Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Пятьсот пожизненных сроков за неверный ответ  (Прочитано 1062 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
1) В буддийской теории карма создается только намеренным, то есть, осознанным действием, а не всяким действием вообще.

<...>

2) В то же время при проповеди среди мирян Будда «в чисто воспитательных целях» создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни — с жестокостью, уродство — с гневом, а бедность — с завистью и жадностью.

<...>

3) Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение «Пожинаешь то, что сеешь в настоящем». Результаты действий в настоящем, согласно Будде, могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих жизнях.


Олег, спасибо за интересный отрывок. Но я не со всем согласна.

1) В таком виде, как она описана здесь и далее, карма мне представляется солиптической - без "внешнего учитывания". То есть человек, поступающий хорошо, надеется, что и с ним будут поступать хорошо. Но это не всегда так. Кто именно будет с ним поступать хорошо и где гарантия этого? Такая "карма" замкнута на самою себя. Этакий маленький уютный мирок. Но вот, к примеру, на такого высоконравственного человека упала сосулька, или кирпич, или произошла авария с фатальным исходом, или его кто-то убил случайно или намеренно. А человек этот был ещё молод и не успел пожить. Считать ли эту несправедливость по отношению к нему кармой?

2) Вспомнилась также шутка, что смех продлевает жизнь, но может её и укорачивать. В зависимости от того, кто именно смеётся в данный момент. Вот у человека была "короткая жизнь", из-за "склонности к убийству и насилию" убившего его, а не сам себя человек убил. Здесь в карме участвуют двое - жертва кармы и "вершитель" кармы. Другой пример из этой же цитаты: "уродство" в результате "гнева" Природы (ну генетически так сложилось, что человек родился "уродом"). Или, опять же из цитаты, практически вся некая страна "бедствует" из-за "зависти и жадности" кучки олигархов... То есть, всё же взаимосвязано. Так эта карма ещё имеет и свойство цепной реакции: погиб тот человек, а у него семья осталась без кормильца - им-то за что страдать? Или возьмём другой масштаб (а не отдельную жизнь) - всю описанную выше страну. Ну и так далее. Здесь, в карме, никогда не участвует только один человек. Это не "солипсизм". То есть, грубо говоря, кармы как таковой нет, или же тогда всё надо считать кармой, то есть Произволом. Поэтому "в чисто воспитательных целях" (из цитаты) доктрина кармы, видимо, необходима, чтобы как-то упорядочить этот самый Произвол и не довести ситуацию до ещё большего Хаоса.

3) По-моему, абсолютно без разницы при описанном мной раскладе в п. 2, будет ли эта "карма" проявлена сию минуту (после проступка) или же будет отложена на более неопределённый срок. Олигархи так и продолжают жировать и карма как бы их обходит стороной, а высоконравственные бедствуют или умирают из-за аварий (коих сейчас очень много) или из-за чего-то ещё.

И, таким образом, "карма" - это всего лишь термин, удобное слово для обозначения механизма предполагаемой (!) связи между причинами (намерениями, поступками) и их последствиями. Этот механизм неуправляем, на мой взгляд, и это очевидно. Поэтому, на мой взгляд, карма - это всего лишь синхроничность ("мания соотнесения" причин и как бы их "кармических" последствий). Кроме того, как точно определить, что вот это последствие - именно за этот проступок, а вот то последствие - именно за тот проступок?! И ещё: карма - это типа наказание, причём даже в "этой" жизни, а награда типа - только в "той" жизни. Как-то это всё однобоко.



« Последнее редактирование: 25 ЭЮпСап 2013, 10:26:45 от . »

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
гм,гм... не совсем ясно из притчи, за ЧТО ИМЕННО он был наказан
- за неверный ответ или
- за то что ответил, не зная ответа
 ???

Я читал в каких-то материалах ваджраяны(лама Оле Нидал) что карма, в отличие от причинно-следственой связи, действует не на действия, а на намерения действий...
В формировании кармы работает множество факторов, хотя намерение действительно имеет ключевое значение. Можно представить такие варианты:

1. Действие, совершённое без намерения (нечаянно)
2. Намерение без совершения действия
3. Намерение, воплощённое в действии.

Если это негативное намерение и действие, то тяжесть кармы будет примерно (при прочих равных) возрастать от пункта 1 к пункту 3. Причём действие может утяжелить карму очень сильно. Замечу, что карма в буддизме это по сути "деформация" сознания в результате тех или иных мысленных и физических действий. В этом свете вышесказанное вполне понятно: если человек задумал убийство, скажем, это определённым образом влияет на его сознание. Но если он это убийство осуществил, влияние на сознание становится на порядки сильнее.

Животные, согласно буддизму, карму вообще не формируют, а лишь изживают, поскольку их действия неосознанны. Хотя по отношению к высшим животным это, возможно, не совсем верно.

И всё же, повторюсь, данная история очевидно не о карме.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Финист

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 73
  • Reputation Power: 1
  • Финист has no influence.
    • Просмотр профиля
гм,гм... не совсем ясно из притчи, за ЧТО ИМЕННО он был наказан
- за неверный ответ или
- за то что ответил, не зная ответа
 ???

Я читал в каких-то материалах ваджраяны(лама Оле Нидал) что карма, в отличие от причинно-следственой связи, действует не на действия, а на намерения действий...

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Речь в этой истории, думается, идёт всё же не о кармическом уголовном кодексе и не о лисах-оборотнях. Это всё в данном случае скорее - антураж и украшательство, без которых вполне можно было бы обойтись. Просто драматизм был бы уже не тот.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог

Кстати, к вопросу о том, какая ответственность лежит на учителе ). Ходите по лезвию бритвы, можно сказать. )

Да, совершишь небольшую ошибку и в следующем воплощении станешь буддистом, верящим во все эти лисьи истории )
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Цитировать
В буддийской теории карма создается только намеренным, то есть, осознанным действием, а не всяким действием вообще. В буддийской терминологии карма никогда не обозначает свои последствия; её последствия известны как «плод» или «исход» кармы (камма-пхала или камма-випака; монг. үйлийн үр). Намерение может быть хорошим или плохим, так же как и желание может быть хорошим или плохим. Хорошая карма (кусала) дает в дальнейшем хорошие последствия, а плохая карма (акусала) — плохие последствия. Будда отрицал как кармический детерминизм, согласно которому текущий момент полностью предопределён прошлой кармой, а будущее изменить невозможно, так и индетерминизм, согласно которому настоящее не имеет причин[12]. Кроме прошлой кармы (пурана-камма), действующей при определённом сочетании факторов, Будда выделял карму, формируемую в настоящем (нава-камма), которая оказывает влияние на будущее[13]. Согласно другому схожему разделению, у кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Первая часть кармы связана с прошлыми поступками и является частью, которую человек не может изменить. Вторая часть является «сво­бодной инициативой», с помощью которой человек может действовать таким образом, чтобы создать условия для изменения будущего. В качестве предельного проявления пуруша-кары человек при помощи «действия без привязанности к его результатам» (карма-марга) или особого знания (джняна-марга) может «прекратить действие закона кармы» и достигнуть нирваны[14].
Проповедуя о прошлой карме монахам в «Махакамма-вибханга-сутте» («Беседе о большой классификации»), Будда указывал на то, что каждое из следующих суждений может быть верным в конкретных случаях[13]:
 
  • Плохие действия приносят плохой результат;
  • Плохие действия приносят хороший результат;
  • Хорошие действия приносят хороший результат;
  • Хорошие действия приносят плохой результат.
Будда объяснял это «бесконечным количеством факторов (в бесконечной цепочке предыдущих перерож­дений)», которые необходимо принимать во внимание[13]. Запутанный механизм действия кармы, согласно Будде, может полностью видеть только тот, кто достиг пробуждения[15].
В то же время при проповеди среди мирян Будда «в чисто воспитательных целях» создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни — с жестокостью, уродство — с гневом, а бедность — с завистью и жадностью[15].
Будда призывал последователей сместить внимание с прошлого на настоящее, говоря, что выражение «Что посеешь в прошлом, то и пожнёшь» обнуляет ценность правильного поведения и убирает возможность достичь освобождения. Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение «Пожинаешь то, что сеешь в настоящем». Результаты действий в настоящем, согласно Будде, могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих жизнях[15].
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Uj.in

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2004
  • Reputation Power: 40
  • Uj.in might someday be someone...Uj.in might someday be someone...Uj.in might someday be someone...Uj.in might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Пытаюсь понять как именно действуют законы кармы )
брось над собой 100грамомый камень строго вертикально вверх.
никуда не уходи.
через мгновение поймешь.
 :)

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Байчжан и лиса

 Как-то на проповедях Байчжана стал появляться некий старик. Однажды, когда наставления были окончены, он не ушел из зала вместе с другими. Байчжан спросил его, что он за человек. «Ныне я не принадлежу к человеческому роду, – ответил старик. – Но когда-то, во времена Будды Кашьяпы, я жил на этой горе и наставлял истине. Однажды меня спросили: «Подвластен ли прозревший истину человек закону причинности существования?» Я ответил: «Не подвластен», и за это был превращен в лису на пятьсот перерождений. Прошу вас, о монах, своим мудрым словом помочь мне избавиться от лисьего облика. Осмелюсь спросить: «Подвластен ли прозревший истину человек закону причинности существования?»

«Прозревший истину человек не отличает себя от причинности существования», – ответил Байчжан. Услыхав эти слова старик достиг просветления. <...>

(Полностью здесь)

* * *

Пытаюсь понять как именно действуют законы кармы )
Тут, насколько можно понять, загвоздка в том, что он своим ответом ввёл в заблуждение множество людей. А заблуждение это ведёт к разного рода нехорошим последствиям. Например, если просветлённый свободен от кармы, то, с одной стороны, каждый, кто провозглашает себя просветлённым, может вести себя как заблагорассудится, а с другой стороны, видя подверженность истинно-просветлённого законам кармы, люди будут сомневаться в его просветлённости.

Кстати, к вопросу о том, какая ответственность лежит на учителе ). Ходите по лезвию бритвы, можно сказать. )
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Байчжан и лиса

 Как-то на проповедях Байчжана стал появляться некий старик. Однажды, когда наставления были окончены, он не ушел из зала вместе с другими. Байчжан спросил его, что он за человек. «Ныне я не принадлежу к человеческому роду, – ответил старик. – Но когда-то, во времена Будды Кашьяпы, я жил на этой горе и наставлял истине. Однажды меня спросили: «Подвластен ли прозревший истину человек закону причинности существования?» Я ответил: «Не подвластен», и за это был превращен в лису на пятьсот перерождений. Прошу вас, о монах, своим мудрым словом помочь мне избавиться от лисьего облика. Осмелюсь спросить: «Подвластен ли прозревший истину человек закону причинности существования?»

«Прозревший истину человек не отличает себя от причинности существования», – ответил Байчжан. Услыхав эти слова старик достиг просветления. <...>

(Полностью здесь)

* * *

Пытаюсь понять как именно действуют законы кармы )
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100