сознанию и, пережив единство с Духом, снова прийти к раздвоению сознательного "я".

Ибо переходя с одного внутреннего уровня на другой, "я" всегда как бы теряется. Обретая целостность и поднимаясь до чистой мысли, оно боится перестать осознавать самое себя и более не обладать собою. Живя же своей божественной жизнью, оно боится вновь вернуться к сознанию и потерять себя из-за раздвоения. Следовательно, оказывается, что сознание, как и воспоминание, – не самое лучшее. Чем интенсивнее какая-либо деятельность, тем менее она сознательна.

    "Даже в состоянии бодрствования встречаются виды деятельности, мысли и прекраснейшие поступки, происходящие бессознательно и тот момент, когда мы размышляем или действуем: так читающий не всегда сознает самый факт чтения, особенно если читает внимательно; человек, совершающий мужественный поступок, не сознает в эту минуту, что поступает храбро" (I 4, 10, 21).

Сознание включается в каком-то смысле тогда, когда имеется нарушение нормального состояния: например, болезнь вызывает у нас шок, заставляющий ее осознать. Но если мы здоровы, мы не чувствуем состояния своего тела. Но вот что еще важнее:

    "Сознание как бы ослабляет сопровождаемые им действия; отдельно от него они чище, в них больше интенсивности и жизни. Да, в бессознательном состоянии существа, достигшие мудрости, ведут более интенсивную жизнь. Эта жизнь не распространяется до уровня сознания, она концентрируется в самой себе" (I 4, 10, 28).

<...>

[Плотин как бы описывает "технику" одновременного присутствия и отсутствия - wayter]

...так, мы можем подниматься до духовной жизни лишь путем постоянного движения вверх-вниз между отдельными уровнями нашего внутреннего напряжения. Обращая свое внимание вовнутрь, мы должны быть готовы испытать единство Духа, затем опуститься на уровень сознания, чтобы узнать, что именно наше "я" находится там, и вновь утратить сознание, чтобы обрести свое подлинное "я" в Боге. Точнее, в момент экстаза надо смириться с тем, что сознаешь себя лишь смутно.

    "В эти минуты сохраняется некоторое самосознание и связь с собой, если стараешься не слишком отрываться от себя ради лучшего самовосприятия" (V 8, 11, 23).

Это движение туда-обратно, позволяющее нам внутренне ощутить свое "я" в Боге и Бога в себе, Плотин описывает следующим образом:

    "Тот, кому удается составлять одно целое с самим собой, не раздваиваясь, одновременно соединяется с Богом, которого обретает в молчании. Он с Богом, насколько может и желает. При обратном движении он возвращается к раздвоению достаточно очищенным, чтобы не удалиться от Бога, и таким образом сможет вновь обрести Божественное присутствие, как только вернется к Нему. При своем временном возврате к раздвоению он усовершенствуется: прежде всего он сознает, что он отделен от Бога. Возвращаясь же внутрь себя, он обретает все, то есть сознание и единство с Богом; освобождаясь затем от сознания из страха несходства с Богом, он наконец остается там "один"" (V 8, 11, 4).

Источник (http://psylib.org.ua/books/ado_p01/txt02.htm)

Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 13 БХЭвпСам 2011, 14:24:55


Некоторые задачи не требуют присутствия, то есть активной осознанности, включенности в ситуацию, видения себя и окружающего как бы со стороны, понимания соотнесенности данной ситуации с целым, неотождествления и т.п. Их можно решать "на автопилоте"...    Физиология и большая часть двигательных проявлений (когда они хорошо освоены) не требуют активного присутствия. По знакомой дороге можно вести машину и думать при этом о своем, в таких случаях говорят: "сам не заметил, как приехал". Некоторые интеллектуальные задачи также не требуют активного присутствия - особенно когда они идут по накатанному руслу. Взять хотя бы таблицу умножения...


Когда вы видите перед собой противника, он может приковать к себе ваше внимание, и тогда ваш ум остановится на нем. Не следует также фокусировать внимание на себе. Воин сознательно следит за своим телом только в самом начале обучения, изучая новые движения.
Внимание может оказаться прикованным к мечу, и тогда ваш ум остановится. Если вы следите за ритмом поединка, это также может сковать ум. Если вы замечаете движения своего меча, ваш ум может привязаться К ним. Стоит лишь вашему уму остановиться на чем-то одном, как вы утрачиваете ловкость и становитесь пустой ракушкой. Подумав, вы обязательно припомните такие случаи.
Эти вопросы тесно связаны с буддизмом. В буддизме мы называем такую остановку ума заблуждением.

Такуан Сохо. Тайное писание о непоколебимой мудрости

Источник (http://telo-sveta.narod.ru/New/ts_Takuan.htm)

(via iv2259)

Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: fly от 15 БХЭвпСам 2011, 10:50:53
В суфийской терминологии “отсутствие” означает отсутствие для человека и самого себя, и мира. “Присутствие” означает присутствие человека в Боге.
отсутствие есть результат присутствия. Пока не достигнуто одно, не будет возможным и другое.

Интересно. Слова "отсутствие" и "присутствие" антиномичны. А их смысл в данном случае вовсе не противоположен. И даже положение человека (ну как падеж, что ли) в этих сочетаниях неодинаково. Отсутствие - отсутствие чего-то ДЛЯ человека, присутствие - присутствие САМОГО человека в Боге.
А почему произносятся именно такие термины, которые при буквальном понимании сразу соединяются в антиномичную пару?
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 15 БХЭвпСам 2011, 16:50:44

А почему произносятся именно такие термины, которые при буквальном понимании сразу соединяются в антиномичную пару?

Может быть, будет яснее, если прочитать эту беседу д-ра Дж. Нурбахша полностью:

http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=909&t=909
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: fly от 15 БХЭвпСам 2011, 21:18:27
Видимо, от антиномичности никуда. Только мне первый раз попадается такая пара, которая имеет разную "направленность". Отсутствие - от человека, присутствие - к человеку.
В тексте по вашей ссылке нашелся новый вопрос.
Я настолько потерял себя
                 в поминании Тебя,
Что ищу вестей о самом себе
                   у всех, кого встречаю на пути.
Вопрос вот в чем. Если эти "все" не дают мне вестей о самом себе, это значит, что я их не слышу? Или они действительно могут не давать? Или не нужно задаваться таким вопросом?
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 27 БХЭвпСам 2011, 03:39:50
 ...нам удается только то, что мы делаем естественно, без лишних раздумий и усилий. Как правило, очень хорошо выстроенные планы рушатся. Наши заранее продуманные удары по мячу, в которые мы вкладываем и волю, и желание, часто заканчиваются тем, что мяч вылетает за пределы поля. Рефлексия в момент совершения поступка – это враг успеха. Только спонтанно мы делаем то, что позволяет нам чувствовать себя хорошо. Если оглядеться вокруг, присмотреться к тем, кто рядом, мы увидим, что многим людям это удается.

Клеман Россе (Clement Rosset), профессор философии

Отсюда (http://www.wday.ru/psychologies/self-knowledge/individuality/_article/dar-kotoryj-nuzhno-umet-prinimat/)

(via Mila)
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 27 БХЭвпСам 2011, 06:35:51
Есть разница между осознаванием и не-отождествлённостью. Первое - это вид концентрации внимания (которая, к слову, сама в некоторых случаях может стать объектом отождествлённости), который помогает придти ко второму. Первое - да, разновидность неестественного, но эта разновидность помогает придти к естественному.

Когда самураю говорили что не надо фиксировать ум, надо иметь в виду, что говорилось это человеку, знакомому с практикой медитации не по наслышке. Много лет он следил за дыханием, выполнял ката с полной осознанностью и т.д. Если сказать то же обычному человеку, то это приведёт лишь к неуправляемому отождествлению, а не к естественной не-отождествлённости. Сама по себе неосознанность - это отождествление, вовлечённость.

Имхо, конечно.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: ??? от 27 БХЭвпСам 2011, 09:18:51
Очень хорошо что тема затронута. Долгое время для меня это так же трудновато было для понимания. Сейчас (вероятно) я чуть больше понял))). Действительно на начальном этапе ничего кроме внимания в нашем распоряжении нет. И соответственно задействовав внимание на любом аспекте деятельности, на остальное ресурсов не хватает, да и само внимание не тотально, так что  и наблюдаемая деятельность становиться более неуклюжей. В одной из своих лекций геше Тинлей http://geshe.ru (http://geshe.ru/)
сказал что существует принципиальное различие в научении чему нибудь тела и ума (не дословно) и заключается оно в том, что для того что бы тело достигало более высоких результатов (к примеру в навыке прыгать) нужно постоянно прикладывать все больше и больше усилий, в противном случае - деградация навыка. В случае же ума, усилия нужно прикладывать только до определенного предела, до того как ум приучиться делать какую то операцию, после этого предела, ум самостоятельно развивает этот навык без дополнительных усилий, причем до бесконечности.  Таким образом вроде выходит,  что начиная с усилий приложения внимания (к примеру к дыханию) после определенного уровня, дыхание само входит в область сознания и в дальнейшем для его осознания не требуется направлять к нему внимание. Возможно это и есть естественное осознание.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: nisso от 27 БХЭвпСам 2011, 10:05:16
Мыслить "Я не буду мыслить" -
Всего лишь еще одна мысль.
Лучше вообще не мыслить
О том, чтобы не мыслить.
                       Такуан Сохо

И мое скромное мнение как оно есть у меня: еще раз вернуться к "Письмам мастера дзен..."
http://telo-sveta.narod.ru/New/ts_Takuan.htm (http://telo-sveta.narod.ru/New/ts_Takuan.htm)

Когда я воспеваю,                                                            Когда я воспеваю,
Ни Будды, ни меня                                                            Ни Будды, ни меня
Не существует.                                                                 Не существует.
Есть только голос:                                                            Наму Амида Буцу,
Наму Амида Буцу.                                                             Наму Амида Буцу.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 27 БХЭвпСам 2011, 10:34:47
Параллель:
"я осознаю" - неотождествление с осознаванием
"я поминаю Имя" - "есть только поминание"
Имхо, это явления аналогичные. Просто во втором случае используется другой инструмент для растождествления - поминание Имени.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Зейтан от 27 БХЭвпСам 2011, 11:04:53
Знаете, если сравнивать теоретическую сторону различных учений, то можно действительно найти много общего. Но на практике все это разные вещи. СВ в гурджиевском смысле не имеет никакого отношения ни к дзен, ни к суфизму. Но к сожалению, единственный способ это проверить - самому пройти через эти практики.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: nisso от 27 БХЭвпСам 2011, 12:40:26
Знаете, если сравнивать теоретическую сторону различных учений, то можно действительно найти много общего. Но на практике все это разные вещи. СВ в гурджиевском смысле не имеет никакого отношения ни к дзен, ни к суфизму. Но к сожалению, единственный способ это проверить - самому пройти через эти практики.

А если еще (для чистоты эксперимента) самому пройти через практики дзен или практики суфизма, то вполне возможно понимание, что повода для разногласий нет. "Ангур, изюм, инаб, стафил"... :)
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 27 БХЭвпСам 2011, 14:36:07
Знаете, если сравнивать теоретическую сторону различных учений, то можно действительно найти много общего. Но на практике все это разные вещи. СВ в гурджиевском смысле не имеет никакого отношения ни к дзен, ни к суфизму. Но к сожалению, единственный способ это проверить - самому пройти через эти практики.

То есть Вы практиковали эти учения и пришли к такому выводу? Или это теоретические выкладки?

Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: N N от 27 БХЭвпСам 2011, 17:14:26
А если еще (для чистоты эксперимента) самому пройти через практики дзен или практики суфизма, то вполне возможно понимание, что повода для разногласий нет. "Ангур, изюм, инаб, стафил"... :)

А если пройти школу разведки, то тоже не будет разногласий относительно "истинной осознанности" или бдительности. Представляете, какое у разведчика должно быть ВНИМАНИЕ! О бдительности я уж и не говорю. Но вряд ли их там готовят практиками 4П. У них там другие техники. То, что в 4П называют СВ, на мой взгляд, не более чем сила концентрации и сверхсобранность. Вопрос терминологии ("Ангур, изюм, инаб, стафил").  8)



Когда я воспеваю,                                                            Когда я воспеваю,
Ни Будды, ни меня                                                            Ни Будды, ни меня
Не существует.                                                                 Не существует.
Есть только голос:                                                            Наму Амида Буцу,
Наму Амида Буцу.                                                             Наму Амида Буцу.

 УГ. ИМХО.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: ??? от 27 БХЭвпСам 2011, 17:23:38
сила концентрации и сверхсобранность без гибкости суставов так...пшик.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: N N от 27 БХЭвпСам 2011, 17:30:20
сила концентрации и сверхсобранность без гибкости суставов так...пшик.

Их этому тоже обучают.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: ??? от 27 БХЭвпСам 2011, 17:39:53
сила концентрации и сверхсобранность без гибкости суставов так...пшик.

Их этому тоже обучают.
Ок  ;D :-X
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Evgeny от 28 ґХЪРСам 2011, 06:27:54

Мы должны забыть о таких вещах, как : "Я должен быть бдителен по отношению к тому или другому". Если вы бдительны, вы уже создаете отделение ( "Я - бдителен - по отношению к - ...."). Пожалуйста, не надо быть бдительным! Когда вы хо'дите, просто ходи'те. Пусть ходьба ходит. Пусть разговор говорит  (Dogen Zenji говорит: "Когда мы открываем рот, он наполнен Дхармой"). Пусть поедание пищи ест, сидение сидит, работа работает. Пусть сон спит. ...
Чтобы водить машину хорошо и безопасно, нужна долгая практика, и даже в этом случае вы все равно должны остерегаться, чтобы не совершить аварии. Никто не может научить вас, кроме самого автомобиля, кроме процесса вождения автомобиля.

Берегите себя и перестаньте быть бдительными!

Как же это - остерегаться надо, а быть бдительным нет? Конечно, надо помнить себя, но надо помнить себя адекватно. Иначе мы не помним себя, а воображаем себя. Мне кажется, буддист отвергал только неадекватную "бдительность". На шоссе надо в первую очередь помнить себя, ведущего машину, а не себя как как богоподобную самость или что-то вроде этого. "Пусть поедание пищи ест" - но надо быть бдительным в отношении того, ЧТО оно ест, иначе проготишь муху или подавишься костью, и КАК "оно" ест, иначе выльешь кофе на себя или соседа. Жизнь требует большей внимательности, чем нам (машинам) кажется. С другой стороны, практикуя намеренную внимательность, мы научаемся воспринимать больше того, что лежит в границах привычного опыта и, может быть, даже выйдем в область чудесного. Но это не должно быть прямой целью. Между прочим, "майндфулнесс" имеет и смысловой оттенок внимательности. Надо быть внимательным, надо "создавать отделение" в пределах посильного. А как раздвинуть эти пределы - об этом как раз статья на которую я ссылался в теме "энергия внимания" на форуме "четвертый путь", которую никто не захотел обсуждать.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 28 ґХЪРСам 2011, 07:56:39
На шоссе надо в первую очередь помнить себя, ведущего машину, а не себя как как богоподобную самость или что-то вроде этого.

Я не знаю, зачем помнить себя (в гурджиевском смысле), когда ведешь машину. Если в СВ и есть какая-то ценность для вождения, она исчезающе мала. Хороший водитель справляется с задачей, даже не читав ВПЧ, на автопилоте - поскольку автопилот уже содержит необходимые минимальные зачатки СВ, памятования о том, что я веду машину, а не лежу на диване. Георгий Иванович попал в аварию (предположительно, он помнил себя, хотя точно мы этого знать, конечно, не можем) - тут важнее практические навыки, а не то, помнит ли себя при этом человек. Даже можно допустить, что для неопытного четверопутчика или неопытного водителя самовспоминание будет отвлекающим фактором.

Для решения обычных технических задач вполне хватает обычных навыков. Если не относиться к самовспоминанию именно как к духовной практике, то надо сделать вывод, что область применения этого упражнения для решения бытовых задач ограничена. В том, что касается забывания ключей и оставленного на включенной плите чайника, введение стандартных процедур и чеклистов вполне может оказаться более эффективным, чем самовспоминание. Хотя бы потому, что чеклист сделать довольно легко, а помнить себя довольно трудно )
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Evgeny от 28 ґХЪРСам 2011, 09:12:17
А если пройти школу разведки, то тоже не будет разногласий относительно "истинной осознанности" или бдительности. Представляете, какое у разведчика должно быть ВНИМАНИЕ! О бдительности я уж и не говорю. Но вряд ли их там готовят практиками 4П. У них там другие техники. То, что в 4П называют СВ, на мой взгляд, не более чем сила концентрации и сверхсобранность.

Да, разведчик должен всегда помнить себя. Но это св без осознания своей чистой самости, удивления своему бытию, короче - без специфического медитативного аспекта св. В общем, Неонилла говорит о том же самовспоминании, о котором чуть выше говорил я, только я не говорил, что нет никакого другого. СВ многообразно, но многие путают свое одностороннее понимание и свой ограниченный опыт с полной истиной о предмете.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Evgeny от 28 ґХЪРСам 2011, 10:25:13
На шоссе надо в первую очередь помнить себя, ведущего машину, а не себя как как богоподобную самость или что-то вроде этого.

Я не знаю, зачем помнить себя (в гурджиевском смысле), когда ведешь машину. Если в СВ и есть какая-то ценность для вождения, она исчезающе мала. Хороший водитель справляется с задачей, даже не читав ВПЧ, на автопилоте - поскольку автопилот уже содержит необходимые минимальные зачатки СВ, памятования о том, что я веду машину, а не лежу на диване. Георгий Иванович попал в аварию (предположительно, он помнил себя, хотя точно мы этого знать, конечно, не можем) - тут важнее практические навыки, а не то, помнит ли себя при этом человек. Даже можно допустить, что для неопытного четверопутчика или неопытного водителя самовспоминание будет отвлекающим фактором.

Для решения обычных технических задач вполне хватает обычных навыков. Если не относиться к самовспоминанию именно как к духовной практике, то надо сделать вывод, что область применения этого упражнения для решения бытовых задач ограничена. В том, что касается забывания ключей и оставленного на включенной плите чайника, введение стандартных процедур и чеклистов вполне может оказаться более эффективным, чем самовспоминание. Хотя бы потому, что чеклист сделать довольно легко, а помнить себя довольно трудно )

Если не помнить себя, то вы забудете применить стандартные процедуры и чек-листы. Что это за процедуры такие? Допустим, сирена ревет, пока вы не вынули ключи из дверей. А если вы их туда даже не вставили, и ушли оставив дверь открытой? Или вы пошли спать, оставив на плите кастрюлю. Как этого избежать? Будильник заводной, обыкновенный? Да я забуду его завести или поленюсь, положусь на "авось и так вспомню". Да мало ли о чем еще нужно помнить у себя дома? Позвонить, сходить куда-то или, наоборот, сидеть в ожидании звонка или визита ... Возложить это все на техническую систему теоретически можно, но не на много проще, чем система Гурджиева. В конце концов получится что-то на нее похожее.
 
А вот машину я никогда не водил, в частности, потому, что считал это дело слишком рискованным для рассеянного человека. Так что могу рассуждать только теоретически. Имхо, даже руководствуясь стандартной процедурой, нужно помнить себя, занятого в этой процедуре, чтобы не отвлечься от нее. И как это - "зачем СВ если ведешь машину, когда автопилот содержит зачатки СВ?" Наоборот - если не нужно помнить себя, когда ведешь машину, зачем автопилот их содержит ?  :)   Автопилот себя не помнит. Наверное, он содержит будильники для водителя. Но будильник - это средство напомнить о самовспоминании, а не обойтись без него.
 
А то, что можно помнить себя, не прочитав ВПЧ - да кто же в этом сомневается? Люди пользовались рычагами за Бог-весть-сколько лет до рождения Архимеда, и по морям плавали, и яблоки собирали без Ньютона.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 28 ґХЪРСам 2011, 10:47:49

Если не помнить себя, то вы забудете применить стандартные процедуры и чек-листы. Что это за процедуры такие?

Летчик перед вылетом обязан проверить готовность самолета к вылету. Это делается по чеклисту и обычно не забывается. Что в данном случае происходит - процедура так отлажена, что у летчика мало возможности забыть? Или летчиков отправляют в гурджиевские группы учиться самовспоминанию? :) По-моему, люди как-то справляются со своими профессиональными задачами без СВ в гурджиевском смысле.

Если говорить о практической ценности СВ  (условно отделяя ее от духовной):
 СВ может оказать важное влияние на ситуацию, когда плохо срабатывают процедуры и не помогает автопилот -  высокая степень неопределенности, нет выработанной привычки и навыка, в сложных социальных ситуациях, когда эмоции зашкаливают и т.д. СВ. это в первую очередь инструмент решения тех задач,  которые плохо поддаются формализации и организации. В более простых случаях ценность у СВ также есть, но она не столь велика, и обычно есть возможность найти другие способы решить задачу, не прибегая к СВ.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: N N от 28 ґХЪРСам 2011, 18:57:48
Мне опять вспомнились разведчики: это какое же должно быть СВ, чтобы не проколоться! И их тоже специально не обучают в гурджиевских группах. Думаю, определённый род профессиональной деятельности сам делает человека более внимательным.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 28 ґХЪРСам 2011, 19:28:43
Мне опять вспомнились разведчики: это какое же должно быть СВ, чтобы не проколоться! И их тоже специально не обучают в гурджиевских группах. Думаю, определённый род профессиональной деятельности сам делает человека более внимательным.
Цитировать
Процесс перевоплощения, осуществляемый с помощью подсознания не только в искусстве, но и вне его, хорошо описал Вадим Кожевников на примере советского разведчика Белова, вынужденного действовать в облике Иоганна Вайса: «За эти месяцы с Иоганна как бы свалилось то неимоверное напряжение, в котором он неотступно держал себя все время, чтобы быть таким, как окружающие его люди, на чьи повадки, привычки, взгляды, особенности наложила отпечаток целая историческая полоса существования нации, ее бытовой, социальный уклад. Это было уже не притворство, а прочное ощущение себя тем, кем он должен был стать. Отрабатывая каждую предполагаемую черту Иоганна Вайса, чтобы она стала душевной собственностью, нужно было вместе с тем ничего не утратить от себя самого. Ничего своего не уступить Вайсу. Ибо Иоганн Вайс должен быть не только жизнеспособен как самостоятельная личность, но полностью подчиняться тому, кто надел на себя его личину». Иоганн Вайс так достоверен и правдоподобен в своей борьбе за место в гитлеровской иерархии именно потому, что повышение по службе фашиста Иоганна Вайса дает возможность разведчику Белову лучше выполнить свой долг борца за свободу и независимость Советской Родины.Пример, описанный В. Кожевниковым, поучителен во многих отношениях.

Когда и почему с Белова «свалилось неимоверное напряжение»? И в чем оно — это напряжение? Оно в необходимости сознательно совершать и сознанием контролировать в своем поведении то, что в обычных жизненных условиях осуществляется без участия сознания и чего только в данных, исключительных условиях потребовала сверхзадача разведчика. Это неимоверное напряжение «свалилось», когда его ценой Белов достиг полной согласованности в работе сверхсознания, сознания и подсознания, когда возникло перевоплощение советского разведчика в фашиста Иоганна Вайса.
Видимо, разведчики как раз совершенно осознанно... переводили необходимый образ на автомат. Иначе они бы прокололись рано или поздно.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 28 ґХЪРСам 2011, 19:31:05
Вообще, есть ли здесь противоречие - между автоматом и осознанностью? Разве одно непременно исключает другое?
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 28 ґХЪРСам 2011, 21:35:14
Прошу прощения, ссылка на приведённую мной цитату вот: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor29.html
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: N N от 29 ґХЪРСам 2011, 23:31:15
Цитировать
«За эти месяцы с Иоганна как бы свалилось то неимоверное напряжение, в котором он неотступно держал себя все время, чтобы быть таким, как окружающие его люди, на чьи повадки, привычки, взгляды, особенности наложила отпечаток целая историческая полоса существования нации, ее бытовой, социальный уклад. Это было уже не притворство, а прочное ощущение себя тем, кем он должен был стать.
 ...
Видимо, разведчики как раз совершенно осознанно... переводили необходимый образ на автомат. Иначе они бы прокололись рано или поздно.

Видимо, чтобы избавиться от "неимоверного напряжения" нужно стать "автоматом".  :D

P.S. Зачем буковки такие большие?! У меня хорошее зрение, в очках.  ;D
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 30 ґХЪРСам 2011, 00:04:53
Можно быть осознанным и при этом иметь автоматизмы и прекрасно их осознавать и более того - сознательно вырабатывать те, которые полезны.
...
А буковки иногда живут своей загадочной жизнью. Не смею сомневаться в Вашем зрении. В очках, конечно.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 30 ґХЪРСам 2011, 00:10:38

А буковки иногда живут своей загадочной жизнью.

Вверху экрана  для ответа есть кнопка "Убрать форматирование" (вторая справа). Или можно копировать в WordPad, тоже убирает форматирование.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Мустафа от 30 ґХЪРСам 2011, 01:02:07
А если пройти школу разведки, то тоже не будет разногласий относительно "истинной осознанности" или бдительности. Представляете, какое у разведчика должно быть ВНИМАНИЕ! О бдительности я уж и не говорю. Но вряд ли их там готовят практиками 4П. У них там другие техники. То, что в 4П называют СВ, на мой взгляд, не более чем сила концентрации и сверхсобранность.

Да, разведчик должен всегда помнить себя. Но это св без осознания своей чистой самости, удивления своему бытию, короче - без специфического медитативного аспекта св. В общем, Неонилла говорит о том же самовспоминании, о котором чуть выше говорил я, только я не говорил, что нет никакого другого. СВ многообразно, но многие путают свое одностороннее понимание и свой ограниченный опыт с полной истиной о предмете.

Насчет того, что разведчик всегда должен помнить себя - это спорно, я считаю. У меня есть знакомый разведчик, мы это обсуждали, какими качествами должны обладать эти люди, и выяснили, что для разведчика главным является высокая способность быстро учиться действовать рефлекторно и развитая интуиция. Конечно, необходимы аналитический ум, определенные черты характера, сильная связь с окружающей реальностью, но в СВ нет суровой необходимости, т.е. это происходит само собой, как следствие глубокой сосредоточенности на важном деле.
Разведчик, постоянно сканируя и анализируя  свое поле деятельности, делает это на автопилоте, а ум в это время может занят своими делами. То есть, большая часть анализа тоже проводится рефлекторно или интуитивно.
Так они говорят. :)

А чо вы так завелись по поводу самовоспоминания? По-моему, от него один вред. (шутка)
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 30 ґХЪРСам 2011, 01:09:55

А буковки иногда живут своей загадочной жизнью.

Вверху экрана  для ответа есть кнопка "Убрать форматирование" (вторая справа). Или можно копировать в WordPad, тоже убирает форматирование.
Это полезно. Спасибо.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Ogl от 30 ґХЪРСам 2011, 10:52:42
Мне казалось, что осознанность ,- это все же не внимание, это контроль за ним. Можно вести машину на автомате, да, но не стоит при этом о чем нибудь мечтать., так как  все внимание уйдет туда. Иначе , можно очнуться а перед тобою "столб" и крутить руль поздно. Конечно когда отрабатываешь что то и каждый шаг просчитываешь, то видимо  из за  дохлости ресурса все происходит слишком медленно, а когда большинство движении уходи на автомат, то скорость возрастает многократно, возможно за счет передачи контроля другому центру, где процессор покруче  и внимание освобождается . Я например на дороге стараюсь направить его на прогнозирование возможных вариантов развития ситуации на дороге. Ехать на полном автомате, слишком опасно.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Ogl от 30 ґХЪРСам 2011, 11:04:24
Мне казалось, что осознанность ,- это все же не внимание, это контроль за ним. Можно вести машину на автомате, да, но не стоит при этом о чем нибудь мечтать., так как  все внимание уйдет туда. Иначе , можно очнуться а перед тобою "столб" и крутить руль поздно. Конечно когда отрабатываешь что то и каждый шаг просчитываешь, то видимо  из за  дохлости ресурса все происходит слишком медленно, а когда большинство движении уходи на автомат, то скорость возрастает многократно, возможно за счет передачи контроля другому центру, где процессор покруче  и внимание освобождается . Я например на дороге стараюсь направить его на прогнозирование возможных вариантов развития ситуации на дороге. Ехать на полном автомате, слишком опасно. Хотя при этом руки ноги по любому работают на автомате. Но осознанность ли это?
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Evgeny от 31 ґХЪРСам 2011, 00:20:47

Насчет того, что разведчик всегда должен помнить себя - это спорно, я считаю. У меня есть знакомый разведчик, мы это обсуждали, какими качествами должны обладать эти люди, и выяснили, что для разведчика главным является высокая способность быстро учиться действовать рефлекторно и развитая интуиция.

Я не имел чести беседовать с разведчиками, поэтому вынужден судить об их работе как всякий обыватель - по шпионским романам и фильмам. Один из лучших, наверное, 17 мгновений. Так вот, там разведчица Катя, рожаючи, рефлекторно кричала "мама" по-русски. Результат соответсвующий.
 
Конечно, необходимы аналитический ум, определенные черты характера, сильная связь с окружающей реальностью, но в СВ нет суровой необходимости, т.е. это происходит само собой, как следствие глубокой сосредоточенности на важном деле.

Далось вам всем СВ по Гурджиеву. Гурджиев не изобрел самовспоминание, он даже это слово не придумал, он только возвел СВ в систему. Но Гурджиев говорил и о том, что самовспоминание иногда происходит само собой. А вот если оно само собой не происходит, тут нужны методы. Иначе человек теряет связь с действительностью.
 
Разведчик, постоянно сканируя и анализируя  свое поле деятельности, делает это на автопилоте, а ум в это время может занят своими делами. То есть, большая часть анализа тоже проводится рефлекторно или интуитивно.
Так они говорят. :)

А какая огромная сознательная работа была нужна, чтобы довести сканирование (присутствие) до автоматизма! И то не гарантия. Допустим, Штирлица на улице окликнули "Эй, Исаев!". Если он не помнит себя, то рефлекторно обернется.
А что "они говорят" - ну, они наверное знают, что говорят, но вряд ли им известно значение слова "самовспоминание". Это слово или не вообще не прижилось в русском языке, или устарело. Осталось только в родственных словах и словосочетаниях: "самозабвенно", "себя не помня". Вряд ли разведчик может действовать самозабвенно и себя не помня.
 
П.С. С новым годом, дорогие товарищи!
 
 
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Evgeny от 31 ґХЪРСам 2011, 00:30:44
Мне казалось, что осознанность ,- это все же не внимание, это контроль за ним. Можно вести машину на автомате, да, но не стоит при этом о чем нибудь мечтать., так как  все внимание уйдет туда. Иначе , можно очнуться а перед тобою "столб" и крутить руль поздно. Конечно когда отрабатываешь что то и каждый шаг просчитываешь, то видимо  из за  дохлости ресурса все происходит слишком медленно, а когда большинство движении уходи на автомат, то скорость возрастает многократно, возможно за счет передачи контроля другому центру, где процессор покруче  и внимание освобождается . Я например на дороге стараюсь направить его на прогнозирование возможных вариантов развития ситуации на дороге. Ехать на полном автомате, слишком опасно.

Присоединяюсь на 100%.
 
"Но осознанность ли это?"
 
Это осознанность - в возможной и необходимой степени.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Evgeny от 31 ґХЪРСам 2011, 00:38:25
Вообще, есть ли здесь противоречие - между автоматом и осознанностью? Разве одно непременно исключает другое?

Формально - нет, но если мы осознаем работу своего автомата, то это уже не совсем автомат.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 31 ґХЪРСам 2011, 00:58:05
Вообще, есть ли здесь противоречие - между автоматом и осознанностью? Разве одно непременно исключает другое?

Формально - нет, но если мы осознаем работу своего автомата, то это уже не совсем автомат.
Имхо, осознанность мешает автоматизмам только до тех пор, пока сама не стала автоматизмом, пока она не перестала требовать усилий. Тогда можно отпустить тело, интеллект, всё своё существо и наблюдать за происходящим.
Есть много примеров, когда человек действует на автомате и при этом полностью осознаёт происходящее.
Да что там далеко ходить - дыхание это ведь автоматизм? А как насчёт анапанасати - практики осознавания дыхания? В ней с дыханием ничего не делают - оно естественно и расслабленно, ему позволяют быть естественным и расслабленным. И наблюдают.
Другой пример - БИ. Там нужно действовать полностью на рефлексах, на автоматизмах. И тем не менее, нужно при этом быть полностью осознанным. Ясно осознавать что происходит.
Поэтому осознавание, которое мешает автоматизмам - это лишь первый шаг в осознавании.
Что действительно является антагонистом осознанности - так это не автоматизм, а вовлечённость.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: муму от 03 ПЭТРам 2013, 20:45:56
(http://sphotos-a.xx.fbcdn.net/hphotos-snc7/481274_4105375399403_577672199_n.jpg)
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Evgeny от 03 ПЭТРам 2013, 22:50:38
Вообще, есть ли здесь противоречие - между автоматом и осознанностью? Разве одно непременно исключает другое?

Формально - нет, но если мы осознаем работу своего автомата, то это уже не совсем автомат.
Имхо, осознанность мешает автоматизмам только до тех пор, пока сама не стала автоматизмом, пока она не перестала требовать усилий. Тогда можно отпустить тело, интеллект, всё своё существо и наблюдать за происходящим.
Есть много примеров, когда человек действует на автомате и при этом полностью осознаёт происходящее.
Да что там далеко ходить - дыхание это ведь автоматизм? А как насчёт анапанасати - практики осознавания дыхания? В ней с дыханием ничего не делают - оно естественно и расслабленно, ему позволяют быть естественным и расслабленным. И наблюдают.
Другой пример - БИ. Там нужно действовать полностью на рефлексах, на автоматизмах. И тем не менее, нужно при этом быть полностью осознанным. Ясно осознавать что происходит.
Поэтому осознавание, которое мешает автоматизмам - это лишь первый шаг в осознавании.
Что действительно является антагонистом осознанности - так это не автоматизм, а вовлечённость.

Плот, мы о разном. Вы привели примеры безупречных автоматизмов, но в обычной жизни мы больше встречаемся с автоматами, которые то и дело "сбоят" - то ли от внутренних поломок, то ли от сложности и изменичивости ситуации. В таком случае осознанность просто должна "помешать" автоматизмам. Типа кучера, который спокойно сидит на козлах, опустив возжи, но обязательно вмешается, если лошадь свернет не туда.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 03 ПЭТРам 2013, 23:18:40
Мы (кажется, с лёгкой руки Вадима) уже недавно ввели различие между понятиями "механистичность" и "автоматизм". Бодрствующее сознание определённо элиминирует механистичность, но не мешает автоматизмам. Однако, на начальной стадии практики, когда имеет место "волевая осознанность" (причём - не важно чего), работа автоматизмов может нарушаться. Впрочем, это, видимо, можно считать определённой патологией практики.
Можно воспользоваться такой аналогией. Если уподобить внимание, скажем, необъезженному коню, то когда человек занят его усмирением, все его силы употребляются на это занятие, и ему, например, не до впашки поля (повседневная работа, в т.ч. автоматизмы). Однако когда конь усмирён, пахота становится намного более эффективной, чем когда конь бегал на воле сам по себе и временами вдобавок топтал посевы. И когда, соответственно, пахать приходилось вручную.
Возникает ещё вопрос - зачем был усмирён конь. На это разные традиции дают, видимо, разные ответы.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 03 ПЭТРам 2013, 23:20:51
Цитировать
когда человек занят его усмирением, все его силы употребляются на это занятие, и ему, например, не до впашки поля (повседневная работа, в т.ч. автоматизмы).
Так вот патологией эта ситуация является потому, что при адекватном подходе коню выделяется загон и он объезжается постепенно и неторопясь, не в ущерб пахоте и прочим сельхозработам.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Зейтан от 03 ПЭТРам 2013, 23:32:51
Цитировать
Возникает ещё вопрос - зачем был усмирён конь. На это разные традиции дают, видимо, разные ответы.


Что вы тут имеете в виду? Мне не очень понятно.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 03 ПЭТРам 2013, 23:36:39
Цитировать
Возникает ещё вопрос - зачем был усмирён конь. На это разные традиции дают, видимо, разные ответы.


Что вы тут имеете в виду? Мне не очень понятно.
Я имею в виду, что усмирённого коня можно использовать для разных целей. Кому-то оказывается вполне достаточно пахать на нём свой огород. А кто-то обнаруживает, что на нём можно путешествовать, например. Туда, куда пешком не очень-то и дойдёшь.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Зейтан от 03 ПЭТРам 2013, 23:40:46
Можно с ним еще любовью заниматься.)
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: abram от 04 ПЭТРам 2013, 00:16:32
Цитировать
Я имею в виду, что усмирённого коня можно использовать для разных целей. Кому-то оказывается вполне достаточно пахать на нём свой огород. А кто-то обнаруживает, что на нём можно путешествовать, например. Туда, куда пешком не очень-то и дойдёшь.
Цитировать
Можно с ним еще любовью заниматься.)


Анекдот в тему:


Hа уpоке литеpатуpы учительница говоpит :
- Дети, пpидумайте мне стих с фpазой "Если б я имел коня"
Петя тянет pуку :
- Если б я имел коня, я б скакал на нем 3 дня !
- Молодец Петя, пять.
Ваня тянет pуку :
- Если б я имел коня, конь бы слушался меня !
- Молодец Ваня, пять.
Вовочка :
- Если б я имел коня, это был бы номеp ...
Если б конь имел меня, я б навеpно помеp ...
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 03 ёоЭм 2013, 13:11:38
За автоматизмы ответственны базальные ядра мозга (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B8), а за осознанность - островок мозга (http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/32630) и передняя поясная кора (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.BD.D1.8F.D1.8F_.D0.BF.D0.BE.D1.8F.D1.81.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0_.28.D0.BE.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D1.82.D0.B0.D1.82.D1.8C.D1.8F.29). Это разные участки мозга и они могут работать одновременно.

Данные из книги "Мозг. Инструкция по применению" (http://www.ozon.ru/context/detail/id/19992956/). Кроме того, там весьма интересно рассказывается о нейробиологических исследованиях феномена осознанности. Ну и много чего ещё. Вообще, рекомендую эту книгу.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 03 ёоЭм 2013, 13:30:14
Итак, с точки зрения нейробиологии осознанность это вполне определённый особый режим работы мозга, когда он, по сути, отслеживает собственную работу.
 
 В бодрствующем состоянии имеются два основных режима работы (при этом работают разные участки мозга):

 1. "Сеть по умолчанию" (имеется в виду нейронная сеть). Это например когда вы сидите на скамейке в парке и в голову вам приходят мысли о том о сём. Надо бы мол потолок побелить или ещё что-то такое. Сеть по умолчанию включает т.н. "нарративное состояние" - это когда мы как бы ведём повествование в мыслях (внутренний диалог-монолог). При этом вы можете думать о чём-то вполне сосредоточенно.
 
 2. Но существует ещё и второе состояние - "сеть непосредственного восприятия". Это когда вы, сидя на скамейке, ни о чём не думаете вообще, а сознательно воспринимаете поступающую на органы чувств информацию (в том числе и информацию о собственном "я" - чувствах, мыслях, эмоциях, внутреннем состоянии). Ветерок, расслабленность в теле, солнце припекает, колыхание листвы на деревьях и т.д. В этом режиме восприятие становится более точным и полным.
 
 Подобное состояние тренируется и только благодаря этому внутреннему наблюдателю мы можем контролировать своё поведение, управлять мышлением и т.д. Учёные отмечают, что если человек тренирует это состояние (а делать это можно множеством способов), он способен отключать нарративное состояние сознательно, он способен отмечать момент прихода какого-то импульса-желания и блокировать его на подходе, до актуализации, он способен к озарениям.
 
 Оказывается, нейробиологи занимаются и изучением творческих озарений, когда решение какой-то проблемы приходит интуитивно, как бы сразу. И исследования показали, что способность к озарениям прямо пропорциональна степени развитости осознанности.
 
 При этом интересно, что эти две сети связаны между собой инверсно, согласно исследованиям. Т.е. когда одна включается, другая отключается. По умолчанию человек автоматически находится на нарративе, поэтому эта сеть и названа "сетью по умолчанию".

Это пересказ из вышеупомянутой книги.
 
По сути под состоянием "сети непосредственного восприятия" описана шаматха. В випашьяне человек учится сосредотачивать работу этой сети на определённых задачах, как я понимаю.

Кроме того, при определённой практике нарратив может работать без отключения СНВ (говорю из собственного опыта, в книге об этом не говорится). При этом работа нарратива, конечно, меняется.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: plot от 04 ёоЭм 2013, 09:34:41
Думаю, достаточно очевидно, что с помощью практик осознанности (самые прямые из них, из известных мне, пожалуй - сатипаттхана, анапанасати), человек учится включать контур непосредственного восприятия и оставаться в нём.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Жан- от 02 БХЭвпСам 2013, 19:23:14
При помощи практик осознанности,человек приходит к истинной ОСОЗНАННОСТИ, которая есть  безусильность и которая есть природа вашего ума.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Жан- от 02 БХЭвпСам 2013, 19:31:20
Это что за дзен буддисты которые критикуют осознанность.
Мне вот интересно понимают ли они слово Дзен. Которое произошло от слова Чань,
которое в свою очередь произошло от слова Дхьяна.
Гопода критики,так что такое по вашему Дхьяна.
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 24 °ЯаХЫм 2016, 07:19:16

Исследования осознанности [mindfulness] не подружились со статистикой


https://nplus1.ru/news/2016/04/22/power-of-positive-thinking

Англ.:

http://www.nature.com/news/power-of-positive-thinking-skews-mindfulness-studies-1.19776

* * *

Как видно из статьи, научные исследования осознанности (mindfulness) имеют тенденцию учитывать позитивные результаты и игнорировать негативные (то есть игнорировать отсутствие ощутимой пользы от осознанности).
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 09 јРЩ 2016, 20:38:12
Забудьте про mindfulness и перестаньте искать себя

Forget mindfulness, stop trying to find yourself


http://www.theguardian.com/books/2016/apr/09/forget-mindfulness-stop-trying-to-find-yourself-start-faking-it-confucius
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: wayter от 16 јРЩ 2016, 16:32:39


«McMindfulness»: загрязнён ли буддизм капитализмом?





PAVEL TSVETKOV (https://www.facebook.com/pavel.tsvetkov)·24 МАРТА 2016 Г. (https://www.facebook.com/notes/pavel-tsvetkov/mcmindfulness-%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%BD%D1%91%D0%BD-%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%BC/10154049237434839)


Интервью с Терри Хайлендом Хэнк Пеллиссьер
Терри Хайленд (Terry Hyland) является экспертом по буддизму, заслуженным   профессором в Университете Болтона в Великобритании и преподавателем   философии в Свободном университете Ирландии, а также ведущим курсов по осознанности (mindfulness). Им написано более 150 статей, 19 книжных глав и 6 книг.
Институт этики и новых технологий в лице Хэнка Пеллиссьера (1) взял интервью у Терри Хайленда по поводу его мнения относительно коммерциализации лечебной терапии в Великобритании также известной как «McMindfulness» (2).
Хэнк Пеллиссьер: Пожалуйста, объясните «революцию   осознанности» в Великобритании. Насколько это популярно?
Терри Хайленд: «Революция осознанности» в Великобритании, я подозреваю, очень   похожа на ту, которая происходит в США и, в некоторой степени, в глобальном масштабе. Она заключается в экспоненциальном росте применения базовых практик   (медитация на дыхание, сканирование тела, осознанное движение) к, казалось бы, безграничному диапазону областей: депрессии, стрессу, зависимостям и тревожным расстройствам, а также применение в области здравоохранения и социальной помощи, плюс – это внедрение её на всех уровнях в сфере   образования, на рабочих местах, в сфере развития навыков управлении и руководства, а также в организациях государственного и частного сектора. За последние несколько лет она стала «мемом» (3), продуктом, модным духовным товаром с огромным рыночным потенциалом и, в своих популистских формах превратилась во всепроникающее явление под названием «McMindfulness». Бренд «осознанность» в настоящее время используется для продажи книг по раскрашиванию, пешим походам, приготовлению пищи, вождению автомобиля, садоводству и так далее, и существует большое количество «приложений (apps)» по самосовершенствованию в любой теме на свете.
Хэнк Пеллиссьер: Можете ли вы охарактеризовать интерес парламента к этому?
Терри Хайленд: Недавний парламентский доклад (*предмет моего критического обзора)   по осознанности является симптоматичным продолжением революции как «мема», распространяющегося как вирус во всех секторах научного сообщества, культуры, средств массовой информации и в различных формах социальной среды. Некоторые члены парламента, ответственные за доклад, завершили его одним из стандартов по снижению стресса на основе осознанности (mindfulness-based stress reduction – MBSR) и когнитивной терапии основанной на осознанности (mindfulness-based cognitive therapy – MBCT) – это курсы на основе оригинальной программы Джон Кабат-Зинна, которые в настоящее время сильно популярны во всех областях Великобритании и остальной части Европы. Стимулируемая массовым изданием и коммерческими интересами, осознанность «мания» в настоящее время находится на своем пике, но, на мой взгляд, скоро начнёт ослабевать.
Хэнк Пеллиссьер: Что для вас означает термин «McMindfulness»?
Терри Хайленд: «McMindfulness» – это предмет потребления, рыночная и   редукционистская (4) версия практики осознанности, которая заключается в организации курсов, «приложений», книг и других предметов для продажи широкой публике. Технология «McMindfulness» полностью отвечает Ритцеровской (Ritzer’s) (5) оригинальной модели по макдональдизации (McDonaldization), то есть превращению в товар всех аспектов жизни, посредством стандартизации, исчислимости и контроля в беспощадной капиталистической погоне за прибылью, и отличается своим денатурированием и редукционизмом базовых практик и отделение их от основных принципов нравственного поведения в русле буддийской традиции медитативной практики. Цели продуктов «McMindfulness» являются обычно стратегическими/эксплуатационными и связаны с достижением материалистических результатов, таких как продажа книг и курсов, повышения производительности труда на рабочих местах или достижение краткосрочных целей в области образования и профессиональной подготовки.
Хэнк Пеллиссьер: Как практика осознанности используется неправильным образом и   разрушается при помощи «McMindfulness»?
Терри Хайленд: Стратегии «McMindfulness», которые связаны с продажей   продукции в погоне за материалистической выгодой, находятся в противоречии с   буддийскими нравственными предписаниями, связанными с Правильными действиями,   Правильным взглядом, Правильным усилием и Правильными средствами к   существованию, и по существу представляют собой явное злоупотребление осознанностью. Когда такие методы используются, например, в полиции и в тренировках по армейской подготовке или крупными корпорациями в программах развития персонала (см. источники, перечисленные в моей критической части обзора), то это явно поднимает вопросы по поводу прямого злоупотребления практикой, поскольку основополагающие ценности осознанности, такие как Правильные средства к существованию, любящая доброта, сострадание и не материализм – несомненно и принципиально расходятся с основными видами деятельности корпораций и военных. Образцы «McMindfulness» представляют собой недопустимые и безобразные мутации первоначальной сути практики и ценностей происходящих из буддийских традиций.
Хэнк Пеллиссьер: Как посредством алчности, недоброжелательности и заблуждения разрушается первоначальная суть практики осознанности? Терри Хайленд: Алчность, недоброжелательность и заблуждение традиционно являются тремя   ядами, которые помогает осознать предназначенная для этого буддийская практика   осознанности, и, в конечном счете, подвергнуть критическому рассмотрению и преодолеть   в процессе облегчения страданий и повышения человеческого процветания во всех существах. Продукты «McMindfulness» – являются не только злоупотреблением   и неверным применением определенной практики такими способами, о которых было сказано выше, но они фактически увеличивают страдания, подливая топливо к тому пламени, которое питает алчность, отвращение и неведение, пылающие в погоне за материалистической выгодой. Маркетизацию осознанности в этом отношении можно прямо сравнить с экспроприацией «протестантской этики» посредством капиталистических   интересов во времена промышленной революции. Касательно текущей модели, капитализация осознанности представляет собой идеальный потребительский   продукт с удобным двойным назначением, которое, с одной стороны обещает снять   у сотрудников стресс – часто в организациях, чьи безжалостные и драконовские   условия труда его в первую очередь и вызвали (см. Purser & Ng 2015, указанный в критическом   обзоре) и, с другой стороны это предмет потребления с потенциалом бесконечных   продаж в духовно обнищавшей культуре, пронизанной синдромом дефицита внимания   и тоской поздней капитализма.
Хэнк Пеллиссьер: Как в этом участвует Джон Кабат-Зинн? Терри Хайленд: Кабат-Зинн (6) остро осознает, что нынешняя революция осознанности, возможно по большей части, была вдохновлена его собственной работой – курсами (MBSR) в медицинской школе Университета штата Массачусетс,   начиная с 1979 года, а также и в последующих его публикациях. На мой взгляд,   он до некоторой степени с запозданием подверг критике одержимость психологическим   измерением осознанности и предостерег от «оппортунистических элементов» (Прим.   пер.: то есть меркантильных, когда ищут выгоду любой ценой) тех, для кого   «осознанность стала бизнесом, который может лишь разочаровать чувствительных   потребителей, которые смотрят на него как на панацею». Такие предупреждения   должны быть приняты во внимание всеми учителями осознанности и практиками,   наряду с настойчивым требованием Кабат-Зинна, что вся практика должны быть твердо подкреплена «нравственными основами медитативных практик и традиций, из которых и возникла осознанность» (см. ссылку в критическом обзоре).
Хэнк Пеллиссьер: Назовите несколько буддийских мыслителей, которые критикуют   «McMindfulness».
Терри Хайленд: В последние годы в число известных критиков «McMindfulness» включают Профессора Рональда Пэсера (Prof Ronald Purser), Стивен Бэчелор (Stephen Batchelor), Джон Пикок (John Peacock), Дэвид Лоу (David Loy), Сэм Харрис (Sam Harris) и Бхиккху Бодхи (Bikkhu Bodhi).   
Хэнк Пеллиссьер: Не кажется ли вам, что есть нечто положительное в том, что   осознанность преподаётся в школах и на рабочих местах?
Терри Хайленд: Да, есть некоторые веские доказательства эффективности практики осознанности в школах и на рабочих местах, как я отмечаю это в своей книге «Осознанность и обучение» («Mindfulness and Learning», Springer, 2011),   но это является положительным только тогда, когда присутствует осведомлённость о нравственных принципах, которые лежат в основе практики, связанной с избавлением от страданий и увеличением благополучия ума/тела. Применение в секторе здравоохранения и социального ухода является идеальным и по существу целительным, таким образом, непосредственно объединяя их с основополагающими   принципами осознанности, имеющих отношение к избавлению от страдания. С другой стороны в образовании и работе, наблюдается тенденция к тому, чтобы такая сущностная трансформационная   функция [осознанности] была бы внедрена, для достижения конкретных оперативных задач, и такие прагматичные стремления затмили собой связи с основополагающими нравственными принципами. В области образования, такие утилитарные цели включают в себя повышенную самооценку/владение собой и   улучшенную продолжительность сосредоточения/внимания, а на рабочем месте – снижение стресса сотрудников, более низкие показатели прогулов и улучшенные навыки общения. Все это представляется довольно далёким от нравственных ценностей, которые Кабат-Зинн и другие известные учителя осознанности хотели бы защитить в соответствии с идеалом.
Хэнк Пеллиссьер: Как вы считаете, каким образом это можно осуществить?
Терри Хайленд: Учитывая необычайную плодовитость «мема» трансформированной осознанности   и экспоненциальный рост продукции «McMindfulness» в течение последних нескольких лет, ключевой вопрос касается того, как может быть устранён нанесённый ущерб в интересах восстановления «Правильных средств к существованию» тех видов деятельности, которые предназначены для взращивания мудрости, позволяющей нам облегчить человеческие страдания в борьбе против алчности, отвращения и заблуждения?
Можно предложить следующие стратегии:
1. Полностью раскрыть недостатки, превращенных в предмет потребления программ   «McMindfulness», обозначить их неверное применение/злоупотребление в использовании   осознанности в материалистических целях или в погоне за такими целями,   которые находятся в прямом противоречии к основополагающим нравственным принципам, таким как ненанесение вреда, сострадание и любящая доброта.
2. В образовании и работе, этика уважения личной автономии участников должна   быть выдвинута на передний план вместе с настойчивым требованием того, что рост и развитие не являются краткосрочными оперативными целями, но скорее это как дорожные продольные указатели в путешествии открытия и пробуждения длиною во всю жизнь.
3. Убедитесь в том, что все формы практики осознанности – в конкретных   программах MBSR/MBCT, в программах общего образования, на производстве и при   подготовке учителей – являются открытыми и полностью основанными на буддийских этических принципах и глубокой нравственной философии многовековой традиции Дхармы.
Это не вопрос сохранения определенного представления о доктринальной чистоте,   но всё это для того, чтобы защитить восприимчивых людей, которые могут быть   привлечены поверхностной привлекательностью трюков и уловок самосовершенствования «McMindfulness». Чтобы они чётко отличали то, что не является той осознанностью, которую практикуют ради преобразования человеческих страданий, и которая способствует более гармоничному, справедливому и нравственному обществу.
Примечания переводчика
1) Интервью берет Хэнк Пеллиссьер (Hank Pellissier) – управляющий директор Института этики и новых технологий (IEET).
2) Слово «McMindfulness» – происходит от совмещения названия забегаловки быстрого питания – MacDonalds® и слова mindfulness, которое переводится как осознанность, памятование. «McMindfulness» – новомодная технология осознанности, которую символически сравнивают по своим качествам и масштабам распространения с продукцией Макдоналдс®.
3) Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.
4) Редукционизм – это (от лат. reductio — возвращение, отодвигание вперед) — осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка, в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей. 
5) Джордж Ритцер (George Ritzer) является американским профессором, социальным теоретиком,   занимающимся методологическими проблемами социологии массовой культуры. Он   опубликовал несколько работ, которые непосредственно относятся к теме   макдональдизации повседневности. В своей книге «Макдональдизация общества» он   пишет, что макдональдизация представляет собой процесс, «благодаря основным   принципам которого этот ресторан фаст-фуда добивается всё большего доминирования   в самых разных сферах жизни американского общества и остального мира». При   этом под процессом «макдональдизации» понимаестя не просто процесс   распространения ресторанов быстрого питания сети «Макдональдс» по всему миру,   но прежде всего превращение тех функциональных принципов, на которых   основывается ресторанный бизнес этой сети, в базисные принципы организации   современной социальной жизни, способствующие её дальнейшей рационализации.
6) Джон Кабат-Зинн – доктор в области молекулярной биологии, профессор медицины. Основатель и директор Клиники работы со стрессом Медицинского центра Университета Массачусетса.
Пер. с англ.: Цветкова Павла Источник: Полный вариант статьи с полезными гиперссылками находится по   адресу: https://www.academia.edu/21620979/M... (https://www.academia.edu/21620979/McMindfulness_Is_Buddhism_Contaminated_by_Capitalism)
http://ieet.org/index.php/IEET/more... (http://ieet.org/index.php/IEET/more/pellissier20160206)
Название: Re: Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )
Отправлено: Uj.in от 16 јРЩ 2016, 21:52:50
«McMindfulness»: загрязнён ли буддизм капитализмом?
Интервью с Терри Хайлендом Хэнк Пеллиссьер
а они знают что такое буддизм?

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100