Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Темы и вопросы - wayter > Темы

Есть ли связь между добротой и духовностью?

(1/3) > >>

wayter:
Я бы не ставил знак равенства между агрессивностью и злобностью.

Агрессивность может быть особенностью характера, которую в некоторых случаях вполне можно использовать как созидательную силу.

Я также не имел в виду, что человек не имеет права на гнев или на страсть.  Видный суфий Наджмо'д дин Рази полагает, что нафс обладает двумя характеристиками - страстями и гневом. Он пишет: "Атрибуты страстей  используются, чтобы достичь выгоды, в то время как атрибуты гнева - чтобы избегнуть вреда. Необходимо достигнуть равновесия между двумя этими атрибутами... Излишество в том или другом ведет к недостаточности разума или веры".* Согласно суфиям, страсти и гнев это два крыла нафса, без которых он не может воспарить ввысь.

Таким образом, агрессивность может быть вполне необходимым качеством для человека определенного уровня. Но злобность, как я это понимаю, - излишняя агрессивность или извращение естественной агрессивности. В злобности нет необходимости, и она обычно приносит вред и самому человеку, и тем, кто находится с ним рядом. Злобность не поможет воспарить, это болезнь "крыльев" нафса.

Если искать, что в человеке  противоположно доброте, то это будет именно злобность, а не агрессивность.

--------------
* Дж. Нурбахш. "Психология суфизма".М.1996. Стр.39

wayter:

--- Цитата: "Widar" ---
--- Цитата: "wayter" ---Связь между духовностью и добротой здесь представлена вполне ясно. Ненависть это не просто внешнее эмоциональное проявление, это признак серьезных внутренних проблем, признак одержания злом. Доброта и милосердие, по сути, - признание того, что люди несут в себе Дух, даже если конкретный человек не всегда выражает это своим поведением.
--- Конец цитаты ---


Если вас нет в этой жизни, если доброта и ненависть, это всего лишь жалость и ненависть, - это равнозначно бесполезно. <...> Когда же вы Есть, вы Можете Хотеть. Только в этом случае милосердие, ненависть, любовь, презрение - имеют какой-то смысл. И не нужно в законных эмоциях усматривать какой-то негативный аспект. Вспомните суфийскую притчу <Всадник и змея> из сборника Идрис-Шаха, возможно, смысл безжалостности станет более понятен.
--- Конец цитаты ---


Уважаемый Widar,

Я, в общем-то, согласен с Вами. По большому счету только человек пробужденный может по-настоящему любить и быть милосердным.

Я также разделяю Вашу точку зрения на безжалостность из  приведенной Вами истории из "Маснави" Дж.Руми ("Всадник и спящий человек").

В истории говорится о всаднике, который видит ситуацию и вынужден вести себя "немилосердно" (так кажется спящему, пока он не понял смысла происходящего). То есть здесь ударение на знании, если всадник бы просто фантазировал, ничего хорошего из его жестокости бы не вышло.

 По поводу безжалостности всадника Вы пишете:
 
--- Цитировать ---И не нужно в законных эмоциях усматривать какой-то негативный аспект.
--- Конец цитаты ---


Я не знаю, можно ли в данном случе считать безжалостность эмоцией.  Возможно даже, что всадник был полон сочувствия к спящему, но знал, что его задача - спасти человека от змеи. То есть его эмоцией была не безжалостность, а именно милосердие - а иначе зачем утомляться и гонять несчастного по полю?

"Рассказ о всаднике и спящем" Дж.Руми опубликован здесь:
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20031005192710593


* * *

Вот с чего я начал эту тему, как бы предваряя Ваши аргументы:


--- Цитировать ---Голос "эзотерика":

"Доброта, "добренький" - все это идеи, связанные с условной моралью. Не подменяйте морализаторством глубинный анализ человеческой души. Глупый, хоть и добрый, человек легко может причинить зло по недоумию. Только духовно продвинутый человек может быть по-настоящему добрым. А духовно продвинутый не может проповедовать ложное учение. Все зло и добро обычного человека находятся в одной плоскости, и различия между ними практически нет. Сегодня он добрый, а завтра - злой, в этом его качестве нет постоянства, как должно быть у подлинно духовного человека".

Все так. Доброта обычного человека несовершенна. С высоты птичьего полета не отличишь доброты от злобности, поскольку у обычного человека они не так уж далеко расположены друг от друга.

Надо заметить, однако, что мы ходим большей частью по земле, а не летаем в облаках. И в этой, земной, плоскости различие между добротой и злобой достаточно очевидно и имеет вполне реальные последствия.

"Голос эзотерика" утверждает, что доброта это производное условной социальной морали. Соглашаясь с этим отчасти, я позволю себе предложить другой, дополняющий, взгляд на этот вопрос. Для меня доброта связана с уровнем бытия, который отнюдь не у всех одинаков - вне зависимости от того, посещали ли они эзотерическую школу или нет. Некоторым просто повезло от рождения, и их уровень бытия выше, чем у других.
--- Конец цитаты ---
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=8593#8593

Иными словами:
 да, "настоящее милосердие" доступно только человеку пробужденному. Тем не менее, и обычные люди слегка отличаются друг от друга уровнем бытия. У того, кто не способен к обычному милосердию, будучи обычным человеком,  откуда возьмутся силы и способности "настоящего милосердия"?

wayter:
Сам Старец, явлением ему Христа, был научен переживать богоподобие человека. Людей вообще он воспринимал, как чад Божиих, как носителей Духа Святого. Дух Святый, как Дух и Свет Истины, в какой-то мере живет в каждом и просвещает каждого человека, и тот, кто пребывает в благодати, тот и в других видит ее, а кто не чувствует в себе благодати, тот и в других не видит ее.  Он говорил, что по тому, как воспринимает человек ближнего своего, можно судить о мере благодати, которую он носит в себе: <если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать, а если кто ненавидит брата своего, то это значит, что сам он одержим злым духом>,
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20030930182259689


Вот истинно традиционный подход: видеть в человеке Дух, самодостаточную ценность, а не просто поле для своих экспериментов. Ненависть и презрение, какими бы благородными мотивами они ни прикрывались, это признак одержания.

Тот, кто видит в людях и в мире только дурное, сам пребывает в аду; поэтому он и видит вокруг себя только ад. И ему, конечно, хотелось бы и других туда пригласить.

Связь между духовностью и добротой здесь представлена вполне ясно. Ненависть это не просто внешнее эмоциональное проявление, это признак серьезных внутренних проблем, признак одержания злом. Доброта и милосердие, по сути, - признание того, что люди несут в себе Дух, даже если конкретный человек не всегда выражает это своим поведением.

wayter:

--- Цитата: "SagiS" ---
--- Цитата: "wayter" ---
--- Цитата: "Widar" ---

--- Цитата: "wayter" --- По словам Вл. Соловьева, цель наша - не "сделать жизнь раем", а "не сделать жизнь адом".
--- Конец цитаты ---


Философия  и постановка целей для слабых и неудачников. Ад неизбежен, никто не войдет в Рай, не спустившись сначала в <утробу земли>. Дорога к <Небесному Иерусалиму> начинается не здесь, а именно в аду.
--- Конец цитаты ---


Интересно, что эта мысль - надо сделать хуже, чтобы стало лучше, опуститься в "Ад", чтобы попасть в "Рай", - характерна для русского революционного радикализма (Нечаев).
--- Конец цитаты ---


Не только, для Христа тоже. :D Он перед воскресением спускался в ад.
--- Конец цитаты ---


Strannik:

--- Цитировать ---Wayter действует иначе и, очевидно, сильнее - он задраивает люки, накладывая на них ментальную силу, привязанную к сложившемуся стереотипу негативного восприятия русских революционеров и их предтеч, что не решает проблему, а временно выводит ее за рамки стабильного сознания. Это как сидеть на вулкане, заткнув его пробкой.
--- Конец цитаты ---



Спуск в ад - вполне традиционный сюжет. Он был частью мистерий древности. Данте в "Божественной комедии" спускается в ад, прежде чем подняться в Рай. В психологии говорят о необходимости спуститься в ад подсознания, чтобы в конце концов обрести рай гармонии. Этот архетип также очень важен эстетически: обычно автор проводит своего героя через ад страданий, прежде чем даст ему ключ к раю счастливой концовки.

Существенный момент тут вот в чем. Участие в мистериях и посещение психолога или психоаналитика обычно дело добровольное. Проблемы начинаются, когда самозваные и непрошеные целители начинают насильственно применять этот сюжет.
 
Всесто того, чтобы спуститься в ад собственного подсознания, они туда силком затаскивают других.

wayter:

--- Цитата: "Widar" ---

--- Цитата: "wayter" --- По словам Вл. Соловьева, цель наша - не "сделать жизнь раем", а "не сделать жизнь адом".
--- Конец цитаты ---


Философия  и постановка целей для слабых и неудачников. Ад неизбежен, никто не войдет в Рай, не спустившись сначала в <утробу земли>. Дорога к <Небесному Иерусалиму> начинается не здесь, а именно в аду.
--- Конец цитаты ---


Интересно, что эта мысль - надо сделать хуже, чтобы стало лучше, опуститься в "Ад", чтобы попасть в "Рай", - характерна для русского революционного радикализма (Нечаев).


--- Цитировать ---была организована маленькая группа под названием "Ад" - внутри ишутинского кружка. Эта небольшая группа террористов была окружена секретностью и вела анонимное и подпольное существование. Каждый из членов "Ада" рассматривал себя как обреченного человека, отрезанного от обычного общества и полностью посвятившего себя революции.
--- Конец цитаты ---



--- Цитировать ---Один член кружка даже совершил отравление собственного отца и полученное от него наследство отдал на революционное дело
--- Конец цитаты ---
http://anarchive.virtualave.net/bak-nech.htm



--- Цитировать ---Из "Катехизиса революционера"
 §22. У товарищества ведь <нет> другой цели, кроме полнейшего
освобождения  и счастья народа,  то есть чернорабочего люда.  Но,
убежденные в том, что это освобождение и достижение этого счастья
возможно   только   путем   всесокрушающей   народной  революции,
товарищество всеми силами и  средствами  будет  способствовать  к
развитию и разобщению тех бед и тех зол,  которые должны вывести,
наконец,  народ  из  терпения  и  побудить  его   к   поголовному
восстанию. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm
--- Конец цитаты ---


Почитайте "Бесов" Достоевского - дело Нечаева легло в основу романа. Нечаев - прототип Верховенского.

Сходные идеи встречаются в иудейском лжемессианском движении. (Саббатай Цви, Яков Франк)


--- Цитировать ---Ссылаясь на указания Талмуда, что "Сын Давида придет только в такой век, который будет или совсем порочным или совсем невинным", саббатианцы делали вывод: если уж невозможно стать святыми, то станем тогда грешниками. В саббатианских сектах считалось, что зло может быть побеждено только лишь злом: все должны сойти в царство зла, чтобы победить его изнутри; что чем грязнее тело, тем чище душа, и потому идеалом святого является та степень, о которой сказано в кабалистической книге "Зогар": "Хорош внутри, но покров его плох".
http://www.chassidus.ru/library/history/kandel/11.htm

--- Конец цитаты ---


Жуть, попахивающая нафталином,  - это еще не Традиция :-)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии