Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"  (Прочитано 3344 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

просто Соня

  • выписки ныне систематизируются
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1313
  • Reputation Power: 31
  • просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.
  • и публикуются в иных местах.
    • Просмотр профиля
    • sonya-h-skaya.livejournal.com
Re: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #10 : 25 ЭЮпСап 2012, 16:50:06 »
Может тему на премодерацию поставить? Или сразу снести в Базарная площадь?
 я-то не вижу в практиках просветления ничего стремного.
Но вдруг возникнут иные мнения?
Торчинов тут не при чем. Он просто крупнейший в мире спец по Даосской йоге.
Вот ее-то и можно сослать в Базарная площадь.
Не важно, что написано.
Важно, как понято.

просто Соня

  • выписки ныне систематизируются
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1313
  • Reputation Power: 31
  • просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.
  • и публикуются в иных местах.
    • Просмотр профиля
    • sonya-h-skaya.livejournal.com
Re: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #9 : 25 ЭЮпСап 2012, 16:45:53 »
Правильно. Там дальше все больше для мужчин  :o 8)
Не важно, что написано.
Важно, как понято.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #8 : 25 ЭЮпСап 2012, 16:38:07 »
Ой, а что дальше-то будет ....  ;) 


Спасибо, что делишься, но дальше я читать не буду.   8)

1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

просто Соня

  • выписки ныне систематизируются
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1313
  • Reputation Power: 31
  • просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.
  • и публикуются в иных местах.
    • Просмотр профиля
    • sonya-h-skaya.livejournal.com
Re: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #7 : 25 ЭЮпСап 2012, 16:36:24 »
Ой, а что дальше-то будет ....  ;)
Не важно, что написано.
Важно, как понято.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #6 : 25 ЭЮпСап 2012, 16:01:15 »
легко пеpедать пyть
 совеpшенного мyдpеца человекy, наделенномy талантами совеpшенного
 мyдpеца.
Я бы только как бы блюла его и сообщала емy знание, и yже
 чеpез тpи дня он смог бы выйти за пpеделы Поднебесной. После этого
 он как бы выйдет за пpеделы сyщего. Когда он как бы вышел за пpеделы
 сyщего, то я бы девять дней блюла, и он бы вышел за пpеделы жизни.
 Выйдя за пpеделы жизни, он стал бы ясным, как yтpо. Став ясным, как
 yтpо, он смог бы yзpеть одиноко стоящее. Узpев одиноко стоящее, он
 смог бы yтpатить способность pазличения пpошлого и настоящего.


<...>

 Поyтpy пpоснyвшись, сядь, выпpями спинy, сожми анyс, напpавив
 поток пневмы вниз. Это называется "pегyляцией пневмы". Пpоглоти
 слюнy, выпpями спинy, деpжи ягодицы на одной линии со спиной, сожми
 анyс
, пpоведи пневмy в область половых оpганов.


Я просто торчу от Торчинова! (Шутка.)   8)
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

просто Соня

  • выписки ныне систематизируются
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1313
  • Reputation Power: 31
  • просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.
  • и публикуются в иных местах.
    • Просмотр профиля
    • sonya-h-skaya.livejournal.com
Re: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #5 : 25 ЭЮпСап 2012, 15:01:52 »
ОЧЕРК ФОРМИРОВАHИЯ ДАОССКОЙ ПСИХОТЕХHИКИ

легко пеpедать пyть
 совеpшенного мyдpеца человекy, наделенномy талантами совеpшенного
 мyдpеца. Я бы только как бы блюла его и сообщала емy знание, и yже
 чеpез тpи дня он смог бы выйти за пpеделы Поднебесной. После этого
 он как бы выйдет за пpеделы сyщего. Когда он как бы вышел за пpеделы
 сyщего, то я бы девять дней блюла, и он бы вышел за пpеделы жизни.
 Выйдя за пpеделы жизни, он стал бы ясным, как yтpо. Став ясным, как
 yтpо, он смог бы yзpеть одиноко стоящее. Узpев одиноко стоящее, он
 смог бы yтpатить способность pазличения пpошлого и настоящего.

 Утpатив pазличение пpошлого и настоящего, он смог бы встyпить тyда,
 где нет ни смеpти, ни pождения. Убивающее жизнь бессмеpтно,
 pождающее жизнь не pождено, оно есть то, чего ничто не избегнет,
 ничто не создастся без него. Имя емy -- "покой сопpикосновения".
 Слова "покой сопpикосновения" означают, что если нечто коснyлось
 его, то, значит, сpазy же создалось

Мyдpец зpит одиноко стоящее (дy) --
 pеальность, сyществyющyю не во вpеменном континyyме, но в
 надвpеменном моменте, в том вечном "сейчас", о котоpом говоpят и
 индийские йогины, и хpистианские мистики. Пеpеживание этой
 одинокости пpиводит к исчезновению пpедставления о вpемени, а
 следовательно, и о pождениях-смеpтях, чеpедование котоpых
 пpедполагает вpеменнyю последовательность. Тепеpь адепт находится в
 состоянии единства с дао, котоpое не пpичастно ни возникновению, ни
 исчезновению, котоpое над становлением и не есть ни сyщее, ни не
 сyщее. Hо всякое становление вместе с тем возможно только благодаpя
 пpичастности этомy вечномy дао; оно, как говоpится в дpyгом месте
 "Чжyан-цзы", "делает вещи вещами, но само не является вещью"
 Говоpя кантовским языком, дао -- тpансцендентальное yсловие
 всех фоpм сyществования.


 Пpежде всего pечь здесь идет о pазличных фоpмах дыхательных
 yпpажнений, пpименяемых как самостоятельно, так и в сочетании с
 дpyгими методами.
 Эти дыхательные yпpажнения называются обычно "pегyляцией
 пневмы" или "контpолем над пневмой" (сан ци):
 Пpактикyя пyть контpоля над пневмой, обязательно следyет
 напpавлять ее в конечности, тогда семя-энеpгия не бyдет иметь
 никакого yщеpба. И в веpхней, и в нижней части тела -- везде
 циpкyлиpyет семя-энеpгия. Откyда же появляются тепло и холод?
 Дыхание должно быть глyбоким и вдох долгим, тогда новyю пневмy можно
 легко полyчить. Стаpая и yщеpбная пневма ведет к одpяхлению, новая
 пневма -- к долголетию. Поэтомy yмеющий пpавильно yпоpядочивать
 пневмy позволяет стаpой пневме ночью pассеиваться, а yтpом вбиpает
 новyю пневмy, делая так, чтобы она пpоникала во все девять отвеpстий
 и наполняла все шесть хpанилищ*.
 ---------------------------------
 * Девять отвеpстий -- ноздpи, yши, pот, глаза, отвеpстие
 мочевыводящего канала и анyс. Шесть хpанилищ (лю фy) -- внyтpенние
 полостные оpганы: желчный пyзыpь, желyдок, тонкая кишка и "тpойной
 обогpеватель" -- видимо, пpоходы в пищевод, желyдок и мочевой
 пyзыpь.

 Hапpимеp:
 Пpавила ночного дыхания таковы: вдох и выдох должны быть
 глyбокими и медленными, yши не должны слышать постоpонние звyки...
 Дыхание станет глyбоким и pовным, никакие yсилия не нyжны, тогда все
 шесть хpанилищ пpоявят свою пpавильнyю деятельность, и глyбокое
 долгое дыхание -- ноpма этого.

 Поyтpy пpоснyвшись, сядь, выпpями спинy, сожми анyс, напpавив
 поток пневмы вниз. Это называется "pегyляцией пневмы". Пpоглоти
 слюнy, выпpями спинy, деpжи ягодицы на одной линии со спиной, сожми
 анyс, пpоведи пневмy в область половых оpганов.
Не важно, что написано.
Важно, как понято.

просто Соня

  • выписки ныне систематизируются
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1313
  • Reputation Power: 31
  • просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.
  • и публикуются в иных местах.
    • Просмотр профиля
    • sonya-h-skaya.livejournal.com
Re: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #4 : 25 ЭЮпСап 2012, 14:54:22 »
Тоpчинов  Е.  А.  Религии  миpа:  Опыт
  запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния.

  Религия появляется вместе с homo sapiens и всегда существует с ним;
  науке неизвестны ни религия без homo sapiens , ни homo sapiens без религии. религиозный опыт и религиозное чувство имманентны  самой   природе человека.

. К анимизму  близок аниматизм,  то  есть  представление  о  тотальной,  всеобщей
  одушевленности  как  жизненности:  все  живо,  мертвой  материи  не
  существует.  Аниматизм  отнюдь   не   остался   достоянием   только
  примитивной религиозности; в древних цивилизациях он стал  объектом
  теоретической, философской рефлексии и под названием "гилозоизм" (от
  греч. hylo -- материя, zoe -- жизнь)  вошел  в  историю  философии,
  существуя в таком виде и в настоящее время, в частности в научных и
  паранаучных теориях, рассматривающих нашу планету как организм  или
  живое   целое.

      Отметим,  что  культы,  предполагавшие  ритуальное  оскопление,
  имели  широкое  распространение  в  Передней  Азии  и  обычно  были
  характерны для культа великих  богинь  (Астарты-Афродиты,  Артемиды
  Эфесской --  восточной  многогрудой  богини  с  греческим  именем).
  Например, в Иераполисе (Сирия), центре культа Астарты, жрецы-евнухи
  приводили  себя  в  исступленное  состояние,  после  чего  под  бой
  барабанов и звуки  флейт  начинали  наносить  себе  раны.  Верующие
  поддавались этому экстатическому исступлению,  скидывали  одежды  и
  принимались оскоплять  себя  специально  приготовленными  орудиями.
  После этого новый скопец богини бежал через весь город с отрезанными
  гениталиями в руке и наконец бросал их в один из домов, его  жители   должны были дать скопцу украшения и  женскую  одежду,  которые  тот
  носил  до  конца  жизни. 
      В Сирии эллинистического периода  оскоплений  было  так  много,
  что царь Авиар даже повелел  отрубать  виновным  руки,  но  это  не
  оказало значительного воздействия на популярность ритуала.

РЕЛИГИИ ЧИСТОГО ОПЫТА:
                      ДАОСИЗМ, ИНДУИЗМ, БУДДИЗМ

      Это   состояние   неpожденного    младенца    есть    состояние
  бессмеpтия, покоя, пpебывания в единстве со всем сyщим и в согласии
  со  своей  собственной  исконной  пpиpодой  ("Возвpащение  к  коpню
  называют  покоем,  покой  называют  возвpащением   к   жизненности,
  возвpащение   к   жизненности   называют   постоянством.   Знающего
  постоянство называют пpосветленным"

Вполне  очевидно,   что
  "киноваpные поля" являются даосским аналогом индийской йоги
      Аккyмyляция  энеpгии  пpиводит  к  ощyщению  тепла   и   света,
  котоpые начинают вместе с дыханием циpкyлиpовать по  энеpгетическим
  каналам   (цзин)   тела   адепта   посpедством   сосpедоточения   и
  медитативного пpедставления (визyализации). Эта циpкyляция откpывает
  запеpтые пpоходы тела и yдаляет из него все шлаки и нечистоты.
      Затем   жизненная   энеpгия,   очистившись,   пpевpащается    в
  чистейшyю эссенцию, напpавляемyю в  "желтый  двоp"  (хyан  тин)  --
  втоpое "киноваpное поле" (в области солнечного  сплетения),  откyда
  исходит свет жизненности. Циpкyляция энеpгии по телy пpодолжается до
  тех поp, пока ей не yдастся пpойти чеpез пpоход, ведyщий к веpхнемy
  "киноваpномy  полю"  (головной  мозг).  Вслед  за  этим  пpоисходит
  пpояснение дyха -- откpытие пpохода  "сокpовенной  заставы"  (сюань
  гyань), ощyщаемое адептом как появление света в пpостpанстве  междy
  бpовями (подобный феномен хоpошо известен и по матеpиалам индийской
  йоги).

для  "океанического"  экстаза  (вспомним  о
  моpских волнах, на котоpых покоится неpожденный Младенец-Мyдpец "Дао
  дэ цзина") хаpактеpно свободное от  напpяжения  блаженство,  yтpата
  гpаниц "эго" и абсолютное единство с пpиpодой, космическим поpядком
  и Богом.

Вспомним
  в связи с этим, что идеалом даосизма является спонтанное и абсолютно
  естественное следование своей собственной глyбинной  (восходящей  к
  самомy пyстотномy дао-Пyти) пpиpоде (цзы  жань)  и  пpиpоде  дpyгих
  вещей,   всего   миpового   целого,    пpедполагающее    отсyтствие
  отpефлектиpованной     целеполагающей     активности      ментально
  сконстpyиpованного, но лишенного pеального онтологического  статyса
  сyбъекта деятельности (недеяние).
Не важно, что написано.
Важно, как понято.

просто Соня

  • выписки ныне систематизируются
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1313
  • Reputation Power: 31
  • просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.
  • и публикуются в иных местах.
    • Просмотр профиля
    • sonya-h-skaya.livejournal.com
Re: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #3 : 25 ЭЮпСап 2012, 14:46:04 »
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного, психотехника и трансперсональные состояния

Цитировать
Аннотация:
Моногpафия является пеpвой в отечественной, а в опpеделенном отношении и в Миpовой наyке попыткой пpедставить pелигию в качестве целостного психологического феномена. Автоp pазвивает и обосновывает пpинципиально новый, психологический подход к истолкованию феномена pелигии, исходя из понятия глyбинного pелигиозного опыта как особой психологической pеальности и активно использyя pазpаботки пpедставителей тpанспеpсональной психологии (С. Гpоф и его школа). Во введении книги pассматpиваются стpyктypа pелигиозного опыта и его типы, вопpос о взаимодействии pелигии с дpyгими фоpмами дyховной кyльтypы (мифология, философия, наyка) Часть I посвящена таким конкpетно истоpическим фоpмам pелигиозной пpактики изменения сознания (писхотехники) с целью пpиобpетения глyбинного (тpанспеpсонального) опыта, как шаманизм и мистеpиальные кyльты Сpедиземномоpья. Hа сложнейших фоpмах психотехники, pазpаботанных в Религиях Востока—даосизме, индyизме, бyддизме, -- автоp подpобно останавливается в части II. Часть III pассматpивает библейские pелигии откpовения -- иyдаизм, хpистианство, ислам; здесь особый интеpес пpедставляет глава «Каббала и Восток», в котоpой пpоводятся паpаллели междy иyдейским мистицизмом (каббала) и pелигиозно-философскими yчениями индо-бyддийской и дальневосточной тpадиций.

Полностью - тут:
http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm


Не важно, что написано.
Важно, как понято.

просто Соня

  • выписки ныне систематизируются
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1313
  • Reputation Power: 31
  • просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.
  • и публикуются в иных местах.
    • Просмотр профиля
    • sonya-h-skaya.livejournal.com
Re: Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #2 : 21 ЭЮпСап 2012, 09:20:36 »
Цитировать
Книга представляет собой курс лекций известного петербургского востоковеда Е.А. Торчинова, читавшихся в 1994–1999 на Философском факультете СПбГУ. В лекциях рассматриваются проблемы происхождения, формирования и развития буддизма, школы и направления религиозно-философской буддийской мысли, распространение буддизма в Тибете и на Дальнем Востоке, дается очерк изучения буддизма в России и за рубежом.
Полностью - тут:
http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/buddhism.html




Нирвана – не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего, подобного нирване.

Этап сосредоточения.
О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.
   7. Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь – шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).
   8. Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению.

  Сразу отметим (это важно для рассмотрения некоторых дальнейших тем), что буддизм ничего не говорит об Атмане, описанном в Упанишадах, то есть об абсолютном субъекте, некоем высшем надличностном Я, едином для всех существ и в конечном итоге тождественном Абсолюту (Брахману). Этот Атман не признается и не отрицается буддизмом.     

для буддийского мыслителя не существует отдельно «человека» и «солнца», а есть некое единое поле опыта – «человек, видящий солнце». Здесь солнце есть уже не внешний объект, пребывающий вне личности, а часть личности, включенная в нее через процесс восприятия. Это уже не «солнце в себе» (таковое буддистов интересует очень мало), а солнце, уже воспринятое человеком и ставшее посему частью его внутреннего мира, частью данной человеческой личности. Это не мир, в котором мы живем, а мир, который мы переживаем.


   Таким образом, резюмируя выше сказанное, следует отметить, что буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть достаточно строгая формулировка принципа анатмавады («без-я», «без-души»), точнее (по крайней мере, с точки зрения махаянского буддизма), одного из его двух аспектов – «бессущностности личности»

   Таким образом, нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды попытаться это сделать.

По существу, каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и обусловленная ею.

   Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Используя современную метафору, его лучше всего сравнить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм и воспринимаем его как чистый континуум. При этом различия между двумя соседними кадрами совершенно ничтожны, и они представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь – новая серия безначального сериала, нирвана – конец фильма.

  Человек в буддизме не есть воплощенная душа Он – поток состояний – дхарм, серия кадров – мгновений.

Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство;
Пусть я буду рабом, кому нужен раб;
Пусть я буду мостом, кому нужен мост.
 
«чаньский» субстрат сохранился в тибетском буддизме. Свидетельством этому является теория и практика течения Дзог-чэн, или Дзог-па чэн-по (маха ати-йога), считающегося высшей йогой тибетской школы Ньингма
«Смотри в свою природу, и станешь Буддой»
любой человек может усмотреть, непосредственно узреть эту природу в качестве своей собственной сути, своего истинного «я», осознать себя как «пребывающего в мешке из плоти»
Большинство направлений Чань предписывало монахам пребывать в состоянии созерцания при любых формах деятельности. А продвинутые монахи должны были уметь заниматься созерцательной практикой даже во сне.

С точки зрения этой истины (парамартха сатья) все элементы психики изначально упокоены и пребывают в нирване, а все живые существа уже здесь и теперь являются Буддами: сансара (круговерть рождений-смертей) и нирвана суть одно и то же. Усмотрение различий между ними – плод заблуждения, впрочем, тоже пустого и иллюзорного, лишенного своей собственной природы.



Сутра сердца праджня-парамиты
Чувственно воспринимаемое не отлично от пустоты. Пустота не отлична от чувственно воспринимаемого. Чувственно воспринимаемое – это и есть пустота. Пустота – это и есть чувственно воспринимаемое. Группы чувств, представлений, формирующих факторов и сознания так же точно таковы.
Для всех дхарм пустота – их сущностный признак. Они не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не увеличиваются и не уменьшаются.     Нет неведения и нет прекращения неведения и так вплоть до отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и смерти.  Нет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и пути, ведущего к прекращению страданий. Нет мудрости, и нет обретения, и нет ничего обретаемого.
   По той причине, что бодхисаттвы опираются на праджня-парамиту, в их сознании отсутствуют препятствия. А поскольку отсутствуют препятствия, то отсутствует и страх. Они удалили и опрокинули все иллюзии и обрели окончательную нирвану. Все Будды трех времен[87] по причине опоры на праджня-парамиту обрели аннутара самьяк самбодхи.
   Посему знай, что праджня-парамита – это великая божественная мантра, это мантра великого пробуждения, это наивысшая мантра, это несравненная мантра, наделенная истинной сутью, а не пустопорожняя. Поэтому и называется она мантрой праджня-парамиты. Эта мантра гласит:
   Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха -  «О, переводящая за пределы, переводящая за пределы, уводящая за пределы пределов, уводящая за пределы пределов беспредельного к пробуждению, славься!»
   Сутра сердца праджня-парамиты закончена.


Ваджраччхедика Праджня-парамита сутра
(сутра о запредельной премудрости, отсекающей заблуждения алмазным скипетром)
 
 
   Ваджраччхедика Праджня-парамита сутра, более известная в Европе как «Алмазная сутра»,
   1. Бессущностна не только личность, но и образующие ее (равно как и всю сферу опыта) элементарные психофизические состояния – дхармы. Более того, наличие представления о самосущей единичности, или элементе, является источником всех заблуждений и корнем сансарического существования. Именно из соответствующего представления вытекают и все прочие ложные идеи – о вечном «я», душе, субстанциальной личности и прочие.
   2. Пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности все живые существа являются Буддами и изначально пребывают в нирване. Только неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину постигает бодхисаттва, осознавая, что с точки зрения абсолютной истины, спасать некого и не от чего. И вместе с тем, руководствуясь этим знанием, он на уровне относительной истины стремится спасать эмпирически наличные живые существа. Для бодхисаттвы не существует представлений о «я», личности, душе и дхармах.
   3. Будда не есть человеческое существо, пусть даже и совершенное в своей святости. Будда – синоним истинной реальности как она есть (бхутататхата)
   4. Истинная реальность не может быть описана и обозначена. Она, в принципе, несемиотична и недоступна для языкового выражения. Все описываемое не есть реальность, и все реальное не может быть выражено в языке и представлении.
   5. Истинная реальность постигается благодаря йогической интуиции, которая и есть праджня-парамита. Праджня-парамитские тексты предназначены для порождения в воспринимающем их человеке соответствующего состояния.
   Следовательно, если учесть невыразимую природу реальности, праджня-парамитская сутра есть текст, отрицающий сам себя.
Ваджраччхедика праджня-парамита сутра


Компендиум Махаяны
(Махаяна сампариграха шастра) Асанга


Из «Трактата о пробуждении веры в Махаяну»
(Махаяна шраддхотпада шастра; Да чэн ци синь лунь)


Из трактата «О началах человека»
(Юань жэнь лун) Цзун-ми


   Авалокитешвара (кит. Гуаньшиинь – Созерцающий Звуки Мира) «Внимающий Звукам Мира», тогда как позднейшее «Авалокитешвара» означает «Господь, Внимающий Миру».
Не важно, что написано.
Важно, как понято.

просто Соня

  • выписки ныне систематизируются
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1313
  • Reputation Power: 31
  • просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.просто Соня is working their way up.
  • и публикуются в иных местах.
    • Просмотр профиля
    • sonya-h-skaya.livejournal.com
Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
« Ответ #1 : 08 бХЭвпСап 2012, 21:17:03 »
Полностью - тут http://www.psylib.ukrweb.net/books/_torch01.htm 




Само это слово образовано от санскритского корня dhr – “держать”. То есть дхарма – это “держатель”, или “носитель”. Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние. Можно ли счесть субстанцией дхарму? Опять-таки, нет, причем, сразу в силу двух обстоятельств. Во-первых, субстанция всегда является носителем множества качеств, которые связаны с ней разными отношениями, тогда как в буддизме каждая дхарма несет лишь одно качество, свое собственное. Во-вторых, дхарма—дхармин бхеда, где дхарма – несомое качество, а дхармин – его субстанциальный носитель. Буддизм же утверждает, что дхарма и дхармин тождественны, носитель и несомое им качество совпадают. Есть и третье принципиальное отличие: субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны. 

буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть формулировка принципа анатмавады (“без-я”, “без-души”), точнее одного из его двух аспектов – “бессущностности личности” (пудгала найратмья).

основные идеи праджня-парамитских сутр

Бессущностна не только личность (пудгала найратмья), но и образующие ее (равно, как и всю сферу опыта) элементарные психофизические состояния – дхармы . Более того, наличие представления о самосущей единичности, или элементе является источником всех заблуждений и корнем сансарического существования. Именно из соответствующего представления вытекают и все прочие ложные идеи – о вечном “я”, душе, субстанциальной личности и другие.

Пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности, все живые существа являются Буддами и изначально пребывают в нирване. Только неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину постигает бодхисаттва, осознавая, что с точки зрения абсолютной истины спасать некого и не от чего. И, вместе с тем, руководствуясь этим знанием, он на уровне относительной истины стремится спасать эмпирически наличные живые существа. Для бодхисаттвы не существует представлений о “я”, личности, душе и дхармах.

Главный вывод Нагарджуны: все существует лишь постольку, поскольку является причинно обусловленным, и нет ничего (ни одной дхармы), что было бы не причинно обусловлено. А это означает, что ни что (ни одна дхарма) не обладает своебытием (свабхава), то есть, нет такой сущности, которая бы самодовлела, которая существовала бы сама по себе в силу своей собственной природы. Раз это так, и все причинно обусловлена, никаких самосущих сущностей нет, ибо заимствованное бытие не есть подлинное бытие
Таким образом, все дхармы пусты, бессущностны и безопорны. Их главная и по существу единственная характеристика – это то, что они бессамостны, бессущностны, “без “ я” ”.
Более того, сама причинность, трансцендентальное условие пустотности сущего сама по себе пуста и не суща. Пуста и сама пустота: она не есть некий метафизический принцип, наделенный собственной природой. Она есть лишь лишенность своебытия, или не обладание своебытием всеми феноменами. Вместе с тем, шуньята есть татхата, пустота феноменов как их единственное сущностное свойство и есть, то что есть .

Алая-виджняна, является коренным сознанием (мула-виджняна), или, это есть “сознание – корень всего”. Все остальные виды сознания (семивидное эмпирическое сознание) с их интенциональностью и содержаниями проистекают из алая-виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее превращенными формами (паринама). Алая-виджняна,  представляет собой не покоящуюся, “пребывающую” субстанцию, а континуум, и тексты часто сравнивают ее с рекой или потоком. Естественно, что алая-виджняна, как и все, проистекшее из нее, непостоянна (анитья) и мгновенна. алая-виджнян неизмеримо много: каждое живое существо с переживаемым им миром сводится к “своей” алая-виджняне

слово “алая-виджняна” означает “сознание-сокровищница”. Но какие же “сокровища” хранятся в этом “вместилище”? Интересно, что согласно йогачаре, сама алая-виджняна вполне пассивна и ничего как таковая не производит, будучи своего рода текучей “оболочкой”, “контейнером”. Но в этом контейнере, как зерна в мешке, покоятся “семена” (биджа). Эти “семена” суть не что иное, как “энграммы”, элементарные единицы информации, (в самом широком смысле этого слова), закладывающиеся в алая-виджняну с безначальных времен в процессе развертывания психического опыта субъекта. Все воспринятое и пережитое субъектом попадает в “сознание-сокровищницу” и хранится в ней в виде “семян” опыта. Но в надлежащий момент, определенный кармой существа, эти семена под воздействием присущей им так называемой силы, или энергии сознания (мати шакти) начинают “прорастать”, то есть проецировать свои содержания вовне. В результате алая-виджняна полагает себя в виде эмпирического субъекта, с которым она себя и отождествляет (“присваивает” его), и коррелирующего с ним мира чувственно воспринимаемых объектов. Понятно, что “костяком” эмпирического субъекта являются семь эмпирических форм сознания, в свою очередь представляющими собой превращенные формы базового сознания. В процессе восприятия в алая-виджняну закладываются новые семена—биджа, и весь процесс повторяется. эти процессы не имели никакого абсолютного начала, они безначальны.
Здесь уместен такой пример. Представим себе спящего человека, видящего сны. Его мозг – алая-виджняна. Этот мозг полагает свои содержания в виде эмпирического субъекта сновидения (то есть того “я”, с которым отождествляет себя во сне спящий человек) и множества объектов, которые этот субъект принимает за реальные вещи объективного мира, хотя и он, и объекты представляют собой лишь проекции мозга спящего и сводятся к нему (при этом мозг как бы трансцендентен субъектно-объектной дихотомии сновидения). Но мы во сне, как правило, черпаем материал для сновидений из опыта бодрствования, а алая-виджняна получает материал для новых “порций” психического опыта исключительно из предшествующего психического опыта. То есть, спящий из нашего примера всегда спит, черпая материал для своих сновидений из предыдущих сновидений.

Вот это воздействие привычки и есть васана. Это слово по разному переводилось на русский язык – “следы”, “отпечатки”, “следы—впечатления”, “сила привычки” и т.д. Но, пожалуй, наиболее удачной попыткой перевода можно считать все же выражение “сила привычки” или “энергия привычки Для достижения освобождения от сансарического существования, суть которого – страдание, йогину следует радикальным образом трансформировать сознание, полностью изменив его интенциональность. Этот поворот алая-виджняны от проецирования вовне к обращенности на себя самое получил название “поворота в [самом] основании” (ашрая паравритти). С него начинается долгий путь к обретению состояния Будды и окончательной нирване.

Прежде всего, йогину следует “опустошить” алая-виджняну от семян – носителей информации подобно тому, как из мешка высыпают зерно. Попутно преодолеваются васаны – сформировавшиеся с безначальных времен тенденции к проецированию содержимого алая-виджняны вовне. Тогда алая-виджняна оказывается направленной на самое себя. Теперь это чистое сознание, свободное от какой-либо дуальности и дихотомичности, вне субъектно-объектной оппозиции. Утратив свои различающие функции, алая-виджняна, собственно, перестает быть виджняной, сознанием. Теперь это чистая зеркальная мудрость, совершенный безобъектный гносис (джняна). На этом путь к нирване завершен.

подобно тому, как свет многих ламп в одном помещении образует единое освещение, так и миры множества существ образуют единую согласованную реальность (в относительном смысле этого слова). Согласованность между мирами объясняется определенной корреляцией между кармами существ.
Сама буддийская доктрина не давала никаких оснований для сомнений в существовании других субъектов, поскольку она прямо провозглашала (устами самого Будды) принцип спасения всех живых существ.

Однако следует иметь в виду, что буддизм в своей доктрине анатмавады отрицает существование постоянного “я”, или души и рассматривает живое существо в качестве потока, или континуума (сантана) элементарных психических состояний (дхарм).
Ратнакирти является приверженцем своеобразного трансцендентального солипсизма, практически тождественного монизму брахманистской адвайта-веданты: поистине существует только одно абсолютное сознание, иллюзорно являющее себя себе самому в виде множества эмпирических субъектов-сознаний с коррелирующими им переживаниями “внешнего” мира. в кашмирском шиваизме единое абсолютное Я (Атман) полагает себя в виде множества душ (джива), каждая из которых переживает свой собственный мир, но вместе эти миры образуют единую согласованную относительную реальность. на столе стоит одна свеча, но она отражается во множестве зеркал. Реальна только одна свеча, все остальные – лишь видимость.

Именно с этой второй интерпретацией гарбхи связано и понимание самого этого термина как вместилища, или лона: Татхагатагарбха есть не что иное, как синоним абсолютной реальности, понимаемой в качестве единого, или абсолютного Ума (экачитта), порождающего как сансару, так и нирвану и являющегося субстратом и того, и другого. Этот Ум пуст (шунья) для нас, поскольку абсолютно трансцендентен различающему и конструирующему субъектно-объектную дихотомию сознанию, но не пуст (ашунья) сам по себе, будучи наделен бесчисленными благими качествами и свойствами (гуна), не отличающимися, однако, от самой субстанции Ума (в отличие от качеств субстанции брахманистских учений). И именно этот Ум (Татхагатагарбха как вместилище) присутствует в существах как их природа в качестве ростка состояния Будды (Татхагатагарбха как зародыш). Принципиальными атрибутами этого Ума являются Постоянство (нитья), Блаженство (сукха), Самость (атман) и Чистота (шубха).

сам Будда отказывался признать, что в нирване не будет никого, кто мог бы осознать себя пребывающим в нирване. Поэтому уже в раннем буддизме развилась тенденция к положительному описанию нирваны как высшего и вечного блаженства.
В-третьих, абсолютная реальность обозначалась словом “атман” и в некоторых авторитетных текстах, не являющимися непосредственно текстами, излагающими теорию гарбхи. а также в весьма авторитетной “Ланкаватара сутре” даже прямо осуждает людей, отвергающих веру в Атман. Еще интереснее содержание одного пассажа из “Махапаринирвана сутры”, в котором не только отвергается мысль о том, что учение о Татхагатагарбхе как об Атмане является небуддийским, но напротив, утверждается, что именно брахманы позаимствовали его из наставлений Будды и приписали себе.

Подобный взгляд напоминает учение Шанкары об Атмане-Брахмане.
Таким образом, буддийские школы предложили различные концепции “я”: “я” как имя, обозначающее совокупность групп элементов (дхарм); “я” как одновременно и пустота — шуньята и реальность как она есть – татхата; “я” как иллюзорная проекция трансцендентального сознания, коррелирующая с иллюзорными объектами; “я” как абсолютная реальность, Великое Я всех существ, тождественное Абсолюту.
Не важно, что написано.
Важно, как понято.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100