Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Современная наука и традиционные знания  (Прочитано 13733 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #22 : 25 ЭЮпСап 2010, 07:25:48 »
Идея цикличности возникновения вселенных

Трудно сказать, подтвердится ли гипотеза, но в контексте темы важно, что современные ученые выдвигают примерно такую же концепцию, как и мудрецы древности.


"Тем более удивляют и восхищают результаты работы, которую совместно сделали известный британский физик-теоретик Роджер Пенроуз и Ваге Гурзадян из Ереванского физического института.

Они получили свидетельство того, что наша Вселенная – лишь один из этапов в череде вселенных, регулярно порождаемых Большими взрывами.

<...>

Таким образом, полагают ученые, все мы живем в циклической Вселенной, в которой конец одной эпохи (эона) совпадает с началом другой. И этот процесс проходит бесконечно.

Читать полностью: http://gazeta.ru/science/2010/11/24_a_3446309.shtml

На английском здесь

The current cosmological consensus is that the universe began 13.7 billion years ago with the Big Bang. But a legendary physicist says he's found the first evidence of an eternal, cyclic cosmos.

* * *

В космологии индуизма:

Ка́лпа или кальпа (санскр. कल्प, «порядок», «закон») — единица измерения времени в индуизме, «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги). По прошествии этого периода наступает ночь Брахмы, равная по продолжительности дню. Ночь знаменует собой уничтожение мира и гибель девов. Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 млрд лет. Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток (тридцати дней и тридцати ночей), что составляет 259,2 млрд лет, а год — из двенадцати месяцев. Брахма живет сто лет (311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых умирает и весь материальный мир уничтожается. Во время этого великого уничтожения, называемого махапралая, прекращает существование космос и гибнут девы. Согласно «Бхагавата-пуране» после того, как заканчивается жизнь Брахмы, весь космос входит в тело Маха-Вишну, заканчивая, тем самым, своё существование. По прошествии периода времени, равного жизни Брахмы, космос опять проявляется: из тела Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается Брахма и начинается новый цикл калп Источник

В буддийской космологии:

Космология времени поясняет, каким образом возникает и разрушается вселенная. Как и все индийские космологии, предполагается что время бесконечно и циклично. Это не значит повторения тех же самых событий, но говорит о некоторой структуре или ритме, типа смены дня-ночи или сезонов и общего характера событий.

Основная единица измерений — махакальпа (Великая Кальпа) или великий эон. Точная длина этого периода в годах не была определена точно, но это очень большой период, и измеряется в миллиардах лет если не ещё больше.

Источник

* * *

В некоторых черных дырах время полностью останавливается.

For Fully Mature Black Holes, Time Stands Still
Ссылка (Англ.)

... и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет...

Откровение, глава 10, 6

* * *

Социальные сети.

Facebook как Сеть Индры:
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=8394.0
« Последнее редактирование: 01 ЬРавР 2011, 15:14:02 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #21 : 30 ЮЪвпСап 2010, 12:03:07 »
Как пишет А. Лосев, несмотря на абсолютный объективизм философии Платона, изложенная в «Тимее» космология строится исключительно на понятии вероятности. В этом диалоге мы при желании можем найти предвосхищение ряда идей квантовой механики.

…О том, что лишь воспроизводит первообраз и являет собой лишь подобие настоящего образа, и говорить можно не более как правдоподобно. Ведь как бытие относится к рождению, так истина относится к вере. А потому не удивляйся, Сократ, если мы, рассматривая во многих отношениях много вещей, таких, как боги и рождение Вселенной, не достигнем в наших рассуждениях полной точности и непротиворечивости (29 с-d) …Наше исследование должно идти таким образом, чтобы добиться наибольшей степени вероятности (44 d).

…Я намерен и здесь придерживаться того, что обещал в самом начале, а именно пределов вероятного, и попытаюсь, идя от начала, сказать обо всем в отдельности и обо всем в месте такое слово, которое было бы не менее, а более правдоподобно, нежели любое иное… Прежде достаточно было говорить о двух вещах: во-первых, об основополагающем первообразе, который обладает мыслимым и тождественным бытием, а во-вторых о подражании этому первообразу, которое имеет рождение и зримо… Теперь мне сдается, что сам ход наших рассуждений принуждает нас попытаться пролить свет на тот [третий] вид, который темен и труден для понимания… Это — восприемница и как бы кормилица всякого рождения. Нелегко сказать о каждом из них [четырех элементах], что в самом деле лучше назвать водой чем огнем, и не правильнее ли к чему-то одному приложить какое-нибудь из наименований, чем все наименования, вместе взятые, к каждому, ведь надо употреблять слова в их надежном и достоверном смысле… Положим, некто, отлив из золота всевозможные фигуры, бросает их в переливку, превращая каждую во все остальные; если указать на одну из фигур и спросить, что же это такое, то будет куда осмотрительнее и ближе к истине, если он ответит «золото» и не станет говорить о треугольнике и прочих рождающихся фигурах как о чем-то сущем, ибо в то мгновение, когда их именуют (!), они уже готовы перейти во что-то иное, и надо быть довольным, если хотя бы с некоторой долей уверенности (!) можно допустить выражение «такое» (48 d-50 b)… Здесь-то мы и полагаем начало огня и всех прочих тел, следуя в этом вероятности, соединенной с необходимостью; те же начала, что лежат еще ближе к истоку, ведает Бог, а из людей разве что тот, кто друг Богу (53 d).

У физика, профессионально занимающемся основами квантовой механики, слова Платона «…в то мгновение, когда их именуют, они уже готовы перейти во что-то иное» могут вызвать ассоциации с известным понятием «коллапса волновой функции» в процессе измерения (именования!) и с описывающей этот процесс квантовой теорией измерений, построенной крупнейшим математиком Дж. фон Нейманом. Эта теория представляет собой «конструктивную» математическую форму Боровского принципа дополнительности. Согласно теории фон Неймана, состояние квантовой системы может изменяться двумя способами: либо в процессе «плавной» эволюции в соответствии с основным уравнением квантовой механики — уравнением Шредингера, либо скачком, в процессе измерения.

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #20 : 25 РЯаХЫп 2010, 12:35:19 »
Итак, согласно принципу дополнительности, любая попытка конкретизовать описание реальности приводит к его неполноте и к сужению самого понятия реальности. "Волна" и "частица" - мы обречены интерпретировать реальность в этих терминах, позаимствованных из мира макрообъектов, а остальное "ведает Бог, а из людей разве что тот, кто друг Богу". Стало почти общим местом говорить о параллелях между принципом дополнительности и восточными религиозными и философскими системами, в частности, даосизмом:

    Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей. ... Дао пусто, но, действуя, оно кажется неисчерпаемым. О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей. Если притупить его проницательность, освободить его от хаотичности, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чье оно порождение. Оно предшествует предку явлений (Дао Дэ Цзин 1,4)

(см. также книгу Чжуанцзы, гл.2). Однако такие идеи широко обсуждались и на Западе тысячелетия назад:

    Имена, которые даны вещам земным, заключают великое заблуждение, ибо они отвлекают сердце от того, что прочно, к тому, что не прочно, и тот, кто слышит [слово] Бог, не постигает того, что прочно, но постигает то, что не прочно. Также подобным образом [в словах] Отец, и Сын, и Дух святой, и жизнь, и свет, и воскресение, и церковь, [и] во всех остальных - не постигают того, что [прочно], но постигают, что не прочно, [разве только] познали то, что прочно. [Имена, которые были] услышаны, существуют в мире [для обмана. Если бы они были] в эоне, их и день не называли бы в мире и не полагали бы среди вещей земных. Они имеют конец в эоне.

    Единственное имя не произносится в мире - имя, которое Отец дал Сыну. Оно превыше всего. Это - имя Отца. Ибо Сын не стал бы Отцом, если бы он не облачился во имя Отца. Те, кто обладает этим именем, постигают его, но не произносят его. Те же, кто не обладает им, не постигают его. Но истина породила имена в мире из-за того, что нельзя познать ее без имен. Истина едина, она является множеством, и [так] ради нас, чтобы научить нас этому единству посредством любви через множество (Евангелие от Филиппа 11-12).

Они также затрагиваются в современной аналитической философии:

    То, что мир является моим миром, обнаруживается в том, что границы особого языка (того языка, который мне только и понятен) означают границы моего мира. Мир и жизнь суть одно. ... Субъект не принадлежит миру, а представляет собой некую границу мира. ... О чем невозможно говорить, о том следует молчать (Л.Витгенштейн, Логико-философский трактат).

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #19 : 30 ЬРавР 2010, 13:40:59 »
Вчерашний абсолютный закон проявления материи сегодня становится несостоятельным, поэтому приходится от него отказываться и находить другой. Так вчерашний непримиримый материалист сегодня становится идеалистом. Круг изучения свойств материи экспериментальными науками начинает замыкаться, ибо под действием этих бесконечно разнообразных экспериментов материальная ширма, за которой находится заколдованный терем со своей узницей — Алая-виджняной, становится прозрачной и через нее уже проглядывают контуры этого терема. Если пойти дальше, то можно путем экспериментов и математических описаний раскрыть саму красавицу — Алая-виджняну. Так, видимо, рациональная интуиция великих физиков — Эйнштейна, Гейзенберга и других — с помощью экспериментов и математики уже раскрыла конечную сущность материи как пустоту-шуньяту (stong-nyid). Таким путем не мудрено в конечном итоге приблизить и соединить тонкий эмпирический эксперимент с глубоким религиозно-мистическим опытом.

Б.Д. ДАНДАРОН

МЫСЛИ БУДДИСТА

«ЧЕРНАЯ ТЕТРАДЬ»
 

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #18 : 30 ЬРавР 2010, 03:47:43 »
Яков Кротов: Наша программа посвящена отношениям науки и религии. У нас в гостях профессор Михаил Борисович Менский*, один из крупнейших специалистов по квантовой механике, с которым будет разговор о том, что появление квантовой физики изменило в отношениях науки и религии


Эйнштейн говорил так:

 «Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологий. Охватывая и природу, и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей – и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, это буддизм». Так говорил Эйнштейн.

Так случилось, что я пришел тоже к тому, что буддизм выделил среди других религий, независимо, вот эту цитату Эйнштейна я увидел позднее, когда уже пришел к этому убеждению.


Отсюда

-----------------------------
* Менский Михаил Борисович - доктор физ.-мат наук, профессор, вед. научный сотрудник Физического института им. Лебедева РАН. Область научных интересов - квантовая теория поля, теория групп, квантовая гравитация, квантовая механика, квантовая теория измерений. Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #17 : 29 ЬРавР 2010, 02:20:26 »
 Научно-технический прогресс сам по себе нисколько не препятствует морали и вере, но служит одним из источников их обновления. Если сравнить тяжеловесный рационализм 18 в. и материализм 19 в., которые были открыто враждебны "духовному" или редуцировали его к свойствам "высокоразвитой" материи, то наука 20 в. и, надеемся, 21 в., гораздо более спиритуальна и метафизична. В основе материи открывается непредсказуемость и "свобода" поведения элементарных частиц-волн-вероятностей, а также "музыкальная" вибрация суперструн, расположенных сразу в 10 измерениях. Открываются возможные "петли" во времени и переходы в параллельные миры гиперпространства. Современная наука находит для духовного в мироздании   "пространств инакомерных норы" (О. Мандельштам, "Памяти А. Белого"),  которые традиционная религиозная мысль еще не освоила, да и наша обыденная мораль еще не успела включить в репертуар своих забот и правил.

Михаил Эпштейн
БЕЗ ТЕХНИКИ МЫ НЕ СТАНЕМ АНГЕЛАМИ

(Выдел. автором)

отсюда
« Последнее редактирование: 29 ЬРавР 2010, 12:56:33 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #16 : 28 ЬРавР 2010, 18:00:29 »
Возникновение Вселенной

К началу 20-го века большинство ученых полагало, что Вселенная не имеет ни начала, ни конца. Теория Большого взрыва опровергла это видение. Мир был как бы создан определенное время назад.

Традиционные мифы о сотворении мира по большей части ближе к современной точке зрения, чем к науке более раннего периода.

Даже если предположить, что мир не был создан ex nihilo, из не-бытия (как полагают христианские теологи), и наша Вселенная лишь одна из многих, все равно - наш мир, наша Вселенная имеет начало во времени. И тем самым современная наука воспроизводит древние религиозные мифы.  
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #15 : 15 ЬРавР 2010, 16:53:48 »
Статья о квантовой физике.
Критическая оценка параллелей между квантовой физикой и древними знаниями.



В течение нескольких последних десятилетий начали приобретать популярность взгляды ряда авторов, таких как известный учёный Д. Бом, а также С. Ретиво, Л.Уайт, Ф.Капра и др. Эти авторы находят и анализируют определённые параллели - "сходство между представлениями современной физики и идеями, к которым ещё тысячелетия назад путём созерцания пришли восточные мудрецы." (25) В упрощённом виде эти взгляды представлены в работе Г. Зюкэв (23). В. Лебедев резюмирует их взгляды так: "Современная физика, подойдя столь поздно (своим умом) к глубокой мудрости Востока (в основном к буддизму)..." должна будет перестроиться "в своей гносеологии на методы и концепции буддистского познания истины." (25)


"Субатомная реальность находится за пределами сенсорного восприятия и рационального осмысления, а в существующих теориях рациональность раздвинута так, чтобы включать то, что раньше рассматривалось как нонсенс, или в лучшем случае как парадокс." (30) Копенгагенская Интерпретация утверждает, что та реальность, которая находится "за сценой,... не является такой, какой она выглядит... в нашей мысленной конструкции... Не только физики считают, что мир таков. Они - только новые члены большего сообщества: индуисты и буддисты также придерживаются подобных взглядов". (31)

В основе квантовой механики лежат двенадцать законов сохранения, которые формируют принципы управления физическим миром. Это законы сохранения массы-энергии, момента, спина и сохранения определённых групповых свойств элементарных частиц. Различные законы сохранения имеют общие качества (обратимость, инвариантность), которые с учетом таких свойств пространства как неизменность во всех его точках (гомогенность) и направлениях (изотропность), создают то, что в физике называют законами симметрии. "Нечто является симметричным, если его некоторые аспекты остаются неизменными при различных, изменяющихся условиях. Например, одна половина окружности отражает другую половину независимо от того, как её разрезать... У китайцев имеется сходная концепция. Одна сторона окружности называется "инь", а другая сторона - "янь". Там где инь, там и янь... Там где день, там и ночь. Там где смерть, там и рождение. Концепция инь-янь, которая - очень древний закон симметрии, это - иной способ сказать, что вселенная это - единство, которое находит свой собственный баланс внутри себя." (32)
- Внутри атомного ядра постоянно возникают и моментально исчезают с мгновенным нарушением закона сохранения массы-энергии так называемые виртуальные элементарные частицы. Также они могут возникать и в вакууме, в любой точке вселенной. Р. Фейнеман так описывает движение частиц: "То, что выглядит, как реальный процесс, иначе может рассматриваться как процесс виртуальный, который происходит в течение более длительного времени... Можно представить, что сначала фотон не существовал, затем открылся источник света, затем свет распространился и, наконец, оказался абсорбированным. С этой точки зрения процесс - виртуален, т.е. мы начали в отсутствие фотонов и закончили без них..." (33) "Согласно теории буддизма реальность виртуальна по своей природе. То, что выглядит как реальные объекты ..., фактически - преходящие иллюзии, которые обусловлены ограниченностью знания. Иллюзии заключаются в том, что части общего виртуального процесса это - реальность. Просветление это - такой опыт, в котором вещи, включающие Я, представляют собой переходные виртуальные состояния,... моментальные связи между иллюзиями прошлого и настоящего, раскрывающие иллюзию времени." (34)

- Дзен буддизм имеет технику, называемую "коан". Это - загадка, головоломка, не решаемая логически. Например, "каков будет звук, если хлопнуть в ладоши одной рукой?". Вообще-то, это - бессмыслица, но "парадоксы - типичны для буддистской литературы. Парадоксы это - места, где наше рацио упирается в собственные ограничения." (35) Для сравнения можно обратиться к парадоксам квантовой механики таким, как частица с отсутствующей массой (фотон), или чудеса произвольного взаимопревращения элементарных частиц -, например, отрицательный пи-мезон, сталкиваясь с протоном, распадается, образуя в результате ряда конверсий отрицательный пи-мезон, протон, а также дополнительно отрицательный и положительный пи-мезоны; это как если бы столкнулись два игрушечных автомобиля и, разлетевшись на части, они бы восстановились заново и плюс к этому возникла бы ещё пара автомобилей. "Физика наполнена коанами, т.е. картинами частиц без массы. Является ли совпадением то, что буддисты, рассматривающие реальность внутри себя тысячу лет тому назад, и физики, исследующие внешнюю реальность тысячу лет спустя, - и те и другие обнаружили, что понимание включает преодоление барьера парадокса?"(35), - задаёт вопрос Г.Зюкэв и продолжает,- "Индуистская мифология фактически является широкомасштабной проекцией в психологическую реальность научных открытий микромира. Индуистские божества Шива и Вишну постоянно пребывают в кружении и пляске создания и разрушения вселенных..." (36) "Квантовое представление о том, что все частицы существуют как различные комбинации других частиц, это - опять-таки буддистское видение. Согласно Сутре Цветочной Гирлянды (The Flower Garland Sutra) каждая часть физической реальности состоит из других частей. Там сказано, что в небесах Индры имеется сплетение жемчужин, так расположенных, что если глядеть в одну из них, то видны все остальные. Точно также каждый объект в этом мире не существует сам по себе, но включает каждый иной объект и фактически есть всё остальное." (34)

-Слова Эйнштейна: "Энергия имеет массу и масса представляет энергию" (37) для приверженца идей индуизма и буддизма представляется продолжением западной религиозной культуры, в которой дихотомия материя-энергия уходит, по крайней мере, в Старый Завет, где сказано, что Господь сотворил человека из глины (материя) и вдохнул в него жизнь (энергия). "На Востоке, однако, никогда не было ...путаницы между материей и энергией. Материальный мир это - мир относительный, иллюзорный... Каков он есть реально, невозможно представить в вербальной форме, но в попытках его объяснить восточная литература постоянно говорит о переходящей энергии и переходных непостоянных формах. Это - поразительно похоже на картину физической реальности, отвечающую физике частиц высоких энергий. Буддистская литература не учит чему-либо новому об окружающем мире, но говорит о пелене незнания, окутывающей нас. Возможно, что благодаря этому, неожиданное удовлетворение принёс тот несообразный факт, что масса является только формой энергии." (38) "Известно, что развитие физики высоких энергий и космологии привело к идее эволюции вселенной, идее глубокой связи Метагалактики с происхождением элементарных частиц, связи их устройства с мировыми константами, с устройством Метагалактики. Однако, по Ф.Капре оказывается , что это было давно известно индийским мудрецам." В другом месте Ф.Капра находит параллель между физическим вакуумом и его упоминаниями в Упанишадах, "где утверждается, что... Брахман (буддистская шуньята) это - пустота... Радость воистину - то же, что Пустота. Пустота воистину - то же, что радость." (25) Не меньшую креативность проявляет Д.Бом. Он "идёт далеко вглубь мозга и полагает, что мышление как-то связано с квантовомеханическими процессами в атомах, из которых состоят нейроны, и потому с помощью медитации ... можно получить знание о тайнах микромира..." (39) Г.Зюкэв уточняет: "Если наиболее фундаментальные функции нашей психики... являются квантовыми по природе (глаз, привыкший к темноте, может различать отдельный фотон), тогда регулярные представления о пространстве и времени, возможно, к ним не применимы вовсе (также как, мы знаем, они не работают во сне)." (40)

- В соответствии с общей теорией относительности "то что, что мы считаем планетой с её собственным гравитационным полем, которая вращается вокруг солнца по орбите, созданной его притяжением, на самом деле является так называемым искривлением пространственно-временного континуума, находящим свой простейший путь через пространственно-временной континуум в окрестности так же названного искривления пространственно-временного континуума. Там нет ничего, кроме пространства-времени и движения, и они в свою очередь - одно и то же. Здесь мы видим совершенное представление в исключительно западных терминах наиболее существенного аспекта Таоистской и Буддистской философии." (41) "Относительность временных интервалов иллюстрируется следующим положением буддизма: В этом духовном мире нет деления времени на прошлое, настоящее и будущее, поскольку они сжимаются в единый момент настоящей жизни в её истинном смысле." (39)



23  Gary Zukav, The Dancing Wu Li Masters, Harper Collins Publishers, New York, 2001
24 В.Лебедев, Почему Буддизм не Поможет Науке?, www.lebed.com/1998/art624.htm, с.8
25 См.(24), www.lebed.com/1998/art633.htm,, с.9
26 Max Born, The Restless Universe, New York, Dover, 1951, p.206
27 См.(23), с.232
28 Garrett Birkoff and John von Neumann, "The Logic of Quantum Mechanics", Annals of Mathematics, vol.37, 1936
29 Нans Reichenbach, Philosophic foundations of quantum mechanics – Berkley, Los Angeles, 1944.
30 См.(23), с.96
31 См.(23), с.91
32 См.(23), с.177
33 Richard Feyneman, "Mathematical Formulation of the Quantum Theory of Electromagnetic Interaction" in J. Schwinger (ed.) Selected Papers on Quantum Electrodynamics (Appendix B), New York, Dover, 1958, p.272
34 См.(23), с.262-265
35 См.(23), с.229
36 См.(23), с.241
37 Albert Einstein and Leopold Infeld, The Evolution of Phisics, New York, Simon and Schuster, 1961, p.197
38 См.(23), с.174
39 См.(25), с.10
40 См.(23), с.247
41 См.(23), с.201

(не все ссылки упоминаются в тексте)

* * *

Интервью с видным ученым John Polkinghorne (Джон Полкинхорн), сыгравшим важную роль в открытии кварков.

Среди прочего, затронута тема, обсуждавшаяся на форуме - отличие современной науки от науки более раннего периода.

Квантовая теория и теория хаоса, в отличие от более механического взгляда на мир, внушают мысль о космосе, в котором мы являемся полноценными соучастниками, а не просто частью механизма. Это мир, в котором мы взаимодействуем с космосом, и мы можем поверить, что Бог творчески взаимодействует с создаваемым миром.   


Quantum physics shows, I think, that physics has not proved the closure of the world in terms of its own laws and equations. Physics can’t tell us that the exchange of energy between bits and pieces is the only thing that is going on in the world. Quantum theory, and in a different way chaos theory, have a more subtle picture of the world. If the world were simply mechanical, as people thought in the eighteenth and nineteenth century, it would just be a gigantic piece of cosmic clockwork, and its creator would be an unseen cosmic clockmaker. That’s the creator who just makes the clock and lets it tick away. Quantum theory is something more subtle than that. We can believe a world in which we ourselves interact — we’re not clockwork at all — and we can believe in a world in which God interacts. We can believe in a God who doesn’t just sit and wait for it to happen but is involved in the unfolding of creation.

Отсюда (англ.)

* * *

Совместимость науки и религии
« Последнее редактирование: 04 ЬРп 2012, 06:49:46 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #14 : 14 ЬРавР 2010, 17:04:24 »
По теме:

Наука и Традиция: сходство принципов


Традиция и наука отражают универсальные принципы. Науке, чтобы быть успешной, необходимо отражать реальность. Поэтому можно высказать предположение, что научный подход и принципы Традиции могут иметь параллели.


Математика.

То, что мы теперь называем Традицией, можно возвести через неоплатонизм и Платона (который восхищался Пифагором) к пифагорейству, и, соответственно, к мистике числа. Живший в Греции Пифагор, согласно легендам, обучался в Египте и Персии. Таким образом, он соединил в своем учении мудрость Запада и Востока.

* * *

Метафора традиции - знание науки


Те знания, которые содержатся в Традиции, являются мифами (не в смысле выдумки) и метафорами неких истин, которые позже раскрываются наукой.

Например, таким образом рассматривает историю изгнания из Рая известный ученый и популяризатор науки Карл Саган:

Изгнание из садов Эдема представляется правомерной метафорой некоторых важнейших биологических событий, случившихся в последней стадии эволюции человека. Здесь, должно быть, и скрыта причина популярности этого мифа...


К.Саган. "Драконы Эдема". Рассуждения об эволюции человеческого разума.  

Тема в форуме здесь

* * *

Лауреат Нобелевской премии по физике Чарльз Таунс (Charles Townes) получил премию "за прогресс в духовном познании". Он полагает, что наука и религия в конце концов сольются в нечто единое:

"Различие между наукой и религией носит поверхностный характер. Наука и религия становятся практически неотличимы, если мы взглянем на их истинную природу".


* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

"Наше поколение и два предшествующих только и слышали, что о конфликте между религиозной верой и наукой. До такой степени, что однажды казалось – вторая должна решительно заменить первую.

Но по мере продолжения напряженности становится очевидным, что конфликт должен разрешиться в совершенно иной форме равновесия – не путем устранения, не путем сохранения двойственности, а путем синтеза. После почти двухвековой страстной борьбы ни наука, ни вера не сумели ослабить одна другую. Но совсем даже напротив становится очевидным, что они не могут развиваться нормально одна без другой по той простой причине, что обе одушевлены одной и той же жизнью. В самом деле, ни в своем порыве, ни в своих истолкованиях наука не может выйти за пределы самой себя, не окрашиваясь мистикой и не заряжаясь верой.

<...>

Когда мы рассматриваем, как в развивающемся универсуме, который мы только что начали постигать, временные и пространственные ряды расходятся и развертываются вокруг и позади нас, подобно поверхности конуса, то, может быть, это чистая наука, Но когда мы поворачиваемся к вершине, к целостности и к будущности, то это уже поневоле религия.

Религия и наука – две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить.

Во взаимном усилении этих двух все еще антагонистических сил, в соединении разума и мистики человеческому духу самой природой его развития предназначено найти высшую степень своей проницательности вместе с максимумом своей жизненной силы".

Пьер Тейяр де Шарден
Соединение науки и религии
(из кн. "Феномен человека")

* * * * * * * * *

В конкретных вопросах естествознания наука и традиция не должны конкурировать.

В некоторых случаях, как мы обсуждали выше, возможно, что последователи традиции предчувствуют и предугадывают какие-то общие (философско-мировоззренческие) положения, которые наука открывает позже. Но вряд ли речь идет о конкретных открытиях. Или же такие случаи, если и происходят, редки, случайны и, скорее всего, не соответствуют критериям научного открытия. Например, Дж. Руми приписывают иногда "предчувствие" теории эволюции из-за поэтического текста "Я умер как минерал и стал растением, Я умер как растение и поднялся до животного.....".* Но если предчувствие и было, оно, конечно же, не может быть квалифицировано как научное открытие сравнимое с вкладом Ч. Дарвина.

--------------------------
* Вот этот текст Руми:

Я умер как минерал и стал растением,
Я умер как растение и поднялся до животного.
Я умер как животное, и я стал Человеком.
Чего же мне бояться? Когда я терпел ущерб от умирания?
Теперь еще раз я умру как Человек, чтобы воспарить
С блаженными ангелами; но даже ангельское состояние
Я должен миновать: исчезает все, кроме Бога.
Когда я пожертвую своей ангельской душой,
Я стану тем, о чем не может помыслить разум.
О, пусть я прекращу существование! Ибо
He-существование
Возвещает трубами органа: "К Нему мы вернемся!".


Отсюда
« Последнее редактирование: 14 ЬРавР 2010, 17:46:08 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #13 : 14 ЬРавР 2010, 14:56:34 »
[А.Эйнштейн о соотношении науки и религии]
(Цитаты с сайта скептиков, так что непредвзятость по отношению к религии гарантируется :)


 Прийти к соглашению относительно того, что мы понимаем под наукой, не составляет труда. Наука - это вековое стремление путём систематического размышления привести воспринимаемые явления к возможно более всесторонним ассоциациям. Грубо говоря, это попытка постериорной реконструкции сущего путём процесса концептуализации. Но когда я спрашиваю себя, что такое религия, я не могу ответить на этот вопрос так же просто. И даже найдя ответ на этот вопрос, который удовлетворяет меня в какой-то момент, я остаюсь при убеждении, что я никогда, ни при каких обстоятельствах не сведу вместе, даже в малейшей степени, всех, кто серьёзно размышлял над этим вопросом.

Прежде всего, вместо вопроса о том, что такое религия, я бы предпочёл спросить, что характеризует стремления человека, который кажется мне религиозным. Религиозно просвещённый человек представляется для меня человеком, который в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощён мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера. Мне кажется, что важна сила сверхличностного содержания и глубина убеждения в его всемогущей значимости безотносительно от того, делалась ли попытка объединить это с божественным Существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Соответственно, религиозная личность блаженна в том смысле, что у неё нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных объектов и целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются. Они существуют как факт, с той же необходимостью, что и он сам. В этом смысле религия является вековой попыткой человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние.

Если религию и науку постигать в соответсвии с этими определениями, конфликт между ними невозможен. В науке можно только удостовериться о том, что есть, но не о том, что должно быть. Религия, с другой стороны, имеет дело только с оценками человеческих мыслей и поступков. Она не может обоснованно говорить о фактах и взаимоотношениях между ними. В этой интерпретации известные в прошлом конфликты религии и науки следует приписать неспособности понять описанную ситуацию.

Например, конфликт, связанный с тем, что религиозные круги настаивают на абсолютной достоверности всего, что написано в библии. Это означает, что религия вторгается в сферу науки. Именно это происходило, когда церковь боролась против учений Галилея и Дарвина. С другой стороны, представители науки часто делали попытки добиться фундаментальной оценки человеческих ценностей и целей на основе научного метода и тем самым ставили себя в оппозицию к религии. Все эти конфликты происходили в результате фатальных ошибок.

Теперь, даже хотя сферы религии и науки сами по себе ясно разграничены, между ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость. Хотя религия может служить тем, что определяет цели, она тем не менее научилась у науки, в широком смысле, какие средства приведут к достижению целей, которые она наметила. Но наука может развиваться только теми, кто полностью впитал в себя стремление к истине и пониманию. Это стремление, однако, проистекает из сферы религии. К ней же принадлежит вера в возможность, что правила, пригодные для мира сущего, рациональны, то есть доступны разуму. Я не могу представить себе подлинного учёного без этой глубокой веры. Эту ситуацию можно выразить афоризмом: наука без религии хрома, религия без науки слепа.

А.Эйнштейн.

[A. Einstein, Science and Religion, in: Out of My Later Years, The Citadel Press, Secaucus, New Jersey, 1956, pp. 21-30]

Отсюда


* * *

Беседа А.Эйнштейна с Рабиндранатом Тагором о природе Реальности.


* * *

Эйнштейн. Если говорить о том, что вдохновляет современные научные исследования, то я считаю, что в области науки все наиболее тонкие идеи берут свое начало из глубоко религиозного чувства и что без такого чувства эти идеи не были бы столь плодотворными. Я полагаю также, что та разновидность религиозности, которая в наши дни ощущается в научных исследованиях, является единственной созидательной религиозной деятельностью в настоящее время, ибо ныне вряд ли можно считать, что и искусство выражает какие-то религиозные инстинкты.


Эйнштейн. Если говорить о научной истине в целом, то необходимо развивать творческие способности и интуицию. Все здание научной истины можно возвести из камня и извести ее же собственных учений, расположенных в логическом порядке. Но чтобы осуществить такое построение и понять его, необходимы творческие способности художника. Ни один дом нельзя построить только из камня и извести. Особенно важным я считаю совместное использование самых разнообразных способов постижения истины. Под этим я понимаю, что наши моральные наклонности и вкусы, наше чувство прекрасного и религиозные инстинкты вносят свой вклад, помогая нашей мыслительной способности прийти к ее наивысшим достижениям. Именно в этом проявляется моральная сторона нашей натуры - то внутреннее стремление к постижению истины, которое под названием amor intellectualis так часто подчеркивал Спиноза.

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #12 : 13 ЬРавР 2010, 23:14:25 »
"Если мы спросим, например, постоянно ли
нахождение электрона, нужно сказать "нет",
если мы спросим, изменяется ли местонахожде-
ния электрона с течением времени, нужно ска-
зать "нет", если мы спросим, неподвижен ли
электрон, нужно сказать "нет", если мы спро-
сим, движется ли он, нужно сказать "нет"
{61.42].

Мир, как в восприятии атомного физика, так и во-
сточного мистика, лежит вне узких рамок противопо-
ложных понятий. Поэтому слова Оппенгеймера кажут-
ся мне отголоском Упанишад:
"Оно движется. Оно не движется.
Оно далеко, оно близко.
Оно внутри всего этого,
И оно вне всего этого".

"Иша Упанишада", 5


* * *

   Понятие  дополнительности  прочно  заняло  свое место в
мировоззрении  современной   физики;   Бор   часто   высказывал
предположение  относительно  того,  что это понятие может найти
хорошее применение и за ее пределами. И действительно,  понятие
дополнительности  уже  две  с  половиной  тысячи лет тому назад
играло очень важную роль в древней китайской философии, которая
исходила  из  того,   что   противоположные   понятия   связаны
отношениями   полярности,   или   дополнительности.   Китайские
мыслители обозначали  дополнительность  противоположностей  при
помощи  ИНЬ  и  ЯН,  двух архетипических начал, рассматривая их
динамическое чередование в  качестве  содержания  всех  явлений
природы и психологических ситуаций.

        Нильс   Бор   хорошо   знал  о  том,  что  его  понятие
дополнительности  имеет  соответствие  в  китайской  философии.
Посетив Китай в 1937 году, когда его трактовка квантовой теории
была уже полностью разработана, он был глубоко поражен тем, что
в  древней  китайской  философии  существовало  представление о
полярных противоположностях: это обстоятельство оказало на него
сильное воздействие, и впоследствии  его  интерес  к  восточной
культуре   никогда  не  угасал.  Через  десять  лет  Бору  было
пожаловано  дворянское  достоинство  в   знак   признания   его
выдающихся  научных  достижения  и важного участия в культурной
жизни Дании, и когда ему нужно было избрать  какой-либо  символ
для  его  герба,  его  выбор  пал  на  китайский символ ТАИЦЗИ,
который   выражает   соотношение   между   противопоставленными
первоначалами  ИНЬ  и  ЯН. Выбирая этот символ для своего герба
вместе   с    изречением:    "Contraria    sunt    complementa"
("Противоположности  дополняют  друг друга"), Нильс Бор признал
существование глубокого единства древней восточной  мудрости  и
современной западной науки.

* * *

Для  того,  чтобы заставить ученых и философов признать, что законы геометрии  не
присущи природе изначально, а обязаны формулированием человеку,
нужен был "целый" Эйнштейн. По словам Генри Маргенау,

"Основное открытие теории относительности
заключается в том, что геометрия...--продукт
деятельности интеллекта. Только при условии
признания этого факта наш рассудок может
отказаться от устаревших представлений о вре-
мени и пространстве, исследовать возможности
их нового определения и избрать ту формули-
ровку, которая не противоречит наблюдениям"
{68,250].


        В  отличие  от  греческой,  восточная  философия всегда
утверждала, что пространство и время--порождение ума. Восточные
мистики  относятся  к  ним  точно   так   же,   как   ко   всем
интеллектуальным  понятиям--как к относительным, ограниченным и
иллюзорным. Так, в одном из буддийских сочинений говорится:

"О монахи, Будда учил, что... прошлое, бу-
дущее, физическое пространство... и личность.
все это--лишь имена, формы мышления, об-
щеупотребительные слова, попросту искусствен-
ная, вымышленная действительность" {59,198}.

* * *

   Чем больше мы будем изучать религиозные  и  философские
трактаты индусов, буддистов и даосов, тем более очевидным будет
тот  факт,  что  все  они  описывают  мир  в терминах движения,
текучести  и  изменчивости.  Динамический  характер   восточной
философии    представляется   нам   одной   из   важнейших   ее
особенностей.  Восточные  мистики  воспринимают  Вселенную  как
неразрывную  сеть, переплетения которой носят не статический, а
динамический характер. Эта космическая  сеть  наделена  жизнью,
она  непрестанно  движется,  растет  и  изменяется. Современная
физика, в конечном итоге, тоже пришла к восприятию мира в  виде
своеобразной   сети   взаимоотношений   и,  подобно  восточному
мистицизму, постулирует внутреннюю динамичность  этой  сети.  С
динамическим  аспектом  материи  мы  сталкиваемся  в  квантовой
теории, описывающей  двойственную  природу  субатомных  частиц,
одновременно  обладающих  свойствами  частиц  и  волн, и, в еще
большей степени,-- в теории относительности, в которой единство
пространства и времени, как мы  увидим  далее,  предполагается,
что  материя не может существовать вне движения. Следовательно,
свойства субатомных частиц можно объяснить только  в  контексте
динамической  картины  мира,  то  есть  в терминах перемещений,
взаимодействий и преобразований.

*

Динамическое   мировоззрение   восточных   мистиков   и
современных   физиков   исключает   возможность   существования
каких-либо  устойчивых  форм,  а  также  какой  бы  то  ни было
материальной  субстанции.  Основными  составляющими   Вселенной
являются    динамические    паттерны    --   преходящие   этапы
"нескончаемого  тока  преобразований  и   видоизменений",   как
говорил Чжуанцзы.


отсюда

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Нелокальность и Сеть Индры
« Ответ #11 : 13 ЬРавР 2010, 14:45:56 »
 В 1964  д-р  Джон С. Белл опубликовал один опыт, который до сих пор  не
дает покоя физикам. Белл вроде бы доказал,  что  квантовые эффекты  являются
"нелокальными" в бомовском смысле;  то есть  они наблюдаются не просто здесь
или  там,  а  там  и здесь одновременно.  На  первый взгляд это  значит, что
пространство  и  время  реальны только для наших животных  органов чувств; в
действительности же они не реальны.


     Этот  отрывок  напоминает мне о  Сети Индры из индуистской мифологии --
огромной  сети,  распространяющейся  на  всю  вселенную,  вертикальные линии
которой представляют время, а горизонтальные -- пространство. В  каждом узле
этой сети находится бриллиантовая бусина -- символ одиночного существования.
Сверкающая поверхность каждой бусины отражает не только каждую другую бусину
всей Сети  Индры,  но и  каждое  отражение  каждого отражения каждой  другой
бусины в каждой отдельной бусине -- бесчисленные, бесконечные отражения друг
друга.

Отсюда

* * *

Сеть Индры. «В Небесах Индры есть сеть из жемчужин, так расположенных, что если вы посмотрите в одну из них, то увидите все остальные, отраженные в ней. Подобным образом каждая вещь в мире не существует просто сама по себе, но неким образом включает в себя любую другую, и, фактически является ею». Сутра Гирлянды Цветов.

* * *

Сеть Индры используется в книге "Гедель, Эшер, Бах" как метафора для сложной сети, формируемой отношениями между объектами внутри системы - включая социальные сети.
 
Hofstadter uses Indra's Net as a metaphor for the complex interconnected networks formed by relationships between objects within a system—including social networks, the interactions of particles, and the "symbols" which stand for ideas within a brain or intelligent computer. Википедия (Речь идет о книге Gödel, Escher, Bach)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Кризис наблюдается и в системах истины, в том числе и в науке, которая достигла такого высокого уровня развития, что многие ее концептуальные, методологические и гносеологические трудности усматриваются в кризисе традиционных концепций и представлений европейской цивилизации. Одним из выходов из сложившейся ситуации считается обращение к архаическим концептуальным кладовым, к построениям древней мифологии, к сокровищницам древневосточной мудрости. Здесь проявляются диалектика традиции и новации в развитии науки, ибо концепции, структуры и модели древней мудрости, переплавленные в горниле научного творчества, превращаются в новые оригинальные идеи. Не случайно одна из тенденций науки XX столетия проявляется в интересе ученых, занимающихся физикой элементарных частиц, космологией, биологией, психологией, биогеохимией и др. (В.И. Вернадский, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, Э. Шредингер, Б. Ренш, Дж. Чу, М. Гелл-Ман и др.) к традициям древневосточных культур, к мировоззренческим и гносеологическим идеям восточных мудрецов. Известно, что крупнейшие ученые современности стремились и стремятся найти аналогии и параллели в традициях и мировоззренческих установках восточной мудрости, чтобы сформулировать новые идеи, позволяющие синтезировать экспериментальные и теоретические данные своих сфер исследований.

Однако растущий интерес к аналогиям между идеями новейшей науки и идеями восточной мудрости у некоторых ученых вызван не только их творческими поисками в отдельных отраслях знания, но и стремлением к созданию целостной картины мира, т.е. к формированию новой парадигмы познания. Призыв к построению новой познавательной парадигмы громче всего раздается в современной физике. Известный физик В. Паули пишет, что «...наша эпоха достигла точки, в которой рационалистическая позиция пришла к кульминации своего развития и воспринимается как весьма узкая». Все чаще именно физики обращают внимание на стиль познания, который возник в кругу восточных культур, в качестве потенциального источника вдохновения при создании новой парадигмы. Физик Ф. Каира считает, что новое видение действительности будет «...основано на осознании принципиальной взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений — физических, биологических, психологических, социальных и культурных». Наиболее существенным здесь является тот факт, что впервые в истории человечества осознание необходимости построения новой парадигмы мышления упреждает ее появление.

К осознанию того факта, что европейская цивилизация претерпевает глубокую культурную трансформацию, которая состоит в «смене парадигм», приходят и представители других научных дисциплин. Российский филолог и культуролог С.С. Аверинцев считает, что существующее противопоставление мифологической и рационалистической культур уже недостаточно для описания истории культуры и построения целостной картины мира. Поэтому он вводит третий тип культурного сознания — метафизический, противоположный и мифологическому, и рационалистическому. Иными словами, в последнюю треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно характеризовать как глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #9 : 13 ЬРавР 2010, 09:07:47 »
РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ИДЕИ ЦЕЛОСТНОСТИ

"Итак, уилеровская модель “соучаствующей Вселенной”, бомовская голодинамическая космология, капровская интерпретация микромира ведут к тезисам о невозможности провести различие между внутренним и внешним, субъектом и объектом, об их фундаментальном единстве при ведущей роли сознания, которое находится вне эмпирического пространства — времени и охватывает всю Вселенную. Эти взгляды возникли на основе прямого обращения к эзотерической, религиозно-мистической традиции в философских учениях Востока и Запада. Нейроголографическая концепция К. Прибрама, голокосмическая парадигма Д. Бома интерпретируются как современный эквивалент Брахмана Веданты и Упанишад, Пуруши и Пракрити санкхья-йоги, Дхармы буддизма, Дао даосизма, Единого Платона и Плотина, Природы Спинозы".

* * *

Написано в критическом ключе.

Текст здесь
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Современная наука и традиционные знания
« Ответ #8 : 12 ЬРавР 2010, 22:32:17 »
Гл. 6. Общедоступное введение в естественно-научное мышление

Современному естественно-научному мышлению было бы ближе всего представление, содержащееся в уже упоминавшемся фундаментальном воззрении веданты, пусть лишь в качестве частного высказывания общедоступного характера, а именно: процесс размножения, в результате которого поколения предков последовательно переходят друг в друга, представляет собой не перерыв в физической и духовной жизни, а всего лишь перетяжку, сужение ее. Поэтому сознание единиченого индивидуума может утверждать идентичность с одним из своих предков, подобно тому как это происходит с моим собственным сознанием до и после глубокого сна.

Эрвин Шредингер. Мой взгляд на мир.М.2009. Стр.37
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100