Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Умозрительное и бытийное  (Прочитано 9754 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Умозрительное и бытийное
« Ответ #1 : 25 °ТУгбв 2016, 23:24:19 »
Умозрительные соображения противопоставляются опыту. Одно дело прочитать о чем-то или рассуждать, теоретизировать об этом, а другое - попробовать практически. Сущность - "настоящее" подразумевает, в частности, житейский опыт и навык, а личность - наносное и поверхностное: прочитанные книжки, да плохо усвоенные чужие идеи. Вряд ли можно сомневаться в обоснованности такого противопоставления.

Тем не менее, граница между умозрительным и бытийным в человеке более зыбка и проницаема, чем нам порой кажется.

Взять хотя бы такое явно бытийное качество, как способность к самоконтролю. Оказывается, вполне абстрактные рассуждения самоконтроль могут улучшать. Абстрактное мышление помогает по иному определить ситуацию, а потому меняет нашу способность контролировать себя:

New research suggests self-control can be improved using abstract reasoning.

Источник: http://www.spring.org.uk/2008/09/how-to-improve-your-self-control.php

Еще пример: способность переносить неопределенность ситуации - вполне бытийное качество. Низкая способность ведет к скороспелым решениям, ригидности мышления и и неудачным решениям. Оказалось, что примитивное чтение художественной литературы позитивно воздействует на способность переносить неопределенность ситуации:

The compulsion to quell that unease can inspire snap judgments, rigid thinking, and bad decision-making.
Fortunately, new research suggests a simple antidote for this affliction: Read more literary fiction. 

Источник: https://psmag.com/want-to-learn-how-to-think-read-fiction-df129c1841e4#.m6h1izd0f

 * * *

Вся система в целом, изучение человека и Вселенной, — все помогает самовоспоминанию. Такое размышление само по себе будет напоминать вам и создавать внутреннюю атмосферу для самовоспоминания.

П.Д.Успенский. Четвертый Путь. Гл.5

(Имеется в виду, что самовспоминание является бытийным, а не умозрительным. Тем не менее, чтение, изучение, размышление способствуют самовспоминанию).

* * *

Адаб – это правила поведения суфия по отношению к шейху и другим дервишам.  На важность этих правил указывает д-р Джавад Нурбахш: «Как сказал кто-то из суфиев: «Весь суфизм – это адаб» (Дж. Нурбахш. «Путь», М.2007, стр.221).   



AДАБ, оформившееся в 9 в. направление в арабо-исламской культуре, означающее воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. Адиб – это литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества. Культура адаба означала выработку свода светских правил, которым должны следовать люди, находящиеся на государственной службе, приближенные к власти и желающие сделать успешную карьеру, т.е. судьи, учителя, чиновники и т.п. Это определяло форму и содержание «адабной» литературы: сочинения на моральные темы; собрания изысканных стихов, прозаических отрывков, шуток, анекдотов, которые помогают вести легкую, непринужденную беседу. В эпоху расцвета арабо-мусульманской культуры (9–11 вв.), названной ее исследователем А.Мецем «мусульманским ренессансом», и позднее, при дворах некоторых просвещенных халифов и правителей, вечерами проходили встречи ученых, мыслителей, поэтов. музыкантов, в которых участвовали и их покровители.

* * *

О пользе чтения

 ...люди, прочитавшие отрывок из художественной литературы, намного лучше справлялись со всеми тестами на «модель психического». Иначе говоря, они становились более социально приспособленными, более «человеческими», чем те, кто читал просто информацию, даже очень хорошо написанную.<...>


Чтение художественной литературы требует от человека сопереживания, стремления вместе с героем справиться с его проблемами — и не со своими, с чужими, которые для читателя быть чужими уже перестали. Именно это есть не что иное, как воспитание разума, подстегиваемое чтением беллетристики.

Источник http://www.gazeta.ru/science/2013/10/04_a_5680417.shtml

* * *

For Better Social Skills, Scientists Recommend a Little Chekhov
может подразумевать просто художественную литературу, описывающую человеческую жизнь - не обязательно хорошую.

Something by Chekhov or Alice Munro will help you navigate new social territory better than a potboiler by Danielle Steel.

http://well.blogs.nytimes.com/2013/10/03/i-know-how-youre-feeling-i-read-chekhov/?_r=0

Само исследование:
http://www.sciencemag.org/content/342/6156/377.abstract

*

«Литература — не просто симуляция социального опыта, — рассказал один из ученых Дэвид Комер Кидд газете Guardian, — это и есть социальный опыт».

Отсюда

Англ.:
http://www.roughtype.com/?p=4120

* * *

Существенный момент. Даже если мы говорим о мистическом опыте, в котором открывается Реальность, все равно переживание Реальности требует интерпретации, как и любые ощущения. Интерпретация требуется не только для объяснений кому-то еще, но и для "объяснения" самому себе. Это в некоторой степени так даже в случае базовых ощущений - типа боли или голода, но в гораздо большей степени существенно в случае необычных переживаний, как мистический опыт.

И если у человека совсем отсутствует умозрительная картина или она ложна, интерпретация опыта будет соответствующим образом искажена. То есть, по большому счету, будет искажен опыт.

Иногда в Традиции говорится о непосредственном переживании, обходящимся без интерпретаций (дзен). Но это вряд ли возможно на все сто процентов; если подумать, это оказывается просто более изощренной умозрительной концепцией )


Чтобы достичь непосредственности переживания требуется прочитать сутры, научиться вести дискуссии, освоить искусство каллиграфии или чайной церемонии - иными словами, приобщиться к буддийской культуре.



* * *

Глубоко почитая священные тексты, многие буддийские наставники говорят, что знания, почерпнутые из книг, не могут привести к освобождению, как не может утолить голод еда, нарисованная на картинке. Традиция чань/дзэн строго следует этой установке, однако в ней можно проследить и противоположный подход: чтение служит одним из способов подвижничества, читая книги, человек имеет дело не с чужим опытом, а с собственным. Обоснование этому дает Догэн в трактате «Нарисованные колобки» («Габё:», 1242 г.)

<...>

«Целиком весь мир, все вещи — только нарисованные картины, вот почему люди и вещи выясняются из рисования, буддами и патриархами становятся из рисования. Стало быть, если бы не было нарисованных колобков, не было бы и лекарства для утоления голода», — заключает Догэн.
Чужого опыта не бывает: Догэн о книжном знании
Сайт журнала \"Вопросы философии\"

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1436&Itemid=52

(via Р.С.)


* * *

Значит, будем бороться не с умозрением, а с глупозрением

******************************************************


Обсуждение здесь:

http://forum.sufism.ru/index.php?topic=11080.0
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100