Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Жемчужины философии  (Прочитано 2502 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #32 : 07 дХТаРЫп 2014, 16:02:06 »
Именем и словами создан и держится мир. Философия имени есть самая центральная и основная часть философии: без имени в бытии было бы только бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы.

Сама сущность есть не что иное, как имя: имя, слово, как раз есть то, что есть сущность для себя и для всего иного. Но если так, то, значит, и весь мир, вся вселенная есть имя и слово… космос есть лестница разной степени словесности. Начиная с высшей разумности человека и кончая внеположностью и разъединением неодушевлённого мира,  – перед  нами – разная степень словесности, разная степень смысла, разная степень сущего, бытия… Мир – разная степень бытия и разная степень смысла, имени.

Имя есть высшая точка, до которой дорастает высшая сущность. Природа имени магична.


(А.Ф. Лосев«Философия имени» / via П.С.Т., цитирование и выделение авторское)
 

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #31 : 07 дХТаРЫп 2014, 11:33:50 »
Как далеки от истины и как же заблуждаются те, кто убежден: что бы они ни делали, добрый бог будет всегда к ним благосклонен, а дурной бог всегда будет против них. Эти два бога, из которых один может делать только добро, а другой только зло. Они предназначены к тому своей природой и следуют этому предназначению, напрягая все свои силы. То есть мы имеем дело с представлением о двух началах.

Но лучшее средство от подобного отуманивания вполне ясного дела – разум и его доводы. И если мы будем следовать даже простейшей логике в настоящем споре, то очень ясно увидим, что и власть – единственная и бесконечная, - и счастье принадлежат только творцу мира. Необходимость, пронизывающая всю природу вплоть до её истоков, показывает, что имеются причины всех действий, а значит, необходимо должна существовать сила, достаточная для сотворения мира. Но лучше согласовалось бы с порядком, чтобы эта сила была собрана в одном лице, чем если бы она была разделена на два, три или на сто тысяч лиц. Итак, сделаем вывод, что она не разделена и вся целиком помещается в одной природе, а поэтому нет двух первоначал, а есть только одно. Было столько же оснований допустить здесь бесконечность начал, как сделали атомисты, как и допустить только два начала.

Если противоречит порядку то, что могущество природы разделено между двумя лицами, то, вообще говоря, насколько более странно то, что эти два лица являются врагами и диаметрально противоположны друг другу. Это могло бы породить лишь всевозможные беспорядки. То, что один захочет создать, другой захочет разрушить, и поэтому или ничего из этого не выйдет, или если что-нибудь и выйдет, то это будет причудливое творение, весьма далёкое от правильности нашей Вселенной. Если бы допустили два начала, которые во всём действовали сообща, то было бы меньше затруднений.

Тем не менее, и тогда была бы нарушена логика, а именно положение, то не нужно без необходимости удваивать сущности; ибо если есть два первоначала, то или каждое из них обладает полной силой, необходимой для сотворения Вселенной, или они оба ею не обладают. Если они оба имеют такую силу, то одна из них излишняя; если они её не имеют, значит, это сила была разделена напрасно и было бы лучше соединить её в одном лице, отчего она стала бы более активной: «Virtus unita fortius agit» [ Единая сила действует сильнее], – говорят в школах перипатетиков. Кроме того, нелегко понять, каким образом причина, которая существует сама по себе, является лишь частью некой силы. Кто же ограничил её до такой-то степени? Ведь она не зависит ни от чего, она черпает всё из своих собственных источников.

Использовавшиеся до сих пор доводы в пользу единства бога следует несомненно отвергнуть. Логику здесь, очевидно, лучше выстраивать так: один бог или достаточен для сотворения мира, или недостаточен. Если он достаточен, то другой бог не нужен, а если нужна помощь другого бога, то каждому из них недостаёт необходимой силы: однако невозможно, чтобы в боге было несовершенство. Строгость последовательной мысли требует признать, что, хотя один бог не мог создать совершенно самостоятельно механизм этого мира, было бы неправильно называть его бессильным и недостаточным, ибо не следует считать таким существо, не сделавшее того, что превосходит его природу. Это не бессилие бога, если он не в состоянии либо сделать квадрат, сторона которого была бы равна диагонали, либо воплотиться в такой квадрат. Это не мешает богу быть всемогущим; естественная неосуществимость некоторых вещей не наносит никакого ущерба всемогуществу бога. Стало быть, если утверждают, что невозможно, чтобы естественным образом один бог создал мир, то надобность в двух божествах для сотворения мира не есть свидетельство несовершенства или недостатка могущества в каждом из богов.

Так же должно идти рассуждение относительно двух начал – добра и зла. И путь мысли не отклонится пусть от следующего направления. Если природе бога присущно естественна некоторая сила, то эта сила, необходимая для того, чтобы сделать то, чего он желает больше всего. Идея бога не заключает в себе какой-либо признак с большей ясностью и очевидностью, чем блаженство. Итак, если недостаток какой-либо силы способен лишить бога блаженства, то надо сказать, что сущности и природе бога не присущ этот недостаток. Однако если бы мнение оппонентов было верно, бог обязательно имел бы этот недостаток; следовательно, любое, такого рода, суждение – ошибочно.

Природа доброго начала, слышим мы аргументы заблудшего мнения, такова, что оно может производить только добро и всеми силами противодействует злу. Значит, оно с величайшим рвением желает, чтобы не было зла; поэтому оно очень сожалеет, что в мире есть зло; оно сделало всё, что могло, чтобы не допустить этот беспорядок. Значит, если богу не хватает необходимой силы для противодействия злу, то его самые горячие желания оказываются обмануты и, следовательно, ему не хватает самого необходимого для счастья. Таким образом, бог лишён могущества, которым благодаря своей сущности он совершенно необходимо должен обладать. Но можно ли сказать что-нибудь более абсурдное, чем это?

(Маймонид)


(via П.С.Т., выделение авторское, кроме моей ссылки на "бритву Оккама")



P.S. Ссылка в тексте дана мной. Сравнила годы жизни Маймонида и Оккама и пришла к выводу, что упомянутая так называемая "бритва Оккама" названа его именем незаслуженно. Уже у Маймонида, жившего до Оккама, как мы видим, фигурирует этот логический принцип. Но, скорее всего, это общепринятое правило логики, существовавшее ещё и до Маймонида.

Нигде в Интернете я этого рассуждения Маймонида (в книге П.С.Т. это целых 3 страницы!), поражающего удивительной ясностью ума и стройностью логики, я не нашла. Пришлось набирать вручную.  :)


UPD.

Данный материал я выложила для "братьев по перу" относительно роли интеллекта в познании Бога. Рассуждения Маймонида - яркий образец возможности познания Бога (сильным!) интеллектом. На мой взгляд, познавать Бога можно не только интеллектом/разумом или сердцем (Любовью), но и другими органами - глазами ("Имеющие глаза да слышат!) и ушами ("Имеющие уши да слышат!"), лёгкими ("дыхание жизни"), руками (добрые дела), языком (добрым словом и славословием)...


"Ощущение в основе своей суть не результат реакции физических органов, а контакт сознания с его объектом." (Шри Ауробиндо)

« Последнее редактирование: 07 дХТаРЫп 2014, 12:37:58 от Hеонилла »

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #30 : 07 дХТаРЫп 2014, 10:34:18 »
Если всё должно иметь причину, то должен иметь причину и бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога. (Бертран Рассел)



Меня интересуют земные дела, а не дальние миры сами по себе; я стремлюсь к осуществлению идей на Земле, а не к бегству к отдалённым вершинам. (Шри Ауробиндо)



(via П.С.Т.)

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #29 : 06 дХТаРЫп 2014, 17:33:14 »
То, что должно быть абсолютным Ничто, совершенно невозможно. Ум человеческий, пусть мы и разовьём его способности весьма обширно, никогда не дойдёт до того, чтобы прийти к мышлению о совершеннейшей пустоте. Сама мысль о таком явлении приводит ум в состояние смятения и конвульсии; эта мысль противоречит самой природе души. Это самое крупное из всех противоречий, и воплощение всех других противоречий говорит, что вещь должна не существовать…

Когда мы вопрошаем, может или не может быть абсолютное Ничто, мы самим этим вопросом производим совершеннейшую нелепицу. Сама постановка вопроса заключает в себе абсурд, ибо делается различие там, где его нет и в помине. Либо Бытие, либо абсолютное Ничто – но между ними нет различия; как нет его, скажем, в том, что треугольник есть треугольник или не треугольник. Нет иного способа утверждения, кроме как утверждать существование: почему нет в природе такого явления как абсолютное Ничто. Да, есть то, что называется небытием (nothing), когда имеются в виду, например, эти чернила и эта бумага. Есть небытие, когда речь идёт обо мне и о вас. Есть небытие в отношении земного шара и всей вселенной. Существуют иные виды бытия, кроме данных, но такого, как Небытие в отношении сущности Бытия, взятого в абсолютном значении, нет. Мы сами не ведаем, что говорим, когда утверждаем саму по себе возможность отсутствия (небытия) сущности. (Джонатан Эдвардс)


(via П.С.Т.)

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #28 : 06 дХТаРЫп 2014, 00:08:29 »
«Философия есть результат прямого и непосредственного продолжения развития научного знания, завершение его. Пока наука изучает конкретную группу явлений, она остается конкретной наукой, — но если она берет предмет свой не как агрегат этих явлений, а как целое, она приобретает философский характер. Поэтому, совокупность понятий, соответствующих конкретным группам мировых явлений, представляет данные для конкретной науки о мире — космологии, а совокупность умозрительных групп понятий... определяет предмет абстрактной науки о мире или философии в тесном смысле. Опытные науки — науки специальные, а философия — наука всеобщая, наука, объединяющая понятия, выработанные отдельными дисциплинами и подводящая их под высшее общее понятие. Всякая наука по содержанию своему не различается от философии, но разрабатывать ее (т. е. науку) можно или в направлении философском, или в направлении эмпирическом. Философским направлением следует считать то, которое стремится к конечному единству знания; эмпирическим же то, которое остается при отдельных фактах, как последних истинах». (В.В. Лесевич)


(via П.С.Т., выделение авторское)


Бонус: Кто такой философ?

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #27 : 02 дХТаРЫп 2014, 21:05:31 »
Мы допустили, что некто говорит что-то и, совершенно независимо от того, что его услышат, сохраняет преемственность. И более того, он уверен в этом. Что это значит? Это значит, что в таком случае происходит нечто помимо эмпирического факта контакта. То есть эмпирически мы можем не наблюдать встречу между тем, кто «вещает» сегодня, и тем, кто его услышит завтра или был вчера. Собственно, поэтому я и ввел понятие предшествующей, предварительной связности, которая совершенно меняет всю проблему далекого и близкого. Структура сознания делает нас независимыми и инвариантными относительно любой эмпирически возможной (случайной) встречи. Например, я могу никогда не прочитать, не встретиться с моей книгой. Допустим, по какой-то близости мысли книга Платона моя. Читая ее, я читаю в своем собственном опыте и тем самым ничего не заимствую. Но ведь может оказаться так, в силу бесконечности человеческого пространства и нашей истории, что она никогда и не попадет мне в руки. Точно так же, как, скажем, я могу не встретить и близкого мне человека. Или, встретив, пройти мимо. Не узнать. Структура же самого опыта сознания открывает нечто удивительное. Она позволяет эмпирически далекому стать близким, а близкое связать с будущим и т.д. То есть сближение точек при этом происходит поверх эмпирии. Не случайно такие чувствительные люди, как, например, Мандельштам, говорили в этой связи о дальнем собеседнике, имея в виду, что условием поэтического акта является обязательно общение (т.е. та же преемственность), но общение как бы вне непосредственного участия в диалоге или беседе. Его поэзия и в самом деле обращена к дальнему собеседнику, но неизменно близкому с точки зрения структуры сознательного опыта человека.

И это не вопрос психологии, как иногда кажется. Вся проблема дальности и близости завязана здесь на то, что я назвал бы предпосылочным отношением. Предпосылочным к любым содержаниям, которые могут возникать и которые являются некоторыми реализованными мыслительными возможностями.

– То есть проблема предпосылки здесь главное?

– Да. И в этой предпосылке мы видим одну интересную черту. А именно, что сам акт мысли в той точке, в какой он осуществляется (и если осуществляется), неизбежно предполагает, инкорпорирует в себе другого как равноправного агента мысли. Ну, например, если теоретически утверждается, что человек есть «темное» существо, не способное что-либо помыслить, и мыслят за него, то тем самым та связка, о которой я говорю, естественно, нарушается, исчезает, а значит, и твоя мысль как мысль не может осуществиться. Она не может никем быть помыслена как мысль. Ибо помыслено, после акта мысли, может быть только то, что в самом акте предполагается и допускает тебя, способного это помыслить. Следовательно, вся проблема и в отношении того богатства мысли, которое мы находим в истории философии, также состоит в том, что оно может быть преемственно только в той мере, в какой я могу воспроизвести это богатство как возможность своей собственной мысли. Что это я могу сейчас помыслить в совершенно других, «современных» предметах. Не просто текстуально воспроизвести некое содержание, а помыслить, что я могу это помыслить.

Таким образом, здесь возникает следующая связка: мы живы в том акте, который выполняем сейчас, если держим живыми, а не умершими в тексте, своих предшественников. Если жив Кант, если мысленно я держу Канта живым, то жив и я. И наоборот, если жив я, если я могу помыслить нечто кантовское как возможность моего собственного мышления, а не учености, то жив и Кант. И это есть бесконечная длительность сознательной жизни. Ее бессмертие. Бессмертие личности в мысли. А элементами такого предпосылочного отношения, предпосылочной связности являются, конечно, такие вещи, как, например, любовь и память. Именно они – не в качестве метафоры, а некоей живой, очевидной реальности – условие нашего включения в непрерывное поле значений и смыслов. И одновременно структурации себя посредством этих значений и смыслов. Организации своего, в общем, спонтанного психологического потока представлений, благодаря чему и возникают, случаются события мысли. То есть тем самым здесь как бы дается возможность нашим эмпирическим состояниям проходить через какие-то существующие уже «машины времени», позволяющие им упорядочиваться, структурироваться. И такого рода преемственная структурация, – на что я хотел бы обратить особое внимание, – необратима. Ведь мы не можем сегодня мыслить так, как если бы не было, скажем, Декарта или Канта. Выполнение логической операции еще не означает выполнения акта мысли. Это может быть и псевдоакт, лишь похожий на мысль, имитирующий ее. Лишь после спонтанного возникновения таких автономных образований, которыми являются философские изобретения, появляется сама возможность помыслить то, что я мыслю. Сама возможность определенных, а не других каких-то чувств, мыслей и т.д.

Так что в каком-то смысле, когда я говорю о структурах или внутренних структурах, вовсе не совпадающих с тем, что может быть записано под книжной обложкой в виде мнения философов – Платон говорил то-то, Кант то-то и т.д., – то я говорю о чем-то, что является структурой и в то же время тем, что порождает структуры.

– Хорошо, я согласен, что именно это обстоятельство может быть источником интереса к истории философии и, если угодно, личного желания воссоздать некую целостную картину движения европейской философской мысли. Твой интерес к таким фигурам, как Платон, Декарт, Кант, Маркс, Гуссерль, мне понятен. Обращаясь к ним, можно действительно выявить некоторые исходные принципы философствования или существования философии как таковой. Я согласен, что традиция, в том числе и философская, – это не просто механическая передача опыта. Ее значение и место в культуре намного шире…

– Здесь можно было бы сказать еще следующее – это уже относится к проблеме целостности европейской философии, хотя, разумеется, эта проблема не обязательно европейской, но и любой другой философии. Ведь, как я сказал, речь идет о структурах, а не о мнениях.

Так вот, я бы подчеркнул еще следующее. Когда мы имеем дело со структурами сознания, благодаря которым случается, конституируется философская мысль, то мы имеем дело с состояниями и структурами, которые независимы от предметного языка и интерпретации. Язык может быть разным. В разных культурах он не только разный, но и к тому же меняется. От предметного, объектного языка и интерпретации все это не зависит, поскольку, повторяю, есть некие теоретические структуры мысли (и они – самые интересные в истории философии), которые фактически свободны, причем в том числе и от интерпретации их самими изобретателями структур. Приведу пример. Ну, скажем, тот, кто сказал «cogito ergo sum», сказал нечто, что может быть помыслено, понимательным, осмысленным образом помыслено в совершенно других терминах, в других словах и применительно к совершенно другим предметам, нежели у Декарта. Или, например, тот, кто писал о синтетических суждениях априори. Когда это было помыслено Кантом, то было помыслено в предположении, что существуют некие, логически независимые, особые формы суждения, называемые синтетическими. Но это может быть помыслено и совершенно независимо от того, что существует именно такой тип суждений. Ведь его может и не быть.

 – То есть, когда мы говорим о преемственности, о традиции, то нужно идти до конца в нашем сознании того, что ничего предметного передать нельзя. Вернее, передать-то можно, но никогда нет гарантии, что это будет воспринято, понято. Что нечто, как это ни парадоксально, передается лишь тогда, когда передавать, транслировать, в сущности, нечего. Это то же самое, как со свободой. Какую свободу мы исповедуем…

 – Да, и можно сказать так, чтобы завершить тему преемственности…


(М.К. Мамардашвили. Идея преемственности и философская традиция)


(Полностью здесь; via П.С.Т.; выделение авторское)

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #26 : 01 дХТаРЫп 2014, 23:12:13 »
В дзэн-буддизме спрашивают: "Кто такой Будда?", и учитель поднимает свой кулак. "Каково высшее значение буддийского учения?" – и учитель отвечает, почти не дав вопрошающему договорить: "Ветка цветущей сливы" или "Кипарис во дворе". Тут дело не в том, чтобы обязательно дать подходящий ответ, а в том, чтобы не позволить разуму "остановиться" на чем-либо. Такой разум не "останавливается" ни на цветке, ни на запахе. [Такуан пользуется словом "ицуру" в значении "останавливать" или "остановка". "Ицуру" – это синоним "кокоро во томэру", что буквально означает "пассивное перемещение от одной вещи к другой" или "порабощение внимания человека каким-либо объектом", перенесение сознания в этот объект и пребывание в нем.] Такой "не останавливающийся разум" в своей первозданной чистоте блажен, как Бог, его чтят, как Будду. Это не что иное, как разум дзэна или высший предел искусства. Ответ, данный после размышления на вопрос, подобный вышеупомянутому, может быть великолепным и преисполненным мудрости, но он, в конце концов, принадлежит стадии Неведения и Препятствия (авидья-клеша).

Дзэн имеет дело с "моментом мгновенности", в который кремень высекает искру, когда ударяется о сталь. Он подобен молнии. Чей-то голос зовет: "Господин Уэмон", и человек мгновенно отвечает: "Да". Вот Неподвижная праджня. Когда этого человека зовут: "Господин Уэмон" и он останавливается и медлит, размышляя, в чем там дело, наконец отвечает: "В чем дело?" – то это исходит из разума, пребывающего в неведении и окруженного препятствием. Где бы и на чем бы он ни "останавливался", это является признаком того, что им движет что-то внешнее, что он заблуждается. Говорят, что таким разумом наделено обыкновенное существо, пребывающее в стадии Неведения и Препятствий.

С другой стороны, то, что дает мгновенный ответ на обращение: "Господин Уэмон", есть праджня всех Будд. Будды и все существа, Боги и люди, представляют одно целое. Бог или Будда – это название, данное такому разуму (отождествленному с праджней). Путь Богов, путь Поэзии, путь Конфуция – существует много путей (Дао), но все они являются выражением Единого Разума.  (Дэйсэцу Тайтаро Судзуки. Основы дзен-буддизма)


(Отсюда via П.С.Т.; имя автора и заголовок приведены по книге.)

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #25 : 01 дХТаРЫп 2014, 22:57:25 »
Сегодня задача состоит в том, чтобы подлинный разум обосновать вновь – в самой экзистенции.

Разум всегда слишком мал, если его окончательно заключают в определённые формы, - и слишком велик, если он выступает как особая субстанция.

То, что нас объемлет, есть или бытие в себе, которым мы объяты, или бытие, которым являемся мы сами.

Из некоторого сущего для нас нельзя вывести наше бытие, из того, что со мною совершается, нельзя вывести меня самого. Точно так же бытие само по себе не может быть выведено из сущего, которое мы познаем…

Тот, в качестве кого я себя знаю, не есть в подлинном смысле я сам.

Экзистенция – это то, что относится к самому себе и тем самым к своей трансценденции.

 
(Карл Ясперс via П.С.Т.; выделение авторское.)
 

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #24 : 01 дХТаРЫп 2014, 21:01:30 »
Образ, который выступает мне навстречу, я не могу ни познавать, ни
описывать; только воплотить могу я его. И все же я вижу его, сверкающий в
лучах предстающего передо мной, яснее всей ясности познанного мира. Не как
вещь среди "внутренних" вещей, не как "плод воображения", но как Настоящее.
Если проверить предметность образа, окажется, что "здесь" его вовсе нет; но
чье присутствие в настоящем может быть подлиннее? И отношение, в котором я
нахожусь к нему, - истинное отношение: он действует на меня и я действую на
него.
 
Создавать - значит черпать, изобретать - значит обретать, выражать -
значит обнаруживать. Воплощая, я раскрываю. Я перевожу образ в мир Оно.
Созданное произведение есть вещь среди вещей, которую можно познавать и
описывать как сумму свойств. Но время от времени оно может представать перед
восприимчивым зрителем, являя ему всю полноту воплощенного в нем образа.
 
x x x
 
- Что же узнают о Ты?
- Да ничего. Ибо его не изучают.
- Что же знают о Ты?
- Только всё. Потому что никаких частностей о нём больше не знают.


(Мартин Бубер via П.С.Т. / Отсюда.)

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #23 : 01 дХТаРЫп 2014, 20:31:04 »
«Бог, говорит Эпикур, либо хочет уничтожить зло и не может, либо может и не хочет, либо не может и не хочет, либо хочет и может. Если не хочет и не может, значит, он бессилен, что не подобает богу. Если он может и не хочет, значит, он завистлив, что также чуждо богу. Если же он не хочет и не может, значит, он и завистлив, и бессилен, и тогда он вовсе не бог. Если он хочет и может, что одно лишь подобает богу, то откуда же тогда берется зло? И почему же он его не истребляет? Я знаю, что многих философов, которые выступают в защиту провидения, это доказательство приводит в замешательство, и они чуть ли не вынуждены признать, что бог ни о чем не заботится, — именно это более всего добивается [доказать] Эпикур.

Но мы, исследуя суть вопроса, с легкостью опровергаем этот страшный аргумент. Ибо бог может [делать] всё, что захочет, и богу не свойственны ни слабость, ни завистливость; следовательно, он может уничтожить зло и не хочет, и все-таки он не завистлив. Ведь он не уничтожает зло по той причине, что (как я уже сказал) он одновременно наделяет людей мудростью, а в мудрости гораздо больше приятного, нежели в зле досадного. Ибо мудрость способствует тому, что мы познаем бога, и благодаря этому познанию достигаем бессмертия, что является высшим благом. Итак, мы сможем познать добро не раньше, чем мы познаем зло. Но этого не видит ни Эпикур, ни кто-либо другой; если будет уничтожено зло, то погибнет также и мудрость; в человеке не останется и следа добродетели, смысл которой состоит в том, чтобы переносить и преодолевать горечь зла. Таким образом, ради незначительной пользы от уничтожения зла мы лишимся нашего собственного огромного блага; ведь ясно, что человеку предлагается всё: как зло, так и добро.» (Лактанций. О гневе божьем, стр. 548). — 328.


(Отсюда via П.С. Таранов)

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #22 : 01 дХТаРЫп 2014, 20:18:34 »
Мы говорим об эволюции Жизни в Материи, об эволюции Разума в Материи; но эволюция - это слово, которое просто констатирует явление, не объясняя его. Ведь нет видимой причины того, почему Жизнь должна эволюционировать из материальных элементов, или Разум - из живых форм, пока мы не примем Ведантное решение, что Жизнь уже заключена в Материи, а Разум - в Жизни, потому что в сущности Материя - это форма скрытой Жизни, а Жизнь - форма завуалированного Сознания. И тогда не видится особых возражений против того, чтобы сделать следующий шаг в этом ряду и допустить, что и само ментальное сознание может быть только формой и маской более высоких состояний, лежащих за пределами Разума. В таком случае непобедимое стремление человека к Богу, Свету, Блаженству, Свободе, Бессмертию занимает свое верное место во всей цепочке, как попросту императивный импульс, с помощью которого Природа старается эволюционировать за пределы Разума, и это представляется столь же естественным, истинным и обоснованным, как и стремление к Жизни, которым Природа наделила определенные формы Материи, или же стремление к Разуму, которое она поселила в некоторых формах Жизни. При этом каждое стремление более или менее замаскировано в различных природных сосудах в вечно-восходящей серии мощности "воли быть"; оно постепенно разворачивается и обязано полностью развить необходимые органы и способности. Подобно тому, как стремление к Разуму варьируется от все более ощущаемых реакций Жизни в металле и растении до своей полной организации в человеке, так и в самом человеке происходит то же самое восхождение, подготовка, если не нечто большее, к более высокой и божественной жизни. Животные - это живая лаборатория, в которой Природа, можно сказать, выработала человека. Человек же сам вполне может стать живой мыслящей лабораторией, в которой с помощью его, теперь уже сознательного сотрудничества, Природа хочет создать сверхчеловека, бога. Или, почему бы не сказать большего, проявить Бога? Ибо если эволюция есть последовательное проявление в природе того, что спало в ней или подспудно работало, то эволюция также предстает открытой реализацией того, что тайно заложено в Природе. Мы не можем заставить Природу остановиться на данном этапе ее эволюции, а также не имеем права осуждать вместе с религиозными людьми любые ее намерения как несговорчивые и самонадеянные или осуждать вместе с рационалистами как болезненные или иллюзорные любые намерения Природы, которые она проявляет в своем замысле или попытке выйти за очерченные границы. Если верно то, что Дух вовлечен в Материю и видимая Природа является скрытым Богом, то проявление божественного в себе и реализация Бога внутри и вовне - высочайшая закономерная цель, предначертанная человеку на Земле.


(Шри Ауробиндо via П.С. Таранов)

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #21 : 01 дХТаРЫп 2014, 15:37:36 »
Да нешто вы прочитали весь "Мир как воля и представление"? сомневаюсь, что вы уж до такой степени любите первоисточники...

Знаете, очень забавная ситуация получается: вы А.Ш. вообще не читали, а только слыхали о его поверхностности, как в известном анекдоте про Карузо и Мойшу.   ;D

Цитировать
да и цитаты ваши почему-то маркированы каким-то Тарановым..
Но спорить не будем. Нравится вам АШ - так и не здоровье.

Информация об авторе с оборота книги: "Таранов Павел Сергеевич - профессиональный философ, психолог, социолог ... окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавал в вузах ... возглавлял кафедры и факультеты...".

"Ясен пень", что сам автор первоисточника (А. Ш.) лично вам уже ничего не промаркирует. Даже личная дискуссия участников форума - это тоже уже second-hand, можно сказать.

Эта книга П.С. Таранова хороша тем, что в ней конспективно представлены взгляды всех известных философов древности и современности. Заинтересует кто-то и что-то конкретно - можно углубляться дальше, в сами первоисточники.

Цитировать
ПС. А сарказма в тех постах не было. Он только теперь появился.

Сарказм "Шутка юмора" у вас появилась гораздо раньше (см. выше). Если вам нечего конкретно сказать по выложенным здесь цитатам и авторам, то можете дальше не утруждать себя несерьёзными комментариями. Троллите?

Тихон

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1354
  • Reputation Power: 28
  • Тихон barely matters.Тихон barely matters.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #20 : 28 пЭТРап 2014, 14:04:54 »

 ибо нигде у автора не обговорено, что он пишет об обычной человеческой воле


Да нешто вы прочитали весь "Мир как воля и представление"? сомневаюсь, что вы уж до такой степени любите первоисточники... да и цитаты ваши почему-то маркированы каким-то Тарановым..
Но спорить не будем. Нравится вам АШ - так и не здоровье.

ПС. А сарказма в тех постах не было. Он только теперь появился.

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #19 : 26 пЭТРап 2014, 23:55:47 »
Слыхал я, что Шопенгауэр поверхностен, но сам даже и не предполагал, какова же степень этой поверхностности.

Понимаю, первоисточники - это не для вас.

Спрашивать, почему человек вообще хочет именно так, как он хочет, совершенно бессмысленно и свидетельствует о непонимании того, что человек как воля, как вещь в себе вообще безосновен и находится вне Сферы закона основания.

Тихон, вы бы прежде убедились, о какой воле здесь пишет автор. Подсказка - о "воле к жизни", ибо нигде у автора не обговорено, что он пишет об обычной человеческой воле - о хотении чего-то, как это увидели вы. А.Ш. говорит о причине воли ("воли к жизни") как таковой, т. е. как это так случилось, что человек вообще чего-то хочет - ни что или кого хочет ("Ларису Ивановну хочу" - видеоролик см. ниже), ни как хочет (сильно или слабо), а ПОЧЕМУ (А.Ш.: "Я каждую силу в природе хочу понять как волю").


http://youtu.be/UMP4N8llWo4


Цитировать
Ответ на "почему человек хочет именно так?" до смешного очевиден. Человек полагает, что то, чего он хочет, для него самого есть ХОРОШО. Полезно, приятно, перспективно - ну разное хорошо.

А мне до смешного очевидна именно ваша поверхностность (см. выше), а не шопенгауэровская.

Цитировать
Если чудесным образом такое его полагание (представление) сменится, то и хотеть он будет уже иначе. Нельзя хотеть того, что для тебя самого представляется как ПЛОХО.

Человек не может перестать "волить" (хотеть чего-то вообще - вопрос, волен или неволен человек что-либо делать здесь у вас не стоит), пока в нём существует "воля к жизни".

Ох, пардон.
Это я хотел было написать в Базарной площади, под чинарой. Чтобы тут оставить коллекцию жемчужин чистенькой.
Неонилла, дело за вами. Начинайте "под чинарой".

Ах, к чему этот ваш сарказм?! Ни-ни-ни, Олег Тихон, это предложение было вашим! Но уже не сегодня. Спокойной ночи!

Тихон

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1354
  • Reputation Power: 28
  • Тихон barely matters.Тихон barely matters.
    • Просмотр профиля
Re: Жемчужины философии
« Ответ #18 : 26 пЭТРап 2014, 23:32:37 »
Ох, пардон.
Это я хотел было написать в Базарной площади, под чинарой. Чтобы тут оставить коллекцию жемчужин чистенькой.
Неонилла, дело за вами. Начинайте "под чинарой".

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100