Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Понятие "Мир" и его значение  (Прочитано 438 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #11 : 17 ѕЪвпСам 2018, 14:56:43 »
https://www.youtube.com/watch?v=7RrToE_z7wE

Бесполезно обращаться к плоду воображения - вымышленному мифическому богу, будь он антропоморфный (как в монотеизме) или зооморфный (как в индуизме) или стихийный (как в язычестве) или какой-либо ещё...



Ведь, как ни странно, об этом даже в Библии написано:

Не сотвори себе кумира...

Но, тем не менее, божественность Мироздания трудно отрицать:

https://www.youtube.com/watch?v=XQZUNoO-cLA
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #10 : 17 ѕЪвпСам 2018, 14:12:37 »
Проблема в том что мы мир и не описываем

Не переживайте, вряд ли кого-либо может заинтересовать именно ваше описание Мира - вы не пророк, не философ и даже не писатель. Поэтому повторю: вы можете переживать Мир мистически, вовсе не используя слов, - и ваша проблема будет снята.
« Последнее редактирование: 17 ѕЪвпСам 2018, 14:44:11 от no-name »
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

Фибоначи

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2417
  • Reputation Power: 64
  • Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #9 : 16 ѕЪвпСам 2018, 21:31:53 »
Цитировать
И всё равно всех слов не хватит, чтобы описать Мир.

Проблема в том что мы мир и не описываем, а только то что мы воспринимаем и мыслим.

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #8 : 16 ѕЪвпСам 2018, 21:31:48 »
Даосизм

... Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао. Дао - универсальная всепроникающая первооснова сущего и одновременно Путь, Разум, Истина, Благодать. Дао непереводимо и неопределяемо привычным нам образом. Это беспредельная пустота, наделенная столь же беспредельной информацией. Лао-Цзы писал: «Дао бестелесно и лишено формы, и в применении неисчерпаемо... Дао - глубочайшие врата рождения... Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности... Дао скрыто и не имеет имени. Но только оно умеет помогать всему и вести все к совершенству».

<...>

Главным принципом даосизма является следование Дао, естественной природе вещей, достижение состояния однобытия с космическим целым, состояния свободного единения между всем человеческим миром и миром природы.

<...>

... Путь жизни, заданный всей суммой внешних сил, называется дао. Этот путь присутствует у любой вещи, поскольку каждый предмет мира и его существование, как и человек — тоже результат всех возможных факторов. И у всего мироздания есть собственное дао. Если сложить абсолютно все вещи нашего мира, все силы в нем действующие, все причины и следствия в грандиозном и необъятном взаимодействии и целостности, получится единый путь — дао нашего мироздания.


Источник: https://studfiles.net/preview/6131002/page:9/

(выделено мной - no-name)
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #7 : 16 ѕЪвпСам 2018, 19:25:44 »
Единство микрокосма и макрокосма достигается благодаря одновременному сочетанию противоположных атрибутов, т.е. в конечном счете благодаря их взаимному снятию (проникновение друг в друга). Основной принцип «тат твам аси» - «все во всем», «Ты есть То», где «То» — «имя Брахмана», а «Ты» — Атман.


Источник: https://studopedia.org/12-18850.html

(выделение в тексте: жирным шрифтом - авторское, подчёркивание - no-name)

30. Я и Отец — одно. (Ин. 10:30)

* * *

5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?
10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?
Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

(Ин. 14:5-10)


(выделено в тексте - no-name)
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #6 : 16 ѕЪвпСам 2018, 18:26:05 »
"Единство микрокосма и макрокосма достигается благодаря одновременному сочетанию противоположных атрибутов, т.е. в конечном счете благодаря их взаимному снятию (проникновение друг в друга). Основной принцип «тат твам аси» - «все во всем», «Ты есть То», где «То» — «имя Брахмана», а «Ты» — Атман.


Источник: https://studopedia.org/12-18850.html

(выделение в тексте: жирным шрифтом - авторское, подчёркивание - no-name)


Человек - мир маленький, мир - человек большой. ©


https://www.youtube.com/watch?v=o2KjpbQR6ig

"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #5 : 16 ѕЪвпСам 2018, 18:18:41 »
Начала индийской философии

Первые цивилизации появились приблизительно 5 тысяч лет назад на Древнем Востоке, под которым понимается огромный регион Земли от Египта до Индии. Мировоззрением данных цивилизаций являлся сплав религии и философии. Последняя еще не выделилась в совершенно самостоятельную форму человеческого сознания, поэтому древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные из них были созданы в Индии и в Китае.

Мифологически-религиозные представления и зачатки философской мысли древней Индии изложены в Ведах («ведение», «знание»). В Ведах содержатся религиозные гимны, сведения о ритуале, социальных отношениях, размышления об устройстве мира, жизни человека и т. д. Ведическая литература складывалась длительное время: самые древние и основные ее памятники датируются приблизительно серединой второго тысячелетия до нашей эры.

Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (ведам). Наиболее важным из комментариев являются «Упанишады», в которых впервые делается попытка философского осмысления религиозного содержания вед. В «Упанишадах» мы находим сюжет, на котором впоследствии строилась вся индийская философия. Он состоит в следующем.

Все мироздание – это Брахма́н. Это одно из системообразующих понятий индийской мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов, структурировавшее мифологические (Брахман, персонифицируемый в виде божества Брахмы). Позже – это универсальное мировое сознание, трансцендентное (запредельное) и одновременно имманентное (внутренне присущее) миру.

Индийский Брaхман является тем самым безличным началом, пантеистическим божеством. Брахман – это весь мир.

Áтман (в «Упанишадах») полагается как духовная сердцевина, коренящаяся во всех сознающих существах. С одной стороны, Атман выступает в качестве внутреннего «я», т.е. индивидуального, субъективного принципа, с другой – совпадает с бытием как таковым, т.е. с высшим Брахманом. Отождествление Атмана и Брахмана, в наиболее общем плане выступающее как совпадение субъекта и объекта, воспринимающего сознания и всего сотворенного мира, обычно осуществляется через ряд промежуточных ступеней. Единство микрокосма и макрокосма достигается благодаря одновременному сочетанию противоположных атрибутов, т.е. в конечном счете благодаря их взаимному снятию (проникновение друг в друга). Основной принцип «тат твам аси» - «все во всем», «Ты есть То», где «То» — «имя Брахмана», а «Ты» — Атман.


Источник: https://studopedia.org/12-18850.html

(выделение в тексте: жирным шрифтом - авторское, подчёркивание - no-name)
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #4 : 16 ѕЪвпСам 2018, 16:49:34 »
Чем больше слов, тем больше эта масса значимости, ощущений чего то глобального



Мы не бессловесные твари, обделённые роскошью человеческого общения и философствования... Конечно, "масса слов и значимости" будет экспоненциально возрастать при описании каждой новой грани рассматриваемого предмета. И всё равно всех слов не хватит, чтобы описать Мир. Если вы против обилия слов (хотя данное описание Мира приведено тезисно, очень сжато, но без утраты объёма смысла/значимости, чем, собственно, и понравилось), вы можете переживать Мир мистически, вовсе не используя слов.
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

Фибоначи

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2417
  • Reputation Power: 64
  • Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #3 : 16 ѕЪвпСам 2018, 16:02:28 »
Мы говори слово "мир" потом кучу других слов и воображем что все эти слова становятся от этого чем то большим. Чем больше слов, тем больше эта масса значимости, ощущений чего то глобального, выдумываем все новые атрибуты, предикаты, определения.

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Re: Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #2 : 16 ѕЪвпСам 2018, 07:31:52 »
<...>

Во-вторых, мир выступает как качественная определенность пределов, в результате которой он выступает границей каждого своего объекта. Определенность понятия «мир» не исчерпывается его пространственно- временными масштабами. Так, в отличие от понятия «царство природы», «мир» не имеет пространственных границ в метрическом смысле. Его граница везде. Это внутренняя специфика, граница качественной специфики присуща всем явлениям, принадлежащим к данному миру. В этом смысле она проходит через каждую точку мировой совокупности, выражается в каждом ее объекте.

<...>

Мир также не имеет никакого определенного «места» в пространственном смысле. Он сам является вместилищем всех возможных мест и тем самым выступает как всеобщее место. Образно говоря, каждая точка пространства служит действительным пунктом «встречи» по крайней мере, микромира и мегамира и возможным пунктом «встречи» этих миров с макромиром.

<...>


Хорхе Луис Борхес

СФЕРА ПАСКАЛЯ
 

Быть может, всемирная история — это история нескольких метафор. Цель моего очерка — сделать набросок одной главы такой истории.

За шесть веков до христианской эры рапсод Ксенофан Колофонский, устав от гомерических стихов, которые он пел, переходя из города в город, осудил поэтов, приписывающих богам антропоморфические черты, и предложил грекам единого Бога в образе вечной сферы. У Платона в "Тимее" мы читаем, что сфера — это самая совершенная фигура и самая простая, ибо все точки её поверхности равно удалены от центра; Олоф Гигон ("Ursprung der griechischen Philosophie ("Происхождение греческой философии" (нем.)), 183) полагает, что Ксенофан рассуждал по аналогии: Бог — сфероид, потому что форма эта наилучшая, или наименее неподходящая, для того, чтобы представлять божество. Через сорок лет Парменид повторил этот образ ("Сущее подобно массе правильной округлой сферы, сила которой постоянна в любом направлении от центра"); Калоджеро и Мондольфо считают, что он имел в виду сферу бесконечную или бесконечно увеличивающуюся и что приведенные выше слова имеют динамический смысл (Альбертелли: "Gli Eleati" ("Элеаты" (итал.), 48). Парменид учил в Италии; через несколько лет после его смерти сицилиец Эмпедокл из Агригента придумал сложную космогонию; в ней есть один этап, когда частицы земли, воды, воздуха и огня соединяются в бесконечную сферу, "круглый Сферос, блаженствующий в своём шарообразном одиночестве".

Всемирная история шла своим путём, слишком человекоподобные боги, которых осуждал Ксенофан, были низведены до поэтических вымыслов или демонов, однако стало известно, что Гермес Трисмегист продиктовал какое-то — тут мнения расходятся — количество книг (42, согласно Клименту Александрийскому; 20 000, согласно Ямвлиху; 36 525, согласно жрецам Тота, он же Гермес), на страницах коих записано всё, что есть в мире. Фрагменты этой мнимой библиотеки компилировались или же придумывались начиная с III века и составляют то, что именуется "Corpus Hermeticum" ("Собрание герметических книг" (лат.)); в одной из книг, а именно в "Асклепии" (которую также приписывали Трисмегисту), французский богослов Аланус де Инсулис обнаружил в конце XII века формулу, которая не будет забыта последующими веками: "Бог есть умопостигаемая сфера, центр коей находится везде, а окружность нигде". Досократики говорили о бесконечной сфере; Альбертелли (как прежде Аристотель) полагает, что рассуждать так — значит допускать contradictio in adjecto (противоречие между определяемым словом и определением (лат.)), ибо подлежащее и сказуемое взаимоотрицаются; пожалуй, это верно, однако формула герметических книг побуждает нас интуитивно представить эту сферу. В XIII веке образ сферы снова возник в аллегорическом "Roman de la Rose" ("Роман о Розе" (франц.)), который излагает его так, как у Платона, и в энциклопедии "Speculum Triplex" ("Тройное зерцало" (лат.)); в XVI веке в последней главе последней книги "Пантагрюэля" есть ссылка на "интеллектуальную сферу, центр которой везде, а окружность нигде и которую мы называем Богом". Для средневекового сознания смысл был ясен: Бог пребывает в каждом из своих созданий, но ни одно из них не является для него пределом. "Небо и небо небес не вмещают Тебя", — сказал Соломон (Третья книга Царств, 8, 27); пояснением этих слов представала геометрическая метафора.

Поэма Данте сохранила Птолемееву астрономию, которая на протяжении тысячи четырехсот лет господствовала в воображении людей. Земля находится в центре Вселенной. Она — неподвижная сфера, вокруг неё вращаются девять концентрических сфер. Первые семь — небеса планет (небеса Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна); восьмая — небо неподвижных звёзд; девятая — хрустальное небо, именующееся также Перводвигатель. Это небо окружено Эмпиреем, состоящим из света. Вся эта сложная махина полых, прозрачных и вращающихся сфер (в одной из систем их потребовалось пятьдесят пять) стала необходимостью в мышлении: "De hipothesibus motuum coelestium commentariolus" ("О вращении небесных сфер" (лат.)) — таково скромное заглавие, поставленное Коперником, ниспровергателем Аристотеля, на рукописи, преобразившей наше представление о космосе. Для другого человека, для Джордано Бруно, трещина в звёздных сводах была освобождением. В "Речах в первую среду великого поста" он заявил, что мир есть бесконечное следствие бесконечной причины и что божество находится близко, "ибо оно внутри нас ещё в большей степени, чем мы сами внутри нас". Он искал слова, чтобы изобразить людям Коперниково пространство, и на одной знаменитой странице напечатал: "Мы можем с уверенностью утверждать, что Вселенная — вся центр, или что центр Вселенной находится везде, а окружность нигде" ("О причине, начале и едином", V).

Это было написано с ликованием в 1584 году, ещё озарённом светом Возрождения; семьдесят лет спустя не осталось и отблеска этого пыла, и люди почувствовали себя затерянными во времени и в пространстве. Во времени — ибо если будущее и прошедшее бесконечны, то не существует "когда", в пространстве — ибо если всякое существо равно удалено от бесконечно большого и бесконечно малого, нет, стало быть, и "где". Никто не живет в каком-то дне, в каком-то месте; никто не знает даже размеров своего лица. В эпоху Возрождения человечество полагало, что достигло возраста зрелости, и заявило об этом устами Бруно, Кампанеллы и Бэкона. В XVII веке его испугало ощущение старости; в оправдание себе оно эксгумировало веру в медленное и неотвратимое вырождение всех созданий по причине Адамова греха. (В пятой главе Бытия говорится, что "всех же дней Мафусаила было девятьсот шестьдесят девять лет"; в шестой — что "в то время были на земле исполины".) В "Первой годовщине" элегии "Анатомия мира" Джон Донн сокрушается по поводу недолговечности и малого роста современных людей, подобных эльфам и пигмеям; Мильтон, как говорит его биограф Джонсон, опасался, что на земле уже будет невозможен эпический жанр; Глэнвилл полагал, что Адам, "образ и подобие Бога", обладал зрением телескопическим и микроскопическим; Роберт Саут замечательно написал: "Аристотель был не чем иным, как осколком Адама, а Афины — рудиментами Рая". В этот малодушный век идея абсолютного пространства, внушаемая гекзаметрами Лукреция, того абсолютного пространства, которое для Бруно было освобождением, стала для Паскаля лабиринтом и бездной. Этот страшился Вселенной и хотел поклоняться Богу, но Бог для него был менее реален, чем устрашающая Вселенная. Он сетовал, что небосвод не может говорить, сравнивал нашу жизнь с жизнью потерпевших кораблекрушение на пустынном острове. Он чувствовал непрестанный гнёт физического мира, чувствовал головокружение, страх, одиночество и выразил их другими словами: "Природа — это бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность нигде". В таком виде публикует этот текст Бруншвиг, но критическое издание Турнёра (Париж, 1941), воспроизводящее помарки и колебания рукописи, показывает, что Паскаль начал писать слово effroyable (устрашающая); "Устрашающая сфера, центр которой везде, а окружность нигде".

Быть может, всемирная история — это история различной интонации при произнесении нескольких метафор.


Источник: http://vzms.org/borhes-pascal.htm

(выделено в тексте мной - no-name)
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Понятие "Мир" и его значение
« Ответ #1 : 16 ѕЪвпСам 2018, 06:59:38 »
Понятие «мир» и его значение

Понятие «мир», объективное содержание которого выступает предметом мировоззрения, всегда органически связывалось со всем комплексом фундаментальных проблем философии. Уже в античной философии мир рассматривался как то, что не нуждается ни в чем, кроме себя самого, т.е. как нечто самодостаточное и самодовлеющее. Вообще вплоть до XVII века никому даже в голову не приходило утверждать относительно мира, что «нельзя объять необъятное». Мир считался созданным для человека, человекоразмерным и в этом смысле соответствующим человеческим возможностям охвата всего круга природных явлений в макроскопических представлениях. Такое понимание мира соответствовало представлению об ойкумене как обитаемом мире, как мире человека.

Начиная с XVII века мир как космос уже представлялся бесконечным как в пространстве, так и во времени Универсумом. Нет иерархии стихий и сфер, а есть однородная вселенная и единое вещество, из которого она состоит. И все это связано бесконечной механической причинной цепью.

Мир – это форма тотальности явлений в границах определенного типа реальности, комплекса материальных условий бытия, раскрывающего предельную сферу функционирования фундаментальных закономерностей, самодостаточных для детерминации всего многоразличия этого бытия и выявления его самодеятельности. Понятие «мир» дает представление о такой форме единства объектов (миропорядке), которая характеризует самодеятельность материи.

Высшим проявлением этой самодеятельности выступает деятельность человека, как универсального, общественного существа. Вот почему понятие «мир» центрировалось относительно возможности появления социальной формы движения материи. Это значит, что мир определяется как относительно условий, ведущих к социогенезу, так и относительно отрицательных условий его реализации. В последнем случае речь идет о мирах, не ведущих к возникновению человека, но служащих источником разнообразия Универсума. Через это разнообразие Универсум и выступает как сфера полного раскрытия всех возможностей развития материи. В том числе и тех, которые ведут к появлению жизни и разума.

Сказанное, разумеется, определяет мир в самой общей форме. Для конкретизации этого понятия целесообразно рассмотреть также его атрибутивные характеристики, совокупность которых и будем рассматривать как содержательную дефиницию категории «мир».

Во-первых, мир выступает как материальное единство многоразличного в сфере явлений, как форма целостности определенной системы природы. Как сфера бытия движущейся материи. Другими словами, мир – это целостность тотального комплекса определенных событий, явлений и процессов. Мир держится взаимным соответствием частей, ибо любой его компонент относится к одному и тому же целому. Так, спектры астрономических объектов свидетельствуют о том, что атомные часы идут независимо от того, откуда мы фиксировали излучение соответствующих частот (из области Солнца, сверхновой звезды или галактики, отстоящей от нас на несколько миллиардов световых лет). Это связано с тем, что часы, в какой бы части вселенной они ни находились, относятся к одному и тому же миру, включены в один и тот же естественный порядок.

Во-вторых, мир выступает как качественная определенность пределов, в результате которой он выступает границей каждого своего объекта. Определенность понятия «мир» не исчерпывается его пространственно- временными масштабами. Так, в отличие от понятия «царство природы», «мир» не имеет пространственных границ в метрическом смысле. Его граница везде. Это внутренняя специфика, граница качественной специфики присуща всем явлениям, принадлежащим к данному миру. В этом смысле она проходит через каждую точку мировой совокупности, выражается в каждом ее объекте.

В-третьих, мир демонстрирует наличие определенного миропорядка как предельной сферы непрерывного и стационарного функционирования неких фундаментальных закономерностей. Речь идет о реализации мира как типа закономерностей, раскрывающих некий миропорядок. Миропорядок единообразен, т.е. един для всех частей мирового целого и сохраняется при всех реальных и возможных сменах состояний объектов, принадлежащих к миру. Миропорядок имеет пространственно-временные характеристики, но не сводится к ним. Важнейшей чертой фундаментальных закономерностей, характеризующих миропорядок, является стационарность и непрерывность их действия. Мир не допускает никаких «пробелов», никаких пропусков в функционировании своих закономерностей. Всякий такой «пробел» «выводит» объект в другой мир.

В-четвертых, мир характеризуется самодостаточностью всех детерминирующих многообразие явлений мира причин (полнота причин). Эта самодостаточность проявляется как полнота причин, необходимых для порождения известного мира явлений и их объяснения. В свою очередь, полнота причин означает, что в данном мире нет никакого внешнего, дополнительного стимула к существующей причинной структуре явлений. Нет ничего такого, что могло бы опосредовать его извне.

В-пятых, мир демонстрирует определенный уровень реализации тех возможностей, которые делают этот мир наблюдаемым для человека. Таким образом, мир центрируется относительно человека. Иными словами, естественноисторические условия появления человека (субстанциальная связь человека с миром) коррелируют с познаваемостью мира, его освоением человеком, с его наблюдаемостью.

В-шестых, мир задается определенным типом физической реальности. Тип физической реальности характеризуется:

а) специфическим сочетанием форм движения материи и

б) особой системой объектов (в качестве которых могут выступать столь различные предметные области, как корпускулярные, дискретно-прерывные, монадные и другие феномены вплоть до систем типа «мир»), а также

в) специфической геометрией (топологией) и

г) физической динамикой.

Перечисленным условиям отвечают определенные типы физической реальности: мир вещей, мир событий, вакуум. Рассмотренные физические реальности (мир вещей, мир событий и вакуум) характеризуют соответственно макро- и мега-мир, а также своего рода «мировой фон» физических процессов – вакуум, или т.н. меон («бездну»).

В-седьмых, мир выступает как определенный тип существования. Речь идет о возможном, действительном, эмпирическом, умопостигаемом и т.д.

Рассмотренные атрибутивные характеристики раскрывают специфический категориальный строй представлений о мире.

Поскольку категориальное строение мира раскрывает содержание, направление и характер феноменов природы, мир в свете современной науки уже не характеризуется предикатами вещи. Мир не задается как пространственно-локализованная вещь. Он определяется в пространственно-временном континууме, «точками» которого выступают события.

«Мир» не имеет какого-либо одного лица или ипостаси. Он содержит всевозможные ипостаси, ибо они меняются во времени и в различных системах отсчета. Каждое его изображение будет лишь проекцией, или усеченным миром, миром, отсеченным от своей истории, и, следовательно, лишенным возможности проявить свою самодостаточность и полноту причин. Поэтому наблюдаемая астрономическая Вселенная не может быть тождественна миру. Это лишь тот его «срез», который характеризуется средствами наблюдения и определенным временным интервалом его существования на шкале расширяющейся вселенной.

Мир также не имеет никакого определенного «места» в пространственном смысле. Он сам является вместилищем всех возможных мест и тем самым выступает как всеобщее место. Образно говоря, каждая точка пространства служит действительным пунктом «встречи» по крайней мере, микромира и мегамира и возможным пунктом «встречи» этих миров с макромиром.

Мир не имеет также какой-либо внешней причины, поскольку содержит все многообразие причинных цепей и выступает, в конечном счете, как причина самого себя.

Мир не исчерпывается какой-либо одной сущностью. Его явления раскрываются во всем многообразии проявлений бесконечной многоуровневости субстанциальных основ. Категория «мир» не совпадает с категорией «материя» и с понятием «природа», поскольку характеризуется особым «срезом» Универсума.


Источник: https://studopedia.org/12-18844.html
(выделение в тексте - авторское)
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100