Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: На смену обществу потребления - общество переживания  (Прочитано 874 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Видимо общество безудержного потребления с его, в том числе, конкуренцией и стремлением занять место у кормушки, вполне закономерно сменяется обществом, в котором любой человек достаточно обеспечен всем необходимым чтобы послать конкуренцию подальше и заняться тем, что ему больше по душе.

И успех в таком обществе измеряется именно тем, насколько человек реализовал вот эти свои коренные интересы. Потому что чисто материальным преуспеванием никого не удивишь, а самозаклание на алтарь Работы ради карьеры и уровня жизни выше среднего вызывает лишь недоумение. Конкуренция здесь переходит из материальной сферы в сферу мемов, идей.

Это явление наблюдается повсеместно в развитых странах (хиппи, сейчас - дауншифтеры), даже в такой традиционно трудоголической стране как Япония (явление фритеров). Именно с его развитием видимо связано продолжающееся уменьшение рождаемости. В таком обществе детей рождают тогда, когда будущим родителям это по-настоящему интересно.

Стругацкие в "Хищных вещах века" рисовали такое общество как общество разлагающихся гедонистов, которые не знают как бы ещё убить время, но они видимо ошибались. Эрос у человека продуктами народного потребления не завалишь. Впрочем, деструктивным гедонистам в таком обществе тоже есть место. Но их мем вряд ли конкурентноспособен. Потому что наибольшее удовольствие человек получает именно тогда, когда делает нечто настоящее, жизненно-интересное. На этом фоне гедонисты выглядят полными лузерами.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Главное здесь — изменение всего типа рациональности поведения человека. Возникает новая ориентация на максимальную интенсивность своей текущей жизни. Эта интенсивность связана в первую очередь с эмоциональным внутренним состоянием. Трансформации, связанные с этим изменением, очень обширны, они касаются и финансовой рациональности, и выбора образования, мотивов создания семьи, такой мощной индустрии современного мира как туризм и путешествия и т.д. <...>

Общество потребления, по отношению к которому мы можем говорить об обществе переживаний, сильно от него отличается. Потребительская установка имеет много уровней мотивации. Низшие слои ориентируются на высшие, стараются им подражать. В таких молодых потребительских обществах, как наше, люди демонстрируют потребление, обычно превышающее их реальные возможности и реальное социальное положение. Общество переживаний совершенно ломает эту картину и является своеобразным выходом из общества потребления. Потому что ни внешняя функциональность, ни демонстрирование социального статуса не играют в этой мотивации существенной роли. Главной целью являюсь я сам.

Отсюда

Но, с другой стороны, раньше у народа тоже был популярен лозунг "Хлеба и зрелищ!" Просто сейчас меньше проблем с хлебом и зрелища поэтому становятся важнее.

 У меня появилась вольная ассоциация с мистической традицией: важны не внешние события сами по себе, а то, что вызывает особое переживание.

(Вообще, иногда возникает впечатление, что общество повторяет то, что делали мистики на более ранних этапах истории).
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100