Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Deus ex machina. Форумы сайта Mindweb > Проект "Карта идей"

Связь между маламатийа и юродством

<< < (2/5) > >>

wayter:
http://cepvictory.freenet.uz/rus/referat8.htm


Хачатрян Е.

О ЯВЛЕНИИ ЮРОДСТВА В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ (СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Одним из наиболее важных компонентов любой религии является наличие в ней образцов для подражания - реальных и нереальных лиц, жизнь и действия которых полностью соответствовали бы идеалам, проповедуемым данной религией. В христианстве и исламе такими примерами служили святые подвижники - легендарные или исторические лица, отличившиеся своим боголюбием и праведностью, тем самым ставшие "посредниками" между Богом и людьми. Святых, почитаемых в христианской традиции, принято подразделять на мучеников, погибших за веру и на тех, кто добровольно отказался от общественной жизни и отрекся от всего мирского, предпочитая вести аскетический образ жизни.
Среди святых угодников были и те, кто добровольно принимал вид безумного, отказываясь от употребления разума. В христианстве эти святые подвижники получили название "юродивых", часть из коих была причислена церковью к лику святых.
В христианстве этот феномен не уникален: еще в Древней Греции, в условиях упадка античных полисов действовала школа киников, которая нормам морали и права предпочитала аскетизм и отшельничество. Именно с последователями этого течения (в частности, с именем Диогена) связана идея апатии - презрения ко всем явлениям мира, ставшая одной из характерных черт юродства.
Известен и другой аналогичный тип аскетизма - гимнософизм, с представителями которого, по мнению английского исследователя Дж. Флэтчера, встречался и советовался Александр Македонский [1].
Существует мнение, что явление юродства в христианстве - типично русское, так как юродивых не было ни на Украине, ни в Белоруссии (единственным киевским юродивым был Исаакий Печерский). Римско- католическому миру этот феномен также чужд [2].
Крупный исследователь русской истории Василий Ключевский отмечал: "Юродивый, блаженный, отрешался от всех благ житейских, не только от телесных, но и от духовных удобств... В таком смирении до самоуничижения древняя Русь видела практическую разработку высокой заповеди о блаженстве нищих духом, которым принадлежит царствие божие" [3].
Поскольку безумство - это состояние психического расстройства, то оно проявляется в любом поступке человека. Следовательно, юродивых нетрудно было отличить среди простого народа. Несмотря на летнюю жару и зимнюю стужу, они ходили в основном полуобнаженными, безропотно перенося все невзгоды, связанные с климатическими условиями. Подвергая себя подобным лишениям, они считали, что все это угодно Богу и за вынесенные лишения им воздастся на небесах. В XV в. московский юродивый Максим, например, часто говорил: "Хотя люта зима, да сладок рай" [4].
Только наедине с собой, когда их никто не видел, юродивые слагали с себя маску безумия.
Этот тип аскетизма встречается также в исламе, в частности, в исламском мистицизме - суфизме. В мусульманской традиции эти люди известны под названием окала-с маджанин, маджзубан - "мудрые безумцы" [5]. "Безумцы" также, как и в христианстве, они отличались от обыкновенных людей своим внешним видом и действиями. Многие из них, несмотря на отречение от обычного употребления разума, обладали особыми умственными способностями, о чем свидетельствуют их мудрые изречения. Кроме того, согласно легендам и житиям, они имели также дар чудотворства, что является одним из высших проявлений божественной любви.
К числу "мудрых безумцев" принадлежал и известный персидский поэт- мистик 10-11 вв. Баба Тахер Хамадани, из-за своей внешности получивший прозвище Орьян ("обнаженный"). Ему также приписывают совершение целого ряда чудесных деяний. Например однажды, дервиш, навестивший его зимой, заметил, что рядом с Тахером земля была сухой, в то время, как вокруг все было покрыто снегом. Удивление дервиша еще больше возросло, когда после совместной молитвы Тахер накрыл стол с различными яствами, хотя, по представлению дервиша, у него даже куска хлеба не могло быть [6].
Однако следует также учесть, что добровольно налагаемые на себя разные формы ограничений могли иметь крайне отрицательные воздействия на человеческую психику, вплоть до помешательства. Чаще всего это относилось к представителям мистических учений, поскольку склонность к мистицизму предполагает прежде всего наличие нестандартного мышления и образа действий. Фактически, юродство и помешательство в какой-то степени являются разными ипостасями одного и того же состояния - безумства. Основное различие между ними состоит в том, что юродство - это добровольное безумство, а помешательство - реальное (хотя нередко, как было отмечено выше, первое способно перейти во второе).
Однако, наблюдалось и обратное явление, когда какого-либо суфия воспринимали как лишенного разума человека. Например, средневековый суфийский агиограф Али Худжвири, представляя в своем сборнике житий одного из первых суфиев Овейса Карани, отмечал, что окружение его принимало не как мистика, а как обыкновенного сумасшедшего (диване) [9]. В "Житиях святых" Фарид ад-Дин Аттар, который нередко в своих утверждениях основывался на сведениях Худжвири, также приводит этот отрывок, лишь с той разницей, что он называет Овейса не просто сумасшедшим, а лишенным разума (шуриде) [10]. По всей видимости - это всего лишь вопрос стилистики языка авторов этих житий, так как в психологическом аспекте между этими двумя понятиями нет существенных различий [11].
Встречались и случаи, когда обычных суфиев приписывали к типу "мудрых безумцев". Причина этого состоит в том, что деяния многих суфиев, отраженные в агиографической литературе, на первый взгляд кажется лишены логического смысла. Это и становилось основанием для их причисления к "безумцам". По легенде, однажды первую женщину-суфия Рабию Адавиййу увидели бегущей по городу Басре с горящим факелом в руке. Когда ее спросили о причине спешки, она ответила, что торопится сжечь ад и рай, так как причиной поклонения людей Богу является отнюдь не любовь к Нему [12]. Подобный поступок скорее всего мог бы быть совершен "безумцем", однако в средневековых житиях, где имя Рабий встречается достаточно часто, нет упоминания о ее причастности к этому типу.
Нередко по причине особого, отличного от стандарта мировоззрения суфиев, исламских мистиков представляют как безумцев, идиотов. Пример тому - монография известного суфийского теоретика и исследователя Муниса Идрис Шаха "Мудрость идиотов" [13], в которой он под этим выражением подразумевает не "мудрых безумцев", а суфиев, приводя их биографические данные и изречения. Нередко люди под влиянием ораторских способностей Ь духовной силы "безумцев" раскаивались (таубе - одна из первых элементов тариката - суфийского духовного пути) и становились на путь суфизма. Этот факт также указывает на то, что "безумцы" в действительности не были таковыми, так как для влияния на других людей нужно быть прежде всего сильной личностью, чего обычные сумасшедшие лишены. 'Например, под воздействием Лукмана Сарахеи шейх Мейхени принял решение стать суфием, Лайхор послужил причиной раскаяния поэта Санаи и т.д.
Данный тип подвижничества получил широкое распространение в различных регионах (например, на территории России, на Востоке и т.д.). Это объясняется не только религиозной идеологией, проповедующей терпимость и сострадание к тем, кто страдает разного типа психологическими расстройствами, но и исстари бытовавшим в среде простого люда особо милосердным к ним отношением. Даже в литературе нередко прослеживаются элементы симпатии к людям, имеющим репутацию дурака и глупца (к примеру, не случайно любимым героем русских сказок является Иванушка-дурачок). Однако, кроме особого отношения, существовали и другие, не менее важные предпосылки для возникновения данного явления, в числе которых особый интерес представляют социальный и политический факторы.
Социальный фактор заключается в том, что юродство для многих нищих и бедняков становилось способом добывания средств существования. Чаще всего они бродили по многолюдным местам, выстраивались у церковных парапетов или у входа мечетей, собирая милостыню. Социальные условия и царившая в народе религиозность способствовали расцвету этого типа подвижничества.
Относительно того вопроса, действительно ли юродивые брали милостыню, существует два мнения. Сторонники первого считают, что юродство было одним из видов зарабатывания денег [16]. Вторая точка зрения заключается в том, что юродивые не могли брать денежное вознаграждение, поскольку прикидывались безумцами. Этого мнения придерживался и дм. Лихачев, обосновывая свою позицию выдержками из разных агиографических источников о существовавшей даже неприязни между юродивыми и обычными нищими и попрошайками [17]. В то же время, следует учесть, что мнение Лихачева по всей видимости основано на средневековых житийных источниках. А так как их авторы преследовали цель представить юродивых как святых подвижников, служивших достойным примером для верующих, в их произведениях не могло иметь место сообщение о каком-либо денежном вознаграждении. Вероятнее всего, среди представителей этого типа подвижничества были люди, юродствовавшие исключительно с целью заработать денег, тем более, если принять во внимание тяжелые социальные условия.
Политический аспект юродства заключался в том, что под маской "безумства" можно было вести политическую агитацию в пользу или против какой-либо политической идеологии. Например, в исламе представители шиитского направления в пропагандистских целях широко пользовались услугами "мудрых безумцев". Подобное "сотрудничество" было обоюдно выгодным: таким способом юродивые добывали средства существования, а шииты получали возможность без опасности распространять свои идеи. Известно, что иногда и сами "безумцы" были сторонниками какой-либо политической доктрины. Например, Бахлул и Олайан были приверженцами шиизма и вели активную про-шиитскую агитацию [18].

Пропагандистская деятельность была не чужда и христианским юродивым. Например, в русском православии инок Авраамий, в миру юродивый Афанасий "боролся с никонианами устной проповедью" [19].


Литература
1. Лихачев-Панченко, "Смеховой мир" Древней Руси. -Л., 1976. -С. 179.
2. Там же, -С. 94.
3. Ключевский, Сочинения в 9-тит., Т. III, -М., 1988. -С. 18.
4. Цит. по: Алмазов - Питерский, Праздники православной церкви. -М., 1962. -С. 188.
5. Примечательно, что применительно к юродству можно встретить аналогичное выражение - "мудрая тлупость" (Лихачев-Панченко, -С. 152).
6. Баба Тахер, Рубайат-е шурангиз-е Баба Тахер. Тегеран. 1272. -С. 15-16.
7. Казанский, Суфизм с точки зрения современной психопатологии, Самарканд, 1905.-С. 1-2.
8. Там же, -С. 108.
9. Худжвири, Кашф Оль-махджуб. Тегеран. 1275. -С. 100.
10. Аттар, Тазкират ал-аулийа. Газвин, б.д. -С. 27.
11. Следует отметить, что под словами диване и шуриде (нередко также - каландар и дервиш) иногда подразумевались "мудрые безумцы".
12. Заррин-куб, Донбале-е джостеджу дар тасаввоф-е Иран. Тегеран. 1369. -С. 42.
13. См. Идрис Шах. Мудрость идиотов. -М., 1993.
14. Али Сафа, Латаеф ат-таваеф. Тегеран. 1367. -С. 417-418.
15. Баба Тахер, -С. 14.
16. Подробнее об этом см.: Алмазов - Питерский, Праздники православной церкви. М., 1962. -С. 188.
17. Лихачев-Панченко, -С. 154.
18. Заррин-куб, -С. 40.
19. Цит. по: Лихачев-Панченко, -С. 97.

Странница я:
Тут меня скорее в эту тему завлекают не тыквы в виде прикрытия наготы, а другое, хотя описанно оно по нашему, по-бразильски.
 Я еще подумала о маламатийе вот в каком смысле.
   Есть еще один очень важный аспект этой практики. Зикр, он как бы возвышает, но чтобы уравновешивать  радость, которую наверное чувствуют те, кто им занимаются, и чтобы сама эта радость как бы не стала довлеющей, не превратилась в эгоистичный мотив, то нужно как бы уравновешивать это какими-то аскезами. Чтобы человек бдил, не выпуская из своего сознания не только высшей, но и окружающей реальности, не терялся в своем блаженстве, что ли. Когда говорится о низших центрах, я это все-таки не очень хорошо понимаю.
   Ну или как  в иудаике, там есть такой посыл, что даже если ты вроде бы все делаешь хорошо и выполняешь, то всегда должен быть не то чтобы страх, а такой  трепет, а вдруг что: вот такой трепет, который все равно оказывается пустым, но это трепет перед волей Творца, который происходит из чувства, что все в Его руках. Этот трепет исытывали и библейские патриархи, и пророки: вроде чего бояться, но они  трепетали, от смирения.
   В общем, не всеобщая конечно практика, маламатийа, но я думаю все дело как раз вот в этом сосредоточении на Высшем, и чтобы уравновесить и сделать гармоничным, и чтобы лишить всякого рода расслабленности. Я думаю, что и еще и контраст переживаемых чувств религиозного плана и материального:вообще, чувства связанные с переживанием своей нечистоты, ничтожности и осквернения очень тяжелы , почти непереносимы. Обостряя такие чувства, как бы доводя их до абсурда, и при этом уменьшая их добровольно взятыми на себя страданиями, и одновременно возвышаясь при помощи зикра - я думаю, можно ощутить неслабые подвижки. Экстрим.
   Что же до Аззиззы, то, ну если взять человека дождя, страдающего аутизмом, то может он и видит ангелов перед собой. Если не одеть, будет может быть и голым ходить. Юродство часто брали на себя как подвиг: это было что-то вроде лицедейства, не обязательно безумие как диагноз. Юродство - это аскетический подвиг, часто  -добровольный отказ от имущества и оседлого образа жизни, крутые молитвенные правила, иногда эпатажное поведение, но не всегда.
   Есть ведь и кликуши, и притворщики. Типа язвы фломастером  нарисованные, и поведение типа что мы не здешние: таких иногда тоже можно даже в монастырях встретить. Ну, и бесноватые.Они-то кого обличали? Такими делами страдают люди, если нарушаются разные правила жизни, очень важные.
   В одной церкви работал уборщиком человек, который был вроде как аутичным. Когда я туда приходила, он ходил за мной по пятам и молился вместе со мной у каждой иконы. Говорил очень быстро, глотая слова. Ему было лет шестьдесят. Он думал, что ему десять. Меня называл графиней и надевал на плечи плащ(невидимый). Кланялся с преувеличенным почтением и всегда звал приходить почаще. Толколвал про кареты: на карете приезжайте! Он был очень беззлобный, детский, я всегда радовалась, когда его видела: он воспринимал меня романтично. Мне было двадцать, и я училась, и на графиню по виду не тянула:меня забавляло,что он считал меня важной дамой. Но он не смеялся! Все время мыл полы, старался разговаривать с людьми в церкви, на некоторых сердился. Он был обитателем и неотемлемой частью того храма, неплохого, кстати. Конечно, его всегда кормили и о нем заботились: хоть и видела его года три подряд в одном свитере, зато всегда в чистом.

az-azizza:
"...а ведь человек постоянно находится рядом с разгадкой тайны! Но существуют силы, не заинтересованные в том, чтобы тайна эта была раскрыта... Вот вы, например,  знаете, отчего повелась традиция на Руси почитания дурачков - людей, имеющие неординарное ("жопное") мышление, мышление явно неземного происхождения, ирреальное, абсурдное: Эта традиция восходит своими корнями к почитанию византийского юродства.
В "Алфавите духовном" сказано "Урод есть, иже естеством уродится что каково:, а урод наречается буй и несмыслен".
Дураков на Руси называли еще и "пахаб", "блаженный", "буй". Это отнюдь не синонимы. Кстати, святые отца церкви выступали в защиту таких людей еще на раннем этапе развития христианства. Помните у Павла в послании к Коринфянам?
 - "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? :Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным: Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом!"

Самым древним обозначением дурачка, было обозначение "буй" или "буякъ, буявъ" ( кирилло - мефодиевский перевод Послания к коринфянам).
В последующих редакциях оно вытесняется словами" оуродъ "," юродивый ". И вот что интересно в первой русской редакции жития Василия Нового, двенадцатый век, говорится:
"Иже оуродством мудраго злобу победиши ". Юродство ставится выше мудрости человеческой! Дальше.
-  В житии Феодосия Тырновского, это болгарский документ Х1У века, рассказывается о появлении в Тырнове двух еретиков - богомилов Кирилла Босоты и Лазаря. Вот как рассказывается в его поведении:
" Уродовати начеть и обхождени нагъ до конца весъ град, на срамных же оудах и жопъ тикву ношаще, тех покривание имоуще, стране и крозьн позорь въсемь зрещиим ".
Церковь потерпеть такого издевательства конечно же не могла, и на Соборе 1350 года еретики были осуждены и изгнаны из Болгарии. (самое интересно, что традиция демонстрировать свою жопу и навешивать на срамные уды что - нибудь была известна в Византии как форма чрезмерной аскезы! Иоанн Цец  о" навешивающих на уд колокольчики " см. Ioannis Tzetzae Episulae Ed. P. A. M. Leone. Leipzig, 1987, p. 151.) Впоследствии кольца, колокольчики и другие украшения на жопе и  половых органах стали носить и русские юродивые. вот откуда пошло название " мудозвон ", из святой Руси:
 мудозвоны бродили по Руси с голой жопой и пытались обратить на себя внимание - на уровне подсознания - пытаясь донести до нас некую правду....

Юродивый так же необходим Русской церкви, как его секуляризованное отражение - Иван - дурак. Этот персонаж всегда - прав. Понимаете? За дураками правда! За людьми неординарного абсурдного мышления! И эта любовь к глупости и вера в неё вовсе не на пустом месте ( хотя по нашей логике, было бы правильнее, если бы это мнение родилось вопреки сложившемуся стереотипу) - именно юродивые на Руси обладали пророческим даром и способностью творить чудеса! К ним прислушивался народ.
(Прокопий предсказывает Божий гнев и великий град на Устюг... -  столетия спустя мы можем видеть следы поваленного каменным градом леса в двадцати верстах от города. Провидцем был святой Михаил из Клопского монастыря под Новгородом,   Исидор из Ростова Великого... Все эти юродивые, пахабы... - имели провидческий дар).

Причем, заметьте, что явление юродства, проявляющегося в демонстрации жопы, гениталий, публичного унижения - не было ограничено географией Европы. Оно было поистине всемирным, не знающим границ...
- Теоретик суфизма в исламе Мухаммад Али Ал - Термези к высшей категории святых относит тех, кто принимает осуждение -"малама" (Доктрину "маламатийя" разработали впоследствии Абу Салих б. ал - Касар и Абу Йазид Тайфур ал - Бистами  в 1Х веке)  "Маламати" - это тот, кто сознательно напрашивается на осуждение людей, совершая по отношению к людям нечто провокационное - так написано в персидском сочинении Х1 века "Кашф аль - Махджун"...
"настоящие "юродивые" и "маламатийя" умели предсказывать будущее и совершать чудеса... Очевидцы и историки указывают на феноменальную способность Муса Шахи Сухаг вызывать дождь во время засухи... И именно от бродячих дервишей, умеющих совершать чудеса и произошло нынешнее понятие "факир")
Многие формы индуистской духовности напоминают нам юродство. В частности адепты секты "пашупатас". Их стремление к бесчестью достигало высшей точки: они могли заняться онанизмом в храме в пристутствии женщин! - т.к. что больше всего провоцирует людей на осуждение? демонстрация жопы и гениталий - но Брахман стоит выше дихтомии "приятия - неприятия" мира!  Но к сожалению люди этого не поняли...
Наступила эпоха яростной борьбы человека с проявлениями неземного (не-земного) мышления. Начались гонения на "дураков": уже в ХУ веке по рекам Германии поплыли знаменитые Narrens - chiffen - "корабли дураков": города (первым был Нюрнберг) стали избавляться от своих "сумасшедших"...
Со временем место "корабля  дураков" заняла клиника для сумасшедших. Между посланцами космического разума и социумом вырастали больничные стены, а значит - решить кто нормальный, а кто безумный, кто святой, а кто грешник - теперь не представляется  возможным... ( В этом смысле очень красноречива этимология романского слова "cretin". В современно французском оно означает - слабоумный. Но восходит к латинскому "christianus"... оттого ли что истинным христианином считался носитель юродства - истинного мышления? Вспомните слова Пелагия, сказанные им в У веке: "Творение мира - дело Божьей мудрости. В нём при посредстве мудрости природной должен был постигаться Творец. Но поскольку они Его не познали, им дана была глупость, обратная сторона для постижения Загадки бытия...

 "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? :Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным: Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом...

Странница я:
Изучила что могла про маламатийю. Краткие выводы таковы.
   В тотально религиозном обществе маламатийа с одной стороны - средство преодоления общественной религиозной ритаулизованности и механистичности, с другой - средство для истинного понимания своей ложной личности. Может повезти: ее можно и поколебать такими делами.
  Заниматься маламатийей можно только под руководством учителя, и таким видом маламатийи, какой он назначит.: лучше в комплекте с зикром: одно без другого плохо.
   Для этого надо сперва заиметь учителя.
  Можно и спонтанно по своему усмотрению действовать в этом духе, но это уже надо быть Баязидом.
   Ну так и в чем же я не права, спрашивается?!?!? Я во всем права: хамить на форуме - это не маламатийа: себя порицать - это маламатийа.
    Мне бы например не ритуалистичность нарушать, а хоть привести ее в норму, а себя в чувство: пока еще нету у меня и тени праведности, а есть лишь заунывное, но постоянное к ней стремление. Когда же я закостенею в ритуалистичности и благости, и эгоистическая подоплека моей религиозности станет мне мешаться - тогда Бог уж думаю не кинет погибать: как-нибудь подправит.
  с юродством не очень похоже: когда юродство - это подвиг, и он еще не завершен - подвизающийся может стремиться к порицаниям. Когда уже есть дар ясновидения и смирение есть, и нестяжание есть - тогда юродивый может и с палкой погнаться за тем, кто в него грязью кинет: как бы уже не его как человека ну, обижают, а Дух Святой в нем. Юродивых и блаженных чаще всего били и дразнили только злые  уличные дети!

Странница я:
Речь шла о связи между маламатийей и юродством, а не о том, какой у кого уровень развития и как его можно подправить многомудрыми советами со сторны. Мне например абсолютно безразличен мой уровень развития, и я не делаю из него проблемы ни для себя, ни для окружающих. Тем более мне безразличен и совершенно неизвестен уровень развития  людей,  с которыми я время от времени о чем то говорю в интернете. Но если мне ставят всякого рода диагнозы, почему бы и не ответить? Просто когда я отвечаю по своему, забавно видеть, как начисто лишенные религиозного чувства люди пытаются мной манипулировать при помощи извращенных представлений о Боге, в которого они к тому же еще и не верят. Относится, Пустота, к Вам.
   Тогда конкретно в каких поступках заключается маламатийа: в том, чтобы хулить и оскорблять других людей, так я поняла, что если на вашем форуме кто-то хулит Бога, пророков, или просто хамит по отношению к своим собеседникам, то это и есть маламатийа? Или же маламатийа - это процесс взаимный? Садятся два суфия друг против друга, и один другому: ах ты, паршивый шакал. А другой ему: ах ты, гнилая капустная кочерыжка. Или же маламатийа - это хуление себя самого? Обьясните пожалуйста, в чем именно должен заключаться сам процесс, или дайте грамотную ссылку, что бы я уже поняла, кто кому и что тут должен.
  Однако точно скажу, что связь с юродством на этом лично для меня заканчивается: юродивые спасали окружающих личным грандиозным смирением, молитвами, иногда даром чудотворства или же ясновидения.  Никто из них никогда не был похож на современных бомжей, несчастных,изверившихся людей, доведенных озверелым обществом до бессознатеольного и очень болезненного состояния.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии