Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Буддизм => Тема начата: plot от 12 ЬРавР 2012, 09:23:23

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 12 ЬРавР 2012, 09:23:23
 Нечто вроде статьи, в которой я попытался разложить по полочкам описываемую ниже тему.

Манасикара и сати
 
Прежде всего, необходимо оговориться, что в буддизме различают два вида внимания: первое – это ординарное внимание. Одно из его простейших и непосредственных проявлений – Павловский рефлекс «что это?». Повседневное внимание в целом относится к этому виду. Называется оно в буддизме манасикарой. Это непроизвольное внимание, направленное на объект, представляющий интерес в том или ином смысле, причём объект может быть как конкретный, так и абстрактный (идея). Манасикара может быть устойчивой только при постоянном непосредственном непроизвольном стимуле-интересе. Даже если это психический стимул типа памяти, он должен быть эмоционально подкреплён.
 
Второй вид внимания можно обозначить словами «бодрствование», «памятование», «внимательность», «осознавание». В оригинале называется сати. Это – невовлечённое внимание. Именно такое внимание способно как бы подняться над процессом восприятия и «посмотреть» на него со стороны. 
 
Наличие сати у человека проявляется, например, в способности абстрагироваться от воспринимаемого. В результате, мы способны вместо «это страшный человек» сказать - «я испытываю страх при виде этого человека». Это два фундаментально разных утверждения. В первом мы отождествляем свой страх с данным человеком, а во втором – мы наблюдаем собственное переживание. Второе утверждение может быть сделано только с использованием сати.
 
Последствия наличия у человека сати огромны. Именно благодаря ему мы способны к целенаправленно изменять самих себя, то есть, по сути, способны к внутренней работе. Саморефлексия, вообще рефлексия в том виде как её описывает, скажем, Тейяр де Шарден, также осуществляется с помощью сати. Даже банальное сознательное удерживание внимания на одном неинтересном объекте не может быть осуществлено без сати: манасикара направляет восприятие на объект, а сати контролирует манасикару чтобы она не отвлекалась.
 
Однако, работа рассудка базируется на манасикаре и повседневная мыслительная деятельность может быть очень изощрённой, но при этом не основанной на сати. Однако, если рассудок не использует сати, то он лишь комбинирует уже известное. Продуцирование нестандартных решений без сати невозможно.
 
В буддизме многие практики прямо направлены на культивацию сати. Например, анапанасати – наблюдение за дыханием. Сначала практикующий следит за дыханием, отдавая себе мысленный отчёт, т.е. производя мысленный счёт дыхания или мысленно произнося: «вдох» «пауза» «выдох» и что-нибудь подобное. Постепенно осознавание дыхания становится непрерывным и всё более глубоким, так, что самоотчёт уже не требуется. В конце концов это состояние распространяется на все аспекты жизни и перестаёт быть привязанным к объекту. Иными словами, для того, чтобы пребывать в состоянии бодрствования, нет необходимости удерживать ординарное внимание на каком-либо объекте, сати теперь работает и без этого.
 
Шаматха
 
Теперь, в свете вышесказанного, обратимся к шаматхе. Надо прежде всего сказать, что шаматху, о которой идёт здесь речь, не стоит путать с самадхи, соответствующей восьмому этапу Восьмеричного Пути (самма-самадхи). Можно сказать, что шаматха (саматха) и випашьяна (випассана) – это две разновидности методов, с помощью которых можно придти к самма-самадхи. И методы эти становятся доступны через развитие сати.
 
Итак, шаматха характеризуется чистым нерассеянным вниманием-сати, которое не замутняется даже на мгновение. Это - чистое осознавание, чистая внимательность.
 
Как уже говорилось, при обычном созерцании какого-либо объекта есть манасикара, направляющая восприятие на объект, и сати, контролирующее манасикару от отклонений. В шаматхе манасикара полностью поглощается сати и остаётся только второе, т.е. чистая осознанность, направленная на объект. Больше нет контролирующей части, поскольку некого больше контролировать. Для того, чтобы дать представление о том, что такое шаматха, можно привести следующий пример.
 
Представьте, что вы долго шли по лесным тропинкам, устали, и вышли к реке. Вот вы сели под деревом и отдыхаете. Вы совершенно расслабленны и в то же время готовы в любой момент поднятья и пойти дальше, ваша голова свободна от мыслей, вы полностью поглощены этим чудесным мгновением: свежий ветерок, тёплое солнце, отдых. Вы просто наблюдаете за волнами на реке, за пролетающими стрекозами, за проплывающими облаками. Ваше сердце прозрачно и тихо. Вы ничем не заняты, но полностью бодрствуете и созерцаете реку и облака. Вот это состояние очень близко к шаматхе.
 
В медитации, направленной на шаматху, буддисты культивируют это состояние до полной и совершеннейшей чистоты. Такую практику в её наиболее рафинированном виде можно встретить в чань-буддистской секте Цаодун (яп.Сото). Их «титульная» практика – дзадзэн, сидячая медитация, не может быть понята правильно без учения о шаматхе. Догэн, основатель японской ветви этой школы, говорил, что дзадзэн это уже и есть просветление. Многими людьми, не знакомыми с сутью учения, это утверждение совсем не понятно. Как так – простое сидение в правильной позе может уже быть просветлением? Но на самом деле имеется в виду, конечно, не просто сидение, а пребывание в шаматхе – полностью спокойном и бодрствующем состоянии, которое естественным образом углубляется по мере практики, достигая совершенной кристальности. Всё в практике этой школы направлено на то, чтобы создать идеальные условия для шаматхи, в том числе точно выверенная и уравновешенная поза.
 
Это состояние может посетить нас и во время активной деятельности. Кое-кто из нас склонен к нему от природы. Некоторые люди находят это состояние в определённых видах деятельности и зачастую посвящают этому занятию всю жизнь. Спорт зачастую способствует достижению шаматхи. Например, занятия боксом, бегом, плаванием, теннисом, сёрфингом, парашютным спортом и т.п. вызывают в некоторых людях особое тихое кристальное полностью внимательное состояние, которое есть не что иное как шаматха. Это состояние имеет свою привлекательность, особую тонкую радость и поэтому люди, однажды попробовав его, стремятся к нему вновь и вновь.
 
Шаматха отнюдь не обязательно означает «внутреннее безмолвие». В этом ясном осознанном состоянии возможна мыслительная деятельность всех видов, однако без эмоциональной вовлечённости. При этом человек осознаёт происходящий мыслительный процесс, наблюдает его как бы со стороны, если надо направляя его и т.д., вплоть до того, что возникновение, протекание и исчезновение мысли может наблюдаться вполне отстранённо и отчётливо, начиная с момента самого первичного импульса, предшествующего появлению мысли. Поэтому шаматху характеризует не внутреннее безмолвие, а именно невовлечённость: мысли, возникая, не увлекают за собой наше внимание, но наблюдаются как бы со стороны.
 
Випашьяна
 
Другая форма работы сати – это випашьяна, или как её называют - аналитическая медитация. Если шаматха – это однонаправленное спокойное осознавание, то випашьяна – сосредоточенное вглядывание.

Некоторое представление о випашьяне можно получить из такого примера: представьте, что вы вглядываетесь вдаль, где виднеется некий человек, и пытаетесь понять, что это за человек. Ваш ум при этом свободен от интеллектуальных рефлексий, он полностью погружён во вглядывание. Вы вглядываетесь затаив дыхание, с полным сосредоточением. Если шаматха это состояние чистого внимания, чистого бодрствования, то випашьяна имеет характеристику остроты, направленности, как бы вопрошания или поиска. Лучи ума собираются в випашьяне в узкий пучок.
 
В буддизме этот пучок направляется на строго определённые вещи, фактически – на саму природу бытия. Этот луч используется чтобы вскрыть ткань реальности. В результате буддист приходит к определённому пониманию. Наиболее чистая практика випашьяны имеет место в чань-буддийской секте Линь-Цзы (яп. Риндзай). Здесь распространена практика гунъань (яп. коан). В ней человек сосредотачивается на определённой теме или вопросе. По буддийскому обыкновению этот вопрос эмоционально нейтрален для человека. Например – «мы знаем каков хлопок двух ладоней, каков же хлопок одной ладони?» Этот вопрос или тема построены так, что их невозможно разрешить с помощью рассудка, то есть человек вынужден всматриваться в суть этого вопроса с помощью метода випашьяны.
 
Тем не менее, прежде чем человек стал бы способен к качественному применению этого метода, всё же необходим определённый навык в шаматхе. Поэтому даже в Линь-Цзы-цзун новички поначалу успокаивают ум с помощью методов наподобие счёта дыхания и прочего.
 
Однако, навык випашьяны используется и в других целях. Например, некоторые учёные, сами того не подозревая, прибегают к випашьяне чтобы решить те или иные фундаментальные вопросы: они сосредотачиваются на вопросе полностью, всей мощью своего ума, при этом «плоская» интеллектуальная рефлексия играет второстепенную роль, даже как бы затихает. Главная роль в тех прозрениях, к которым они приходят, принадлежит именно чистому и острому вглядыванию в суть проблемы. В результате понимание приходит как бы скачком, сразу и целиком, и после этого только остаётся оформить его в том или ином виде.
 
Вообще говоря, грань между шаматхой и випашьяной довольно условна и тонка. Иногда трудно с уверенностью определить, что именно из них присутствует в данный момент. В качестве примера можно рассмотреть практику созерцания какого-либо объекта, скажем, пламени свечи. Если мы просто нерассеянно удерживаем внимание на пламени, имея тихий и неподвижный ум, то это больше похоже на шаматху. Если же мы всматриваемся в пламя с остротой, как бы пытаясь проникнуть в его природу, это уже випашьяна.
 
Суфийский зикр, шаматха и випашьяна (всё, что написано ниже о суфийских методах – не более чем мои догадки, поэтому ни на что не претендую)
 
Интересно в этой связи рассмотреть практику суфийского зикра. То, что в зикре (и других разделах тариката) задействуется сати, думаю, ни у кого не вызовет сомнений. Также, можно заметить, что суфийская практика своим тотальным устремлением-сосредоточением более всего напоминает своеобразную разновидность випашьяны. При спокойном сосредоточении ума на зикре он становится ближе к шаматхе. Однако, есть одна черта, которая делает суфийскую практику уникальной.
 
Дело в том, что объекты, интересные для манасикары, как правило обладают признаком помрачённости, то есть они способствуют вовлечению, залипанию внимания. В качестве примера можно привести зависимость от просмотра телевизора. Человек может созерцать экран телевизора часами, однако шаматхи при этом не возникает. Это происходит из-за того, что в данном случае работает одна манасикара, руководимая эмоциональной вовлечённостью.
 
Поэтому буддисты (если не считать некоторые направления) намеренно выбирают наименее привлекательные для манасикары объекты. Либо эмоционально отвратительные (трупы и проч.), либо нейтральные (дыхание, положение тела и проч.). Созерцание отвратительных объектов имеет и ряд других функций, например, нейтрализация некоторых эмоциональных фиксаций.
 
Суфии же открыли, что сама по себе страсть, эмоциональное влечение, не является обязательно помрачённой. Это скорее – фундаментальная энергия, на которой обычные помрачённые страсти лишь паразитируют. Тут кроется коренное концептуальное различие между буддизмом и исламом.
 
Буддизм делает акцент на том, что весь мир, всё сущее живёт лишь благодаря помрачённой страсти и вселенная представляется им как юдоль страданий и нескончаемой маеты. Целью своей буддизм ставит избавление от страдания, и соответственно страсть в каком бы то ни было виде, согласно буддийской парадигме, должна быть искоренена. Каким образом – тут существуют варианты.
 
В тантрическом буддизме, кстати, практикуются способы использования энергии страсти для развития випашьяны, чем-то похожие на суфийские. Суть этого метода можно проиллюстрировать на следующем примере. Сексуальное влечение используется для усиления випашьяны. Для этого в момент наивысшей силы влечения манасикара с помощью сати уводится от объекта влечения (женщины или мужчины) к точке приложения випашьяны. Таким образом, получается что человек начинает страстно стремиться к этой точке. Это похоже на то, как если бы мы использовали крокодила для того, чтобы перекусить бревно. Мы дразним его, и когда он открывает пасть чтобы слопать нас, мы подставляем в пасть бревно.
 
В тантре для целей практики выбирается такой партнёр, к которому практикующий ощущает наибольшее сексуальное влечение. Перед практикой выдерживается некоторая пауза, чтобы влечение достигло максимальной силы. Точно тот же подход практикуется и по отношению к другим эмоциям: если человек испытывает гнев, например, то он перенаправляет этот гнев на преграды между сознанием и точкой випашьяны. Иными словами, он устремляется к этой точке яростно. И так далее.
 
В исламе (и соответственно в суфизме) вселенная рассматривается скорее как отражение Абсолюта, стремящееся к своему Источнику в страстном влечении. Все наши повседневные страсти суть лишь искажения этого первичного, коренного устремления. Соответственно, делает вывод суфизм, мы должны не элиминировать страсть, но очистить её от искажений и направить к Тому, кому она была изначально предназначена. В результате происходит интересное: все земные страсти или, точнее сказать, страстишки, сгорают, исчезают в пламени устремления к Абсолюту.
 
Итак, суфиями был открыт путь к этому изначальному, неискажённому стремлению всего сущего к своему Источнику, можно сказать – к первичной страсти.
 
С чем можно сравнить суфийский подход в приложении к буддизму? Вспомним практику гунъаней, описанную выше. Представим себе, что человек, вглядывается в суть гунъань не просто со всей сосредоточенностью, но – страстно, с полным самозабвением. Он танцует, он практикует в музыке, он сходит с ума по гунъань. Его випашьяна становится не просто острой как скальпель, она становится огненной.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: nisso от 12 ЬРавР 2012, 11:36:29
Спасибо, plot, прекрасная статья.
Добавлю лишь, что это страстное влечение - эрос, со временем становится все более и более утонченным. Видимо его вы называете теоросом?

Любовь ничего не имеет общего
с пятью чувствами и шестью направлениями.
Ее единственная цель -
испытать притяжение,
вызванное Возлюбленным.

Руми, "Сокровища вспоминания", стр. 72
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 12 ЬРавР 2012, 11:41:23
Цитировать
Добавлю лишь, что это страстное влечение - эрос, со временем становится все более и более утонченным. Видимо его вы называете теоросом?
Совершенно верно. Суфизм, нмв, это путь теороса.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: Ogl от 12 ЬРавР 2012, 17:29:29
Плот, а почему человек все время вовлекается. Вот взять меня, вот знаю что нельзя , а все равно постоянно себя ловлю, что опять.

Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: sense от 12 ЬРавР 2012, 18:44:32

В исламе (и соответственно в суфизме) вселенная рассматривается скорее как отражение Абсолюта, стремящееся к своему Источнику в страстном влечении. Все наши повседневные страсти суть лишь искажения этого первичного, коренного устремления. Соответственно, делает вывод суфизм, мы должны не элиминировать страсть, но очистить её от искажений и направить к Тому, кому она была изначально предназначена. В результате происходит интересное: все земные страсти или, точнее сказать, страстишки, сгорают, исчезают в пламени устремления к Абсолюту.
 
Итак, суфиями был открыт путь к этому изначальному, неискажённому стремлению всего сущего к своему Источнику, можно сказать – к первичной страсти.
 
С чем можно сравнить суфийский подход в приложении к буддизму? Вспомним практику гунъаней, описанную выше. Представим себе, что человек, вглядывается в суть гунъань не просто со всей сосредоточенностью, но – страстно, с полным самозабвением. Он танцует, он практикует в музыке, он сходит с ума по гунъань. Его випашьяна становится не просто острой как скальпель, она становится огненной.

Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Есть выражения: "В миру, но не от мира", то есть, пребывать в реальном, а не воображаемом мире, одновременно помня  о Источнике. Или, еще более ясное: "Руки - делу, а сердце - Богу", то есть, заниматься полезным делом, сосредотачиваясь в своем сердце на Боге.
С чем можно сравнить такой суфийский подход в приложении к буддизму?
(Могу предположить только, что вероятность помрачения становится исчезающе малой.)
 

Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 12 ЬРавР 2012, 19:07:42
Цитировать
Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Человек, практикующий гунъань тоже сосредотачивается на нём постоянно, что бы он ни делал.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 12 ЬРавР 2012, 19:09:13
Плот, а почему человек все время вовлекается. Вот взять меня, вот знаю что нельзя , а все равно постоянно себя ловлю, что опять.
Вам нужно знать коренную метафизическую причину? Зачем?
Достаточно знать, что вовлечение побеждается возрастанием в бодрствовании, потому что это, вообще говоря, противоположные вещи.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: sense от 12 ЬРавР 2012, 20:02:29
Цитировать
Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Человек, практикующий гунъань тоже сосредотачивается на нём постоянно, что бы он ни делал.

Наиболее чистая практика випашьяны имеет место в чань-буддийской секте Линь-Цзы (яп. Риндзай). Здесь распространена практика гунъань (яп. коан).

Очень интересно. Чань-буддисты, так-же как и суфии, практикуют в миру?
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 12 ЬРавР 2012, 20:09:43
Цитировать
Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Человек, практикующий гунъань тоже сосредотачивается на нём постоянно, что бы он ни делал.

Наиболее чистая практика випашьяны имеет место в чань-буддийской секте Линь-Цзы (яп. Риндзай). Здесь распространена практика гунъань (яп. коан).

Очень интересно. Чань-буддисты, так-же как и суфии, практикуют в миру?
Практикуют, занимаясь, в том числе, и обыденными делами. Непрерывно, то есть, практикуют. По большей части это монашеская практика.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: Ogl от 12 ЬРавР 2012, 21:08:47

Достаточно знать, что вовлечение побеждается возрастанием в бодрствовании, потому что это, вообще говоря, противоположные вещи.

Это понятно, только больно медленно.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 13 ЬРавР 2012, 00:07:50

В исламе (и соответственно в суфизме) вселенная рассматривается скорее как отражение Абсолюта, стремящееся к своему Источнику в страстном влечении. Все наши повседневные страсти суть лишь искажения этого первичного, коренного устремления. Соответственно, делает вывод суфизм, мы должны не элиминировать страсть, но очистить её от искажений и направить к Тому, кому она была изначально предназначена. В результате происходит интересное: все земные страсти или, точнее сказать, страстишки, сгорают, исчезают в пламени устремления к Абсолюту.
 
Итак, суфиями был открыт путь к этому изначальному, неискажённому стремлению всего сущего к своему Источнику, можно сказать – к первичной страсти.
 
С чем можно сравнить суфийский подход в приложении к буддизму? Вспомним практику гунъаней, описанную выше. Представим себе, что человек, вглядывается в суть гунъань не просто со всей сосредоточенностью, но – страстно, с полным самозабвением. Он танцует, он практикует в музыке, он сходит с ума по гунъань. Его випашьяна становится не просто острой как скальпель, она становится огненной.

Подумалось, что в суфизме, возможно, открыли еще более изощренную практику: разделенного внимания.
Есть выражения: "В миру, но не от мира", то есть, пребывать в реальном, а не воображаемом мире, одновременно помня  о Источнике. Или, еще более ясное: "Руки - делу, а сердце - Богу", то есть, заниматься полезным делом, сосредотачиваясь в своем сердце на Боге.
С чем можно сравнить такой суфийский подход в приложении к буддизму?
(Могу предположить только, что вероятность помрачения становится исчезающе малой.)
А это разделённое внимание - это, нмв, просто сати, независимое от манасикары. То есть непрерывная осознанность, непрерывное памятование в то время как обыденное внимание занято обыденными делами. Достигается через ту же анапанасати, например. Да много через что.

Другой вариант возможен разве что лишь если процесс, скажем, повторения молитвы запущен в автомат.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 15 ЬРавР 2012, 00:56:39
 
Цитировать
В исламе (и соответственно в суфизме) вселенная рассматривается скорее как отражение Абсолюта, стремящееся к своему Источнику в страстном влечении.

Был такой человек - Бидия Дандарович Дандарон (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD,_%D0%91%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87). Кстати, тантрист. У него была книга - "Мысли буддиста. Чёрная тетрадь" (http://book.ariom.ru/txt589.html). В ней он излагает концепцию, очень напоминающую исламскую-суфийскую. Собственно Абсолют он называет Ади-Буддой, изначальным, вселенским Буддой, Дхармакайей, Нирваной.

Цитировать
Итак, совершенный дух (Нирвана, или Ади-будда), отделяясь и уходя от непросветленного вследствие необходимого творчества, создал движение, которое является одним из основных моментов созидания. Одновременно с возникновением движения возникает начало времени и пространства, которые являются координатами, условиями существования движения. На следующем этапе произошло самовозникновение праматерии. Предыдущий этап был этапом голого движения или движения Алая-виджняны, которая является частью всеобщего Алая. Поэтому как частица (божества) Ади-будды она постоянно, как тень, как волны на поверхности воды, стремящейся за идущей лодкой, стремится к Нирване, к первоначальному своему состоянию. Возникновение праматерии сопровождается необходимостью слияния ее с Алаей-Виджняной. Воплощение непросветленной виджняны в пространственно-материальный образ (первоматерии) как первая ступень саморазвития непросветленной частицы абсолютного духа (Дхармакая-Ади-будды), составляет первоначало всего бытия и устанавливает закон вечного совершенствования, который развернулся во времени, изменение которого характеризуется равномерно возрастающим числовым рядом Причем изменение во времени происходит в одном направлении: от прошедшего к будущему, т. е. цикл развития характеризует постоянное стремление несовершенной Алая-виджняны к Нирване (дхармакае) и течет по восходящей линии.
Если излагать буддийское учение в таком ключе, то оно будет звучать так: да, жизнь есть страдание и суета сует, но это страдание и суета сует лишь от нашей отделённости от Будды и нашего извечного стремления к нему. И мир, развиваясь, движется к Будде. Однако, надо заметить, что взгляды Бидии Дандаровича были скорее новаторскими и нетипичными для буддизма, насколько я понимаю.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: Добрый молодец от 16 ЬРавР 2012, 03:53:35
Поел с удовольствием)
Название: Re: Шаматха, випашьяна и исихазм
Отправлено: plot от 23 ЬРавР 2012, 12:02:52
 «Титульная» практика исихазма (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BC) – Умное Делание (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0) – при всей внешней схожести с суфийским зикром, больше всего напоминает шаматху, а не випашьяну. Само название этой традиции – исихазм – произошло от греческого слова «исихия» - т.е. покой, безмолвие. В ходе практики человек достигает безмолвствующего ума путём вытеснения всех паразитических психических процессов удерживанием внимания на повторении имени Бога, причём внимание при этом одновременно удерживается в области сердца. Это состояние, по всей видимости, очень схоже с шаматхой.

В ходе углубления в это «внимающее Богу» безмолвие, постепенно, в момент, который невозможно предугадать, человек узревает «Фаворский свет» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82) - т.е. собственно Бога, в чистейшем доступном человеку виде (в интерпретации исихастов) – вплоть до полного самозабвения в этом сиянии (так называемое восхИщение).

Бросается в глаза схожесть последовательности этих состояний с буддийской практикой шаматхи, скажем, в Сото-Дзэн. Это та же тренировка сати, затем шаматха, плавно переходящая в самадхи. Однако, Сото-Дзэн изначально менее «заряжен» доктринально, имея даже такую рефлексируемую интенцию  - максимально отстроиться от какой бы то ни было доктринальной обусловленности(что свойственно для буддизма и особенно для чань-буддийских сект). Схожий опыт в Дзэн не интерпретируется как «видение Бога», а просто обозначается термином – «самадхи», «бодхи» и т.д.

В противоположность, исихасты намеренно поддерживают в себе совершенно определённую картину мира, в результате чего опыт интерпретируется в соответствии с ней.

Интересно также, что для западной христианской традиции, судя по всему, ближе именно «випашьяна-подобные» практики, в которых человек изо всех сил сосредотачивается на предмете медитации, зачастую даже эмоционально, что делает эту традицию схожей с суфизмом. Здесь можно вспомнить Иоанна Креста и Франциска Ассизского. Западному христианству ближе экстаз, тогда как восточное – скорее не доверяет этому состоянию, будучи склонным трактовать его как «прелесть».

Интересно также, что именно для исихазма характерно так называемое апофатическое богословие – т.е. отрицание возможности выражения сущности Бога через положительные утверждения. Бог, которого видит исихаст как Фаворский Свет – это не некая божественная личность, с которой исихаст общается. Это – невыразимый живой всепроникающий свет, на котором держится Мироздание. К разного рода видениям исихазм относится с недоверием. В поучениях свв. Отцов просматривается чёткая линия, запрещающая какое бы то ни было фантазирование о Боге. Человек не может представить себе Бога и не должен этого делать, поскольку такое фантазирование лишь уводит его в дурные дали.

Изучив разного рода писания, можно выделить три основных способа культивирования состояния шаматхи:
1.       Культивирование тотальной осознанности
2.       Удерживание внимания на том или ином объекте
3.       Использование воображения и эмоциональной стороны человеческой психики. В этом случае мы «входим» в некий образ, соответствующий випашьяне. В качестве примера можно привести тибетскую гуру-йогу, в которой человек «совмещается» с образом Будды, ощущая вкус просветлённого состояния, не самадхи конечно, но по крайней мере шаматхи.

Говорят, есть ещё какие-то «энергетические» методы, но я о них ничего не знаю. Кроме того, чисто механические приёмы могут быть в этом процессе подспорьем: расслабление мышц и дыхания, полный расслабленный покой, определённое уравновешенное положение тела - всё это помогает.

Так вот, интересно в свете этого посмотреть – к каким методам достижения шаматхи прибегают исихасты. Культивирование осознанности как таковой в виде специальной практики у исихастов, да и вообще у христиан, видимо, отсутствует. Хотя это конечно не значит, что осознанность совсем не культивируется. Скорее, культивируется, но не рефлексируется.

Удерживание внимания на одном объекте безусловно имеет место и является основным методом в исихазме. Человек, практикуя Умную Молитву, должен полностью сосредоточиться на её словах, на мысленном произнесении слов молитвы, очищая ум от всех посторонних процессов. Естественно, при этом практикующий возрастает и в осознанности. Правда, осознанность эта специфическая: интроверсивная. Исихаст становится полностью осознанным по отношению к малейшим движениям своей психики. Когда Умная Молитва переходит на «автоматический режим», или, по выражению исихастов, молитва начинает твориться не душой, а духом, то в переводе на буддийский язык это означает, видимо, что манасикара слилась с сати, и человек познал шаматху.

Хотя, конечно, могут быть и варианты, если повторение умной молитвы приобретает невротический, навязчивый, механический характер. Исихастская традиция практически не отслеживает эту разницу и главным на этом этапе видит перевод молитвы в режим непрерывного автоматического повторения, полагая, что это в любом случае будет полезно из-за преображающей силы имени Бога. Однако, если практика происходит в лоне традиции, вероятность такого варианта довольно мала, поскольку параллельно культивируется саморефлексия, «трезвение», а также имеется контроль со стороны духовного наставника.

Однако, несмотря на декларируемое неприятие воображения, в исихастском методе можно выделить и эту линию. Человек наполняет сердце именем Бога, по отношению к которому (и к самому имени и к Богу, а для исихастского течения "имяславия" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5) имя Бога было эквивалентно самому Богу) испытывает благоговение и которое олицетворяет собой всё самое святое. Можно сказать, что это своего рода наитончайшее абстрактнейшее воображение и эмоция.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 23 ЬРавР 2012, 14:26:47
Характерно (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C):
Цитировать
По мнению святителя Игнатия (Брянчанинова) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_%28%D0%91%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%29), все святые католической церкви (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5), «с того времени как она впала в папизм (http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%B7%D0%BC&action=edit&redlink=1)», находились в состоянии прелести [5] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C#cite_note-4), и следовательно не могут быть признаны святыми. В частности, он разбирает образ жизни Франциска Ассизского (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9), Игнатия Лойолы (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%BE%D0%B9%D0%BE%D0%BB%D0%B0), Фомы Кемпийского (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) и показывает, в чём, по его мнению, состояла эта прелесть. Действие любви Божией, по святителю Игнатию, прямо противоположно действию прелести. Любовь Божия, будучи духовной, когда обладает человеком, то прохлаждает и «утишает» (как бы уничтожает) все движения в душевно-телесном веществе человека. Прелесть же, как имеющая своё начало от бесов, имеющих в свою очередь доступ к человеку извне через душу и тело, может только развивать силы этой душевно-телесности (причём во вполне определённом направлении).
(Выделение моё)
Тут можно видеть во-первых, описание, по сути, шаматхи (очень похоже, во всяком случае), во-вторых, свидетельство того, что восточно-христианская церковь твёрдо держалась неприятия иных методов, в большинстве случаев.

Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: nisso от 23 ЬРавР 2012, 15:49:12
Цитата plot:
Однако, несмотря на декларируемое неприятие воображения, в исихастском методе можно выделить и эту линию. Человек наполняет сердце именем Бога, по отношению к которому (и к самому имени и к Богу, а для исихастского течения "имяславия" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5) имя Бога было эквивалентно самому Богу) испытывает благоговение и которое олицетворяет собой всё самое святое. Можно сказать, что это своего рода наитончайшее абстрактнейшее воображение и эмоция.

Здесь, нмв, присутствует очень тонкий момент. Это когда воображение, воображающий и воображаемое едины. Когда отсутствует рефлексия, т.е. все просто происходит. А иначе начинается фантазирование. И в этом случае уместно полное расслабление - и физического тела и психики, просто не напрягаешься.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 23 ЬРавР 2012, 16:33:05
Цитировать
Здесь, нмв, присутствует очень тонкий момент. Это когда воображение, воображающий и воображаемое едины. Когда отсутствует рефлексия, т.е. все просто происходит. А иначе начинается фантазирование. И в этом случае уместно полное расслабление - и физического тела и психики, просто не напрягаешься.
Трудно сказать, где начинается фантазирование, а где ещё не очень. Это действительно очень тонкий момент. Суфии, да и, кстати, западные христиане, этот гордиев узел разрубили просто: оседлали волну, так сказать. С другой стороны, те же чань-буддисты толка Цаодун - решили эту проблему противоположным образом. Но им было проще: им не надо оглядываться на концепцию Бога. А вот в исихазме фантазирование было постоянным камнем преткновения. Если свести работу воображения к нулю, то в практике никакого Бога не остаётся, ведь Он в христианстве - предмет веры.

Иными словами, тут, кажется, тройная коллизия:
1. Задача избежать самоуслаждения фантазиями.
2. Совместить установку на элиминирование фантазий с верой в Бога.
3. Невозможность точного определения понятия "фантазия".

По поводу первого, проблема в том, что исихасты, как крайне аскетическое явление, рассматривали любое - малейшее - проявление духовного удовольствия - как искушение. Только самые тонкие виды духовной радости ими ещё допускались, да и то... Надо сказать, в этом был свой резон, и это было, как мне кажется, следствием именно аскетизма. Монах-отшельник, пребывая в пустыне, в местах суровых и безрадостных, ведя жизнь опять же крайне суровую, поневоле становился голоден до всякого рода радости, любой.

Второе - тоже дилемма. Исихазм в этом плане идёт по лезвию бритвы. Тут ему, конечно, большим подспорьем является апофатическое богословие, но сама христианская доктрина с воплотившимся "конкретным" Богом им в этом сопротивляется. Это попытка совместить несовместимое. В этом плане исламу и иудаизму намного проще.

Третье - трудно сказать где начинается фантазия. Вот человек произносит слова молитвы, помещая внимание в сердце: это ведь тоже род воображения, а если нет, то почему?

В общем, в этом плане исихасты оказались в довольно трудной ситуации.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: Ева от 23 ЬРавР 2012, 17:00:10
...проблема в том, что исихасты, как крайне аскетическое явление, рассматривали любое - малейшее - проявление духовного удовольствия - как искушение. Только самые тонкие виды духовной радости ими ещё допускались, да и то... Надо сказать, в этом был свой резон, и это было, как мне кажется, следствием именно аскетизма. Монах-отшельник, пребывая в пустыне, в местах суровых и безрадостных, ведя жизнь опять же крайне суровую, поневоле становился голоден до всякого рода радости, любой.

Подобный подход в исихазме свойственен далеко не всем. В самом исихазме существуют разные подходы, разные течения. У Брянчанинова, например, можно видеть неприятие удовольствия от молитвы; он весьма резко высказывается о тех, кто испытывает удовольствие или обнаруживает бесстрастие на начальных этапах практики. Но, скажем, в тех же "Откровенных рассказах странника духовному своему отцу" виден совсем другой взгляд на "сладость молитвы".
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 23 ЬРавР 2012, 17:09:14
Да, однако, подобный подход всегда был под подозрением. Даже "Откровенные рассказы..." у монахов зачастую считается соблазнительной литературой.
Впрочем, были некоторые представители, кто в этом плане сумел сохранить и непререкаемость авторитета и одновременно некоторую вольность: например, Серафим Саровский. Амвросий Оптинский тоже.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 25 ЬРавР 2012, 11:24:09
Цитировать
Человек, практикуя Умную Молитву, должен полностью сосредоточиться на её словах, на мысленном произнесении слов молитвы, очищая ум от всех посторонних процессов. Естественно, при этом практикующий возрастает и в осознанности. Правда, осознанность эта специфическая: интроверсивная. Исихаст становится полностью осознанным по отношению к малейшим движениям своей психики.
Безусловно, это в равной степени относится и к суфийской практике.
Название: Шаматха, випашьяна, самма-самадхи
Отправлено: plot от 06 бХЭвпСап 2012, 12:03:45
Сами по себе шаматха и випашьяна не гарантируют  самма-самадхи. Это инструменты, которые необходимы, но не достаточны.  Они ещё должны быть правильно направлены (правильно в контексте движения  к самма-самадхи). Иначе всё это превращается в нечто иное. Таким  образом учёные используют випашьяну для постижения законов физического  мироздания или для, скажем, решения математических задач, а маги - для  достижения определённых состояний сознания (именно в этом зачастую  заключается суть тех или иных мистических традиций).

В чём же заключаются критерии "правильности" направления шаматхи и випашьяны? Критерий, видимо, один: эти инструменты должны быть направлены на освобождение от каких бы то ни было паттернов сознания. То есть, должны двигаться за пределы каких-либо обусловленностей. Иными словами, шаматха и випашьяна должны быть максимально свободны от аффектированных мотиваций и от целей, связанных с укреплением в какой-либо картине мира.

Каким образом это осуществляется - второй вопрос. На мой взгляд, это может быть осуществлено лишь путём предельно бескомпромиссного следования трём основам (одной из трёх, как правило) - любви к ближнему, стремлению к познанию, любви к совершенному. Бескомпромиссность означает, во-первых, что человек не останавливается, а во-вторых она означает постепенный отказ в своём движении от обусловленности какими бы то ни было концепциями и целями.

Специально и систематически за этим следит лишь буддизм и тот суфизм, с  которым соприкоснулся я. В буддизме досконально разработано следование  первой и второй основам. Суфизм (любви) подходит к этому со стороны  любви к совершенному, т.е. со стороны третьей основы.

Что же касается других традиций, я имею мало сведений о них, кроме, пожалуй, исихазма. Исихазм, к сожалению, крайне заряжен идеологически, что  приводит как правило к культивации подвижником определённых паттернов в сознании. Однако, возможность того, что человек выйдет за их пределы вопреки всему, всё же есть.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: tugboat от 04 ЬРавР 2013, 13:35:11
по моему опыту практикуя осознанность, я открыл в себе огромное чувство любви к богу,  эти практики только для того чтоб стать ближе к Нему, я думаю. ОН сейчас здесь, ОН учит своих детей, говоря-дети помните только меня-помните, что вы душа, а не тело. Поминание его очищает сердце и сжигает грехи
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 24 ЬРп 2013, 16:31:42
Далай Лама XIV о шаматхе и випашьяне ("Гарвардские лекции"):
Цитировать
Что такое шаматха и випашьяна по своей сути, или природе? Используя в качестве источника «Сутру, распутывающую мысль»212, можно сказать: безмятежность ума наступает в том случае, когда при однонаправленном сосредоточении его на объекте медитации без малейшей вялости или возбуждения сила этого сосредоточения порождает блаженную податливость тела и ума, и эта податливость становится устойчивой. Что такое особое проникновение в суть вещей? При устойчивом сосредоточении, когда в силу однонаправленного анализа объекта созерцания порождается блаженная податливость тела и ума, достигается випашьяна.  Дабы достичь блаженной податливости тела и ума, сопутствующей випашьяне и порождаемой силой анализа, необходимо сначала достичь блаженной податливости тела и ума, сопутствующей шаматхе и порождаемой в силу фактора устойчивости. В противном случае это невозможно. Поэтому во «Вступлении на путь деяний бодхисаттвы» Шантидева говорит о том, что випашьяна, уничтожающая клеши, полностью зависит от шаматхи213:
 <blockquote>
Цитировать
Поняв, что клеши
 Устраняются посредством випашьяны,
 В которой полностью присутствует шаматха,
 Нужно сначала стремиться к шаматхе.
</blockquote>  Тому, кто уже достиг устойчивой шаматхи, следует переходить к развитию особого аналитического видения — випашьяны.
 Суть шаматхи — однонаправленная медитация, тогда как суть випашьяны — аналитическая медитация, но это не означает, что всякая однонаправленная медитация тождественна шаматхе или что всякая аналитическая медитация тождественна випашьяне. К тому же випашьяна — это не обязательно просто медитация, постигающая пустоту, конечную форму существования явлений, а шаматха — не обязательно медитация на один из разнообразных существующих феноменов, а не на конечную форму их существования. Шаматха и випашьяна — виды медитации, которые различаются с точки зрения способа медитации, но не с точки зрения объектов сосредоточения. Поэтому объектом шаматхи может быть пустота или же одно из множества явлений; точно так же объектом випашьяны не обязательно является пустота — этим объектом может быть один из множества существующих феноменов.
 Почему необходимо достичь единства шаматхи и випашьяны? Я уже объяснял, что аналитическую способность особого видения, или проникновения в суть вещей, можно развить только как дополнение к устойчивой однонаправленности ума. К примеру, чтобы разглядеть что-нибудь в темноте, нужно зажечь свечу и она должна гореть ярко, не колеблясь от порывов ветра. Точно так же нам нужно сознание, которое не могли бы поколебать ни представления, ни вялость, ни возбужденность, то есть сознание, наделенное фактором устойчивости и вдобавок обладающее способностью к анализу.

Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 18 ШоЭп 2013, 20:29:38
Из книги Лысенко В.Г. "Опыт введения в буддизм":
Цитировать
Палийские тексты рассказывают, как представлял себе Будда опыт «открытия истины». Он припомнил, что однажды в детстве, в жаркий летний день, сидя в прохладной тени дерева и наблюдая за работой отца в поле, он вдруг испытал удивительное состояние отрешённости от желаний и окружающего мира и какую-то особую умиротворённость. Тогда он сказал себе: «Это и есть пробуждение… Почему я должен бояться этой радости, которая есть отрешённость от желаний и от дурного, я не должен бояться её».
Иными словами, «пробуждение» должно прийти не в момент самоумерщвления и страдания плоти, а напротив, в момент гармонии души и тела, радости и умиротворённости. Это не болезненное, а приятное и радостное переживание.
Это состояние, которое припомнил Будда, очень напоминает шаматху или, скорее, состояние, которое ей предшествует.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 04 РТУгбвР 2013, 19:14:46
Отделена тема Правильность Дзогчен (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=11202.0).
Отделена тема Боязнь соблазна (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=11203.0).
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 20 бХЭвпСап 2013, 11:25:50
Видимо, имеет смысл рассматривать термин "шаматха" с двух позиций:
1. Определённое состояние, достигаемое в ходе медитативной практики
2. Методика, с помощью которой это состояние достигается.

В "Ламрим Ченмо" такого разделения в явной форме нет, но по сути шаматха описывается и как метод и как конечное состояние. В российском переводе А.Кугявичуса шаматха называется безмятежностью. Ей посвящён 4-й том Ламрим издания 2000-го года (буддийской випашьяне посвящён соответственно 5-й том).

Признаком достижения шаматхи как состояния является совершенная податливость тела и ума. Что это такое? Податливость ума это состояние, в котором мы можем удерживать внимание на объекте без малейшего усилия неограниченное время, и при этом отсутствует даже след отвлечения, возбуждённости или расплывчатости ума. Податливость тела - когда тело полностью готово выполнять свою задачу неограниченное количество времени без малейшего сопротивления. При этом нет усилия для удержания внимания и тела, т.е. воля с нашей стороны как бы и не применяется. Мы просто направляем внимание на тот или иной объект и оно остаётся направленным (как бы само собой) до тех пор пока это необходимо. Мы просто садимся в медитацию и тело остаётся в нужной позе неограниченное количество времени. Возникающие сигналы от болевых сенсоров при этом не служат поводом для отвлечения внимания и более того, нам не нужно прилагать усилия, чтобы так было.

Об этом можно прочесть в упомянутом выше 4-м томе, параграф 3 - "Мера осуществления безмятежности".
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 20 бХЭвпСап 2013, 12:00:49
C этой точки зрения известное упражнение шаолиньских монахов - пребывание в стойке всадника - когда ноги находятся шире плеч, а бёдра параллельно земле - и в других позах - предстаёт в ином свете: это упражнение направлено не столько на воспитание выносливости, сколько на воспитание ума. Его цель в достижении шаматхи. Монах, находясь в нужной позиции, также удерживал внимание на определённом объекте. Цель состояла в том, чтобы достигнуть той самой совершенной податливости. При этом голос тела намеренно обострялся трудной позой и человек был поставлен в такие условия, в которых был просто вынужден изо всех сил стараться в своём устремлении к шаматхе. И наступал момент, когда ему уже не нужны были усилия чтобы оставаться в правильной позе. Не потому, что ноги становились такими адски выносливыми и т.д., а просто потому, что он оказывался в шаматхе.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: kopernick от 20 бХЭвпСап 2013, 22:09:12
упражнение направлено не столько на воспитание выносливости, сколько на воспитание ума.


Я бы сказал, на умение расслабляться. Что, впрочем, не исключает работы ума (=внимания).
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 20 бХЭвпСап 2013, 22:27:11
упражнение направлено не столько на воспитание выносливости, сколько на воспитание ума.


Я бы сказал, на умение расслабляться. Что, впрочем, не исключает работы ума (=внимания).
Конечно, умение расслабить все мышцы, не участвующие в работе, в данном случае тоже важно. Впрочем, оно тесно взаимосвязано с состоянием ума. Его, ума, не-сопротивлением процессу. С другой стороны, никакое расслабление в данном случае не избавит человека от боли в ногах и дрожи во всём теле. )  По поводу шаматхи это, конечно, лишь моё предположение, но даже если цель упражнения была не в этом, оно, в тех условиях, было, судя по всему, довольно короткой дорожкой к шаматхе.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 26 бХЭвпСап 2013, 22:54:05
В предисловии к книге "Буддийские медитации" (сост. М.Кожевникова) описывается фиксированная и аналитическая медитации, то есть шаматха и випашьяна:

Цитировать
Фиксированная медитация – буквально фиксация внимания на объекте, как в случае с помещёнными в сборнике практиками созерцания контакта дыхания или мысленно представленного (визуализируемого) образа Будды, или самого сознания (когда оно уже распознано как объект), или зарождённого сострадания, или достигнутого момента прозрения реальности.

Аналитическая медитация – это сознательное направление, развитие процессов мышления, с использованием анализа, аргументации, динамичного переживания для освоения Учения.

В европейской культуре ей близко соответствует такой широко известный, но довольно редко в жизни встречающийся процесс, как сознательное и контролируемое мышление. Именно этот вид медитации используется для созерцания основных буддийских тем: непостоянства, страдания и т.д., для целенаправленного изменения своих установок и мотиваций, для порождения сострадания, для накопления добродетели, прозрения реальности.

Аналитическая медитация необходима и для обнаружения объекта, чтобы впоследствии заняться  с ним удерживающим сосредоточением, - например, это темы невечности, сострадания, пустоты. В индо-тибетской буддийской традиции аналитическая медитация занимает крайне важное место.

Можно легко понять, почему буддийская медитация охватывает более богатую сферу, нежели медитация в современном западном понимании. Однонаправленная фиксация может иметь своим объектом только нечто простое: это чаще физические ощущения, например свет солнца, звук, прикосновение входящего воздуха к носу или тактильное ощущение брюшной полости в дыхании, движения рук и ног (ментальные же элементы – то есть момент постижения и др., слишком тонки и трудны в качестве объекта сосредоточения).

Однако мы, люди, далеко не сводимся к настолько простым вещам. Наш ум полон помыслов, замыслов и вымыслов, которые заставляют нас всё время как-то действовать. Наш внутренний мир полон предрассудков, страхов, разных неурядиц. С этим мы постоянно имеем дело в своей жизни. И именно аналитическая медитация, то есть методичное и строгое продумывание важных для нашего существования тем, работает с этим сложным миром ума, во всём его разноречивом многообразии.

Фиксированное созерцание определяет появление мысли, ощущения, чувства, скажем, распознавая любой ментальный объект как отвлечение от своего объекта – дыхания. Но фиксированное созерцание не занимается тем, чтобы разбирать, какая из этих мыслей достойная, а какая недостойная. Уж тем более оно не разбирает, какие причины их вызывают и что с этими причинами делать. Фиксированное созерацине держится уже заданной ему темы, не затрагивая мировоззрения, направленности на духовном пути и всех тех проблем, которые относятся как раз к этому миру, в котором мы живём с самими собой и людьми. Всё это включается в практики аналитической медитации.

Для занятия аналитической медитацией бывает полезна схема, дающая необходимое направление мыслям и чувствам; иногда она обретает форму текста практики, но может и не быть закреплённой в виде отдельного текста и извлекается тогда из самого содержания буддийских учений. На эти пункты необходимо направить мысль и чувство, добиваясь личного переживания. Можно сказать, это личная программа развития.

Например, так обстоит дело с созерцанием – то есть ответственным продумыванием – непостоянства как одной из тем, входящих в учение первой из четырёх Святых истин, Истины страдания. Медитируя, практикующие созерцают, чувствуют, вспоминают примеры по этой теме, продумывают собственные примеры, - предпринимают всякие творческие усилия, чтобы постичь своим умом в имеющейся действительности то, что осваивается в буддийском пути, и, ухватив, пережить в самом сердце.

Сосредоточение здесь требуется для того, чтобы вести сознание в медитации, как алмаз по стеклу, не давая ему уклоняться к другим темам, к малозначимым моментам или терять бодрость, ясность, осознавание цели медитации.
В лекции (http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=KMoJv9Xwt68&list=PLvImwRaA8CyuDHzwfeHgfLC8WxxuQWfEp) указывается и разница между аналитической медитацией и самовнушением: разница в объекте. В результате аналитическая медитация ведёт к разгипнотизированию, освобождению сознания от определённых паттерном, а не внедрением их.

Если фиксированная медитация, шаматха, в буддизме схожа с многими другими методами, то специфически буддийским метод делает именно аналитическая медитация, а именно - те объекты или темы, которые рассматриваются в ней.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 30 бХЭвпСап 2013, 16:59:41
Практически чистой випашьяной, судя по всему, являются такие суфийские практики как фикр (размышление) и муракаба (медитация).
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 30 бХЭвпСап 2013, 17:03:44
Однако, нужно конечно иметь в виду, что это не буддийская випашьяна (разница в теме, на которую направлена випашьяна).
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 02 ЮЪвпСап 2013, 11:40:31
Буддийская система, в которую входит шаматха и випашьяна, это по сути подробно разработанная, не побоюсь этого слова, наука психопрактики, применимая к абсолютно любой традиции. Примерно как скальпель может быть применён для очень разнообразных целей. Так вот эта система является по сути лишь наукой о том, как изготовить "скальпель". Особенно подробно эта система в её исходном, буддийском варианте (в котором описывается как "скальпель" применить для буддийских целей) изложена в Ламрим Ченмо («Большое руководство к этапам Пути Пробуждения»), написанной Чже Цонкапой*. Однако, подобный Ламрим в принципе может быть написан и для суфизма, и для православия, и для сатанизма.
-----
Кроме Ламрим'а есть ещё Нагрим - описание тантрических буддийских практик, чей принцип также в определённой степени универсален.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: Dasein от 02 ЮЪвпСап 2013, 11:50:00
А в каких книгах Нагримах изложены подробно тантрические практики?
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 02 ЮЪвпСап 2013, 11:58:31
А в каких книгах Нагримах изложены подробно тантрические практики?
Нагрим Ченмо вообще посвящён практикам тантры или мантраяны.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 02 ЮЪвпСап 2013, 12:16:55
Здесь (http://dharma.ru/product/5259#videoCode194) можно посмотреть рассказ Андрея Терентьева о Нагриме.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 24 ЮЪвпСап 2013, 16:59:08
Наблюдаю как минимум две трактовки понятия випашьяны: принятая в китайской школе Тяньтай (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D0%BD%D1%8C%D1%82%D0%B0%D0%B9) и в тибетском буддизме.

В Тяньтай випашьяну называют "Гуань" (шаматху соответственно - "Чжи"). И в этой буддийской школе випашьяна трактуется как проникновенное вглядывание, т.е. очень острое вглядывание в природу явления (например дыхания), тогда как шаматха - как успокоение ума, которая если и является сосредоточенностью, то без признака остроты.

В тибетском буддизме шаматха это однонаправленное сосредоточение. То есть проникновенное вглядывание школы Тяньтай с тибетской точки зрения это тоже шаматха. Випашьяна же у тибетцев представляет собой "медитацию на тему", когда истины буддизма используются для полной перестройки сознания (уничтожения корней помрачений). При этом ум должен быть дисциплинирован с помощью практики шаматхи.

Поэтому с позиции школы Тяньтай например суфийская практика зикра это скорее випашьяна, тогда как с позиции тибетского буддизма зикр это скорее шаматха, а випашьяне больше соответствует фикр (размышление) и муракаба (медитация).
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 24 ЮЪвпСап 2013, 17:05:14
Тибетская трактовка, говорят (например Е.А.Торчинов), ближе к исконной индийской.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 24 ЮЪвпСап 2013, 23:51:27
Соответственно, в исихазме, стадия когда молитва становится "духовной", может видимо рассматриваться как реализация шаматхи - т.е. сосредоточение (в данном случае на молитве) без усилий и отвлечения. Конечно, если не имеет место невротическое зацикливание сознания.
Название: Некоторые соображения относительно шаматхи
Отправлено: plot от 15 ФХЪРСап 2013, 21:27:26
Шаматха это безусильное установление внимания на произвольном объекте. Однако, единственное что нам мешает удерживать внимание на каком-либо объекте – это беспокойство ума, волнение ума. Поэтому оказывается, что шаматха это отнюдь не укрепление силы воли, которое позволяет во что бы то ни стало удерживать внимание на каком-либо объекте. Шаматха это, парадоксальным образом, не усилие. Наоборот - шаматха это успокоение всех усилий, всех волнений ума. Любое волнение ума это усилие, поэтому наш мозг устаёт даже если мы ничем не заняты. Любое внутреннее усилие это уже волнение ума. Это тонкий момент. Ум невозможно успокоить с помощью усилий. Воду, поверхность воды, невозможно успокоить, прилагая усилия. Наоборот, её нужно оставить в покое. Её нужно не успокаивать, ей нужно дать успокоиться.

Поэтому достижение шаматхи это отнюдь не концентрация внимания на чём-либо с усилием и насилием. Шаматха это противоположное, это успокоение ума. Это значит сесть и дать уму успокоиться. Возможно, имеет смысл подходить к шаматхе с противоположного конца чем это обычно принято. Во многих случаях традиционно к шаматхе принято подходить следующим образом: человек сосредотачивается на объекте и удерживает внимание на этом объекте до тех пор пока все волнения ума не улягутся. Тогда он вдруг сталкивается тем, что он может удерживать внимание без всякого усилия. Но перед этим ему приходится бороться с собой, бороться с этими волнениями ума, которые мешают ему удерживать внимание на объекте. И получается так, что чем больше он прилагает усилий, тем труднее ему удерживать внимание. И он естественным образом приходит к необходимости не столько бороться, сколько некоторым образом утишиться, от слова «тишина». Некоторым образом расслабиться. И вот когда он «утишается», именно тогда и происходит чудесное открытие, трансформация. Он вдруг приходит к совершенно безусильному удерживанию внимания на объекте - просто потому, что больше ничто не мешает удерживать внимание. 

Так вот, это – традиционный подход. Но возможно, имеет смысл подходить к шаматхе напрямую. Не через сосредоточение, а через прямое продвижение к релаксу, к тишине. Это не практика сосредоточения внимания на чём-либо, а практика прямого успокоения ума. Или, можно сказать, это практика прямой медитации на тишину. Когда человек постепенно погружается в тишину. Вот эта тишина, нерассеянность ума, ясное бодрствующее и абсолютно тихое сознание это и есть шаматха.

В буддизме принято положительное определение шаматхи, которое гласит, что шаматха это абсолютная податливость ума, когда человек может удерживать внимание на любом объекте неопределённо долгое время. То есть о шаматхе вообще говорят в терминах концентрации внимания. На мой взгляд, зачастую такой подход вводит в заблуждение, поскольку его можно трактовать в таком духе что человек концентрирует внимание на каком-либо объекте до тех пор пока его воля не становится совершенно несгибаемой. И исходя из этого человек подвергает себя насилию, становится этаким аскетом, либо наоборот - ломается и бросает практику.

Однако, возможно и негативное определение шаматхи: шаматха это нерассеянность ума. Это не столько концентрация ума на какой-либо точке, не столько «однонаправленность», сколько именно нерассеянность. Даже если нет никакой концентрации на какой-либо конкретной точке, но имеет место нерассеянность  ума, если он не блуждает, если он не волнуется, то это шаматха. А без такого тихого нерассеянного состояния никакое качественное удерживание внимания невозможно. Вернее, оно возможно, но не безусильное и не неопределённое время. Напрягаться постоянно невозможно. Поэтому именно эта нерассеянность и есть сущностный элемент шаматхи. А если это – сущностный элемент шаматхи, то логично было бы напрямую идти к нему.

Эта традиция – делать акцент на концентрации – происходит, видимо, от йоги. А туда она пришла, предположу, из древнеиндийской магии, поскольку цель магии часто состоит в достижении определённых изменённых состояний сознания, а концентрация внимания – это один из кратчайших путей к этому.

Так вот, как мне кажется, возможно прямое продвижение к тишине, к нерассеянности ума и есть прямой путь к шаматхе. По моему опыту это именно так. Через концентрацию придти к шаматхе намного труднее и это окольный путь. Тот же способ, о котором здесь идёт речь, заключается в том, чтобы с самого начала почувствовать вкус шаматхи, вкус тишины, и после этого уже следовать этому вкусу, культивировать его.

У меня в своё время выработалась такая практика: нужно ощутить тишину. Мы произносим слово «тишина» и нужно ощутить вкус этого слова. Возможно появится какой-то образ, ассоциация. Этот образ мы помещаем в грудь, в сердце. Мы произносим мысленно слово «тишина» и помещаем этот образ и пребываем в этом состоянии какое-то время. После этого мы опять произносим это слово, чтобы обновить это памятование. Постепенно мы всё больше и больше погружаемся в эту тишину. Наступает момент, когда мы – совершенно тихи. Мы можем сидеть в этой тишине, в этой прозрачности сердца, бодрствуя часами. Это великий отдых.

Это и есть шаматха, нерассеянность ума. Податливость ума. Ты можешь сидеть часами не за счёт усилий, не за счёт того, что ты такой крутой. Нет. Это за счёт именно этой безусильности. Не за счёт напряжения, а за счёт релакса. Но релакс этот – особого рода. В буддизме различают две помехи на пути к шаматхе: возбуждённость ума и его расплывчатость. Расплывчатость можно сравнить с водой в которой имеют место не столько волны, сколько водовороты. Ум вроде бы спокоен и расслаблен на поверхности, но он бродит где-то и плывёт. В итоге мы засыпаем. Шаматха это состояние – да – релакса, но не расплывчатости. Ум абсолютно спокоен, тих, и при этом он прозрачен и полностью бодрствует.

Если рассматривать этот вопрос с позиции neuroscience, то получается примерно следующее. Концентрация требует, чтобы в мозге работал механизм торможения. Этот механизм довольно затратен в энергетическом плане, однако он может быть натренирован. Что и происходит в ходе занятий концентрацией: навык торможения нежелательных психических процессов безусловно становится всё более развитым и изощрённым. Однако при этом он всё так же требует затрат энергии. Это приводит к тому, что человек, имеющий опыт в концентрации, тем не менее при определённых обстоятельствах всё же способен терять самоконтроль (просто границы, за которыми эти обстоятельства наступают, у такого человека значительно расширяются).

Шаматха же оказывается иным состоянием мозга, в котором процессы, которые нужно тормозить, просто не возникают или не имеют никакой силы, способной поколебать внимание. Это можно сравнить вот с чем. Обычная концентрация может быть уподоблена тому как если бы мы взяли гирю, которая стоит в проходе и мешает ходить, и, держа её на весу, передвигались по своим делам. Это трудно, но постепенно наши мышцы укрепляются (если нагрузка не чрезмерна) и мы становимся способны держать эту гирю всё дольше. Однако не бесконечно долго. Можно, конечно, заниматься и этим. В результате мышцы разовьются и т.д. Однако шаматха заключается в другом. Её можно уподобить тому, как если бы мы взяли гирю и просто переставили её на полку, где она не мешает ходить. Силы для этого нужно ровно столько, сколько требуется для того, чтобы гиря оказалась на полке. Тут вся хитрость в том, чтобы просто сделать это. Нащупать эту полку и освоиться с ней, а не в том, чтобы раскачать мышцы до безумия.

Конечно, если мы не способны даже приподнять эту гирю, нужно будет сначала какое-то время позаниматься чисто физической тренировкой (т.е. в данном случае - простыми упражнениями типа счёта дыхания или осознавания ходьбы). Иногда концентрация как таковая нужна просто из-за того, что ум слишком взволнован и ощутить тишину - проблематично. Концентрация как таковая вообще, в свете такого подхода, нужна только до тех пор, пока мы не будем в состоянии ощутить вкус тишины. Дальше мы движемся в тишину и созерцаем из неё, затаив дыхание. Делали ли вы что-нибудь затаив дыхание, с полным вниманием, тщательностью и спокойной, наполняющей сердце радостью? Это состояние очень близко к той тишине, о которой идёт речь. Если мы, например, созерцаем пламя свечи, нужно делать это, затаив дыхание, полностью затихнув, с полным вниманием, будто в любой момент может открыться чудо, а мы любым своим проявлением можем его спугнуть. Вот это тихое и внимательное состояние нужно поймать. Слова "затаив дыхание" - это не только фигура речи, но и буквальное: дыхание действительно приостанавливается, становится очень тихим. 

Соответственно, в рамках этой аналогии традиционный путь будет выглядеть так: человек поднимает гирю, ходит с ней туда-сюда по своим делам до тех пор пока это ему в конец не надоедает, и тут (возможно) замечает полочку, куда эту гирю можно положить… Но перед этим в любом случае долго и упорно занимается "тяжёлой атлетикой".

В конечном итоге это вопрос акцентов: мы ставим ударение не на том, чтобы научиться, грубо говоря, смотреть на пламя свечи сколько угодно, а на том, чтобы наш ум стал тихим. Т.е. не наш ум становится тихим из-за практики концентрации, а качественная концентрация возможна только при тихом уме.
Название: Ламрим Ченмо о шаматхе и випашьяне
Отправлено: plot от 21 ФХЪРСап 2013, 13:14:53
Цитировать
Сущность безмятежности определена в [сутре] «Истолкования замысла» (8.3):

«Сидя в уединении, полностью обратив [мысль] внутрь, направляют внимание именно на то [положение] Дхармы, которое правильно и хорошо обдумано. При этом ум контролирует непрерывность установки направленного внимания.
У того, кто таким образом многократно входит в [созерцание] и пребывает в нем, появляется совершенная податливость тела и ума, что называется безмятежностью.
Именно так бодхисаттвы стремятся к безмятежности».

То есть, избрав объектом созерцания какое-нибудь подходящее положение из двенадцати разделов Слова, [например] суть совокупностей [личности], — при помощи внимательности и бдительности поддерживают постоянное закрепление мысли на этом объекте, не допуская отклонений. При достижении таким способом естественного пребывания мысли на объекте, зарождаются радость и блаженство совершенной податливости тела и ума. Тогда самадхи становится безмятежностью. Она появляется благодаря всего лишь неуклонному держанию мысли на внутреннем объекте — независимо от понимания подлинной сущности вещей.

Сущность проникновения определена в той же сутре (8.4):

«Достигнув совершенной податливости тела и ума, пребывая в ней и избегая мысленных образов, правильно исследуя объект самадхи — то же самое обдуманное [положение] Дхармы, т.е. отражение [в уме представления о нем], — уверяются в нем.
Итак, исследование, основательное исследование, размышление, анализ, терпеливое признание, стремление, различение, рассмотрение и рассуждение о подлежащей познанию сути этого отражения — объекта самадхи — называют проникновением.
Именно так бодхисаттвы [становятся] опытными в проникновении».
<...>
«Исследование» здесь — это исследование явлений.
«Основательное исследование» — исследование сущности.
Распознавание характеристик с проницательным обдумыванием — это «размышление», а правильное осмысление — это «анализ».
Здесь термином "безмятежность" обознчается шаматха, термином "проникновение" - випашьяна. В "Ламрим Ченмо" и то и другое рассмотрено весьма подробно.
В связи с випашьяной обращает на себя внимание такой эпизод:
Цитировать
Известно, что китайский наставник Хэшан, обнаружив в этой сутре неопровержимое и ясное толкование проникновения как аналитического различения, сказал: «Сутра ли это, не знаю...» — и пнул ее ногой. Он так поступил потому, что [это толкование] не соответствовало его пониманию любой мысли как цепляния за признаки [реального существования] и отказу признать аналитическое различение — то есть мнению, что при созерцании глубинной сути не допускаются никакие мысли.
Последователи этой традиции весьма многочисленны.
Во-первых, бросается в глаза сдержанный тон в отношении к инакомыслящим, непривычный для западных традиций.
Во-вторых, тут нашёл интересное отражение исторический Диспут в Самье (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%8C%D0%B5).
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 27 ФХЪРСап 2013, 11:42:41
Православное "умное делание" заключается, говоря упрощённо, в мысленном повторении иисусовой молитвы с удержанием внимания в области сердца. Согласно учению свв. отцов через некоторое время это повторение становится как бы самопроизвольным, происходящим без усилия со стороны человека и что бы он ни делал.

С точки зрения нейробиологии, насколько я понимаю, это может быть интерпретировано так, что процесс перешёл из префронтальной коры в базальные ядра, т.е. из осознанной деятельности в автоматизм. Адепты умного делания верят, что имя Иисуса само по себе обладает преображающим действием и потому даже такое повторение (тем более что оно происходит постоянно и часто) имеет свой эффект и т.д. Возможно, это так, поскольку каждое слово, даже произносимое автоматически, как матершина например (прошу прощение за сравнение), вызывает непроизвольные ассоциации, наполняет сознание соответствующими образами и т.д.

Однако, если эту практику описать буддисту, то для него этот процесс выглядит иначе. Автоматизм произнесения молитвы, с точки зрения буддиста, несёт мало полезного. Возможно повернуть эту практику в другое русло - шаматхи-випашьяны. В этом случае последовательность будет другой: практикующий должен не просто повторять иисусову молитву, а делать это с полным вниманием и концентрацией. Тогда через некоторое время сосредоточение на этом процессе становится безусильным, при этом внимание становится чистым ("непарительным", говоря языком православных отцов), непоколебимо устойчивым, и ощущается особая тонкая радость от такого сосредоточения. Это, собственно, и есть шаматха.

Самое интересное, что именно так зачастую и рекомендуется практиковать Умное делание в писаниях свв. отцов. Однако, насколько можно видеть, эта разница в исихастской традиции не отрефлексирована достаточно отчётливо, поскольку некоторые описания наталкивает скорее на мысль об автоматическом повторении. То есть, создаётся впечатление, что некоторые из исихастов следовали по "базальному" руслу, а другие - через шаматху, дхъяны и прочее.

На мой взгляд, использование буддийского психотехнического опыта в мистической практике других традиций могло бы сильно последние обогатить. Например, вполне возможно применить путь, излагаемый в тибетском труде "Ламрим Ченмо" к христианской или любой другой традиции.

Те же соображения приложимы и к суфийскому зикру, конечно.
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: alton от 27 ФХЪРСап 2013, 16:21:19
Православное "умное делание" заключается, говоря упрощённо, в мысленном повторении иисусовой молитвы с удержанием внимания в области сердца. ...........


Нмв, соотношение медитации и умного делания превосходно описано у Авраама Позова. Причем в форме доступной даже
мирскому человеку.
Название: Некоторые соображения относительно випашьяны
Отправлено: plot от 29 ФХЪРСап 2013, 20:28:35
Итак, процесс следования методу шаматхи может быть описан следующим образом (постадийно):
1. Укрепление в сосредоточении внимания на каком-либо объекте.
2. Получение первичного опыта состояния покоя, "утишенности", ума.
3. Укрепление в этом опыте и достижение состояния особой кристальной внутренней тишины.
Эта третья стадия вызывает ассоциации с погружением в чистую глубину, как камень идёт ко дну моря. Человек в этом состоянии одновременно пребывает в полнейшем внутреннем покое и при этом ум его полностью бодрствует. Это состояние приносит особую тонкую радость, можно сказать даже - блаженство и отдых.

На этой стадии мы остановились в предыдущий раз (http://hlg-plot.livejournal.com/106093.html). Теперь о том, что происходит дальше.

Через какое-то время пребывания в этом тихом состоянии, в нашем сознании накапливается некое качество. Трудно его определить точно, но выражается оно в том, что наше восприятие, наше внимание становится очень концентрированным и сильным. Оно как бы самопроизвольно фокусируется. Расслабление сменяется напряжением. Но это напряжение - особого рода. Оно естественное, непроизвольное. Его можно назвать ещё устремлением или крайней сфокусированностью внимания. Это сосредоточение таково, что никогда раньше мы ничего подобного не испытывали. Оно совершенно тотальное, захватывает все слои нашего существа - от физического тела и эмоций до самых тонких проявлений психики. Всё существо полностью фокусируется в одной точке, как бы пробиваясь к чему-то. Это, пожалуй, является следствием того, что человек начинает ощущать некую глубинную тягу, на которую живо откликается всё его существо. Он в этот момент начинает ощущать своего рода Зов или Присутствие, на которое не может не откликнуться. В этом сосредоточении дыхание почти отключается, становится жарко даже если кругом холод, в глазах - разные световые явления. Появляется ощущение, что скоро ткань бытия вскроется.

Иногда процесс этого устремления запускается своего рода триггером: человек, находясь в покое шаматхи вдруг вспоминает о некоей истине, просто зачастую какое-то слово - и оно вдруг начинает резонировать и отзывается этим чувством присутствия истины, которое вдруг мощно собирает всё существо в одну точку. Но так происходит в любом случае только когда человек в своей шаматхе достаточно "созрел".

Может возникнуть вопрос - на что именно нацелен этот фокус? Вот тут могут быть варианты. Сама эта сосредоточенность естественна, но те объекты, которые человек "подсовывает" под её луч - зависят от его, человека, идеологии. На мой взгляд, в идеале поиск наш должен быть в этот момент наименее идеологизированным. Однако, скажем, человек верующий, в этот момент неизбежно "устремляется к Богу".

Так вот, это состояние крайней устремлённости, "проникновения", как называют его в тибетских переводах, и есть випашьяна. В буддийской випашьяне человек вглядывается в буддийские истины.

Поначалу волны шаматхи-випашьяны сменяют друг друга. Создаётся впечатление, что випашьяна пробивает некий слой в сознании или, как сказали бы суфии, "завесу", и сознание оказывается на новом уровне, на котором опять следует этап шаматхи, потому что заряд випашьяны как бы временно иссякает. Так может продолжаться довольно долго. Потом постепенно випашьяна становится ровнее и сливается с шаматхой, по крайней мере на буддийском пути. По мере прохождения этих волн человек приближается к собственно шаматхе как состоянию (http://hlg-plot.livejournal.com/82427.html).
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: plot от 29 ФХЪРСап 2013, 20:48:53
(http://files.adme.ru/files/news/part_46/465405/13.jpg)
Этот рисунок становится неподвижным при сколько-нибудь заметном сосредоточении внимания (сиречь "неподвижности сознания").
Название: Re: Шаматха, випашьяна, суфизм
Отправлено: nisso от 29 ФХЪРСап 2013, 21:39:33
(http://files.adme.ru/files/news/part_46/465405/13.jpg)
Этот рисунок становится неподвижным при сколько-нибудь заметном сосредоточении внимания (сиречь "неподвижности сознания").
Я просто в восхищении!
А еще... он "играет" )

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100