Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Мистика и религия  (Прочитано 3937 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Мистика и религия
« Ответ #1 : 18 БХЭвпСам 2003, 09:46:52 »
http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=1000.0



Цитировать
"Мистика есть питательная почва религии, и религия истощается, когда совершается отрыв от этой почвы. Но фактические отношения между мистикой и религией в истории были очень сложны и запутанны. Религия боялась мистики, нередко видела в ней источник ересей. Мистика как бы мешала организующей работе религии и грозила опрокинуть нормы религии. Но вместе с тем религия нуждалась в мистике и всегда узаконяла свою форму мистики как вершину своей собственной жизни, как цвет ее. Есть официально дозволенная и рекомендованная православная мистика, католическая мистика и мистика религий нехристианских. Религиозное вероисповедание всегда пытается подчинить, своим религиозным нормам вольную и часто буйную стихию мистики. Так сложны отношения между мистикой и религией".



Н.Бердяев. Философия свободного духа






Если Бердяев прав в своем утверждении, напрашиваетcя вывод, что сложные отношения между исламом и суфизмом это частный случай сложных отношений между религией и мистикой вообще.



Можно предположить, что одна из причин противостояния религии и мистики заключается в нормативном характере религии. Социально-религиозные законы, как и догматы веры, должны быть четкими и общеобязательными. Религия претендует на знание истины в последней инстанции. Хотя в религии есть понимание, что Истина не познаваема до конца и не сводима ни к каким человеческим представлениям, это понимание не доминирует. В мистике, напротив, смирение и осознание невозможности окончательного постижения Истины подчеркиваются.

Практическая религия, в отличие от богословия, не может быть последовательно апофатичной*. Мистика, по большому счету, - апофатична.

Мистика в каком-то смысле ближе к современному взгляду на мир, поскольку осознает относительность любых наших утверждений.





------------------------

* Апофатическое - отрицающее богословие. Богословская система, построенная на признании принципиальной непознаваемости Бога и его важнейших проявлений в мире.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100