Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Гюрджиев как культурный герой и трикстер  (Прочитано 5997 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Жан-

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 150
  • Reputation Power: 3
  • Жан- has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #18 : 20 бХЭвпСап 2013, 12:42:48 »
 Пилигрим
Вам не кажется что вы слишком много думаете.....

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #17 : 20 бХЭвпСап 2013, 12:26:04 »
Думаю по поводу пластичности просто он был хороший актер и возможно где то специально обучался актерскому мастерству...

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #16 : 20 бХЭвпСап 2013, 02:51:45 »
Эпизод по теме из ВПЧ - "пластичность", или "преображение":

Гурджиев стоял на перроне у  вагона и разговаривал с нами.  Это был обычный Гурджиев,
которого мы всегда знали.  После второго  звонка он вошел в вагон - его купе
находилось недалеко от двери - и подошел к окну.

     Он стал другим! В окне мы увидели совершенно другого человека, не того,
который  вошел в вагон. Он изменился за несколько  секунд. Трудно сказать, в
чем заключалась разница; но на платформе он выглядел обыкновенным человеком,
как любой другой;  а из окна на  нас смотрел человек совсем иного порядка, с
исключительной важностью и достоинством в каждом взгляде, в каждом движении,
как  будто он  внезапно стал наследным принцем или  государственным деятелем
какого-то неизвестного государства, куда мы его провожали.

     Кое-кто из нашей  компании не сразу ясно понял происходящее; однако они
эмоционально ощутили нечто, выпадающее за границы обычного хода событий. Все
это продолжалось несколько секунд.  Почти сразу за вторым звонком последовал
третий, и поезд тронулся.

     Не помню, кто  первый заговорил  о  "преображении"  Гурджиева, когда мы
остались  одни. Выяснилось, что все видели это, но  не все одинаково поняли,
что происходит. Но  каждый без исключения почувствовал, что  случилось нечто
необычное.

     Ранее   Гурджиев   объяснял  нам,   что  тот,  кто  овладел  искусством
пластичности, способен совершенно изменять свою  наружность. Он  сказал, что
такой человек может стать красивым или отталкивающим,  может заставить людей
обратить на него внимание или сделаться фактически невидимым.

     Что же это было? Может быть, как раз случай "пластичности"?

     Но  история  на  этом  не  кончилась.  В   одном  вагоне  с  Гурджиевым
путешествовал некий  А.,  известный журналист;  как  раз в это время,  перед
самой революцией,  он  был выслан из Петербурга. Наша компания,  провожавшая
Гурджиева,  стояла  у одного  конца вагона;  у другого стояла группа  людей,
провожавших А.

     Я не  был лично  знаком с А., но  среди провожавших его было  несколько
моих знакомых и даже приятелей; двое-трое из них бывали на  наших беседах, и
сейчас они переходили из одной группы в другую.

     Спустя некоторое время  в газете, сотрудником которой был А., появилась
статья "В дороге", где  А. описывал свои мысли  и  впечатления по  дороге из
Петербурга в Москву. Вместе с ним в вагоне ехал какой-то необычный восточный
человек; среди шумной толпы  набивших вагон спекулянтов он  поразил А. своим
достоинством и  спокойствием, словно  окружающие  его  люди были мошками, на
которых он взирал с недосягаемой высоты. А. решил, что это "нефтяной король"
из Баку. Несколько загадочных  фраз,  услышанных А., еще более убедили  его,
что перед ним  человек, чьи миллионы растут, пока он спит, и который свысока
взирает на суетящихся людей, озабоченных тем, как заработать на жизнь.

     "Мой сотоварищ по путешествию тоже держался особняком; это был перс или
татарин,  молчаливый  человек  в  дорогой  каракулевой шапке; под  мышкой он
держал французский роман. Он пил чай и осторожно ставил стакан  на небольшой
столик у окна; иногда он бросал чрезвычайно презрительный  взгляд  на шум  и
суету этих невероятно жестикулировавших людей.  Они, со  своей  стороны, как
мне  показалось, взирали на него с большим вниманием, если не с почтительным
страхом. Более всего меня заинтересовало то обстоятельство, что и он был как
будто  человеком  того  же  самого  юго-восточного  типа,  что  и  остальные
спекулянты,   эта   стая  коршунов,  которая  летела  где-то   в  заоблачном
пространстве, чтобы рвать на куски  какую-то падаль. Это был смуглый человек
с блестящими  черными глазами  и зелимхановскими усами... Почему  же он  так
презирает собственную плоть и  кровь и избегает их?  К счастью, он обратился
ко мне:

     "-  Очень  уж  они суетятся,  -  промолвил  он,  и на  его  неподвижном
желтоватом лице  слегка улыбнулись  вежливые, как  у всех  восточных  людей,
глаза.

     "Помолчав, он добавил:

     "- Да, сейчас в России много таких дел, на  которых умный человек может
хорошо заработать.

     "Опять помолчав, он пояснил свою мысль:

     "- В конце концов, идет война. Каждому хочется стать миллионером.

     "В  этом  холодном  и  спокойном  тоне  мне  послышалась  особого  рода
фаталистическая и безжалостная похвальба, граничащая с цинизмом; и я спросил
его чуть резко:

     "- И вы тоже?

     "- Что? - не понял он.

     "- Разве и вам не хочется того же?

     "Он ответил неопределенным и слегка ироническим жестом. Мне показалось,
что он не расслышал или не понял меня, и я повторил:

     "- А вы не хотите поживиться?

     "Он улыбнулся особенно спокойно и произнес с серьезным видом:

     "- Мы всегда извлекаем пользу. К нам это не относится.  Нам все равно -
война или нет войны. Мы всегда получаем прибыль.

     (Конечно, Гурджиев имел в виду эзотерическую работу, "собирание знаний"
и  собирание людей. Но А. понял  его в другом смысле: он решил, что Гурджиев
говорит о "нефти".)

     "Было  бы  любопытно побеседовать  с  ним  и  поближе  познакомиться  с
психологией человека,  чей капитал зависит  разве что от порядка в Солнечной
системе, который вряд ли будет  потрясен; и потому его доходы оказываются за
пределами войны и мира".

     Так А. закончил эпизод с "нефтяным королем".

     Нас особенно удивил "французский роман" Гурджиева. Или А. изобрел его и
прибавил  к собственным впечатлениям, или  Гурджиев  и  впрямь заставил  его
"увидеть",  т.е.  вообразить, французский  роман в каком-то томике, покрытом
желтой, а то и не желтой обложкой,  -  потому  что Гурджиев по-французски не
читал.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Evgeny

  • Дервиш
  • ********
  • Сообщений: 6199
  • Reputation Power: 91
  • Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #15 : 19 бХЭвпСап 2013, 20:50:03 »
  Пробежал глазами... Скучные вы тут, извините, Жизнь с Пилигримой. У ГИГа, как и всякой яркой личности, были есть и будут и последователи, и преследователи. Миллионам людей он просто не нужен, и это тоже нормально. Когда я школьником прочитал "В поисках чудесного", я не нашел там ничего для себя. Когда прочитал второй раз, через много лет, с позиций совсем другого опыта, нашел многое. Есть те, кто находят еще больше. "Милая Жизнь" устроила на форуме натуральную истерику, словно Гурджиев ее лично обидел. "Чертов путь!" Извините, что помешал кричать и биться, сейчас уйду, продолжайте, только голос не сорвите. Задача для Фрейда: кого она видит в Гурджиеве? Зейтан - с ним проще, ему все пофиг. Ну не признали "челом №6", зато можно подухариться. Скажу под большим секретом: есть вакансия заместителя Бертона, зарплата хорошая, срочно меняйте псевдоним - и вперед. Моя рекомендация  обеспечена.  П.С. Нужно представить заявлене и автобиографию, пол укажите средний, номер лифчика шестой.
« Последнее редактирование: 19 бХЭвпСап 2013, 21:02:55 от Evgeny »
Иди за тем, с кем тебе по пути.

Quenta

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 84
  • Reputation Power: 1
  • Quenta has no influence.
  • hey joe
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #14 : 18 бХЭвпСап 2013, 23:58:31 »
Георгия Ивановича регулярно обвиняют в том, что он был проходимцем и авантюристом.

Оказывается культурный герой часто также плут, трикстер. Даже Пифагор и другие мудрецы не всегда вели себя в соответствии с нормам морали. Часть мудрости - «выдумка, спасительная для тех, кого они вводили в обман».
почти невозможно - соприкоснувшись с Безмолвным, облечь его в "форму" Знания.
но даже имея это подобие формы - ? - как его донести...
а ведь нужно еще, придать этому всему вид конкретики, понятных - или хотя бы доступных для выполнения - упражнений, ритуалов, правил. изучить возможности тела и разума своих современников и суметь понять в самых мелких деталях - как и что там работает, чтобы суметь воздействовать так, чтобы человек мог иметь возможность воспринять хотя бы толику - передаваемого.   
они всегда рискуют - быть обвиненными в плагиате, авантюризме, мошенничестве - ГИГ и такие как он.
мне кажется это неизбежно - тому о чем они говорят никогда нет прямых доказательств. потому - выглядеть они могут как угодно и кем угодно. и давать повод - и для насмешек и для обвинений в авантюризме, и слыть проходимцами и одному богу известно кем еще.

? - возможно, это просто часть их судьбы
     


graffiti free

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #13 : 18 бХЭвпСап 2013, 19:39:40 »
Почитал этого Вестник немного, такое ощущение возникает что Гурджиев действительно имел дело с какой то группой, но не суфиев а скорее какой то сектой черных магов или что то такое...там он видимо обучился своей "практике".

Думаю вот как все было, реконструируем жизнь Гурджиева. Путешествовал он только по центральной Азии, скорее всего дальше не заходил. Нашел там как то какую то секту которая себя явно не афиширует, научился там психологическим методам воздействия на людей, гипнозу, манипуляции итд По ходу начитался европейской литературы по философии и психологии...Так состряпал свое учение, приехал в Россию, благодаря связям его брата вышел на широкую публику...и тут все и началось...


Он набрался всякой всячины в разных конфессиях для своего задуманного заранее плана искусственной и халявной жизни. Он взял к себе в первую группу для своих психологических экспериментов "каждой твари по паре" - 27 разных типов людей, мужчин и женщин. Контингент был, разумеется, разный и разных вероисповеданий, поэтому ему было просто необходимо заранее набраться информацией по всем этим типам, конфессиям и вопросам, которые могли бы всплыть. И этим он себя "обезопасил" от обвинений в шарлатанстве. Видимо, для христиан он говорил, что его учение - это "эзотерическое христианство", для суфиев - сказал что-то суфийское, для буддистов - буддистское... В общем, успешно морочил всем голову, преподнося своё "учение" как универсальное. Ведь ему надо было продержаться в качестве учителя и гуру как можно дольше, ведь работать он не хотел, а желал лишь сладкой жизни с почестями и удовольствиями.

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #12 : 18 бХЭвпСап 2013, 13:09:08 »
Думаю вот как все было, реконструируем жизнь Гурджиева. Путешествовал он только по центральной Азии, скорее всего дальше не заходил. Нашел там как то какую то секту которая себя явно не афиширует, научился там психологическим методам воздействия на людей, гипнозу, манипуляции итд По ходу начитался европейской литературы по философии и психологии...Так состряпал свое учение, приехал в Россию, благодаря связям его брата вышел на широкую публику...и тут все и началось...

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #11 : 18 бХЭвпСап 2013, 12:48:56 »
Почитал этого Вестник немного, такое ощущение возникает что Гурджиев действительно имел дело с какой то группой, но не суфиев а скорее какой то сектой черных магов или что то такое...там он видимо обучился своей "практике".

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #10 : 18 бХЭвпСап 2013, 12:32:25 »
"В фильме Марджо Гортнера, который долгое время занимался подобной деятельностью, а затем решил ее оставить и раскрыть широкой публике свои секреты, есть следующее ироническое замечание: «Эти простофили никогда не понимали, что могут сделать это (нажать на нейросоматические кнопки — Р. А. У.) самостоятельно. Они все думали, что для этого им необходим я!» Сегодня Гортнер необычайно откровенен. Как правило, обычный харизматик настаивает на том, что жертвы никогда не смогут достичь этого состояния самостоятельно."


Р.Уилсон "Психология эволюции"


Примерно тоже делал и Гурджиев внушал своим ученикам что сами они ничего не могут сделать, что им нужен Гурджев для этого...

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #9 : 18 бХЭвпСап 2013, 09:07:43 »
Цитировать
Помимо трёх основных книг <...> существует ряд работ Г.И. Гурджиева, менее известных широкой публике, однако проливающих особый свет на его личность и учение. К ним в первую очередь относятся "Вестник грядущего блага", "Беседы с учениками", "Взгляды из реального мира", а также лекция об эннеаграмме ("Лекция о человеке"), раскрывающие важные стороны его учения.

Это не работы Гурджиева, а записи его бесед и лекций иногда сомнительного происхождения и точности.

"Библия" ЧП - это тоже НЕ работа Гурджиева, а сами знаете, кого. Это ПДУ придал учению "ясность и последовательность" (именно в кавычках!), которая и не предполагалась, учитывая признания ГИГ'a в его откровенной брошюре "Вестник грядущего блага" (блин, как громко звучит это название!). А от ГИГ'a четвертопутчикам (= см. далее - мухам) - бредовое послание с откровенным названием "Рассказы Вельзевула...". Рассказы (а не стройная "система"!)!!! Кого? Вельзевула - "повелителя мух" (почти по Голдингу)! Самым прямым текстом! Что вам ещё надо, чтобы до вас наконец-то дошло?!

Вы также не учитываете следующий очень важный фактор:
Цитировать
Всякий раз, когда человек, будь то даже историк, рассказывает о прошлом, нужно принимать во внимание, что именно он невольно что-то переносит в прошлое из настоящего или из промежуточных периодов, искажая тем самым его картину. Если это невротик, то возникает даже вопрос, является ли такое перенесение непреднамеренным; позднее мы познакомимся с его мотивами и вообще должны будем считаться с фактом «фантазирования назад» в далекое прошлое.

(З. Фрейд "Введение в психоанализ", выделено мной)

Фрейдовский термин "фантазирование назад" закрепился в психологии:
Цитировать
Фантазирование назад - тип ретроспективных, обращенных к прошлому мечтаний и фантазий, особенно характерный для невротиков.

Так что, и "ВПЧ" тоже "сомнительного происхождения и точности". И слова ГИГ'a "that what I said" (грамматика сохранена авторская) ничего существенного к обсуждаемому вопросу не добавляют. Ну, сказал и сказал (я о ГИГ'e)... С чего вы взяли, что он хотел вам поведать Божественное Откровение?!


Также хотела бы вам напомнить ваши же слова (в другой теме):
Как вы считаете сколько от истинного учения Христа (если таковое было) осталось сегодня(Гурджиев даже только парочкой высказываний показал совершенно необычный взгляд на учение Христа)?
И как вы считаете насколько изменился суфизм по сравнению со своей первостепенной бытностью учения?
И если они оба сильно изменились то что мы тут сравниваем?

Так что, резюмирую вашими же словами: что мы тут сравниваем? ... Чем попусту сравнивать, лучше найдите Истину сами.


« Последнее редактирование: 18 бХЭвпСап 2013, 09:24:58 от Жизнь »

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #8 : 17 бХЭвпСап 2013, 22:27:04 »
Цитировать
Помимо трёх основных книг <...> существует ряд работ Г.И. Гурджиева, менее известных широкой публике, однако проливающих особый свет на его личность и учение. К ним в первую очередь относятся "Вестник грядущего блага", "Беседы с учениками", "Взгляды из реального мира", а также лекция об эннеаграмме ("Лекция о человеке"), раскрывающие важные стороны его учения.


Это не работы Гурджиева, а записи его бесед и лекций иногда сомнительного происхождения и точности.




Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #7 : 17 бХЭвпСап 2013, 21:57:39 »
Там всего 93 страницы и еще 300 с чем то на бесед, а на сайте только куски из них...


Скидываю ссылку: http://www.integralbook.com/wp-content/uploads/2012/03/GURDJIEFF-G.I.-THE-HERALD-OF-COMING-GOOD.pdf (в формате pdf, на английском языке, на русском я не нашла - всё изъяли; можно скачать, нажав справа на предпоследний ярлык).

Со слов А. Ровнера (см. внизу сноску по этой ссылке) и переводчика этой брошюры на русский язык, в это издание брошюры включены многочисленные фрагменты (то есть прежние "купюры"), отсутствовавшие в ранних изданиях.

Беседы можно не читать, их все четвертопутчики и так хорошо знают. А вот брошюру читать обязательно!!! У кого не лады с английским, можно воспользоваться переводчиком Google.

Всем приятного откровенного чтения!

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #6 : 17 бХЭвпСап 2013, 21:48:15 »
Там всего 93 страницы и еще 300 с чем то на бесед, а на сайте только куски из них...

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #5 : 17 бХЭвпСап 2013, 21:44:53 »
Прочитал из ссылки еще раз про жизнь учеников Гурджиева...Не понимаю вот как так можно жить? Постоянно вертеться вокруг одного человека, что то у него все время хотеть, каких то откровений...Мне просто искренне жаль этих людей которые не могли самостоятельно обрести себя и вынужденны были все время зависеть от прихоти какого то самозванца...

Всё именно так и есть! В "Вестнике грядущего блага" (аллюзия к "Благой Вести") Гурджиев написал про себя такое, что просто диву даёшься, почему есть наивные люди, поверившие этому чёртову четвёртому пути. Хотя ГИГ'у их было вовсе не жаль (что следует из его же признаний). Мне жаль тутошних четвертопутчиков и то, какими они стали из-за этого ЧП (= "чёртова пути"). Обязательно прочитайте эту брошюру, она небольшая. Хотя вам она уже и не нужна: вы уже вырвались из плена ЧП, и меня это очень радует.   :)

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #4 : 17 бХЭвпСап 2013, 21:38:06 »
Прочитал из ссылки еще раз про жизнь учеников Гурджиева...Не понимаю вот как так можно жить? Постоянно вертеться вокруг одного человека, что то у него все время хотеть, каких то откровений...Мне просто искренне жаль этих людей которые не могли самостоятельно обрести себя и вынужденны были все время зависеть от прихоти какого то самозванца...

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100