Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: "Божественная комедия" (Театр кукол)  (Прочитано 362 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: "Божественная комедия" (Театр кукол)
« Ответ #7 : 16 ѕЪвпСам 2018, 07:55:01 »
Интересно, как Ксенофан один понял среди заблуждающегося большинства, что те верят в вымышленных (вопрос - кем?) богов?

Вселенная дала мне ответ, и так быстро - не прошло и суток:

Хорхе Луис Борхес

СФЕРА ПАСКАЛЯ
 

<...>

За шесть веков до христианской эры рапсод Ксенофан Колофонский, устав от гомерических стихов, которые он пел, переходя из города в город, осудил поэтов, приписывающих богам антропоморфические черты, и предложил грекам единого Бога в образе вечной сферы.

Источник: http://vzms.org/borhes-pascal.htm


Ксенофан не выработал философской системы. Вместе с тем, он ранний и видный представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный и склонный к насмешке, он подверг критике господствовавшие представления о множестве богов, которыми поэты и народная выдумка населили Олимп. По Ксенофану, мифология — это продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не только не превосходят людей нравственно, но и не могут быть предметом поклонения:

Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою —
То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:
Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.


( Выделено мной. Полностью статью о Ксенофане см. в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ксенофан )
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: "Божественная комедия" (Театр кукол)
« Ответ #6 : 15 ѕЪвпСам 2018, 18:45:33 »
мир - театр кукол с его придуманным (почти по Ксенофану) кукловодом... Мне нравится этот философ своей пробуждённостью: все вокруг верят в олимпийских богов - многобожники! - и даже ни чуточки не сомневаются в истинности своей веры, а тут - лишь один единственный пробудившийся человек Ксенофан заподозрил что-то неладное...

В фильме "Матрица" Нео подсказали, что он живёт в матричном мире, в "Шоу Трумана" толчком к прозрению прозреванию (потому что оно происходило постепенно) послужила счастливая случайность - софит упал с "неба". Интересно, как Ксенофан один понял среди заблуждающегося большинства, что те верят в вымышленных (вопрос - кем?) богов? Всё-таки "апелляция к большинству" (argumentum ad populum) - мол, большинство не может ошибаться, - довольно хитрая уловка, чтобы на неё не попасться... Ведь любой (заблуждающийся!) из этого большинства может поддеть: ты, что, один такой умненький, а другие, значит, дураки? Но и большинство может ошибаться: древние люди верили, что Земля плоская и крепилась на слонов, стоящих на черепахе, которая плавала по океану...

В который раз захотелось пересмотреть "Шоу Трумана" - чем не театр кукол, чем не спектакль (реалити-шоу), чем не хорошо поставленная (кем? - я вообще, а не конкретно о данном фильме) иллюзия?


https://www.youtube.com/watch?v=kEtWQNR47Ew
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: "Божественная комедия" (Театр кукол)
« Ответ #5 : 15 ѕЪвпСам 2018, 08:46:37 »
Ксенофан заподозрил что-то неладное с этими богами, что они фактически ничем не отличаются от людей - их обуревают те же самые человеческие страсти, что и простых смертных, и единственным отличием их от людей является их де бессмертие. Ну какие же это боги?

Ещё до нашей эры (см. страницу в Вики) - и что особенно важно, до зарождения монотеистических религий, Ксенофан уже, можно сказать, пророчествовал о единобожии.

... Ксенофан, подвергнув критике антропоморфическую религию, при этом, что неудивительно, не был атеистом. Рассуждая с пантеистических позиций, он называл мир в целом «единым богом». «Допустим, что богов много, — начинает он свое рассуждение на эту тему. — Если при этом они в одном будут превосходить друг друга, в другом — уступать, то они не будут богами, потому что божество по своей природе не терпит над собой господства. Если же они равны, то не будут обладать природой бога, потому что бог должен обладать превосходством над всеми, а равное не лучше и не хуже равного. Поэтому, коль скоро бог есть, и коль скоро он таков, то он должен быть только один. Кроме того, будь их много, то он не обладал бы силой [совершить] всё, что пожелает. Следовательно, он только один».

Встают закономерные вопросы: 1) Почему "всеведущий" библейский божок был не в курсе сказанного Ксенофаном и нужно было посылать впоследствии пророков (и даже на смерть), чтобы сказать их устами, в принципе, то же самое? 2) Почему Ксенофан не считается пророком? Только потому, что не творил "чудес" (принято считать пророками только де чудотворящих посланцев - очень сильный "аргумент" - сарказм). 3) Библейский божок чурается философии и философов?
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: "Ноев ковчег" (Театр кукол)
« Ответ #4 : 15 ѕЪвпСам 2018, 08:02:51 »
Эти два спектакля взаимосвязаны: один из них - о сотворении мира (Генезис), а второй, - словно в насмешку, - фактически об уничтожении мира (тот самый Апокалипсис?) в результате "мокрого дела", как удачно назван Потоп создателями этого кукольного шедевра.

Здесь (см. видеоролик внизу) небезызвестный Жак Фреско также упоминает Потоп (по сабжу треда)... Но главный посыл его слов - в том, как вырваться из пут мифологического мышления (а оно очень живуче и "процветает" и по сей день) и обрести таки здравомыслие. Только благодаря критическому мышлению это и возможно.


https://www.youtube.com/watch?v=cqniPFCBlaU
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: "Божественная комедия" (Театр кукол)
« Ответ #3 : 14 ѕЪвпСам 2018, 19:10:57 »
То, что эти спектакли кукольные, создаёт даже ещё больший эффект воздействия: мир - театр кукол с его придуманным (почти по Ксенофану) кукловодом... Мне нравится этот философ своей пробуждённостью: все вокруг верят в олимпийских богов - многобожники! - и даже ни чуточки не сомневаются в истинности своей веры, а тут - лишь один единственный пробудившийся человек Ксенофан заподозрил что-то неладное с этими богами, что они фактически ничем не отличаются от людей - их обуревают те же самые человеческие страсти, что и простых смертных, и единственным отличием их от людей является их де бессмертие. Ну какие же это боги? Прав был Ксенофан! И не важно, много ли таких человекоподобных богов или всего один (как в спектакле и в монотеизме), сути дела это ничуть не меняет. Рефрейминг (как тут подметили в соседней ветке) заблуждающихся не случился.
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
"Ноев ковчег" (Театр кукол)
« Ответ #2 : 14 ѕЪвпСам 2018, 03:33:17 »
Естественным продолжением "БК" стала вторая постановка того же театра под названием "Ноев ковчег", и тоже по библейской теме. Поэтому для второго спектакля я даже не буду создавать отдельную тему. Эти два спектакля взаимосвязаны: один из них - о сотворении мира (Генезис), а второй, - словно в насмешку, - фактически об уничтожении мира (тот самый Апокалипсис?) в результате "мокрого дела", как удачно назван Потоп создателями этого кукольного шедевра. И всё это дело рук одного и того же лица (я о библейском божке). Как если бы двоечник вырвал страницу с двойкой из дневника, чтобы не расстраивать своих родителей и не получить от них оплеух. Но весь парадокс в том, что богу расстраивать своей двойкой некого, разве что Потоп нужен был ему, чтобы "не ударить лицом в грязь" перед архангелами, ангелами и серафимами. Вот такой вот довольно человекоподобный божок вырисовывается!

Из описания к видеоролику:

Спектакль "Ноев ковчег". Остро сатиричная постановка своего времени. Сами авторы называют это произведение доисторической документальной драмой. Зритель - признал это комедией, мы пошли на поводу у общего мнения и разместили эту жемчужину театрального искусства  в разделе "Комедия".
И так, на ваш суд выносится постановка "Ноев ковчег"...


Спектакль действительно настолько остросатирический, что для него до сих пор нет отдельной статьи/страницы в "Википедии", так что пришлось взять описание к данному видеоролику на YouTube.


https://www.youtube.com/watch?v=t470n-llYN8

"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
"Божественная комедия" (Театр кукол)
« Ответ #1 : 13 ѕЪвпСам 2018, 22:12:33 »
«Божественная комедия» — спектакль по пьесе Исидора Штока, поставленный Театром кукол под руководством Сергея Образцова. Премьера состоялась 29 марта 1961 года. В главных ролях были заняты актёры Зиновий Гердт и Семён Самодур. Спектакль отмечен дипломом Международного института театра на 3-м Международном театральном фестивале в Бухаресте (1965). В 1973 году по заказу Гостелерадио СССР была записана телеверсия спектакля.

...

Как отмечалось в рецезии, опубликованной в журнале «Театр», спектакль носил не антирелигиозный, а атеистический характер:

Антирелигиозные сочинения имеют в виду того, кто верит в существование всевышнего. А здесь перед нами «юмористическое богословие», которое исходит из того, что этот вечный вопрос вообще и для всех решен в отрицательном смысле, и которое вовсе не считается с иным мнением, имеющимся у некоторых по данному поводу...

(из "Википедии")


https://www.youtube.com/watch?v=QslF0CeTK1Y


"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100